Урок геометрии в 11 классе
Учитель Портовской ОШ Федоткина Елена Викторовна
Тема: Объемы тел вращения.
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме, показать практическое применение выученных формул, обратить внимание учеников на связь геометрии с жизнью; расширять кругозор и пространственное воображение; расширить умения и навыки работы с компьютерными тестами и презентациями; учить ориентироваться в нестандартных ситуациях.
Оборудование: модели тел вращения, компьютер , ноутбуки, карточки с заданиями.
Межпредметные связи: физика, информатика, экономика.
Форма организации: индивидуальная работа, работа в малых группах.
Оценивание: оценка за тест, оценка консультантами, общая оценка.
ХоД УРОКа.
І. Организационный момент ( 2 мин.).
На экране демонстрируется слайд: «Предмет математика настолько серьезен, что полезно не терять случая сделать его более интересным»
Блез Паскаль
ІІ Тестирование ( 4 мин. ).
ТЕСТ.
Если R и H – радиус и высота цилиндра, то его объем равен:
а) 1/3πR2H б) 1/3πRH2 в) πR2 H г) πRH2
2) Если радиус и высота конуса равны 2 см и 3/π см, то объем конуса равен:
а) 2 см3 б) 3 см3 в) 4π см3 г) 4 см3
3) Если радиус шара равен 3 см, то его объем равен:
а) 27π см3 б) 36π см3 в) 9π см3 г) 18π см3
4) Если площадь основания конуса равна 9 , висота 1/3, то его объем равен:
а) 1 б) π в) 3 г) 3π
5) Для того, чтобы объем цилиндра увеличить в 8 раз, не меняя его высоты, необходимо радиус увеличить в:
а) √2 раз б) 2 раза в) 2√2 раз г) 8 раз
6) Для того, чтобы объем конуса увеличить в 27 раз, не меняя его основания, необходимо высоту увеличить в
а) 27 раз б) 9 раз в) 3√3 раз г) 3 раза
Внесите баллы за тест в индивидуальные зачетные карточки
Индивидуальные зачетные карточки
Фамилия, имя | Геометрия | результат |
тест | работа в малых группах | работа с презентациями | Общая оценка |
| | | | |
IІІ. Презентации ( 15 мин. ). Решение задач (10 мин).
Слушаем выступления консультантов и участвуем в решении задач.
На следующем этапе с тремя видами заданий: «Метеоритный дождь» (допиши то, что смыло дождем); «Верю – не верю» (выбрать верное утверждение) и задача практического содержания.
Зачетная карточка группы «Конус»
1. | «Метеоритний дождь» | V = 1/3 … R..H V = 1/3πH(R12 + … + R22) 1 балл |
2. | «Верю – не верю» | У конуса радиус основания ОА = 8 см, а высота СО =15 см. Какое утверждение верное? а) катеты прямоугольного треугольника СОА равны 17 и 8 см; б) осевое сечение конуса – прямоугольный треугольник с гипотенузой СА = 17 см; в) образующая конуса 15 см; г) объем конуса равен 1/3π*82 *15 см3. 2 балла |
3. | Задача | Игрушечное ведерко имеет все размеры в 10 раз меньшие, чем ведро емкостью 12 л. Вместится ли в это ведерко стакан воды? 2 балла |
Зачетная карточка группы «Цилиндр»
1. | «Метеоритний дождь» | V = … R..H S… = 2πR ( … + R) 1 балл |
2. | «Верю – не верю» | Объем цилиндра равен 250π см3. Какие из приведенных утверждений верны, а какие нет? Высота цилиндра 10 см. а) объем цилиндра равен произведению площади основания на высоту; б) площадь основания цилиндра равна 25 см2; в) радиус цилиндра равен 10 см; г)радиус цилиндра вдвое меньше его образующей 2 балла |
3. | Задача | Сколько метров стального провода в мотке, если его масса 30 кг, а диаметр провода 6 мм? Плотность стали 7600 кг/м 3. 2 балла |
Пока консультанты проверяют работы, я проведу «Рекламную паузу» во время которой вы можете заработать дополнительный балл
Пусть у вас есть две цилиндрические кастрюли: одна узкая и высокая, а другая вдвое ниже, но вдвое шире. Какая кастрюля имеет большую емкость? ( Решение: площадь дна широкой кастрюли в 2 * 2 = 4 раза більше, а у узкой, висота – только в 2 раза менше. Значит, объем широкой кастрюли в 2 раза більше, чем у узкой. ( Широкая кастрюля более вместительная.)
Зачетная карточка группы «Шар»
1. | «Метеоритний дождь» | V = …/3 … R.. V = 2/3π……H 1 бал |
2. | «Верю – не верю» | Объем шара равен 36π см3, высота шарового сегмента равен 1/3 диаметра шара. Какие из приведенных утверждений верны, а какие нет? а) радиус шара равен 3 см; б) объем шарового сегмента относится к объему шара как 7:27 в) диаметр шара равен 8 см; г) площадь большого круга равна 9 π см2. 2 балла |
3. | Задача | Какой должна бать масса космического аппарата, имеющего форму шара, если его радиус 1м и чтобы он не тонул в воде? 2 балла |
Решение
С увеличением линейных размеров тела в 1,5 раза, его объем увеличивается в 1,53 = 3,4. Объем большего арбуза почти в 3,4 раза больше, чем объем маленького. Выгоднее покупать большой арбуз.
IV. Коллективная работа
Задача 2
Куча песка имеет форму конуса. Длина основания, которого равна 62,8 дм, а его образующая – 11,2 м. Определите массу песка, если его плотность 1,6 * 103 кг/м3.
С = 6,28 м; R = 1 м; m = Vp; V = 1/3R2H; H = ; H = 11,16(м) V = 1/3*3,14*1*11,16 = 18700 кг = 18,7 (т)
Задача 3.
Шар радиусом 9 см плавает в воде. Высота части, которая выступает над водой, равна 6 см. Найдите плотность материала, из которого сделан шар.
Решение:
F = gV выталкивающая сила F = mg сила тяжести
Условие плавания тел: gV = mg V = m
Vпогруженной части тела = V шара - V сегмента = 4/3πRш3 – πH2(R – H/3) = 4/3π93 – π36(9 – 6/3) = 972π - 252π = 720π см3 = 2260,8 см3;
m= 2260,8 см3*1 г/см3 = 2260,8 г;
ш = m/V = = 0,74 г/см3
V. Подведение итогов и выставление оценок в индивидуальные карточки.
Сегодня мы еще раз убедились в том, что математика – на каждом шагу, что вычисление объемов тел вращения применяют в строительстве, промышленности, науке и сельском хозяйстве.
Домашнее задание: Сборник задач и контрольных работ «Геометрия 11» стр.83
№ 348, № 378 – на 8 баллов;
№ 353, № 387 – на 11 баллов.
Литература: 1. Г.П. Бевз Геометрия 11 класс –«Генеза» 2011 год.
2. В.О. Тадеєв Геометрія. 11 клас. Дворівневий підручник. – Тернопіль. 2004 рік.
3. О.Г. Черватюк, Г.Д. Шиманська «Елементи цікавої математики на уроках математики» - Київ, 1968 рік.