СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Генетические задачи

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Генетические задачи»

Задание 28 № 13895

У канареек наличие хохолка — доминантный аутосомный признак (А); сцепленный с полом ген ХВ определяет зелёную окраску оперения, а Хb — коричневую. У птиц гомогаметный пол мужской, а гетерогаметный женский. Скрестили самку без хохолка с коричневым оперением с хохлатым самцом с зелёным оперением. В потомстве оказались птенцы хохлатые зелёные, хохлатые коричневые, без хохолка зелёные и без хохолка коричневые. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам, возможный пол потомства. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

Пояснение.

У птиц гомогаметный (XX) пол мужской, а гетерогаметный (XY) женский.

По условию: наличие хохолка — доминантный аутосомный признак (А);

отсутствие хохолка — рецессивный аутосомный признак (а);

зелёная окраска оперения — сцепленный с полом ген ХВ

коричневая — Хb.

1) Определим генотипы родителей:

самка — без хохолка с коричневым оперением — ♀ aaХbY

самец — хохлатый с зелёным оперением — ♂ А?ХВХ?

Генотип самки известен, чтобы найти генотип самца обратим внимание на птенцов с фенотипом — без хохолка коричневые — данный птенец получил гамету aХb от отца. При этом не имеет значения его пол, если это самка, то aaХbY, если самец aaХbХb.

Итак, генотип самца ♂ АaХВХb

 

2) Составляем схему скрещивания, для удобства необходимо воспользоваться решеткой Пеннета, т. к. самка образует два типа гамет: aХb; aY

а самец четыре типа: AХB; AХb;aХB;aХb

3) В результате скрещивания (случайного оплодотворения) получаем 8 различных генотипов и фенотипов потомства:

самки хохлатые зелёные — Aa ХBY

самцы хохлатые зелёные — AaХBХb

самки хохлатые коричневые — AaХbY

самцы хохлатые коричневые — AaХbХb

самки без хохолка зелёные —aaХBY

самцы без хохолка зелёные —aaХBХb

самки без хохолка коричневые —aaХbY

самцы без хохолка коричневые —aaХbХb

 

4) Закономерности: По второму признаку (окраска оперения) — наследование сцепленное с полом (с Х-хромосомой); между первым и вторым признаком — независимое наследование. При определении генотипа самца — анализирующее скрещивание.

Задание 28 № 11330

По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.

 

Пояснение.

1) Признак доминантный, не сцеплен с полом;

2) генотипы детей 1 поколения: дочь Аа, дочь аа, сын Аа;

3) генотипы детей 2 поколения: дочь Аа.

Задание 28 № 20375

Мужчина, страдающий глухонемотой и дальтонизмом, женился на женщине, нормальной по зрению и слуху. У них родились глухонемой сын с нормальным зрением и дочь – дальтоник с нормальным слухом. Какова вероятность рождения здорового ребенка от этого брака? Какова вероятность рождения ребенка, страдающего двумя аномалиями? Дальтонизм – рецессивный сцепленный с полом признак, а глухонемота – рецессивный аутосомный признак.

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

Пояснение.

Дано:

А – ген нормального слуха

a – ген глухонемоты

XD – нормальное зрение

Xd – дальтонизм

Мать – А?XD X? — нормальная по слуху и зрению

Отец – ааXdY — глухонемой дальтоник

Сын – аа XDY — глухонемой, нормальное зрение

Дочь – А?XdXdдальтоник с нормальным слухом

 

 

Решение:

Чтобы ответить на поставленные в задаче вопросы, следует определить генотип матери. Рассуждаем так: глухонемой сын получает рецессивные генотипы (а) как от отца, так и от матери, а дочь-дальтоник получает рецессивные гены (d) как от отца, так и от матери. Следовательно, генотип матери – АаXDXd (гетерозиготна по обоим признакам).

Ответ: а) вероятность рождения здорового ребенка – 25%; б) вероятность рождения ребенка с обоими аномалиями – 25%.

Закономерности: анализирующее скрещивание; сцепленние с полом по признаку дальтонизм; независимое наследование между первым и вторым признаком.

