СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гидролиз (конспект урока)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для профильного класса, и расчитан на использование оборудования центра "Точка роста".

Просмотр содержимого документа
«Гидролиз (конспект урока)»

Открытый урок химии в 11 классе (профиль)

Тема: Гидролиз

11 класс, профильный, высокий уровень подготовки, по быстроте и активности мышления работают в течение всего урока

Место урока: первый урок в теме.

Цель: дать систему знаний по теме гидролиз

Задачи:

познакомить с понятием гидролиз,

рассмотреть его механизм

изучить взаимосвязь между составом солей и средой их раствора.

Формировать самостоятельность мышления

Развитие практических навыков в ходе эксперимента

Планируемый результаты:

Предметные:

Понимать механизм гидролиза

Осознавать взаимосвязь состава соли и рН среды раствора

приобрести навык инструментального определения рН среды.

Метапредметные:

Познавательные:

Умение анализировать состав солей

Устанавливать причинно следственные связи

Коммуникативные:

Умение работать в группе

Выслушивать мнение одноклассников

Регулятивные:

Умение делать выводы на основе проведенного анализа и данных эксперимента

Личностные:

Умение оценивать свою работу (рефлексия)

Тип: изучения нового материала

Формы индивидуальная, групповая, фронтальная

Методы: по источнику информации, словесные, практические; по познавательной деятельности: проблемный; по дидактическим функциям: восприятие; по логике: индуктивный (от простого к сложному)

Задания: направлены на формирование планируемого результата


Ход урока:

Здравствуйте ребята.

Вы изучаете химию не первый год и уже много знаете. Напомните мне что такое электролиты.

Электролиты – вещества которые проводят электрический ток.

Электролиты бывают сильными и слабыми. Давайте распределим следующие вещества на группы подчеркните сильные электролиты в данном списке: HNO3, Fe(OH)3, H3PO4, NaOH, KOH, H2SO3, NH4OH, HF, H2S, HClO2, H2SeO4, HClO3, H2SO4, Ba(OH)2, H3BO3, вода, Al(OH)3, HNO2, Zn (OH)2, HBrO, НСlO4, HBr, НI, HCl, H2CO3, Ca(OH)2, H2SiO3, HMnO4, HIO3, HCIO, HBrO3, HCN,

Давайте вспомним какой может быть среда раствора

Кислая щелочная нейтральная

В растворе кислоты

Кислая

В растворах оснований

Щелочная

В растворах солей

Нейтральная?

Исследуйте на практике

Измеряем рН универсальной индикаторной бумагой и датчиком

Соляная кислота HCl

Гидроксид натрия NaOH

Хлорид натрия NaCl

Все идет по плану, предлагаю посмотреть растворы других солей

Хлорид алюминия AlCl3

Карбонат натрия Na2CO3

Ацетат калия CH3COOK

Карбонат аммония (NH3)2CO3

Что же пошло не так?

Запишите уравнения диссоциации рассмотренных веществ и объясните за счет чего изменяется среда раствора

HCl  H+ + Cl-

Среда кислая за счет ионов водорода

NaOH  Na+ + OH-

Среда щелочная за счет гидроксид ионов

NaCl  Na+ + Cl-

Среда нейтральная гидроксид ионы и ионы водорода отсутствуют

Пока всё хорошо и соответствует измерениям

AlCl3  Al3+ + 3Cl-

Na2CO3  2Na+ + CO32-

CH3COOK  К+ + CH3COO-

(NH3)2CO3  2NH3+ + CO32-

При диссоциации этих солей также не образуется ионов водорода или гидроксид ионов, почему это противоречит эксперименту?

У нас ведь соли в растворах а значит есть ещё …

Вода

А вода хоть и слабый но всё же электролит, а значит и на ионы она диссоциирует

Запишем уравнение диссоциации воды

Н2О  Н+ + ОН-

Имеем ионы водорода и гидроксид ионы, но в равном количестве, поэтому и среда нейтральная

Почему же в солях среда не нейтральная

Давайте рассмотрим воду как реагент в реакции обмена между растворенной солью и водой, такой процесс зазывается гидролиз. Какже называется тема нашего урока. Это и является темой нашего урока.

Гидролиз – обменная реакция между веществом и водой.

AlCl3 + 3Н2О  Al(ОН)3 + 3НCl

Образуется гидроксид алюминия который не растворим и выпадает в осадок, рассмотрим эту реакцию в ионном виде.

Al3+ + 3Cl- + 3Н+ + 3ОН-  Al(ОН)3 + 3Н+ + 3Cl-

Гидроксид аллюминия выпадает в осадок а в растворе остаются ионы водорода, которые и обуславливают кислую среду раствора

Хлорид алюминия соль которая образована сильной соляной кислотой и слабым гидроксидом алюминия поэтому и в растворе этой соли кислая среда. Гидролиз протекает по катиону.

Карбонат натрия образована слабой кислотой и сильным основанием, посмотрим что происходит при растворении



Образуется мало диссоциирующая угольная кислота, которая связывает ионы водорода, а в растворе остаются не связанные гидроксид ионы. Гидролиз в таком случае протекает по аниону и среда раствора щелочная.

Ацетат калия также образованна слабой кислотой и сильным основанием, поэтому и картина наблюдается аналогичная



Слабая уксусная кислота связывает ионы водорода, а в растворе остаются не связанные гидроксид ионы. В этом случае гидролиз также протекает по аниону и среда раствора щелочная.

Карбонат аммония образована слабой кислотой и слабым основанием в таких случаях возможна и кислая и щелочная среда раствора, в зависимости от константы диссоциации образующихся веществ.



Экспериментально мы получили…

Подведем итог:

Соль образована:

Гидролиз по..

Ионы обуславливающие среду раствора

Среда раствора

кислота

основание

Сильная

Сильное

Отсутствует



Сильная

Слабое

Катиону

Н+

Кислая

Слабая

Сильное

Аниону

ОН-

Щелочная

Слабая

Слабое

Катиону и аниону

Н+, ОН-

Зависит от константы диссоциации кислоты и основания

К сожалению урока завершается. Посмотрите на слайд и закончите любые 3 предложения из данного списка, запишите их на листочках.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!