СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Географическое положение и исследование Евразии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Цели урока:

Образовательные:

         - изучить географическое положение

         - назвать имена путешественников и исследователей материка.

Развивающие:

        - развивать умение учащихся определять географическое положение материка;

        - развивать воображение, память, речь, образно – логическое мышление;

        - развивать умения детей к самостоятельному поиску информации, ее анализу и обобщению;

Просмотр содержимого документа
«Географическое положение и исследование Евразии»

7 класс

Географическое положение и исследование Евразии.

Цели урока:

Образовательные:

         - изучить географическое положение

         - назвать имена путешественников и исследователей материка.

Развивающие:

        - развивать умение учащихся определять географическое положение материка;

        - развивать воображение, память, речь, образно – логическое мышление;

       - развивать умения детей к самостоятельному поиску информации, ее анализу и обобщению;

Воспитательные:

        - формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими.


Ход урока:

I. Актуализация знаний

1.Игра "Что такое? Кто такой?" (задание по группам)

1 . Группа

2 . Группа

1 .Маккензи - река

2. Аппалачи - невысокие горы на востоке материка

3. Секвойя – хвойные деревья

4. Гудзонов - залив

5. Мак-Кинли – самая высокая гора материка

6. Иглу – жилище эскимосов

7.Канада - страна

8. Судан - страна

9.Килиманджаро- вулкан

10. Крики- временно пересыхающие реки


  1. 1.Бразилиа - страна Ю.А.

  2. 2.Титикака - самое большое высокогорное озеро

  3. 3.Виктория - регия.- самая большая кувшинка в мире

  4. 4.Пампа – субтропические степи

  5. 5.Анхель - водопад

  6. 6.Гибралтарский - пролив

  7. 7.Калахари- пустыня

  8. 8.Ливингстон - английский исследователь открыл водопад Виктория

  9. 9.Метис – потомки от браков европейцев и индейцев

  10. 10.Скрэб- заросли сухих кустарников


2. «Танцы» с цифрами

• 5969 км — (р. Миссисипи с Миссури).

• 9000 км — (г. Кордильеры).

• 24 200 000 км — (площадь Северной Америки).

• 6194 м — (г. Мак-Кинли).

• 82 тыс. км — (о. Верхнее).

3. «Интересные» слова

• Ниагара — … (гремящая вода).

• Миссисипи — … (большая река).

• Каньон — … (речная долина).

• Гренландия — … (зеленая страна).

• Прерия — … (зона лесостепи и степи в Северной Америке).

• Гризли — … (медведь).

II. Изучение нового материала

  1. Прием «Дерево знаний»

На партах у учащихся лежат листочки двух цветов — зелёного и красного. На зелёных они записывают все рекорды материка, которые знают, и приклеивают их к макету дерева, который висит на доске.

  1. Разминка

  • Продолжите предложение: «Физико-географическое положение материка — это...»

  • Работа с атласом

  • Ученики с помощью атласов характеризуют ФГП материка.

  1. Прием «мозговой штурм»: работа с учебником, атласами.

Задача. Докажите, что материк Евразия является крупнейшим.

Ученики приводят свои доводы:

• занимает 1/3 от общей площади суши;

• S ≈54 млн км

• S Евр ≈ S Афр + S Сев. Америки;

• две части света;

• расположена в четырёх полушариях.

Евразия – это величайший материк Земли. Ему по праву можно прикрепить и другие характеристики «Самый-самый» .

- Посмотрите на карту , что вы можете сказать о площади этого материка? ( по площади это самый большой материк)

Евразия занимает 1/3 всей суши. Площадь составляет 54 млн.км2. Евразия по площади равна Африке и Северной Америке вместе взятым (30,3+24,2). Евразию образуют две части света Европа и Азия.

Условную границу принято проводить вдоль восточного подножия Уральских гор, по реке Эмбе, северному побережью Каспийского моря и Кумо-Манычской впадине. Морская граница проходит по Азовскому и Черному морям, а также по проливам, соединяющим Черное и Средиземное море. (показ по карте)

Береговая линия Евразии больше изрезана на Западе, заметно изрезана на Востоке.

- С чего мы начинаем изучение каждого материка ? (с географического положения)

-Давайте определим географическое положение материка. Вы уже умеете это делать. При работе можно пользоваться текстом учебника, картами атласа, дополнительным материалом.

