СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме "Генетическая связь между основными классами неорганических соединений"

Тип урока: комбинированный:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний

+ урок закрепления знаний + урок комплексного практического применения знаний, умений, навыков учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА №

Предмет: химия

Дата: «___» 201 г. Класс: 8-__


Тема урока: Генетическая связь между основными классами неорганических соединений слайд-1


Цели урока:

1.Обучающая: обобщение и систематизация знаний о классах неорганических соединений;

ознакомление понятиями ‘генетическая связь’ и’ генетические ряды’

2.Воспитательная: - воспитание интереса к предмету через использование элементов сказки;

3.Развивающая: - развитие умения классифицировать соединения и умение устанавливать связи между соединениями. Слайд-2


Методы обучения: словесный, наглядный (демонстрация), практический.

Дидактическое оснащение урока: слайдовые презентации, инструкции по безопасному поведению во время урока.

Материально-техническое обеспечение: доска, компьютер, программное обеспечение, проектор, экран:

Тип урока: комбинированный: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

+ урок закрепления знаний + урок комплексного практического применения знаний, умений, навыков учащихся.


«Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза , лёд и пламень не столь различных меж собой.» А.С.Пушкин ( Евгений Онегин)

Слайд-3


Ход урока

  1. Организационный этап

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

  1. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели, плана урока; интеграция с другими предметами.


Учитель: Вы прочли эпиграф к уроку. Какой смысл заложен в этих строках?

Чему же мы с Вами будем учиться на уроке ?

Ответ : - решать проблемы;

- находить решение;

- учиться общению;

- учиться творчеству и т д. Слайд-4.


Учитель: Cегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию восьмиклассников нашей школы, и ответить на вопрос “Достойны ли они, стать гражданами великой химической страны? Страна эта древняя и волшебная , хранящая множество загадок. Отгадать многие из них ещё не удавалось ни одному человеку. Лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны. Итак, начнём!

Сейчас мы отправимся путешествовать в страну неорганических веществ.

Слайд-5 Шум самолёта


Актуализация опорных знаний

Учитель: Чтобы удачно приземлиться, мы должны ответить на вопросы. В течение 3-х минут ребятам предлагается быстро ответить на вопросы. При правильном ответе учащиеся совершают мягкую посадку, при неправильном, остаются стоять. Право ответа на вопрос предоставляется учащемуся, который первым поднял руку. За отведённое время должны сесть все учащиеся.

Фронтальный опрос

Вопросы на слайде 6

1-Что такое оксиды?

2- Какие оксиды бывают по характеру?

3- Что такое кислотные оксиды?

4- Что такое основные оксиды?

5- Какой кислотный оксид принимает участие в фотосинтезе?

6- Какие индикаторы Вам известны?

7- Что такое кислоты?

8- Какая кислота содержится в желудочном соке?

9- В какой цвет окрашивается лакмус в кислотах?

10- П чём определяется валентность кислотного остатка?

11-Что такое основание?

12- Как называется растворимое в воде основание?

13-По чём определяется число гидроксильных групп?

14-Как окрашивается фенолфталеиновый в растворах щелочей?

15-Как называется реакция между кислотой и основанием?

16-Что образуется в результате реакции нейтрализации?

17-Назовите формулу едкого кали?

18-Какая формула мела?

19-Что такое соли?

20-Какие соли бывают?


Учитель: Сегодня посадка была действительно мягкой. Теорию мы с Вами повторили, а теперь посмотрим – знаете ли Вы формулы? Сейчас мы поиграем в игру “Светофор”. У каждого на столе 4 цветных карточек. Учитель показывает карточку с формулой вещества.. Ученики должны быстро определить принадлежность этого вещества к группе неорганических соединений и” зажечь “ соответствующий цвет своего светофора. слайд7


Слайд-8 ответ (проверяем правильность формул)


Слайд-9 Чтобы уверенно чувствовать себя в стране неорганических соединений мы на практике проверим свои знания. Перед Вами вещества. Распределите их по классам неорганических соединений .К доске выходит ученик. На доске записывает формулы.

Слайд-10 ответ


Слайд-12Среди данных веществ есть кислота и основание. Напишите реакцию. К доске выходит ученик и записывает реакцию нейтрализации

Слайд-13 ответ


Слайд-11

Учитель: Я предлагаю Вам послушать сказку.

Демонстрация опыта между кислотой и основанием. К доске выходит ученик и проводит опыт под руководством учителя.

Слайд-14 Составьте пары веществ, способных реагировать друг с другом.


Работа учащихся возле доски.

Слайд-15 ответ


Учитель: Что мы с вами знаем об этих веществах?

_ классификацию;

- физические свойства;

- химические свойства;

- применение.

4. Изучение нового материала (лекция с демонстрацией)

Слайд 16 Предположите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, если основной материал изучен?


Дети Обобщать, повторять, углублять, повторять.

Учитель: Как Вы думаете, а какие-то новые знания мы будем получать сегодня на уроке? Чтобы ответить на вопрос , обратимся к теме нашего урока. Учитель актуализирует тему урока.

Больше похоже на тему урока химии или биологии?

Что изучает наука “ генетика”?

- изменчивость( видов)

- наследственность.

А на уроке химии наследственность и изменчивость чего мы будем изучать? (классов неорганических соединений)

Постановка проблемы урока.

Могут ли разные классы неорганических соединений взаимодействовать друг с другом?