Задание 28 № 22847

По изображённой на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Ответ обоснуйте. Определите генотипы родителей (1, 2), генотипы детей в первом (3, 4, 5) и во втором поколениях (6, 7). Какова вероятность рождения ребёнка с признаком, выделенным на рисунке чёрным цветом, у мужчины 5, если будущая жена будет иметь данный признак?

Пояснение.

1) Признак доминантный (окрашенный символ), с полом не сцеплен (т.к встречается у большего числа особей, независимо от их пола)

 

2) генотипы: 1 – аа, 2 – Аа, 3 – Аа, 4 – аа, 5 – аа, 6 – Аа, 7 – аа

 

3) Если генотип жены будет АА, то вероятность рождения ребенка с этим признаком составит 100%, а если генотип будет Аа, то 50%

(Допускается иная генетическая символика)

Задание 28 № 18225

Глухота — аутосомный признак; дальтонизм – признак, сцепленный с полом. В браке здоровых родителей родился ребёнок глухой дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, его пол, генотипы и фенотипы возможного потомства, вероятность рождения детей с обеими аномалиями. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте.

Пояснение.

1) Так как у здоровых родителей родился глухой ребенок с дальтонизмом, то оба эти признака рецессивны. Родители гетерозиготны по первой аллели, мать - гетерозиготна по признаку дальтонима; отец здоров - значит, его генотип ХDУ.

 

Генотипы родителей: мать — АаХDХd, отец — АаХDУ;

 

2) Родители образуют по четыре типа гамет, для решения задачи необходимо построить решетку Пеннета.

Возможные генотипы и фенотипы детей:

мальчик глухой, дальтоник 1 ааХdУ :

девочки с нормальным слухом и нормальным зрением 1 ААХDХD : 1 АAХDХd : 2 АаХDХD : 2 АаХDХd :

мальчик с нормальным слухом и нормальным зрением 1 АAХDУ : 2 АaХDУ : мальчики с нормальным слухом дальтоник 1 АAХdУ : 2 АаХdУ : девочка глухая с нормальным цветовым восприятием 1 aaХDХD : 1 aaХDХd : мальчики глухие с нормальным цветовым зрением 1 aaХDУ : мальчик глухой дальтоник 1 aaХdУ

 

3) Ребёнок — глухой дальтоник — его генотип aaХdУ, пол — мужской (или мальчик). Вероятность рождения ребенка с обеими аномалиями — 1/16.

 

4) Законы наследственности: Независимое наследование между первым и вторым признаком; сцепленное с Х-хромосомой по второму признаку.

Задание 28 № 14045

По родословной, представленной на рисунке, определите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного чёрным цветом, генотипы родителей и детей в первом поколении. Укажите, кто из них является носителем гена, признак которого выделен чёрным цветом.

Пояснение.

1) Признак, выделенный чёрным цветом является рецессивным, скорее всего сцепленным с Х-хромосомой: Ха,

т. к. наблюдается «проскок» через поколение. Родители без признака, у них рождается две дочери (2 и 3) без признака, а сын (4) с признаком. У женщин 2 и 6 рождаются сыновья с признаком.

2) Генотипы родителей: ♀ХАХа ♂ХАY, носитель признака — женщина

3) Генотипы детей в первом поколении:

2 — ♀ХАХа — женщина — носитель, т. к. у нее рождается сын (8) с признаком ♂ХаY и сын без признака (7) ♂ХАY

3 — ♀ХАХа или ♀ХАХА

4 — ♂ХаY

Задание 28 № 23029

По изображённой на рисунке родословной человека определите и объясните характер проявления признака, выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей и потомков, обозначенных на рисунке цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8. Какова вероятность рождения ребёнка с признаком, выделенным чёрным цветом, у женщины 8, если у её мужчины этот признак будет отсутствовать?

Пояснение.

Признак рецессивный, та как наблюдается "проскок" через поколение. Скорее всего сцеплен с X-хромосомой, так как у мужчины с признаком (3) рождается дочь (6) без признака, а внук с признаком.

Генотипы: 1. XAXa; 2. XAY; 3. XaY; 4. XAX?; 5. XAXa; 6. XAXa; 7. XAY; 8. Генотип женщины может быть и XAXA; и XAXa

 

Таким образом, можем составить таблицу

Задания Д6 № 12156

Цвет глаз обусловлен аутосомным геном, а дальтонизм — рецессивным геном, сцепленным с полом. Определите генотип голубоглазого мужчины-дальтоника (кареглазость доминирует над голубоглазостью).

