СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Географическое положение Евразии. История исследования "

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Географическое положение Евразии.  История исследования.

Цели урока:

1.Закрепить понятие географическое положение материка и умение составлять характеристику географического положения, совершенствовать практические умения и навыки характеризовать географическое положение материка

2.Изучить очертание Евразии, размеры и историю освоения материка.

3.Развивать умение выполнять способы рациональной учебной деятельности: составлять  описание объекта по типовому плану;

 4.Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: физическая карта Евразии, учебники, атласы, контурные карты,  ПК, телевизор, презентация.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ожидаемые результаты: учащиеся смогут характеризовать особенности географического положения Евразии по типовому плану; находить и показывать на карте объекты географической номенклатуры; делать предположения относительно особенностей признаков природы материка.

Ход урока

I. Оргмомент. 

II. Актуализация опорных знаний.

· Назовите и покажите на карте материки.

· Подберите эпитеты с приставкой «сверх-» для каждого из материков.

Для  того  чтобы  определить  тему нашего   сегодняшнего  урока    давайте  разгадаем   кроссворд:

 

 

 

м

а

т

е

р

и

к

 

 

о

с

т

р

о

в

 

 

А

ф

р

и

к

а

 

 

А

н

т

а

р

к

т

и

д

а

 

з

и

м

а

 

 

т

и

х

и

й

 

А

в

с

т

р

а

л

и

я

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Большой участок суши, окружённый со всех сторон водой

2.  Небольшой  участок суши, окружённый со всех сторон водой

3. Самый жаркий материк.

4. Здесь нет ни одного государства. 5. Сезон года

6. Самый большой  по  площади  и  глубине  океан  на  Земле

7. Самый сухой материк   Вот мы и подошли к открытию и исследованию последнего материка – Евразия

· Что вам известно о материке Евразия?

· Как вы считаете, почему Евразию, материк, на котором мы живем, изучают последним в курсе «География материков и океанов»?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности. 

 Проблемный вопрос

Евразия — материк-гигант. Он даже не помещается в Восточной и Северной полушариях!

Сделаем небольшие расчеты. Площадь всей суши составляет 149 млн км2, а площадь Евразии вместе с островами — 54,6 млн км2. Доля площади Евразии в общей площади суши планеты — более 1/3 всей поверхности суши на Земле. Как, по вашему мнению, сказываются такие размеры материка на его природе?

 

IV. Изучение нового материала. 

1. Установление особенностей географического положения

Работа с физической картой Евразии, планом,  презентацией. Во время составления характеристики ученика обозначают географическую номенклатуру на контурных картах. 

Евразия — не только самый большой материк Земли, но и единственный материк, состоящий из двух частей света. Условная граница между Европой и Азией проходит вдоль восточного склона Уральских гор и от Северного Ледовитого океана на юг, далее по реке Урал (или Эмба), северному побережью Каспийского моря и Кумо-Маницькою впадиной, далее Азовским побережьем, Черным морем и проливами Босфор и Дарданеллы.  

А теперь попробуем определить географическое положение материка. Вы уже умеете это делать. Поэтому сегодня вы будете работать самостоятельно с помощью карточек - модулей. При работе можно пользоваться текстом учебника, картами атласа, дополнительными источниками информации. Работа в парах.

1 карточка

Положение относительно экватора, тропиков, нулевого меридиана, полярных  кругов.

(по положению относительно экватора напоминает С.А.(находится целиком в сев. полуш.); Пересекается и начальным и 180-м меридианом (большая часть в вост. полушарии); Пересек. сев. троп. и сев. пол. кругом) 

2 карточка

Крайние точки материка

(сев. м. Челюскин, южн. м. Пиай, зап. м. Рока, вост. м. Дежнева).

 3 карточка

В каких климатических поясах расположен материк

(представлены все климатические пояса сев. полушария). 

4 карточка

Определить какими океанами и морями омывается материк. Расположение материка относительно других материков.

(омывается водами всех 4-х океанов).

