Геометрия, 10 класс
Тема урока.
Повторение материала за 9 класс.
Векторы. Метод координат.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний теоретического материала по данной теме, совершенствование навыков решения задач. Проверка умения применять полученные знания при решении практических задач;
Задачи урока:
-развитие адекватной самооценки, умения находить ошибки, развитие логического мышления, поиск закономерностей.
- развитие интереса к истории математики. развитие навыков работы с дополнительной литературой учащихся;
-воспитание чувства товарищества, ответственности, сотрудничества, воспитание внутренней мотивации
Техническое обеспечение урока. Презентация, компьютер.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: презентация
Содержание урока
1.Организационный момент
Добрый день!
Сели ровно, оглянулись.
Друг другу улыбнулись
И в работу окунулись.
2. Мотивация урока.
В стране "Геометрия" очень важно уметь смотреть и видеть, замечать и отмечать различать различные особенности геометрических фигур.
Даю "установку". Развивать и тренировать геометрическое зрение, применяя все теоретические знания на практике.
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает,
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
Сегодня на уроке мы должны повторить все формулы по теме «Векторы. Метод координат» и проверить умение применять их при решении задач.
Посмотрите видеоуроки по ссылкам
https://www.youtube.com/watch?v=DY9i71_m6Xc
https://www.youtube.com/watch?v=UDD54Qi0rxY
3. Повторение основных формул по теме
Вспомните формулу, по которой находится длина отрезка, если координаты его конца
А(х1; у1), В (х2; у2)
У чащиеся:
У читель: Как вычислить координаты точки М (хт; ут) - середины отрезка АВ?
Учащиеся:
Учитель: Как вычислить координаты вектора АВ?
У чащиеся:
Учитель: Вспомните общий вид уравнения прямой.
Учащиеся:
Учитель: Как по уравнению прямых определить их взаимное расположение? (слайд 4)
Если… , то прямые параллельны.
Если… , то прямые пересекаются.
Если… , то прямые совпадают.
Если… , то прямые перпендикулярны..
Учитель: Вспомните общий вид уравнения окружности с центром в точке с координатами
(a; b) радиуса R.
Учащиеся
Учитель: Какой вид имеет уравнение окружности с центром в начале координат?
Учитель: Сформулируйте правило сложения векторов.
Учащиеся: правило треугольника и параллелограмма.
Учитель: Историческая справка: Впервые теорема косинусов была доказана учёным – математиком Аль-Бируни (973-1048 г.г.). Сформулируйте теорему косинусов.
Учащиеся.
Диктант
Учитель: Все необходимые формулы мы вспомнили, теперь Вы должны показать умение применять их при решении практических задач
4. Задания для проведения диктанта.
А(-5;1); В (-2; -3); - ?
С (4; -7); D (2; -3); CD – диаметр. Найти координаты цента окружности
На плоскости отмечены точки А(1,1), В(3,2) и С(2,4). Найдите длину вектора .
Найдите длину суммы и изображенных на клетчатой бумаге с размером клетки 1×1. (слайд 9)
Найдите длину суммы и изображенных на клетчатой бумаге с размером клетки 1×1. (слайд 10)
Найдите длину разности и , изображенных на клетчатой бумаге с размером клетки 1×1. (слайд 11)
5. Проверка диктанта
6. Решение практических задач
Учитель: теперь приступим к решению более сложных заданий, которые помогут вам подготовиться к предстоящей контрольной работе (слайды 9 – 14).
Практические задания.
Длина вектора равна 3, длина вектора равна 5. Косинус угла между этими векторами равен 1/15. Найдите длину вектора + .
D
С
А
В
Решение. +
=
,
угол ВАС равен
АСD= 180 –
Рассмотрим
АС=5, СD=3, соsACD= cos (180- )= -cos .
По теореме косинусов найдем АD:
2
А (-2; 2); В (4; -1); С (1; -7); D ( -5; -4). Определить вид четырехугольника.
Решение: АВ=
Ответ: квадрат.
6. А (3; 5); В (1; 3); С (4; 4). Определить вид треугольника.
Решение: Составим уравнение прямой АВ:
у=х+2.
Составим уравнение прямой АС:
у=-х+8
Значит .
Ответ: прямоугольный
7. Лежат ли на одной прямой точки А (-1; 3); В( 1; -1); Е (0; 1)? (слайд 22)
Решение: Составим уравнение прямой АВ:
у=-2х+1
Проверим, лежит ли точка Е на прямой АВ:
1=2*0+1 – верно, значит точка Е лежит на прямой АВ
Ответ: да, лежат на одной прямой
8. Является ли отрезок EF хордой окружности (х – 4)2 + (у +1)2 = 25, если Е(7; 3);
F (-1; -1)?
Решение: Проверим, лежат ли точки Е и F на данной окружности:
(7-4)2 + (3+1)2= 25 верно, значит точка Е лежит на окружности,
(-1-4)2+(-1+1)2 =25 верно, значит точка F лежит на окружности.
Ответ: да, является
9. Написать уравнение прямой, проходящей через точки А и В, если А(-12; -7); В (15; 2).
Решение:
у= х-3
Написать уравнения прямых:
а)параллельной АВ; (у = 1/3х +b)
б)пересекающей АВ; (у = кх + b, где к≠1/3)
в)перпендикулярной АВ. ( у = - 3х + b)
10. Найти координаты точки пересечения медиан треугольника АВС, если
А(5;5), В(8; -3), С(-4;1).
Решение: Найдём координаты точек К и М.
Для К: .
Для М:
Напишем уравнения прямых АК и СМ.
АК: у=2х-5.
СМ: у=1
Прямые АК и СМ пересекаются в точке с координатами у=1, 1=2х-5 х=3.
Ответ: S (3; 1)
7. Итог урока
Итак, сегодня на уроке мы повторили формулы, которые используются при решении заданий по теме «Векторы и метод координат», вспомнили, как они используются при решении задач.
8. Домашнее задание (дополнительно, по желанию выберите 3 задачи из предложенных)
Для подготовки к ОГЭ:
Вектор AB−→− с началом в точке А(9;1) имеет координаты (5,3). Найдите сумму координат точки В.
Найдите длину вектора a→(12,−5)
Две стороны прямоугольника ABCD равны 28 и 21. Найдите длину вектора AC−→−
В прямоугольнике ABCD известны стороны AB=8 и AD=68. Диагонали пересекаются в точке О. Найдите длину суммы векторов AO−→− и BO−→−.
В ромбе ABCD известны диагонали AC=33 и BD=58. Найдите длину вектора AB−→−+AD−→−.
Диагонали ромба ABCD пересекаются в точке О и равны 24 и 10. Найдите длину вектора AO−→−+BO−→−.
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!