СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Географию нужно рисовать словами

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кладезь знаний, источник творчества и вдохновения - литературные произведения разных жанров. А может ли художественная литература стать истинным источником информации для географа? В какой природной зоне проживал Айболит? Кто такой капитан Врунгель и какое путешествие совершила его команда? Анализируя отрывки из произведений, обучающиеся получат возможность более ярко представить природу материков, некоторые явления природы, а также окунутся в мир географической карты.

Просмотр содержимого документа
«Географию нужно рисовать словами»


Технологическая карта учебного занятия
в формате сетевого образовательного модуля

Раздел 1. Общая информация о модуле

Номер и тематика смены

«Книга – корабль мысли»

Название (тема) модуля

«Географию надо рисовать словами!»

Возрастная группа обучающихся

5-6 классы

Предметные области

География, крымоведение, литература

Разработчик(и) модуля

Пономарева Татьяна Михайловна – учитель географии


Цель модуля

Создание условий для развития у обучающихся компетенций учебно-исследовательской деятельности при изучении тем «Географическая карта», «Природные зоны».

Задачи модуля

  1. Сформировать у обучающихся знания о географической карте, как об одном из видов геоизображений.

  2. Дать общее представление обучающимся о масштабе, условных знаках видах географических карт.

  3. Способствовать развитию навыков работы с географической картой как с основным источником информации в географической науке для решения определённой задачи.

  4. Повысить интерес обучающихся к самостоятельной исследовательской деятельности.

  5. Способствовать формированию понимания того, что весь мир вокруг является объектом познания

Педагогические и образовательные технологии

  • Сетевой образовательный модуль;

  • исследовательские методы обучения;

  • проектная деятельность;

  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Используемые площадки проведения

Площадки СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»

Тематические партнёры


Ключевой проблемный вопрос модуля / Основная учебная задача

Исчезнет ли потребность в бумажных картах в век современной компьютерной техники?

Краткое описание (аннотация) модуля

Кладезь знаний, источник творчества и вдохновения - литературные произведения разных жанров. А может ли художественная литература стать истинным источником информации для географа? В какой природной зоне проживал Айболит? Кто такой капитан Врунгель и какое путешествие совершила его команда? Анализируя отрывки из произведений, обучающиеся получат возможность более ярко представить природу материков, некоторые явления природы, а также окунутся в мир географической карты.

В ходе СОМ обучающиеся получат возможность узнать, как создаются географические карты разных видов. Ребята получат возможность научиться определять географические координаты и создадут мини-карту сокровищ

Дидактические единицы (единицы содержания)

  • География: географическая карта, виды карт, географические координаты, масштаб, условные знаки, природные зоны.

  • Крымоведение: ЮБК, Аю-Даг, растения Артека.

  • Литература: жанр сказка, К. Чуковский "Айболит", А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля».

Продукты сетевого образовательного модуля

  • Маршрутный лист «Карта – второй язык географии»;

  • Творческий проект «Карта острова сокровищ»

Ожидаемые результаты сетевого образовательного модуля

Предметные:

  • уметь выявлять способы ориентирования по карте, определять географические координаты объекта;

  • формировать представления об описании географической информации в литературных произведениях;

  • развитие умений самостоятельной исследовательской деятельности.

Метапредметные:

  • умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи;

  • формировать умение взаимодействия и работы в группе;

  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Личностные:

  • формирование потребности и интереса к познавательной информации;

  • формирование толерантного отношения обучающихся, уважение прав, индивидуальности других людей.

Формы контроля результатов

Критерии оценки результатов

  1. Проверка устных ответов обучающихся

  • Правильность устных ответов;

  • умение аргументировать ответ или мнение;

  • грамотность устной речи

  1. Оценка маршрутных листов «Карта – второй язык географии

  • Заполнены все требуемые поля маршрутного листа;

  • отсутствие ошибок в предметном содержании;

  • грамотность письменной речи

  1. Оценка творческого проекта «Карта острова сокровищ»

  • Отсутствие ошибок в предметном содержании;

  • грамотность письменной речи


Раздел 2. Информация о рабочей группе

Состав рабочей группы

Направления деятельности (задачи)

Учитель-разработчик (география)

Пономарева Т.М.