 

1) aaXDXd

2) aaXdY

3) AaXDY

4) AaXDXD

Пояснение.

Признаки мужчины все рецессивные, мужской пол — гетерогамный — этому соответствует второй вариант.

Задание 8 № 18388

Установите соответствие между характеристиками и названиями методов научного исследования, к которым они относятся.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

НАЗВАНИЯ МЕТОДОВ

А) исследуется родословная семьи

Б) выявляется сцепленность признака с полом

В) изучается число хромосом на стадии метафазы митоза

Г) устанавливается доминантный признак

Д) определяется наличие геномных мутаций

 

1) цитогенетический

2) генеалогический

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Пояснение.

Цитогенетический метод — метод генетики, при котором изучается число и структура хромосом с помощью микроскопа на стадии метафазы митоза. Цитогенетический метод позволяет выявить геномные (изменение количества хромосом) и хромосомные (изменение структуры хромосом) мутации.

Генеалогический метод — метод генетики, при котором составляется родословная человека и изучается характер наследования признака (доминантный или рецессивный, аутосомный или сцеплен с полом). Генеалогический метод используют для изучения моногенных (определяемых одним геном) признаков и генных (изменение структуры гена) мутаций.

(А) — исследование родословной семьи — генеалогический метод;

(Б) — выявляется сцепленность признака с полом (характер наследования) — генеалогический метод;

(В) — изучается число хромосом на стадии метафазы митоза — цитогенетический метод;

(Г) — устанавливается доминатный признак (характер наследования признака) — генеалогический метод;

(Д) — определяется наличие геномных мутаций — цитогенетический метод.

 

Задание 28 № 19842

У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма – d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец – с нормальным слухом (гомозиготен) дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих. Какие законы наследования проявились в этой семье?

Пояснение.

Схема решения задачи включает по условию:

В – нормальный слух; b – глухота;

ХD – нормальное цветовое зрение; Хd – дальтонизм (ген цветовой слепоты).

1) Определим генотипы родителей:

мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение – ♀bbХDХ?;

отец – с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник – ♂BBХdY.

Так как у них родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом (В?ХdХd), то одну гамету BХd она получила от отца, а другую от матери – bХd.

Мы можем определить генотип матери ♀bbХDXd и дочери ♀BbХdХd.

2) Составив схему скрещивания, определяем возможные генотипы детей:

P ♀bbХDXd → ♂BBХdY; G ♀bХD ♀bХd ♂BХd ♂BY

F1 BbХDXd; BbХDY; BbХdXd; BbХdY

Вероятность рождения детей дальтоников с нормальным слухом 50 %, глухих – 0 %.

3) Законы: по второму признаку (цветовое зрение) – наследование, сцепленное с полом, так как признак сцеплен с Х-хромосомой; между первым и вторым признаком – независимое наследование, так как аутосомные гены не сцеплены и находятся в разных гомологичных хромосомах.

Задания Д6 № 7706 



Альбинизм определяется рецессивным аутосомным геном, а гемофилия — рецессивным сцепленным с полом геном. Укажите генотип женщины-альбиноса, гемофилика

 

1) AaXHY или ААХHY

2) АаХHХH или ААХHХH

3) aaHhY

4) aaXhXh

Пояснение.

(1) AaXHY или ААХHY — это генотип мужчины с нормальной пигментацией и нормальной свертываемостью крови;

 

(2) АаХHХH или ААХHХH — это генотип женщины с нормальной пигментацией и нормальной свертываемостью крови;

 

(3) aaХhY aaXhY — это генотип мужчины-альбиноса, гемофилика;

 

Задание 28 № 19842 



У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма – d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец – с нормальным слухом (гомозиготен) дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих. Какие законы наследования проявились в этой семье?

Пояснение.

Схема решения задачи включает по условию:

В – нормальный слух; b – глухота;

ХD – нормальное цветовое зрение; Хd – дальтонизм (ген цветовой слепоты).

