Практическая работа по проектированию урока с использованием материалов библиотеки ЦОК
Предмет: география.
Тема: Географическое положение России. Виды географического положения
Разработка урока по теме «Географическое положение России. Виды географического положения» составлена для УМК Алексеев А.И. Урок разработан для учащихся 8 класса.
На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Галерея изображений (группа изображений по одной тематике)», «Диагностическая работа», «Интерактивная статья (параграф учебника)», «Карта (простая карта, условные обозначения содержатся непосредственно на карте)», «Обучающие видеоролики», «Репортажи с мест событий, предприятий, музеев и т.п.», «Самостоятельная работа», «Схема, диаграмма, график», «Шаблон/алгоритм/клише написания сочинения (в формате ГИА)».
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: формирование представления о главных чертах географического положения России и видах географического положения.
Задачи:
Обучающая:
изучить географическое положение России.
определить значение этих знаний в жизни человека.
Развивающая:
продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников;
развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.
Планируемые результаты учебного занятия: Предметные:
знать об особенностях географического положения России (континентальность, приморское положение, выгодное положение, взаимосвязь и т.д).
уметь приводить примеры факторов к видам географического положения.
уметь описывать географическое положение России (в том числе по видам).
Метапредметные:
Регулятивные
самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные:
уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.
уметь отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами;
уметь в дискуссии выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
• уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций.
Познавательные:
• работать с учебником;
• структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
• делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата
Личностные:
• формирование целостного мировоззрения;
• умение высказывать собственную точку зрения, обосновывать ее;
• формирование уважительного отношения к мнению других людей;
• оценивать собственный вклад в работу группы.
Основные понятия: географическое положение, геополитическое, физико-географическое положение, эколого-географическое и транспортно-географическое положение, континентальность, северный морской путь, приморское положение, страны-соседи.
Оборудование: учебник, ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организацион-н ый момент | Приветствие учащихся. Создание благоприятного микроклимата в классе для дальнейшей учебной деятельности. -Здравствуйте! Подарим друг другу улыбки, тем самым пожелаем добиться успехов на уроке! Садитесь, пожалуйста. | Учащиеся приветствуют учителя. Самоконтроль готовности к уроку: наличие учебника, атласа, контурной карты, тетради. |
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Для того, чтобы повторить тему прошлого урока вспомним и покажем на политико-административной карте все страны — соседей России. (Список стран: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Беларусь, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея, Япония, США). Выполним задание: на контурной карте России подпишите крайние точки России, горные системы и крупные реки и озера, по которым проходит граница России. (Список географических объектов: м. Челюскин, м. Дежнева, г. Базардюзю, Куршская коса, река Амур, оз. Чудское, оз. Ханка, горы Кавказ и Алтай). Давайте проверим правильность выполнения задания с помощью образца на карте. П осмотрите на экран, изучите информационную карточку. -Ответьте на вопрос: На какие стороны жизни страны влияет ее географическое положение? -Давайте вместе сформулируем тему и цель урока, исходя из полученной информации. | Выполняют задание по карте. Выполняют задание по контурной карте. Сравнивают полученные результаты. Изучают информацию и отвечают на поставленный вопрос. В диалоге с учителем формулируют тему и цели урока. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Освоение нового материала | Задание: Самостоятельно ознакомьтесь со схемой «Виды географического положения России» и, опираясь на определения видов географического положения и имеющийся опыт, привести по 1-2 параметра (фактора) для каждого из видов. Обсудите ответы в парах, при необходимости перейдите по гиперссылкам. При нажатии на каждый вид географического положения откроется дополнительное окно с описанием. Работа в 5 группах. Изучите информацию из параграфов учебника, характеризующую определенный вид географического положения России, и дополнить схему из предыдущего модуля примерами. О бсуждение видов географического положения. Выводы по изученной теме. Просмотр видеороликов и дополнение изученного материала. - Внимательно просмотрите три видеорепортажа и определите, о каком виде географического положения России говорится в каждом из них. Аргументируйте свои ответы. -Оцените положительное и отрицательное влияние приведенных в репортажах видов географического положения. Сделаем выводы по видам географического положения России. | Изучают схему, размышляют. Работают в парах – обсуждают и дополняют информацию. Переходят по гиперссылкам, знакомятся с дополнительной информацией. Изучают параграф учебника. Работают в группах. Обсуждают. Обмен информацией между группами. Делают выводы . Изучают видеоролики, размышляют над информацией. Оценивают и сопоставляют факты. Делают выводы. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Применение изученного материала «Развитие функциональной грамотности» | Выполним задание. Посмотрите на экран и р азделите приведенные высказывания об особенностях географического положения России на две группы: способствующие развитию и затрудняющие развитие страны в целом. Обсудим получившиеся результаты вместе (фронтально). При необходимости, если обучающиеся плохо освоили материал – просмотр видеоролика об основных чертах географического положения России. Повторение изученного. | Совместное выполнение задания. Демонстрируют знания. Принимают участие в обсуждении. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | В ыполните тестовые задания самостоятельно для проверки усвоения материала темы урока. Давайте обсудим результаты прохождения теста. | Выполняют тест. Делают выводы. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Подведение итогов, рефлексия Комментарий к домашнему заданию | Продолжите выражения: - На уроке я узнал… - Для меня на уроке было трудно…/интересно/ легко… Повторить параграф 6; Подготовьте презентацию по теме «Физико-географическое положение России». И спользуя шаблон, подготовьте устный рассказ об одном из видов географического положения России (на выбор). | Высказываются о работе на уроке. Записывают домашнее задание. Задают вопросы. |