СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МКОУ «Сиртичская СОШ», МР «Табасаранский район» Открытый урок химии в 9 классе по теме: «Гидролиз солей» Разработал и провел урок - учитель биологии и химии Шихбабаев Артур Шихбабаевич

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая цель: создание условий для усвоения  знаний учащихся о процессе гидролиза солей,  гидролизе органических веществ  и  их сущность.

Задачи урока:

Образовательные: Сформировать представление о процессе гидролиза солей, гидролизе органических веществ и их сущности.

Развивающие: Развивать: учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, справочных таблиц,  наблюдаемых процессов;

Воспитательные: Совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность.

Планируемые результаты

Предметные: знать и понимать: физическую и химическую теорию растворов; насыщенные и ненасыщенные растворы; типы концентрации растворов, понятие гидролиза.

Метапредметные: Уметь распознавать растворы кислот и щелочей практическим путём.

Личностные: Определение сущностных характеристик изучаемых реакций; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации.

Просмотр содержимого документа
«МКОУ «Сиртичская СОШ», МР «Табасаранский район» Открытый урок химии в 9 классе по теме: «Гидролиз солей» Разработал и провел урок - учитель биологии и химии Шихбабаев Артур Шихбабаевич»

МКОУ «Сиртичская СОШ»,

МР «Табасаранский район»


Открытый урок химии в 9 классе

по теме: «Гидролиз солей»

Разработал и провел урок - учитель биологии и химии

Шихбабаев Артур Шихбабаевич



Дидактическая цель: создание условий для усвоения знаний учащихся о процессе гидролиза солей, гидролизе органических веществ и их сущность.

Задачи урока:

Образовательные: Сформировать представление о процессе гидролиза солей, гидролизе органических веществ и их сущности.

Развивающие: Развивать: учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, справочных таблиц, наблюдаемых процессов;

Воспитательные: Совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность.

Планируемые результаты

Предметные: знать и понимать: физическую и химическую теорию растворов; насыщенные и ненасыщенные растворы; типы концентрации растворов, понятие гидролиза.

Метапредметные: Уметь распознавать растворы кислот и щелочей практическим путём.

Личностные: Определение сущностных характеристик изучаемых реакций; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации.

Средства обучения: Компьютер, мультимедийное сопровождение, оборудование и реактивы для демонстрационного эксперимента и эксперимента учащихся, справочная таблица «Растворимость оснований, кислот, солей в воде», видеоролик.

Методы обучения: Проблемно-поисковый, практический, объяснительно- иллюстративный

Способы мотивации учения: Связь темы с повседневной жизнью. Влияние гидролиза на процесс геологической, химической и биологической эволюции планеты. Межпредметные связи: география, биология.

Ход урока:

Этап 1. Организационный

Учащийся зачитывает стихотворение о воде, одновременно просматривается учащимся видеоролик. Учитель задаёт вопрос: почему было прочитано данное стихотворение?

Стихотворение (читает ученик полностью наизусть)

Безбрежная ширь океана,

И тихая заводь пруда

Струи водопада

И брызги фонтана

А в сущности только вода

Этап 2. Разминка.

Дайте определение следующим понятиям и ответьте на вопросы.

Электролиты, электролитическая диссоциация, кислоты, основания, соли,

Катион, анион, индикатор, водородный показатель, назовите формулы сильных оснований, назовите формулы слабых оснований, назовите формулы сильных кислот, назовите формулы слабых кислот.

- По какому признаку эти вещества классифицируют на сильные и слабые?

- Какие ионы образуются при диссоциации оснований?

- Какова среда раствора в данном случае?

- Какие ионы образуются при диссоциации кислот?

- Какова среда раствора?

Этап 3. Актуализация субъектного опыта

Создание проблемной ситуации.

Химический эксперимент

(работа проводиться в группах)

Перед вами три пробирки, в которых растворы кислоты, щелочи, дистиллированная вода, водопроводная вода. Подтвердим ваши ответы экспериментом. При работе не забывайте о правилах ТБ при обращении с химическими веществами.