5 карточка

Отметьте на контурной карте цифрами следующие объекты:  

Моря: 1- Баренцево, 2 - Балтийское, 3 - Северное, 4 - Японское

Полуострова: 5 - Таймыр, 6 - Кольский, 7 - Скандинавский, 8 -Индостан, 9-Чукотский

Заливы и проливы: 10-Финский, 11-Босфор, 12-Малаккский

Острова:  13-Новая Земля, 14-Шри-Ланка, 15-Филиппинские, 16-Большие Зондские

Результат работы обучающихся.

Характеристика геоположения Евразии. (заполнить  таблицу).

План характеристики

Составляющие географического положения

Площадь

54,6 млн км2 (место в мире)

Расположение относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, полушарий

Евразия полностью лежит в Северном полушарии, ряд островов на юго-востоке Евразии расположены в Южном полушарии. Большая часть материка расположена в Восточном полушарии, крайние полуострова на западе и востоке — в Западном полушарии. Евразию пересекают Северный полярный круг и Северный тропик, большая часть материка расположена в умеренных широтах. Результатом значительной протяженности материка с севера на юг является расположение во всех географических поясах Северного полушария

Крайние точки

Северная — мыс Челюскин (78° с. ш.; 104° в. д.);

южная — мыс Пиай (1° сев. ш.; 104° в. д.);

западная — мыс Рока (39° ю. ш,; 9° з. д.);

восточная — мыс Дежнева (66° с. ш.; 170° з. д.)

Протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг, с запада на восток

1) по меридиану 100° в. д.: 76° - 7° = 69°

69 ∙ 111= 7659 км;

2) по параллели 40° с. ш. (1° ≈ 85,4 км) 9° + 128° = 137°

137 ∙ 85,4 ≈ 11,700 км

Океаны и моря, омывающие материк, особенности береговой линии

Берега Евразии омывают все четыре океана — Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий и Индийский. Наиболее изрезанную береговую линию имеет западная часть материка, а также восток и юго-восток с дугообразно изогнутыми цепями островов, отделенных морями от материка

Ближайшие по расположению материки и пути сообщения с ними

Ближе к Евразии расположены Африка и Северная Америка. Европу и Африку разъединяют Ґибралтарський пролив и Средиземное море. Азия и Африка отделены Красным морем Баб-эль-Мандебским проливом, Аденским заливом и Суэцким каналом, проложен через Суэцкий перешеек. Евразию и Северную Америку разделяет неширокая Беринґов пролив

Вывод 1. Евразия — крупнейший материк Земли, который занимает более трети суши и состоит из двух частей света — Европы и Азии. Евразия расположена преимущественно в Восточной и Северной полушариях, омывается водами четырех океанов, имеет расчлененную береговую линию.

Говорить об открытии Евразии можно лишь условно - ведь именно из Европы отправлялись в путь первооткрыватели Америки, Австралии и Антарктиды. Не удивительно, что большая часть исследований пришлась на азиатскую часть материка. Наиболее известны путешествия Марко Поло, Афанасия Никитина, исследования Н.М. Пржевальского и П.П. Семенова - Тян-Шанского.

Более подробно об этих исследованиях нам расскажут заранее подготовленные учащиеся. Вашей задачей будет внимательно слушать одноклассников, и заполнять таблицу.

Имя исследователя

Время исследования

Заслуги и достижения

 

 

 

V. Закрепление. Работа в парах

  Сравните географическое положение Евразии и Северной Америки. Результаты занесите в таблицу.

Признаки сходства

Признаки отличия

 

 

Вывод 2. В размещении Северной Америки и Евразии есть определенные признаки схожести. Однако Евразия гораздо больше по площади и протяженности; это единственный материк, который омывают воды четырех океанов. Анализ особенностей географического положения Евразии и его сравнение с Северной Америкой позволяет подтвердить предположения, высказанные в начале урока, о чрезвычайно разнообразные природные условия материка.

VI. Итог урока. Рефлексия.  Прием «Микрофон»

Какие знания и умения вам пригодились для выполнения заданий урока?

Где можно применить полученные знания в жизни?

VII. Домашнее задание ОМАШ

1. Проработать соответствующий параграф учебника.

2. Практическая работа 10. Обозначить на контурной карте: а) географические объекты, определяющие особенности географического положения Евразии; б) условную границу между Европой и Азией.