4. Игра «равнины — горы» (физкультминутка)

Ученики приседают, когда звучит название равнины, и встают, когда слышат название гор.

Например: Амазонская, Анды, Центральные, Кордильеры, Ла-Платская, Котопахи..

5. Практическая работа.

План описания ГП материка.

1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.

2. Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяжённость материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

3. В каких климатических поясах расположен материк?

4. Определите, какие океаны и моря омывают материк?

5. Как расположен материк относительно других материков?

6. Сообщения учащихся.

Исследование Сибири.

От Урала до Охотского моря открывателями и покорителями Сибири были простые русские люди, за которыми закрепилось название землепроходцы. Это были казаки, стрельцы, купцы и их приказчики. Были среди них и промысловики - в то время так называли людей, уходивших в тайгу на промысел пушного зверя и моржовой кости. Все они должны были собирать с местных жителей ясак — дань в пользу русского царя. Это означало, что местные жители Сибири становились российскими подданными. А еще землепроходцы были обязаны составлять для правительства «сказку» - описания и чертежи открытых ими земель. Однако прежде чем землепроходцы отправились вглубь Сибири, почти одновременно с Ермаком и его дружиной за Урал пришли военные отряды казаков, которые построили на сибирских землях несколько острогов - крепостей для защиты путей по крупнейшим сибирским рекам. В 1587 году такой острог был построен на реке Тобол. Позднее он превратился в город Тобольск. Отсюда казаки отправились дальше и построили остроги Палим (1592), Татарский городок (1594), Нарым (1595), Енисейский (1618), Красноярский (1628) и др. Из этих острогов землепроходцы отправлялись в далёкие экспедиции. Они прошли всю Сибирь до Камчатки и Амура. А в 1639 г. один из отрядов во главе с Иваном Москвитиным впервые достиг Охотского моря — северо-западной части Тихого океана. Среди известных землепроходцев — основатель города Верхоянска Илья Перфильев, открыватели и завоеватели Приамурья Василий Поярков и Ерофей Хабаров, исследователь Камчатки Владимир Атласов.

Плавание Дежнёва и Попова

Знаменитым землепроходцем Семён Дежнёв стал благодаря открытию пролива между Азией и Америкой. К сожалению, об открытии отважного россиянина стало известно только в 1736 году, когда участник Великой Северной экспедиции Г. Миллер обнаружил в архиве Якутска «сказку» Дежнёва. Поэтому открывателем пролива между Азией и Америкой считается Витус Беринг. А случилось все так. В 1647 году приказчик Федот Алексеев - Попов отправился в экспедицию для сбора ясака и поисков моржовой кости. Начальник Колымского острога дал ему на помощь надежного и опытного человека Семёна Дежнёва. Идти решили вдоль берега Ледовитого океана на кочах. Эти деревянные суда, способные перевозить до 40 тонн груза, имели необычную конструкцию и были прекрасно приспособлены для плавания в северных водах. Их обшивали «коцею» двойной обшивкой, которая позволяла кораблям двигаться среди льдин и не быть раздавленными. Корпус коча напоминал яйцо. Благодаря этому они не затирались льдами, а выталкивались на поверхность. И все же первая попытка Попова и Дежнёва в 1647 году была неудачной. Путь мореплавателям перекрыли сплошные льды. Пришлось возвращаться на Колыму. В июне следующего года мореплаватели на семи кочах с командой в 90 человек вновь вышли в море. Вода у побережья была чистой ото льда. Однако мореплавателей ждали сильные штормы. Впоследствии на плаву осталось только два судна. Одним командовал раненый Дежнёв, вторым — Попов. Во время очередного шторма они потеряли друг друга и завершили плавание порознь. Коч Дежнёва долгое время носился по морю, а в октябре его выбросило на берег примерно в 900 км к югу от Чукотского полуострова. Таким образом, мореплаватель проплыл через пролив между Азией и Северной Америкой, но американского берега не видел. Отряд, из 24 выживших человек, отправился по суше до низовьев реки Анадырь. Здесь перезимовали, а весной землепроходцы построили лодки и поплыли вглубь материка. Дорогой Дежнёв собирал со всех встречных жителей ясак и вел записи. Преодолев 500 км, отряд построил зимовье, где землепроходцы прожили несколько лет. Они разрабатывали залежи найденных ими мамонтовых бивней, организовывали экспедиции для сбора ясака и разведки окрестных земель. Однажды в стойбище коряков дежнёвцам рассказали о судьбе Попова и его спутников. Сам Попов умер от цинги. Его товарищи построили лодку и куда-то уплыли. Дальнейшая их судьба неизвестна.