  1. Возьмите пробирку № 1 с раствором воды опустите в неё универсальную индикаторную бумагу.

  2. Отметьте цвет индикаторной бумаги, сделайте вывод.

  3. Возьмите пробирку № 2 с раствором кислоты опустите в неё универсальную индикаторную бумагу.

  4. Отметьте цвет индикаторной бумаги, сделайте вывод.

  5. Возьмите пробирку № 3 с раствором щёлочи опустите в неё универсальную индикаторную бумагу.

  6. Отметьте цвет индикаторной бумаги, сделайте вывод.

Какова окраска универсальной индикаторной бумаги в пробирках?

Результаты реакций в 1-3 пробирках мы легко можем объяснить. А как объяснить слабощелочную реакцию среды в пробирке с водопроводной водой?

Вспомним, в чем различие дистиллированной воды и воды водопроводной. Значит, окраску лакмуса обуславливает наличие в воде растворенных солей.

Это явление – гидролиз солей в водных растворах, и ему мы посвятим сегодняшний урок.

Изменения цвета универсальной индикаторной бумаги в растворах

кислот и щелочей.


Название

Окраска  индикатора  в  среде


Кислая

[H+] [OH-]

рН

Нейтральная

[H+] = [OH-]

рН = 7

Щелочная

[OH-] [H+]

рН 7

Лакмус

красный

фиолетовый

синий

Фенолфталеин

бесцветный

бесцветный

малиновый

Метилоранж

розовый

оранжевый

желтый


И так, запишите тему урока: гидролиз солей

Этап 4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Рассмотрим название явления «гидролиз». Данный термин состоит из двух составных частей от греческого «гидро» – вода, «лизис» – разложение. Дословно, гидролиз – разложение водой. Думаю, к концу занятия нам удастся сформулировать полное определение понятия «гидролиз».

Лабораторная работа: «Определение среды растворов в солях»

Учащиеся работают в парах по инструктивной карточке. Учащиеся самостоятельно делают выводы и записывают реакции гидролиза солей.

В 3 пробирках находятся вещества: растворы AICI3, Na2CO3, NaCI. Учащиеся, используя универсальную индикаторную бумагу, исследуют растворы этих веществ. Как видите, в первой пробирке среда – кислая пробирке хлорид алюминия (РН меньше 7) во второй – карбонат натрия (РН больше 7) – щелочная, в четвёртой (РН = 7) – хлорид натрия нейтральная. Следовательно, можно сделать вывод, что

в первой пробирке присутствуют Н+, во второй пробирке ОН-, в третьей пробирке Н+ и ОН-. Попробуем разобраться, что же произошло.Вода, как вы знаете, является слабым электролитом и диссоциирует на положительные ионы водорода и гидроксид-ионы.

H 2O H+ + OH-

Мы знаем, что соли – производные кислот и оснований.

Растворимая соль в воде диссоциирует на составляющие ее ионы.

Хлорид алюминия – соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, диссоциирует следующим образом

Al(NO3)3 Al3+ + 3NO3-

О чевидно, что в растворе данной соли противоположно заряженные ионы объединятся. Al3+ + 3NO3- + H+ + OH- Al OH2- + H+ + 3NO3-

Катионы алюминия прочно связывают гидроксид-ионы, так как гидроксид алюминия слабое основание и не подвергается диссоциации.

Хлорид-ионы не могут быть связаны с катионами водорода, так как азотная кислота – сильная и диссоциирует полностью.

В результате – в растворе избыток катионов водорода, вследствие этого – среда раствора кислотная.

Al(NO3)3



Al(OH)3 HNO3

слабое основание сильная кислота

[OH]- H]+

Кислотная среда

Для того, чтобы записать уравнение гидролиза, воспользуемся памяткой.