1) Определим генотипы родителей:

мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение – ♀bbХDХ?;

отец – с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник – ♂BBХdY.

Так как у них родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом (В?ХdХd), то одну гамету BХd она получила от отца, а другую от матери – bХd.

Мы можем определить генотип матери ♀bbХDXd и дочери ♀BbХdХd.

2) Составив схему скрещивания, определяем возможные генотипы детей:

P ♀bbХDXd → ♂BBХdY; G ♀bХD ♀bХd ♂BХd ♂BY

F1 BbХDXd; BbХDY; BbХdXd; BbХdY

Вероятность рождения детей дальтоников с нормальным слухом 50 %, глухих – 0 %.

3) Законы: по второму признаку (цветовое зрение) – наследование, сцепленное с полом, так как признак сцеплен с Х-хромосомой; между первым и вторым признаком – независимое наследование, так как аутосомные гены не сцеплены и находятся в разных гомологичных хромосомах.

Задание 28 № 25336 



Праворукая (А) женщина с нормальным цветовым зрением вышла замуж за леворукого мужчину-дальтоника. У них родился сын-дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и возможных потомков. Какова вероятность рождения мальчика, фенотипически сходного с отцом, у этой пары?

Пояснение.

Дано:

А — праворукость

а — леворукость

XD—нормальное цветовое зрение

Xd—дальтонизм

♀ А?XDX?

♂ ааXdY

F1 ??XdY

Какова вероятность рождения сына ааXdY

 

Решение:

т.к. в F1 родился сын-дальтоник, значит, Xb он получила от матери, а от отца - Y;

т.к. генотип матери по 1 признаку не известен, то в данной задаче два варианта решения.

 

I вариант. Мама — ААXDXd; папа — аaXdY

 

Р: ♀ ААXDXd → ♂ аaXdY

 

G: ♀: AXD; AXd;

♂: aXd; aY

 

F1:

АаXDXd - ♀ праворукая, нормальное цветовое зрение

АаXdXd - ♀ праворукая, дальтоник

АаXDY - ♂праворукий, нормальное цветовое зрение

АаXdY - ♂праворукий, дальтоник

 

Вероятность вероятность рождения сына с признаками отца (ааXdY) = 0%

 

II вариант. Мама — АaXDXd; папа — аaXdY

Р: ♀ АаXDXd → ♂ аaXdY

 

G: ♀: AXD; AXd; аXD; аXd;

♂: aXd; aY

 

F1:

АаXDXd - ♀ праворукая, нормальное цветовое зрение

АаXdXd - ♀ праворукая, дальтоник

ааXDXd - ♀ леворукая, нормальное цветовое зрение

ааXdXd - ♀ леворукая, дальтоник

АаXDY - ♂ праворукий, нормальное цветовое зрение

АаXdY - ♂ праворукий, дальтоник

ааXDY - ♂ леворукий, нормальное цветовое зрение

ааXdY - ♂ леворукий, дальтоник

 

Вероятность вероятность рождения сына с признаками отца (ааXdY) = 12,5% (или 1/8)

 

В этой задаче проявляется закон независимого наследования признаков между 1 и 2 признаками; и признака, сцепленного с полом - по признаку цветового зрения.

Задание 28 № 19058 



У кур аллели гена окраски кожи расположены в аутосомах; доминантный аллель рябой окраски оперения - в Х-хромосоме. Самки являются гетеро- гаметным полом; самцы - гомогаметным. Темнокожая с рябым оперением курица скрещена с темнокожим с чёрным оперением петухом. В потомстве появились светлокожие курицы с чёрным оперением. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

Пояснение.

Схема решения задачи включает.

1) Генотипы родителей:

P ♀ АaXВY × ♂ AaXbXb

темнокожая, рябое оперение темнокожий, чёрное оперение

G AXВ, аXВ, АY, аY ; AXb, aXb

2) Генотипы и фенотипы возможного потомства:

F1 AАXВXb, AaXВXb – петухи темнокожие рябые;

аaXВXb – петухи светлокожие рябые;

ААXbY, АаXbY – куры темнокожие чёрные;

аaXbY – куры светлокожие чёрные.

3) Законы независимого наследования признаков и наследования признаков, сцепленных с полом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!