 3. Собрать данные по природным рекордам Евразии.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок "Географическое положение Евразии. История исследования "»

Тема урока: Географическое положение Евразии. История исследования.

Цели урока:

1.Закрепить понятие географическое положение материка и умение составлять характеристику географического положения, совершенствовать практические умения и навыки характеризовать географическое положение материка

2.Изучить очертание Евразии, размеры и историю освоения материка.

3.Развивать умение выполнять способы рациональной учебной деятельности: составлять описание объекта по типовому плану;

4.Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: физическая карта Евразии, учебники, атласы, контурные карты, ПК, телевизор, презентация.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ожидаемые результаты: учащиеся смогут характеризовать особенности географического положения Евразии по типовому плану; находить и показывать на карте объекты географической номенклатуры; делать предположения относительно особенностей признаков природы материка.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация опорных знаний.

· Назовите и покажите на карте материки.

· Подберите эпитеты с приставкой «сверх-» для каждого из материков.

Для того чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока давайте разгадаем кроссворд:



м

а

т

е

р

и

к

о

с

т

р

о

в

А

ф

р

и

к

а

А

н

т

а

р

к

т

и

д

а

з

и

м

а

т

и

х

и

й

А

в

с

т

р

а

л

и

я









1. Большой участок суши, окружённый со всех сторон водой

2. Небольшой участок суши, окружённый со всех сторон водой

3. Самый жаркий материк.

4. Здесь нет ни одного государства.
5. Сезон года

6. Самый большой по площади и глубине океан на Земле

7. Самый сухой материк
Вот мы и подошли к открытию и исследованию последнего материка – Евразия

· Что вам известно о материке Евразия?

· Как вы считаете, почему Евразию, материк, на котором мы живем, изучают последним в курсе «География материков и океанов»?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Проблемный вопрос

Евразия — материк-гигант. Он даже не помещается в Восточной и Северной полушариях!

Сделаем небольшие расчеты. Площадь всей суши составляет 149 млн км2, а площадь Евразии вместе с островами — 54,6 млн км2. Доля площади Евразии в общей площади суши планеты — более 1/3 всей поверхности суши на Земле. Как, по вашему мнению, сказываются такие размеры материка на его природе?



IV. Изучение нового материала.

1. Установление особенностей географического положения

Работа с физической картой Евразии, планом, презентацией. Во время составления характеристики ученика обозначают географическую номенклатуру на контурных картах.

Евразия — не только самый большой материк Земли, но и единственный материк, состоящий из двух частей света. Условная граница между Европой и Азией проходит вдоль восточного склона Уральских гор и от Северного Ледовитого океана на юг, далее по реке Урал (или Эмба), северному побережью Каспийского моря и Кумо-Маницькою впадиной, далее Азовским побережьем, Черным морем и проливами Босфор и Дарданеллы.

А теперь попробуем определить географическое положение материка. Вы уже умеете это делать. Поэтому сегодня вы будете работать самостоятельно с помощью карточек - модулей. При работе можно пользоваться текстом учебника, картами атласа, дополнительными источниками информации. Работа в парах.

1 карточка

Положение относительно экватора, тропиков, нулевого меридиана, полярных кругов.

(по положению относительно экватора напоминает С.А.(находится целиком в сев. полуш.); Пересекается и начальным и 180-м меридианом (большая часть в вост. полушарии); Пересек. сев. троп. и сев. пол. кругом)

2 карточка

Крайние точки материка

(сев. м. Челюскин, южн. м. Пиай, зап. м. Рока, вост. м. Дежнева).

3 карточка

В каких климатических поясах расположен материк

(представлены все климатические пояса сев. полушария).

4 карточка

Определить какими океанами и морями омывается материк. Расположение материка относительно других материков.

(омывается водами всех 4-х океанов).