Первая камчатская экспедиция

В XVIII в. Россия вышла на передовые рубежи в области географических открытий. Царь Пётр I по примеру западноевропейских государств решил организовывать научные экспедиции для топографической съемки и исследования малоизученных русских земель. Воспитанники открытой Петром навигационной школы и Морской академии были отправлены в верховья Енисея, в Забайкалье и Приамурье. Крупнейшая из экспедиций получила название Первой Камчатской. Руководил ею датчанин Витус Беринг, уже много лет служивший в российском флоте по приглашению Петра I. Целью экспедиции были поиски пролива между Азией и Северной Америкой. Царь хотел наладить через него морской путь вдоль северного азиатского побережья Ледовитого океана от Двины до устья Амура, а оттуда — до Китая и Индии. Экспедиция началась 24 января 1725 года, когда один из помощников Беринга, Алексей Чириков, во главе отряда из 27 человек отправился на санях из Петербурга в Тобольск. А через несколько дней скончался Пётр I, однако это не нарушило планов экспедиции. Императрица Екатерина I выполнила волю мужа и отдала Берингу написанные Петром инструкции. Дальнейший путь экспедиции проходил от Тобольска по рекам Иртыш, Обь и Кета до Илимска. Там путешественники зимовали. Весной отправились в Якутск, а оттуда добрались до Охотска, построили небольшое судно «Фортуна» и на нем перебрались на Камчатку. Там построили более надежное судно «Святой Гавриил», на котором из устья реки Камчатка отправилась в плавание. В этом плавании Беринг и его спутники установили, что Азия и Северная Америка не соединяются друг с другом, но американского берега не видели. Они открыли много островов и нанесли на карту большую часть азиатского морского побережья. После возвращения в Петербург в конце января 1730 года В. Беринг предложил проект новой более масштабной экспедиции.

Великая Северная (Вторая камчатская) экспедиция

Экспедиция, план которой предложил Беринг, первоначально называлась Второй Камчатской. Однако её масштабы и результаты были настолько огромны, что в историю географических открытий она вошла как Великая Северная экспедиция. Эту эпопею до сих пор считают самой масштабной географической экспедицией, организованной силами одного государства. Она продолжалась 10 лет, участие в ней приняли около 10 тысяч человек. 17 апреля 1732 года императрица Анна Иоанновна подписала приказ о назначении капитаном-командором этого мероприятия Беринга, а его помощниками — А. Чирикова и М. Шпанберга. В состав экспедиции входило шесть отрядов, которыми командовали морские офицеры. Еще один отряд, который назывался академическим, состоял исключительно из учёных и студентов. В его состав входили Герхард Миллер, Иоганн Гмелин, Георг Вильгельм Стеллер и другие известные ученые Петербургской Академии наук и приглашенные из-за границы. Членом отряда был и Степан Крашенинников — тогда еще студент, ставший за годы странствий гордостью русской науки. В тяжелейших условиях участники экспедиции собрали огромный научный материал. Они первыми сделали гидрографическое описание Северного Ледовитого океана от Архангельска до мыса Дежнёва. Беринг и Чириков открыли пролив между Азией и Северной Америкой.

Братья Дмитрий и Харитон Лаптевы обследовали океанское побережье между рекой Леной и Таймырским полуостровом, провели съёмку рек Яна, Индигирка, Хрома, Колыма, Большой Анюй и Анадырь, нанесли на карту Хатангский залив, открыли ряд островов, а также центральную часть гор Бырранга. Василий Прончищев и его жена Татьяна, первая женщина — полярная путешественница, сделали первую инструментальную съёмку реки Лены и океанского берега от устья Лены до мыса Фаддея, открыли кряж Прончищева и восточную часть гор Бырранга. Семён Челюскин описал часть берега полуострова Таймыр и достиг северной оконечности Азии — мыса, который сейчас носит его имя. Дмитрий Овцын провел гидрографическое описание побережья Сибири между устьями рек Обь и Енисей, открыл Гыданский залив и Гыданский полуостров. Учёные академического отряда объездили центральную часть Сибири, а Степан Крашенинников по собранному им материалу составил первое описание Камчатки.

