СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок геометрии в 11 классе (корпоративный РН-класс) "Тела вращения.Объемы и площади поверхностей"

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обощения и систематизации заний в 11 РН-классе.

Просмотр содержимого документа
«Урок геометрии в 11 классе (корпоративный РН-класс) "Тела вращения.Объемы и площади поверхностей"»

Тема урока.  Тела вращения. Объёмы и Площади их поверхностей.

Тип урока. урок повторения и систематизации знаний и умений

Цели урока.

образовательные:

- повторение и обобщение изучаемого материала

- контроль за уровнем усвоения материала

- формирование у обучающихся умения находить площадь и объем тел вращения

- применение знаний при решении нестандартных задач, видеть в них простые составляющие

развивающая:

развитие логического и конструктивного мышления, самостоятельной способности обучающихся

- показать практическое применение объемов тел в экономике, строительстве и других областях

воспитательная:

– развить аккуратность при построении, математическую грамотность обучающихся, устойчивый интерес к познанию и изучению математики;

-показать целостность и гармонию окружающего мира, взаимосвязь изучаемых предметов, взаимосвязь разделов математики, красоту математики.

Оборудование: проектор, экран, ПК, электронные презентации, карточки-задания для работы в  группах, карточки учета знаний, значки рефлексии.

Формы и методы работы: работа в группах, в парах, индивидуальная, фронтальная; коллективное обсуждение, анализ, сравнение, работа с презентациями, работа с таблицами, тестами.

Этап

урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Время работы












Слайд









Слайд
















Слайд




















Слайд с ответами













Слайд с ответами







1.Организационный момент


Доброе утро. До экзамена по математике осталось 37 дней. И мы продолжаем цикл уроков на повторение.


Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова

Вячеслава Викторовича Произволова- известного советского математика, автора многих задач по математике, его даже называли задачным композитором, с 1990 года до середины 2000 годов он работал главным редактором журнала –задачника «Квант»


« Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение.»

И я желаю нам всем сегодня пережить приключение при решении задач.


Формулирование темы и целей урока.

Перед вами названия геометрических тел, с которыми вы подробно познакомились на уроках геометрии в 11 классе. В каждой строке я предлагаю вам найти лишнее слово.

  1. Конус, квадрат, призма.

  2. Куб, параллелепипед, цилиндр.

  3. Призма, параллелепипед, шар.

  4. Многогранник, сфера, пирамида.

Ответ: конус, цилиндр, шар, сфера.

На основании лишних слов, определите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

Да, действительно, все геометрические тела, которые оказались лишними, относятся к телам вращения.

Итак, тема урока «Тела вращения. Объемы и площади поверхностей».

Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

Выполнению каких целей сегодня мы будем следовать:


(на экране подсказки)


-Повторить…… фигуры, их формулы

-Применять …….формулы при решении задач как ЕГЭ, так и практико-ориентированных, связанных с экономикой.

-Развивать…. пространственное воображение, математическую грамотность


2.Этап актуализации знаний:


У каждого из вас на столах листы самооценки, куда вы будете заносить баллы за выполнение заданий. Из этих баллов и сложится ваша оценка за урок.

10 и более – оценка 5, 8-9 – оценка 4, менее 8- оценка 3


Вычислительные навыки:

Прежде чем начать повторять формулы, я предлагаю вам выполнить «Экспресс – тест» и проверить свои вычислительные навыки. У каждого из вас экспресс-тест, в течение 1 минуты выполняйте задания теста, ответы писать на этих же листочках.

По окончании выполнения теста меняемся карточками и проверяем ответы по образцу на экране. Если правильно- 1 балл


Повторение знаний формул, названий геометрических тел.

А сейчас работаем в парах, каждой паре выдаются листочки с названиями тел вращения. Ваша задача каждому изображенному телу дать название и написать формулу для вычисления объема и площадей боковой и полной поверхностей.

Время на выполнение -5 минуты.



Проверяем задание по образцу на экране.

Если все верно, то в лист самооценки ставим 4 балла каждому, если допушена 1 ошибка, то 3 балла, если 2 ошибки, то оценка 2 и т.д.



Обучающиеся проверяют готовность к уроку, рабочее место.



Слушают.


















Обучающиеся работают индивидуально, ищут лишнее слово

Называют лишние слова и определяют тему урока. Записывают в тетрадях число и тему урока.

Тема урока: «Тела вращения. Объемы и площади поверхностей».





Формулируют цели урока















Индивидуально выполняют тесты, решают. (Приложение 1)




Взаимопроверка по образцу.

Ставят оценку в маршрутный лист.



Работают в парах.









Проверка по образцу, баллы в оценочный лист



Ф/минутка- без экрана












































Видео,

слайд







3 Этап. Практическое применение формул. Решение задач.


