Слайд Слайд Слайд Слайд с ответами Слайд с ответами | 1.Организационный момент Доброе утро. До экзамена по математике осталось 37 дней. И мы продолжаем цикл уроков на повторение. Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова Вячеслава Викторовича Произволова- известного советского математика, автора многих задач по математике, его даже называли задачным композитором, с 1990 года до середины 2000 годов он работал главным редактором журнала –задачника «Квант» « Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение.» И я желаю нам всем сегодня пережить приключение при решении задач. Формулирование темы и целей урока. Перед вами названия геометрических тел, с которыми вы подробно познакомились на уроках геометрии в 11 классе. В каждой строке я предлагаю вам найти лишнее слово. Конус, квадрат, призма. Куб, параллелепипед, цилиндр. Призма, параллелепипед, шар. Многогранник, сфера, пирамида. Ответ: конус, цилиндр, шар, сфера. На основании лишних слов, определите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. Да, действительно, все геометрические тела, которые оказались лишними, относятся к телам вращения. Итак, тема урока «Тела вращения. Объемы и площади поверхностей». Откройте тетради, запишите дату и тему урока. Выполнению каких целей сегодня мы будем следовать: (на экране подсказки) -Повторить…… фигуры, их формулы -Применять …….формулы при решении задач как ЕГЭ, так и практико-ориентированных, связанных с экономикой. -Развивать…. пространственное воображение, математическую грамотность 2.Этап актуализации знаний: У каждого из вас на столах листы самооценки, куда вы будете заносить баллы за выполнение заданий. Из этих баллов и сложится ваша оценка за урок. 10 и более – оценка 5, 8-9 – оценка 4, менее 8- оценка 3 Вычислительные навыки: Прежде чем начать повторять формулы, я предлагаю вам выполнить «Экспресс – тест» и проверить свои вычислительные навыки. У каждого из вас экспресс-тест, в течение 1 минуты выполняйте задания теста, ответы писать на этих же листочках. По окончании выполнения теста меняемся карточками и проверяем ответы по образцу на экране. Если правильно- 1 балл Повторение знаний формул, названий геометрических тел. А сейчас работаем в парах, каждой паре выдаются листочки с названиями тел вращения. Ваша задача каждому изображенному телу дать название и написать формулу для вычисления объема и площадей боковой и полной поверхностей. Время на выполнение -5 минуты. Проверяем задание по образцу на экране. Если все верно, то в лист самооценки ставим 4 балла каждому, если допушена 1 ошибка, то 3 балла, если 2 ошибки, то оценка 2 и т.д. | Обучающиеся проверяют готовность к уроку, рабочее место. Слушают. Обучающиеся работают индивидуально, ищут лишнее слово Называют лишние слова и определяют тему урока. Записывают в тетрадях число и тему урока. Тема урока: «Тела вращения. Объемы и площади поверхностей». Формулируют цели урока Индивидуально выполняют тесты, решают. (Приложение 1) Взаимопроверка по образцу. Ставят оценку в маршрутный лист. Работают в парах. Проверка по образцу, баллы в оценочный лист | |
Ф/минутка- без экрана Видео, слайд | 3 Этап. Практическое применение формул. Решение задач. Повторение определений тел вращения и практическое изображение тела Я предлагаю вам поработать в группах: вспомнить определение тел вращения и попробовать продемонстрировать заданное тело с помощью подручных материалов (листы бумаги, ножницы, линейки, циркули, спицы для вязания), дать название получившегося тела, найти объем и площадь боковой поверхности. Время выполнения 7-10 минут. 