7. Самостоятельная работа. Мини-проекты

Класс объединяется в две-три группы. Каждой группе даётся лист бумаги с контурами Евразии. Ученики работают над созданием мини-проекта «На что похож материк», размещают на доске

III. Закрепление

  1. Вычеркните лишнее ( на листочках перед учениками)

Граница между Европой и Азией имеет протяженность 5100 км.

Эта граница – условная линия – проходит от (Карского, Баренцева) моря по (восточному, западному) склону Уральских гор, на юге – вдоль рек (Урал, Эмба) до Каспийского моря, по западному берегу Каспийского моря до устья реки Кумы, а затем вдоль этой реки и ( северной границы Кавказа, Кумо – Манычской впадины) до Азовского моря.

IV. Рефлексия.

1. Игра «Многогранник»

Ученикам дается многогранник, каждая грань которого соответствует одному из пунктов физико-географической характеристики материка. Дети по очереди передают его друг другу и отвечают на вопросы.

2.Прием «Дерево знаний»

На красных листочках, лежащих на партах, ученики записывают всю новую информацию о Евразии, которую они услышали на уроке, и приклеивают к макету дерева, висящему на доске

V.Домашнее задание:

Рабочий лист

Географическое положение Евразии


Пункт плана

Евразия

Определите, как расположен материк(республика) относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.


Экватора________________________

Тропиков________________________

Полярных кругов_________________

Нулевого меридиана______________


Найдите крайние точки материка(республики), определите их координаты и протяжённость материка(республики) в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.


Северная-________________________

Южная ________________________

Западная _______________________

Восточная _____________________

Протяженность в километрах с

Севера на юг:___________________

Запада на восток:_________________ Протяженность в градусах с

Севера на юг:___________________

Запада на восток:________________

В каких климатических поясах расположен материк(республика)?


1.__________________________

2.__________________________

3.__________________________

4.__________________________

5.__________________________

6.__________________________

7.__________________________


Определите какие океаны и моря омывают материк(республику)?


С севера___________________океан

Моря:_________________________

С востока___________________океан

Моря:________________________

С юга_____________________океан

Моря:___________________________

С запада____________________океан

Моря:___________________________

Как расположен материк (республика) относительно других материков?


Северная Америка_______________

Южная Америка_________________

Африка_______________________

Австралия_______________________

Антарктида______________________


Закрепление

1. Вычеркните лишнее

Граница между Европой и Азией имеет протяженность 5100 км.

Эта граница – условная линия – проходит от ( Карского, Баренцева) моря по (восточному, западному) склону Уральских гор, на юге – вдоль рек (Урал, Эмба) до Каспийского моря, по западному берегу Каспийского моря до устья реки Кумы, а затем вдоль этой реки и (северной границы Кавказа, Кумо – Манычской впадины) до Азовского моря.

Тест

1. Подберите пару: географический объект — крайняя точка
Евразии.

1. Мыс Рока а) северная

2. Мыс Челюскин б) южная

3. Мыс Дежнева в) западная

4. МысПиай г) восточная

2. Выберите правильный ответ.

1. Самый большой остров у берегов Евразии:

а) Исландия в) Великобритания

б) Калимантан г) Суматра

2. Самый большой полуостров материка:

а) Аравийский в) Индостан

б) Индокитай г) Скандинавский

3. Выберите правильный ответ. Берега полуострова Индокитай
омывают:

1. Аравийское и Южно-Китайское моря

2. Бенгальский и Персидский заливы

3. Южно-Китайское и Желтое моря

4. Бенгальский залив и Южно-Китайское море

4. Выберите географические объекты, по которым проходит гра­ница между Европой и Азией:

1. Азовское море

2. Пролив Босфор

3.Пролив Дарданеллы

4. Кавказ

5. Каспийское море

6. Кумо-Манычская впадина

7. Полуостров Малая Азия

8. Месопотамская низменность

9. Уральские горы

10.Река Урал

11.РекаЭмба


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!