Повторение определений тел вращения и практическое изображение тела

Я предлагаю вам поработать в группах:

вспомнить определение тел вращения и попробовать продемонстрировать заданное тело с помощью подручных материалов (листы бумаги, ножницы, линейки, циркули, спицы для вязания), дать название получившегося тела, найти объем и площадь боковой поверхности. Время выполнения 7-10 минут.



1 группа: тело, полученное при вращении прямоугольного треугольника с катетами 20 и 15 см вокруг большего катета.

V = 1500ℼ=4710 см³ S бп = 375 ℼ=1177,5см²

Дайте определение тела (конуса):

2 группа: тело, получившееся путем вращения прямоугольника с длинами сторон 17 и 25 см вокруг большей стороны.

V = 7225 ℼсм³= 22686,5 см³ S бп =850ℼ=2669см²

Дайте определение тела (цилиндра):

3 группа: тело, получившееся путем вращения полукруга диаметром 12 см вокруг своего диаметра.

V = 288ℼ см³ S бп = 144ℼ=452,16см²

Дайте определение тела (шара и сферы).


4 группа: тело, получившееся вращением прямоугольной трапеции с основаниями 10 и 18 см вокруг высоты, равной 15

см.

V = 3470ℼcм³=10895см³ S бп = 476ℼсм²=1494,64см²

Дайте определение получившегося тела (усеченный конус)


5 группа: тело, получившееся путем вращения равнобедренного прямоугольного треугольника вокруг гипотенузы равной 18 см и высотой, проведённой из вершины прямого угла, равной 12 см.

V = 864ℼсм³=2712,96см³ S бп = 360ℼ=1130,4см²


Назовите какое тело у вас получилось. (Два конуса с общим основанием)



Вы вот уже второй год являетесь частью компании «Роснефть». Внимание на экран!

(Видеоролик о 20летии РН-Уватнефтегаз)

В 2021 году ООО «РН-Уватнефтегаз» исполнилось 20 лет. За эти годы было добыто 125 млн тонн нефти. Известно, что нефть Уватских месторождений тяжелая, её плотность колеблется от 0,870 до 0,895 г/см³.

Вопрос: какое количество цилиндрических цистерн диаметром 18 м и высотой 7 м понадобилось для хранения и транспортировки данного количества нефти, если плотность нефти считать равной 0,89 г/см³?

Работаем в парах.

Решение задачи:













Итак, прошу объяснить решение задачи у доски. Все обратите внимание на доску. Если правильно-1 балл.


(Если останется время)

Задачи по готовым чертежам.

1 задача – для девочек (Решаем устно у доски)

2 задача- для мальчиков (Решаем устно у доски)

Решение задачи №1.

  1. Sпов.куба=2, 2= 24, а= 2, а = dсф.=2

  2. Sпов.сф.= = 4 Ответ: 4



Решение задачи №2.

  1. Sосн.цил.= = 36 ; r= 6, d= 12 = hцил.

  2. Vцил.= = Ответ:




4 этап. Самостоятельная работа.

Все необходимое для решения задач мы с вами вспомнили. Сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно, решая задачи из открытого банка ЕГЭ: вы можете самостоятельно выбрать какие задачи решать: 1-балльные или 3-балльные.

Каждому даю набор задач на все тела вращения.

Не менее 3 задач вы должны решить.

(Раздаю карточки с задачами)

























Обучающиеся выполняют задания в группах,

затем демонстрируют получившиеся тела вращения одноклассникам, говорят определение данного тела вращения, объем и площадь,

ставят оценки в карту маршрута








































Работа в парах, решают в тетрадях,

Одного приглашаю объяснить у доски.






















Объясняет





































Решают в тетрадях самостоятельно. Минимум 3 задачи, или 1 задача- 3 балла.







Стадия рефлексии


























Сдайте, пожалуйста, свои листы самооценки. Я посчитаю ваши баллы и выставлю оценки в журнал.

Домашнее задание:

Решить задачи промышленного содержания. Знание этого материала имеет широкое применение на практике, т.к. в жизни мы часто встречаемся с телами такой формы. На карточках тексты задач, решаем в тетрадях. Тетради раздам завтра. (инструктаж д/з).

Тексты задач.

  1. Сколько квадратных метров листовой жести пойдет на изготовление трубы длиной 4 м и диаметром 20 см, если на швы необходимо добавить 2,5% площади её боковой поверхности?

  2. Чему (примерно) равен объем нефтехранилища диаметром 60 метров и высотой 18 метров? (выберите наиболее близкий вариант)

  • 5000м3

  • 15000м3

  • 50000м3

  • 100000м3

Рефлексия. Три «М»

В заключении нашего урока я предлагаю назвать вам три

момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке.

И закончить урок мне хотелось бы словами французского архитектора Ле Корбюзье «Все вокруг – геометрия!» Любите геометрию и решайте задачи.



Раздаю карточки с домашним заданием





















Отвечают…













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!