СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока: "Решение генетических задач"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "решение генетических задач", которую можно использовать в школе и СПО для обобщения ранее изученного материала по темам «Моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание, неполное доминирование, наследование сцепленное с полом», а так же для продолжения формирования умений и навыков по решению генетических задач.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока: "Решение генетических задач"»


Министерство образования Республики Коми

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Печорский промышленно-экономический техникум»

ГПОУ «ППЭТ»














Тема урока: «Решение генетических задач»








Разработал:

Чапин Лев Вячеславович













г. Печора, 2014






Место урока в программе:

ОДБ.07 «Биология» Тема № 4, урок №10.

Требования к результатам освоения темы:

В результате освоения темы студент должен

уметь:

  • решать различные типы генетических задач;

  • правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач;

  • логически рассуждать и обосновывать выводы.

знать:

  • основные понятия, термины и законы генетики;

  • генетическую символику.


Цели урока:

  • Дидактические: обобщить ранее изученный материал по темам «Моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание, неполное доминирование, наследование сцепленное с полом», формирование умений и навыков по решению генетических задач.

  • Воспитательные: развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность, воспитывать культуру умственного труда, поддержать интерес к предмету.

  • Развивающие: развивать умение сравнивать, анализировать, планировать экспериментальную практическую деятельность, умение обобщать и устанавливать закономерности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: урок-практикум

Форма работы: индивидуальная, фронтальная

Учебно-материальное оснащение: компьютер, мультимедийный проектор.

Учебно-методическое оснащение: карточки-задания



ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА



п\п


Наименование этапа


Время этапа


Цели и задачи этапов


Содержание этапа


Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1


Организационный


2


Создание доброжелатель-ной рабочей атмосферы

Приветствие студентов

Проверка присутствующих

Проверка готовности к уроку

Постановка целей и задач, инструктирование по выполнению практической работы

Приветствие преподавателя

Подготовка учебных принадлежностей


Раздача дежурными учебно-методических материалов

2

Проверка домашнего задания (фронтальный опрос)

7

Обобщение и систематизация знаний

Предлагаю студентам проверить знания основных генетических понятий посредством проведения биологического диктанта.

(Приложение 1)

Отвечают на вопросы биологического диктанта, выполняют взаимопроверку согласно критериям и эталонам ответов на слайде.

3

Актуализация знаний

2

Погружение в тему урока путем постановки проблемных вопросов

«У темноволосых родителей с карими глазами родился светловолосый голубоглазый мальчик. Как вы думаете, возможно ли такое? Какая наука может помочь нам найти ответ на этот вопрос?»

«На предыдущих занятиях мы разобрали различные типы наследования, используя классические примеры.

На сегодняшнем занятии мы решим несколько генетических задач и попробуем ответить на вопрос – «Могут ли пригодиться знания по генетике человеку в обычной жизни?»



Ответ: «Генетика»

3

Практическая работа

27

Практическое закрепление знаний студентов по ранее изученному материалу

1 этап:

Одному из студентов предлагается решить генетическую задачу у доски: У матери первая группа крови (00), а у отца четвёртая (АВ). Могут ли дети унаследовать группу крови одного из родителей?





«Таким образом мы вспомнили, как правильно оформляются генетические задачи»







2 этап:

Предлагает студентам самостоятельно решить генетические задачи (13 вариантов) различного уровня сложности (задачи на моно- и дигибридное скрещивание, неполное доминирование, сцепленные с полом) (приложение 2)



Решение:

  1. P: ♀ ОО * ♂ АВ

первая четвёртая

О

О

А

В


гаметы




F1: АО ВО

вторая третья


Ответ: дети от данных родителей будут иметь генотип АО (вторая группа) или ВО (вторая группа), но ни ОО (первая), ни АВ (четвёртая) не получится. Значит групп крови родителей дети не повторят.


Решают предложенные задачи в тетрадях для практических работ.

Проводят самопроверку решения согласно ответам-эталонам.

4

Определение домашнего задания

2

Закрепление и расширение знаний путем самостоятельного поиска информации.


«Узнайте группы крови своих родителей и определите свою группу крови»

Записывают домашнее задание

5

Подведение итогов урока


5

Определение уровня усвоения учебного материала

Рассматривают основные затруднения, которые возникли у студентов при решении задач; рассматриваются решения наиболее сложных задач.







В заключении урока предлагаю вам ответить на вопрос:

«Предложите, каким образом знания по генетике могут пригодится в жизни обычного человека?»






Студенты заносят результаты практической работы в оценочный лист и выставляют отметку согласно критериям.


Студенты предлагают, где можно применить знания, полученные при изучении темы «Генетика» (предполагаемый ответ: при разведении животных и растений, для установления возможного родства, прогнозирования передачи потомству различных признаков и наследственных заболеваний).


















Приложение 1.

Биологический диктант

«Основные генетические понятия» (7 минут)


  1. «При скрещивании гибридов первого поколения между собой наблюдается расщепление, вновь появляются особи с рецессивными признаками, составляющие примерно четвёртую часть от общего числа потомков». Это формулировка: закон расщепления.