  • Разработка модуля;

  • подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников;

  • постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы;

  • предметное консультирование;

  • организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке;

  • разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в модуле;

  • проведение аттестации обучающихся по модулю;

  • участие в презентации творческих продуктов;

  • проектирование и организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование)

Учитель-сореализатор

(география)


  • Проведение этапа № 2;

  • постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы;

  • предметное консультирование

Учитель-сореализатор (крымоведение)



  • Разработка и проведение этапа № 3;

  • подготовка дидактического и информационного материала, подбор информационных источников;

  • постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы;

  • предметное консультирование

Учитель – сореализатор (литература)

  • Разработка и проведение этапа № 4;

  • подготовка информационного материала, подбор информационных источников;

  • постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы;

  • предметное консультирование




Раздел II. Модель учебного занятия в формате сетевого образовательного модуля

Элементы СОМ

Хронометраж

Кол-во ак. часов

Реализаторы

Проблемный вопрос

Форма реализации

Предметное содержание элемента

Место проведения

I смена

II смена

Вводная часть

9.30-9.40

15.00-15.10

0,5

Учитель-разработчик (география)

Пономарева Т.М.


Фронтальная работа со всеми группами обучающихся. Учитель кратко знакомит обучающихся с тематикой СОМа, определяет вместе с ними основную учебную задачу, а также распределяет их по группам

Географическая карта

Площадки СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»

Этап 1
(групповая работа)

9.40-10.20

15.15-16.00

1,25

Учитель-разработчик (география)

Пономарева Т.М.

Как ориентироваться по карте при помощи условных знаков?

Форма деятельности – работа с информацией.

Обучающиеся изучают, как можно ориентироваться по географическим картам, как нужно применять масштаб для измерения расстояний.

Ориентирование по карте, условные знаки, масштаб


Площадки СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»

Этап 2
(групповая работа):

10.20-11.00

16.05-16.50

1,25

Разработчик: учитель географии Пономарева Т.М.

Реализатор:

Учебная задача: овладеть навыком ориентирования по карте

Работа в парах. Обучающиеся, выполняя различные задания, изучают географические координаты и учатся определять местоположение географических объектов

Географические координаты

Площадки СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»

Этап 3
(групповая работа)

11.00-11.40

16.55-17.40

1,25

Разработчик, реализатор:


Как изменялась территория Артека на протяжении времени?

Эвристическая беседа. Обучающиеся узнают, как формировались природные парки на территории Артека

Природные комплексы

Площадки СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»

Этап 4 (групповая работа)

11.40-12.20

17.45-18.20

1,25

Разработчик, реализатор:


Как связаны литература и география?

Обучающиеся в диалоге с учителем литературы узнают о том, как связаны литературные произведения с географией

Виды географических карт.

Площадки СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»

Заключительная часть

12.25-12.50

18.20-18.0

0,5

Учитель-разработчик (география)

Пономарева Т.М.


Фронтальная работа со всеми группами обучающихся. Учитель подводит итоги модуля, организует рефлексию и оценку индивидуальных достижений обучающихся (обучающиеся заполняют индивидуальный оценивающий лист)

Природные зоны.

Площадки СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»

3.3. Информация о сопровождении и обеспечении
блока общего образования в сетевом образовательном модуле


Перечень необходимого
с указанием требований

Назначение

Количество

1. Транспортное обеспечение




2. Материальное сопровождение

Простые карандаши

Заполнение оценочных листов

20 шт.

Ручка шариковая синяя

Заполнение оценочных листов

50 шт.

Цветные карандаши

Заполнение оценочных листов

10 уп.