1 группа: тело, полученное при вращении прямоугольного треугольника с катетами 20 и 15 см вокруг большего катета. V = 1500ℼ=4710 см³ S бп = 375 ℼ=1177,5см² Дайте определение тела (конуса): 2 группа: тело, получившееся путем вращения прямоугольника с длинами сторон 17 и 25 см вокруг большей стороны. V = 7225 ℼсм³= 22686,5 см³ S бп =850ℼ=2669см² Дайте определение тела (цилиндра): 3 группа: тело, получившееся путем вращения полукруга диаметром 12 см вокруг своего диаметра. V = 288ℼ см³ S бп = 144ℼ=452,16см² Дайте определение тела (шара и сферы). 4 группа: тело, получившееся вращением прямоугольной трапеции с основаниями 10 и 18 см вокруг высоты, равной 15 см. V = 3470ℼcм³=10895см³ S бп = 476ℼсм²=1494,64см² Дайте определение получившегося тела (усеченный конус) 5 группа: тело, получившееся путем вращения равнобедренного прямоугольного треугольника вокруг гипотенузы равной 18 см и высотой, проведённой из вершины прямого угла, равной 12 см. V = 864ℼсм³=2712,96см³ S бп = 360ℼ=1130,4см² Назовите какое тело у вас получилось. (Два конуса с общим основанием) Вы вот уже второй год являетесь частью компании «Роснефть». Внимание на экран! (Видеоролик о 20летии РН-Уватнефтегаз) В 2021 году ООО «РН-Уватнефтегаз» исполнилось 20 лет. За эти годы было добыто 125 млн тонн нефти. Известно, что нефть Уватских месторождений тяжелая, её плотность колеблется от 0,870 до 0,895 г/см³. Вопрос: какое количество цилиндрических цистерн диаметром 18 м и высотой 7 м понадобилось для хранения и транспортировки данного количества нефти, если плотность нефти считать равной 0,89 г/см³? Работаем в парах. Решение задачи: Итак, прошу объяснить решение задачи у доски. Все обратите внимание на доску. Если правильно-1 балл. (Если останется время) Задачи по готовым чертежам. 1 задача – для девочек (Решаем устно у доски) 2 задача- для мальчиков (Решаем устно у доски) Решение задачи №1. Sпов.куба=6а2, 6а2= 24, а= 2, а = dсф.=2 Sпов.сф.= = 4 Ответ: 4 Решение задачи №2. Sосн.цил.= = 36 ; r= 6, d= 12 = hцил. Vцил.= = Ответ: 4 этап. Самостоятельная работа. Все необходимое для решения задач мы с вами вспомнили. Сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно, решая задачи из открытого банка ЕГЭ: вы можете самостоятельно выбрать какие задачи решать: 1-балльные или 3-балльные. Каждому даю набор задач на все тела вращения. Не менее 3 задач вы должны решить. (Раздаю карточки с задачами) | Обучающиеся выполняют задания в группах, затем демонстрируют получившиеся тела вращения одноклассникам, говорят определение данного тела вращения, объем и площадь, ставят оценки в карту маршрута Работа в парах, решают в тетрадях, Одного приглашаю объяснить у доски. Объясняет Решают в тетрадях самостоятельно. Минимум 3 задачи, или 1 задача- 3 балла. | |
Стадия рефлексии | Сдайте, пожалуйста, свои листы самооценки. Я посчитаю ваши баллы и выставлю оценки в журнал. Домашнее задание: Решить задачи промышленного содержания. Знание этого материала имеет широкое применение на практике, т.к. в жизни мы часто встречаемся с телами такой формы. На карточках тексты задач, решаем в тетрадях. Тетради раздам завтра. (инструктаж д/з). Тексты задач. Сколько квадратных метров листовой жести пойдет на изготовление трубы длиной 4 м и диаметром 20 см, если на швы необходимо добавить 2,5% площади её боковой поверхности? Чему (примерно) равен объем нефтехранилища диаметром 60 метров и высотой 18 метров? (выберите наиболее близкий вариант) 5000м3 15000м3 50000м3 100000м3 Рефлексия. Три «М» В заключении нашего урока я предлагаю назвать вам три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке. И закончить урок мне хотелось бы словами французского архитектора Ле Корбюзье «Все вокруг – геометрия!» Любите геометрию и решайте задачи. | Раздаю карточки с домашним заданием Отвечают… | |