Просмотр содержимого документа
««Географическая мозаика» по теме: «План и карта».»
Внеклассное мероприятие. 5-6 классы.
«Географическая мозаика»
по теме: «План и карта».
Оборудование: пакеты с заданиями для команд, компасы, глобусы, физическая карта полушарий, физическая карта России, план местности, «географическое лото» (карточки с изображением условных знаков плана), таблички с названием станций.
Ход мероприятия.
Класс делится на две команды. Команды представляют название, эмблемы, девиз, выбирают капитана. В жюри могут войти старшеклассники, классный руководитель, учителя школы.
РАЗМИНКА.
Команды отвечают на вопросы учителя географии, каждый правильный ответ оценивается в один балл. Вопросы записаны на карточках, капитаны команд сами выбирают вопрос (тянут билет).
Примеры заданий – вопросов:
Назовите имя древнегреческого ученого, который придумал название науки «география». (Эратосфен.)
Какое путешествие доказало, что Земля имеет шарообразную форму? (Путешествие Ф. Магеллана и его спутников.)
Шарообразная модель Земли. (Глобус.)
Какая линия делит земной шар на Северное и Южное полушарие? (Экватор.)
Как называются точки пересечения земной оси с земной поверхностью? (Северный и Южный полюсы.)
Назовите четыре главных цвета, которые используются на планах. (Зеленый, коричневый, черный и синий.)
Как называется линия, по которой небо кажется соединенным с земной поверхностью? (Линия горизонта.)
Что такое градусная сеть? ( Система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах.)
Обозначения, применяемые на картах для изображения различных объектов. (Условные знаки.)
Как называется угол , который отсчитывается от направления на север по часовой стрелке до направления на какой либо объект? ( Азимут.)
Задание 1.
Каждая команда получает задание – найти спрятанный для неё пакет. Для этого необходимо пройти определенное количество шагов по азимуту. Каждая команда получает компас,заданный азимут и количество шагов. Например, Пройти 5 шагов по азимуту 900, затем три шага по азимуту 1900 и т. п.
Команды раскрывают пакеты с заданием. В каждом пакете маршрут по пяти станциям – пять блоков заданий.
В классе необходимо подготовить места для этих станций так, чтобы команды не мешали друг другу во время игры. В пакетах – задания у команд одинаковые, но номера заданий разные, чтобы команды не сталкивались на станциях.
Задание 2. Станция «Масштабная».
Переведите численный масштаб в именованный:
1:10000 (ответ в 1 см – 100 м) – 1 балл
1:50000000 (ответ в 1 см – 500 км) – 2 балла.
Переведите именованный масштаб в численный:
В 1 см – 40 м (ответ 1: 4000) – 1 балл.
В 1 см – 6 км (ответ 1:6000000 – 2 балла .
Какой масштаб крупнее – 1:3000000 или 1:600000?
(ответ: 1: 600000) – 3 балла.
Задание 3. Станция «Секретная».
Команды получают «географическое лото» - карточки с изображением условных знаков плана . Необходимо разложить их в соответствии со значениями на педложнное поле (лист бумаги с надписями объектов). Условных знаков должно быть больше, чтобы команды выбирали те, которые необходимы для задания. Вариант оценки: дна правильно выбранная карточка – 1 балл.
Командам предлагается изображение фрагмента плана, на котором есть ошибки в условных знаках. Необходимо определить неправильно нанесенные условные знаки. Оценка: 1 балл за каждый. Например, если подготовить фрагмент плана с пятью ошибками – максимальное число баллов за задание – 5.
Задание 4. Станция «Координатная».
Определите объекты по их координатам:
600 с. ш., 300 в. д., ( Санкт-Петербург) – 1балл.
480 с.ш., 440 в.д., (Влгоград) – 2 балла.
230 ю.ш., 440 з.д., (Рио-де-Жанейро) – 3 балла.
Определите координаты самой крайней восточной точки материка Евразия (мыс Дежнева). (Ответ: 660 с.ш.. 1700 з.д.) – 5 баллов.
Задание 5. Станция «Азимутальная».
Назовите азимуты четырех главных точек горизонта. ( ответ: Север – 00 или 3600, Юг – 1800, Восток – 900, Запад – 2700.) Оценка- 2балла.
Назовите азимут вашего движения, если вам необходимо идти в направлении ЮЮЗ. (Ответ: 2250.) Оценка – 5 баллов.
Определите неподписанные румбы. Оценка – 5 баллов.
Задание 6. Станция «Эрудит».
Как называется линия, соединяющая Северный полюс и Южный полюс? (Меридиан) – 1 балл.
Чему равна наибольшая географическая широта? (Ответ: 900) – 1 балл.
Чему равна наибольшая географическая долгота? (Ответ: 1800) – 2 балла.
Где может находиться дом, у которого все окна и двери смотрят на север? (Ответ: на Южном полюсе) – 2 балла.
Какую долготу имеют точки, которые расположены на Гринвиче? (00) – 3 балла.
Какая сторона горизонта имеет азимут 1350? ( Юго-восток) – 4 балла.
Как определить направление на север на плане? (По стрелке, а если ее нет, то север вверху (верх плана)) -4 балла.
Как называются линии, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой, с помощью которых изображают рельеф? (Горизонтали) – 5 баллов.
Как определить направление север – юг на карте или глобусе? (По меридиану) -5 баллов.
Можно ли обойти земной шар, если все время двигаться на север? (Нет, так как попав на Северный полюс, дальше можно идти только на юг.) – 6 баллов.
Жюри подводят итоги. Команды награждаются медалями, подарками.