Бумага А-4

Печать материалов

500 листов

3. Информационно-техническое сопровождение




4. Прочее обеспечение


















































Приложение 1

Описание вводного этапа

(продолжительность этапа 15-20 минут)

Организационный момент

Предупредить обучающихся о продолжительности занятия, о структуре СОМа

Мотивационный крючок

Отгадайте загадки:
1) Страны без людей
Города без домов 
Лес без деревьев 
Море без воды…
2) Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно -

На одном листе бумажном…

Что это такое? (географическая карта) 
Итак, что мы будем сегодня изучать?

Кладезь знаний, источник творчества и вдохновения - литературные произведения разных жанров. Каждый кто читал приключенческие произведения сталкивался с описанием местности или территории. А если вспомнить рассказы о пиратах и их путешествиях, то дух приключений захватывает каждого читателя. Может ли художественная литература стать истинным источником информации для географа? Какие у вас будут гипотезы?

Ключевой проблемный вопрос модуля

Исчезнет ли потребность в бумажных картах в век современной компьютерной техники?

Целеполагание

Для того чтобы ответить на проблемный вопрос необходимо выяснить:

  • Как появлялись и изменялись изображения Земли?

  • Как измерять расстояние и определять географические координаты на географических картах?

  • В каких произведениях описываются путешествия?



Описание заключительного этапа

(продолжительность 15-20 минут)

  1. Возвращение к ключевому проблемному вопросу и поставленной цели на вводном этапе модуля. Предполагаемый ответ на ключевой проблемный вопрос:

    1. Нет, т.к. прибор может разрядиться или поломаться от какого - либо воздействия, а с картой ничего не будет разве что может промокнуть или порваться

  2. Определить, достигли ли поставленной цели?

  3. Что помогло в достижении цели? Какие средства использовали для достижения поставленной цели?

  4. Что помешало в достижении цели, как пытались преодолеть?

  5. Каким образом этапы модуля были взаимосвязаны? Как каждый из них помогал найти ответ на ключевой проблемный вопрос.




Приложение 2

СОМ по географии «Географию надо рисовать словами!»


Твой учитель – Татьяна Михайловна

Маршрутный лист (указать Ф.И, отряд и лагерь)


Ф.И.___________________________________________________

Ц ель СОМ:





Этап 1. «Географическая карта»

Продолжи предложение:

Параллель – это воображаемая линия на карте ________________________

________________________________________________________________

Меридиан – это __________________________________________________

________________________________________________________________

Ознакомься с алгоритмом определения географических координат!

Этап 2. «Литературные герои помогают изучать географию!»

Географии основы

Заставляют стать поэтом!

Не опишешь тусклым словом

Нашу яркую планету…

И.И. Ландо

Задание 1. Прочти отрывок из произведения К.И. Чуковского «Доктор Айболит» и ответь на вопросы:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Отметь направление север-юг стрелкой. Изобразите рисунок, двигаясь согласно направлениям. Все движения прорисовывайте простым карандашом. У Вас должен получиться рисунок.




Начинаем рисовать из точки А.

1 кл на В; 1 кл на Ю; 1 кл на В; 1 кл на Ю; 1 кл на В; 1 кл на Ю; 1 кл на В; 3 кл на Ю; 3 кл на З; 1 кл на Ю; 5 кл на В; 1 кл на Ю; 1 кл на З; 1 кл на Ю; 1 кл на З; 1 кл на Ю; 7 кл на З; 1 кл на С; 1 кл на З; 1 кл на С; 1 кл на З; 1 кл на С; 5 кл на В; 7 кл на С.




























На какой материк отправился доктор Айболит? (укажи стрелкой путь из Артека на этот материк).































Этап №3. Виртуальная экскурсия «Растительный мир Артека.

Что вы узнали о растениях Артека? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие растения вам запомнились?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для меня сегодняшний СОМ…

(Эту страничку нужно заполнить в конце СОМа)

(подчеркни/обведи нужное)

СОМ Я на СОМе Итог

Интересно работал(а) все понял(а)

Скучно отдыхал(а) узнал(а) многое

Безразлично помогал другим не понял(а)

Тебе понравился СОМ? Почему?

_________________________________________________________________________________________







4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!