5 карточка

Отметьте на контурной карте цифрами следующие объекты:

Моря: 1- Баренцево, 2 - Балтийское, 3 - Северное, 4 - Японское

Полуострова: 5 - Таймыр, 6 - Кольский, 7 - Скандинавский, 8 -Индостан, 9-Чукотский

Заливы и проливы: 10-Финский, 11-Босфор, 12-Малаккский

Острова: 13-Новая Земля, 14-Шри-Ланка, 15-Филиппинские, 16-Большие Зондские

Результат работы обучающихся.

Характеристика геоположения Евразии. (заполнить таблицу).

План характеристики

Составляющие географического положения

Площадь

54,6 млн км2 (место в мире)

Расположение относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, полушарий

Евразия полностью лежит в Северном полушарии, ряд островов на юго-востоке Евразии расположены в Южном полушарии. Большая часть материка расположена в Восточном полушарии, крайние полуострова на западе и востоке — в Западном полушарии. Евразию пересекают Северный полярный круг и Северный тропик, большая часть материка расположена в умеренных широтах. Результатом значительной протяженности материка с севера на юг является расположение во всех географических поясах Северного полушария

Крайние точки

Северная — мыс Челюскин (78° с. ш.; 104° в. д.);

южная — мыс Пиай (1° сев. ш.; 104° в. д.);

западная — мыс Рока (39° ю. ш,; 9° з. д.);

восточная — мыс Дежнева (66° с. ш.; 170° з. д.)

Протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг, с запада на восток

1) по меридиану 100° в. д.: 76° - 7° = 69°

69 ∙ 111= 7659 км;

2) по параллели 40° с. ш. (1° ≈ 85,4 км) 9° + 128° = 137°

137 ∙ 85,4 ≈ 11,700 км

Океаны и моря, омывающие материк, особенности береговой линии

Берега Евразии омывают все четыре океана — Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий и Индийский. Наиболее изрезанную береговую линию имеет западная часть материка, а также восток и юго-восток с дугообразно изогнутыми цепями островов, отделенных морями от материка

Ближайшие по расположению материки и пути сообщения с ними

Ближе к Евразии расположены Африка и Северная Америка. Европу и Африку разъединяют Ґибралтарський пролив и Средиземное море. Азия и Африка отделены Красным морем Баб-эль-Мандебским проливом, Аденским заливом и Суэцким каналом, проложен через Суэцкий перешеек. Евразию и Северную Америку разделяет неширокая Беринґов пролив

Вывод 1. Евразия — крупнейший материк Земли, который занимает более трети суши и состоит из двух частей света — Европы и Азии. Евразия расположена преимущественно в Восточной и Северной полушариях, омывается водами четырех океанов, имеет расчлененную береговую линию.

Говорить об открытии Евразии можно лишь условно - ведь именно из Европы отправлялись в путь первооткрыватели Америки, Австралии и Антарктиды. Не удивительно, что большая часть исследований пришлась на азиатскую часть материка. Наиболее известны путешествия Марко Поло, Афанасия Никитина, исследования Н.М. Пржевальского и П.П. Семенова - Тян-Шанского.

Более подробно об этих исследованиях нам расскажут заранее подготовленные учащиеся. Вашей задачей будет внимательно слушать одноклассников, и заполнять таблицу.

Имя исследователя

Время исследования

Заслуги и достижения




V. Закрепление. Работа в парах

Сравните географическое положение Евразии и Северной Америки. Результаты занесите в таблицу.

Признаки сходства

Признаки отличия

 

 

Вывод 2. В размещении Северной Америки и Евразии есть определенные признаки схожести. Однако Евразия гораздо больше по площади и протяженности; это единственный материк, который омывают воды четырех океанов. Анализ особенностей географического положения Евразии и его сравнение с Северной Америкой позволяет подтвердить предположения, высказанные в начале урока, о чрезвычайно разнообразные природные условия материка.

VI. Итог урока. Рефлексия. Прием «Микрофон»

Какие знания и умения вам пригодились для выполнения заданий урока?

Где можно применить полученные знания в жизни?

VII. Домашнее задание ОМАШ

1. Проработать соответствующий параграф учебника.

2. Практическая работа 10. Обозначить на контурной карте: а) географические объекты, определяющие особенности географического положения Евразии; б) условную границу между Европой и Азией.

3. Собрать данные по природным рекордам Евразии.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!