  2. Совокупность внешних и внутренних признаков организма – это фенотип

  3. Если скрестить серого и белого гомозиготных кроликов, то в первом поколении гибридов всё потомство будет серым, что свидетельствует о проявлении: правило единообразия первого поколения.

  4. Пара генов, определяющих контрастные признаки и располагающихся в одной паре гомологичных хромосом, называется: аллельные гены.

  5. Участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка – это ген.

  6. Совокупность генов, которую организм получает от своих родителей называется: генотип.

  7. «Гибриды во втором поколении дают расщепление по каждой паре признаков в соотношении 3:1, которое не зависит от расщепления других пар» – это формулировка: закон независимого распределения генов.

  8. Скрещивание по двум парам альтернативных признаков называется: дигибридное скрещивание.

  9. Преобладающий (господствующий) признак, проявляющийся у гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий, называется: доминантный признак.

  10. Гибридный организм, имеющий разные аллели одного гена (один - доминантный, другой – рецессивный), у которого в последующих поколениях наблюдается расщепление признаков, называется: гетерозиготный организм.




Варианты ответов (на слайде)

Правильные ответы


А – доминантный признак.

Б – рецессивный признак.

В – закон расщепления

Г – дигибридное скрещивание.

Д – моногибридное скрещивание.

Е – правило единообразия первого поколения.

Ж – закон независимого распределения генов.

З – гетерозиготный организм.

И – гомозиготный организм.

К – генотип.

Л – фенотип.

М – ген.

Н – аллельные гены.




  1. В

  2. Л

  3. Е

  4. Н

  5. М

  6. К

  7. Ж

  8. Г

  9. А

  10. З




























Приложение 2.


Задача 1.

У пшеницы безостость А доминирует над остистостью a, а красная окраска колоса В – над белой окраской b. Остистое белоколосое растение скрещено с гомозиготным безостым красноколосым. Определите генотипы и фенотипы растений F1 ; потомства от возможного скрещивания F1 с остистым белоколосым родителем.




Задача 2.

У морских свинок всклокоченная (розеточная) шерсть В доминирует над гладкой b , а черная окраска С – над белой с. При скрещивании розеточной черной самки с гладким белым самцом получено потомство, половина которого состоит из розеточных белых особей. Определите генотип самки.




Задача 3.

У львиного зева растения с широкими листьями при скрещивании между собой всегда дают потомство с теми же широкими листьями, а растения с узкими листьями- только потомство с узкими листьями. В результате скрещивания широколиственной особи с узколистной возникает растение с листьями промежуточной ширины. Каким будет потомство от скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины? Что получится, если скрестить узколистное растение с растением, имеющим листья промежуточной ширины?



Задача 4.

Чистопородный черный комолый бык скрещивается с красными рогатыми коровами. Какими будут гибриды? Каким окажется следующее поколение, полученное от скрещивания этих гибридов между собой, если известно, что комолость (безрогость) доминирует над рогатостью, а черная масть над красной?



Задача 5.

Мужчина больной гемофилией женился на женщине с нормальной свертываемостью крови, у которой в роду никогда не было больных этой болезнью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, соотношения генотипов и фенотипов. (Ген гемофилии является рецессивным и содержится в Х-хромосоме)



Задача 6.

Женщина, носитель рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за мужчину, больного этой болезнью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, соотношения генотипов и фенотипов.

(Ген гемофилии является рецессивным и содержится в Х-хромосоме)



Задача 7.

У мухи дрозофилы серый цвет тела доминирует над чёрным. При скрещивании серых и чёрных мух в потомстве половина особей имела серую окраску, половина – чёрную. Определите генотипы родительских форм.



Задача 8.

Тыкву, имеющую жёлтые плоды дисковидной формы, скрестили с тыквой, у которой были белые шаровидные плоды. Все гибриды от этого скрещивания имели белую окраску и дисковидную форму. Какие признаки доминируют? Каковы генотипы родителей и потомства?


Задача 9.

Форма чашечки у земляники может быть нормальная ( доминантный признак) и листовидная. У гетерозигот чашечки имеют промежуточную форму между нормальной и листовидной. Определите возможные генотипы и фенотипы потомства от скрещивания двух растений, имеющих промежуточную форму чашечки.



Задача 10.

От родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик дальтоник. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей? (Ген дальтонизма является рецессивным и содержится в Х-хромосоме)


Задача 11.

У львиного зева красная окраска цветка неполно доминирует над белой. Гибридное растение имеет розовую окраску. Нормальная форма цветка полностью доминирует над пилорической. Какое потомство получится от скрещивания двух дигетерозиготных растений?


Задача 12.

Какие фенотипы и в каком соотношении образуются от скрещивания морских свинок с генотипами ВвСс и ввсс при условии полного доминирования по обоим парам признаков, если В-ген чёрной окраски шерсти; в- ген белой окраски шерсти; С-ген длинного ворса; с-ген короткого ворса.



Задача 13.

У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым, а короткая шерсть - над длинной. Какую часть будут составлять короткошерстные коричневые щенки, если скрестить двух гетерозиготных по обоим признакам собак?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!