  1. Определим состав соли:

Al(NO3)3

сл. осн с. к-та

2. Возьмем ион слабого электролита и напишем уравнение его взаимодействия с составными частями воды:

A l3+ + HOH AlOH2+ + H+

3. На основании краткого ионного уравнения напишем молекулярное уравнение. Исходные вещества известны – соль и вода, продукты гидролиза составим, связывая образовавшиеся ионы с теми ионами соли, которые не участвуют в гидролизе:

A l(NO3)3 + H2O AlOH(NO3 )2 + HNO3

Одним из продуктов данной обменной реакции является основная соль.

Сформулируем вывод:

Раствор соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислотную реакцию, так как в растворе избыток катионов водорода.

Карбонат натрия – соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой, диссоциирует следующим образом

N a2CO3 2Na+ + CO32-


Карбонат-ионы прочно связывают катионы водорода, так как угольная кислота слабая.

Катионы натрия не могут быть связаныгидроксид-ионами, так как гидроксид натрия – сильное основание и диссоциирует полностью.

2 Na+ + CO32- + H+ +OH- HCO3-+ 2Na+ + OH-

В результате в растворе избыток гидроксид-ионов, вследствие чего среда щелочная.

Na2CO3


NaOH H2CO3

сильное основание слабая кислота

[OH]- [H]+

Щелочная среда

В оспользовавшись памяткой, самостоятельно составьте молекулярное уравнение гидролиза карбоната натрия.

C O32- + H++OH- HCO3- + OH-

N a2CO3 + H2O NaHCO3 + Na OH

Одним из продуктов данной обменной реакции является кислая соль.

Сформулируем вывод:

Раствор соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную реакцию, так как в растворе избыток гидроксид-ионов.

Хлорид натрия – соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой.

N aCl Na+ + Cl-

H 2O H+ + OH-

Хлорид натрия гидролизу не подвергается, так как в составе соли нет иона, который мог бы при взаимодействии с водой образовывать слабый электролит.

NaCl



NaOH HCl

сильное основание сильная кислота

[OH]- ═ [H]+

Среда нейтральная


N aCl + H2O


Сформулируем вывод:

Раствор соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой, имеет нейтральную реакцию, так как в растворе равное количество катионов водорода и гидроксид-ионов.

Этап 5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала

Можно ли по составу соли сделать заключение о возможности ее гидролиза? Это возможно с помощью таблицы растворимости. Нерастворимые соли гидролизу практически не подвергаются. Если соль в воде растворима, то следует выяснить, входит ли в ее состав катион, отвечающий слабому основанию, или анион, отвечающий слабой кислоте.

Выполнение тестового задания. 1 вариант

  1. Гидролиз солей – это:

А) обменная реакция соли с водой;

Б) растворение соли в воде;

В) диссоциация соли в воде.

2. Сущность гидролиза заключается:

А) в диссоциации молекул соли на ионы;

Б) в образовании слабодиссоциирующих веществ;

В) в образовании молекул сильных электролитов.

3. Раствор нитрата магния Mg(NO3)2 имеет

А) кислотную среду;

Б) щелочную среду;

В) нейтральную среду.

а) аминокислота б) глюкоза в) глицерин г) фосфорная кислота

4. В результате гидролиза жиров в организме человека образуются:

а) аминокислоты и жирные кислоты б) глицерин и жирные кислоты в) глицерин и глюкоза г) глюкоза

5. Гидролиз белка протекает:

а) в желудке

б) в кишечнике

в) в ротовой полости

г) в толстой кишке

Выполнение тестового задания. 2 вариант

  1. Гидролиз солей – это:

А) растворение соли в воде;

Б) обменная реакция соли с водой;

В) диссоциация соли в воде.

2. Сущность гидролиза заключается:

А) в диссоциации молекул соли на ионы;

Б) в образовании молекул сильных электролитов;

В) в образовании слабодиссоциирующих веществ.

