СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. 8 кл.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. 8 кл.»

8 Класс Химия

Тема: Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Цель:

  • Сформировать понятие о генетической связи и генетическом ряде.

  • Рассмотреть генетические ряды металлов и неметаллов.

  • Выяснить генетическую связь между классами неорганических соединений.

  • Продолжить формировать умения пользоваться таблицей растворимости и периодической системой Д.И.Меделеева для прогнозирования возможных химических реакций, а также применять полученные знания по темам свойства классов веществ.

  • Повторить основные классы неорганических соединений и их классификацию.

  • Развивать познавательный интерес к предмету, умение быстро и четко отвечать на вопросы.

  • Продолжать формировать умения логически мыслить, работать с учебником, работать с полученной информацией.

  • Закрепить и систематизировать знания по данной теме.

Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.
Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.

Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:

1. Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:

металл→основный оксид→щёлочь→соль

Например, K→K2O→KOH→KCl

2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:

металл→основный оксид→соль→нерастворимое основание→

основный оксид→металл

Например, Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO→Cu

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:

1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде:

неметалл→кислотный оксид→растворимая кислота→соль

Например, P→P2O5→H3PO4→Na3PO4

2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота:

неметалл→кислотный оксид→соль→кислота→

кислотный оксид→неметалл

Например, Si→SiO2→Na2SiO3→H2SiO3→SiO2→Si

Примером генетического ряда, в котором образуется амфотерный оксид может служить ряд цинка:

2Zn + O2 =2ZnO

ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2O

ZnSO4 + 2NaOH = Zn(OH)2 + Na2SO4

Zn(OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O

Zn(OH)2 + NaOH= Na2[Zn(OH)4]

ZnCl2 = Zn + Cl2↑ (электрический ток)

Наиболее «богат» ряд металла, у которого проявляются разные степени окисления. Рассмотрим на примере генетического ряда железа:

Fe→FeCl2→Fe(OH)2→FeO→Fe→FeCl3→Fe(OH)3→Fe2O3→Fe

Fe+2HCl = FeCl2 + H2

FeCl2 + 2KOH=Fe(OH)2 + 2KCl

Fe(OH)2=FeO+ H2O

FeO + CO=Fe + CO2

2Fe+3Cl2 = 2FeCl3

FeCl3 +3NaOH=Fe(OH)3 +3NaCl

2Fe(OH)3=Fe2O3 + 3H2O

2Fe2O3 + 3C= 4Fe + 3CO2

Наиболее часто встречающийся генетический ряд неметалла:

неметалл → кислотный оксид → кислота → соль

Например:

S→SO2→H2SO3→K2SO3

S+ O2 = SO2

SO2 + H2O = H2SO3

H2SO3 + 2KOH = K2SO3 + 2H2O


Домашнее задание: решить генетические цепочки.

Осуществите превращения по схеме, укажите типы реакций, назовите вещества

1.Al→Al2O3→AlCl3→Al(OH)3→Al2O3

2. P→P2O5→H3PO4→Na3PO4→Ca3(PO4)2

3. Zn→ZnCl2→Zn(OH)2→ZnO→Zn(NO3)2

4.Cu →CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO→Cu

5.N2O5→HNO3→Fe(NO3)2→Fe(OH)2→FeS→FeSO4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!