3. Раствор фосфата калия K3PO4 имеет

А) кислотную среду;
Б) щелочную среду;
В) нейтральную нейтральную среду.

4. В результате гидролиза белков в пищеварительном тракте человека образуется: а) аминокислота б) глюкоза в) глицерин г) фосфорная кислота

5. Хлорид натрия имеет среду раствора:

а) кислую б) щелочную в) слабокислую г) нейтральную

7. В ротовой полости гидролизу подвергается:

а) крахмал,

б) жир,

в) белок.

Этап 8. Рефлексия.

1. Ваше отношение к сегодняшнему уроку?

2. Чему новому Вы научились на уроке?

3. Какие ранее полученные знания Вы использовали на уроке?



Итоговая контрольная работа по теме:

«ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ».

Вариант № 1

1.Допишите уравнения реакций, протекающих до конца. Составьте к ним полные и краткие ионные уравнения реакций.

а) ZnCl2 + Ba(OH)2 → б) AgNO3 + KCl→

в) H2SO4 + Ca(OH)2 → (6 баллов)

2. Приведите полные ионные и молекулярные уравнения реакций, соответствующие сокращенным ионным уравнениям:

а) ZnO + 2H+ = Zn2+ + H2O, б) ОН- + H+ = H2O,

в) Ag+ + Cl = AgCl , (6 баллов)

3.Осуществить превращения и определить тип реакций. (2 балла за уравнение). Zn → ZnO → ZnSО4→ВаSО4.

4 . Раствор хлорида железа (III) массой 200 г и массовой долей10% смешали с гидроксидом натрия. Вычислите массу образовавшегося осадка? (6 баллов)

Вариант № 2

1. Допишите уравнения реакций, протекающих до конца. Составьте к ним полные и краткие ионные уравнения реакций.

а) HNO3 + Ba(OH)2 → б) CuCl2 + Ca(OH)2

в) FeSO4 + NaOH → (6 баллов)

2. Приведите полные ионные и молекулярные уравнения реакций, соответствующие сокращенным ионным уравнениям:

Al3+ + 3OH- = Al(OH)3 OH- + H+ = H2O

CO32- + 2H+ = H2 О + CO2 (6 баллов)

3. Осуществить превращения и определить тип реакций. (2 балла)

С → СО2 → Nа2СО3 → СaСО3 (6 баллов)

4. Задача. Раствор хлорида меди (II), массой 160 г и массовой долей 20% смешали с гидроксидом натрия. Вычислите массу образовавшегося осадка? (6 баллов)

рекомендации

Учащиеся, в начале обучения химии, в силу своих возрастных и индивидуальных особенностей, имеют, выражено разные интенсивность и степени усвоения. Если в процессе обучения не соблюдать особенности учащихся, вид восприятия и развития, невозможно обеспечить оптимальные темп и уровень усвоения учебного материала.

Психологи утверждают, что 9 класс – пик эмоциональной неуравновешенности. Это может приводить к ухудшению дисциплины, особенно на последних уроках или после контрольных работ. Возрастает обидчивость, раздражительность. Даже незначительное замечание нередко приводит к бурной реакции.

В основу модернизации образования на первое место ставится постепенное изменение образовательного мировоззрения. Это долговременная задача, которая в первую очередь затрагивает педагогов, от которых общество давно отвернулось, и детей, у которых сложилось устойчивое мнение, если родители состоятельные, то беспокоиться ни о чём им не следует. Понадобятся педагоги, владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, являющиеся профессионалами во всех областях своей деятельности, способные помочь детям найти себя в будущем. Естественно, нужно значительно повысить социальный статус учителя и строго придерживаться правовых норм проведения ЕГЭ и ГИА.

Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса. При введении ФГОС должна быть организована широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей. При этом образовательные учреждения должны стать основными площадками проведения работы с общественностью, в первую очередь с родителями, по разъяснению необходимости введения ФГОС, его требований, механизмов введения, ожидаемых результатов.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!