Слайд-17 выделить признаки генетического ряда:


Ca Ca(OH) CaCO CaO CaSO CaCl Ca?


Слайд-8 ответ

  1. вещества разных классов;

  2. разные вещества образованы одним химическим элементом;

  3. разные вещества одного химического элемента связаны взаимопревращениями

Между классами существует важная связь, которую называют генетической. Эта связь заключается в том, что из вещества одного класса можно получить вещества других классов.

Слайд-19 записываем в тетради определение

Генетический ряд отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которых положен один и тот же химический элемент.

Генетическая связь- связь между веществами разных классов, образованных одним химическим элементом, связанных взаимопревращениями и отражающая единство их происхождения.

Существует два основных пути генетических связей между веществами: один из них начинается металлами, другой- неметаллами

Сказка “Волшебные превращения”.

На замечательной планете Химия было два царства – государства: царство Металлов и царство Неметаллов. В царстве Металлов родился принц Кальций. От рождения он был смел, активен и вспыльчив. А в царстве Неметаллов появилась на свет Сера, хрупкая и нежная, как настоящая принцесса. Принц и Принцесса знали, что им суждено встретиться однажды. Но прежде им нужно было познакомиться с великим волшебником Кислородом. Когда это произошло, Сера засветилась голубым пламенем, а Кальций активно засиял белым огнем.

Они стали взрослее и почувствовали еще большую необходимость встречи друг с другом. Когда час свидания настал, разразился гром и пошел дождь. Волшебница Вода поглотила их немедленно. Только любовь их продолжала жить. Именно поэтому чувства принца окрашивали фенолфталеин в ярко-малиновый цвет, а лакмусовая бумага краснела от любви принцессы. Ничто не могло помешать влюбленным.

Их чувства слились в единое целое. Фенолфталеин обесцветился, а в водном растворе родилась Соль. Ярко засияло солнце. И теперь каждый знает, почему соль и солнце – однокоренные слова. Солнце дарит свет и тепло, а соли лечат, строят и даже кормят. Великая слава вечной любви!

5. Обобщение и систематизация полученных знаний, формирование умений

Составить генетические ряды, написанные в сказке.

Какие вещества являются родоначальниками генетических рядов?


I вариант – Ca Металл

В общем виде:

II вариант – S Неметалл


Вывод: металлы и неметаллы образуют генетические ряды.


Между веществами в пределах генетического ряда возникает генетическая связь.


Почему появляется такая возможность?

(Такая возможность появляется, потому что вещества содержат в своём составе одинаковые атомы или группы атомов, которые могут переходить из одного вещества в другое)


Какие атомы в генетических рядах?


I вариант – Ca


II вариант – S


Задание классу


Написать уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанную цепочку превращений.

Определить тип реакции.

(2 человека у доски)


II вариант

I вариант

Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaSO3

2Са + О2 → 2СаО

Ca + Н2О → Ca(ОН)2

H2SO3 + Ca(OH)2 → CaSO3 + 2Н2O

S → SO2 → H2SO3 → CaSO3

S + O2 → SO2

SO2 + → H2SO3

H2SO3 + Ca(OH)2 → CaSO3 + 2 Н2О


Вывод:


  1. Металлы и неметаллы образуют генетические ряды

  2. Между веществами одного ряда существует генетическая связь


От чего зависят свойства веществ?

(Свойства веществ зависят от состава и строения)


Задание классу


В состав веществ входят атомы, обуславливающие индивидуальные свойства сложных веществ.

Подчеркните их двумя чертами.

CaCaO → Ca(OH)2 CaSO3


SSO2 → H2SO3 → CaSO3

Рефлексия.

Что мы сегодня выясняли?

Какую работу вам понравилось выполнять на уроке?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Как вы считаете вы всему научились на этом уроке? Чем мало мы сегодня занимались? (записями уравнений химических реакций)

Как вы считаете, все превращения веществ уложились в нашу цепочку?

А какие нет? (получить обратно металл и неметалл)


  1. Подведение итогов урока.

Выставление оценок учащимся за выполнение предложенных в ходе урока заданий.

7. Домашнее задание: Cоставить генетические ряды с Калием и Фосфором.

Закончить урок можно стихотворением:


Веществам границ не нужно,

Живут они все очень дружно:

Оксиды, гидроксиды, соли –

Как целого три равные доли.

Связаны наукой, могут получаться

Друг из друга

С помощью волшебницы известной,

Что зовется химией чудесной.

Вещества – одна семья.

Чтоб подробнее о них узнать

Нужно все уроки посещать!











Сказка “Волшебные превращения”.

На замечательной планете Химия было два царства – государства: царство Металлов и царство Неметаллов. В царстве Металлов родился принц Кальций. От рождения он был смел, активен и вспыльчив. А в царстве Неметаллов появилась на свет Сера, хрупкая и нежная, как настоящая принцесса. Принц и Принцесса знали, что им суждено встретиться однажды. Но прежде им нужно было познакомиться с великим волшебником Кислородом. Когда это произошло, Сера засветилась голубым пламенем, а Кальций активно засиял белым огнем.

Они стали взрослее и почувствовали еще большую необходимость встречи друг с другом. Когда час свидания настал, разразился гром и пошел дождь. Волшебница Вода поглотила их немедленно. Только любовь их продолжала жить. Именно поэтому чувства принца окрашивали фенолфталеин в ярко-малиновый цвет, а лакмусовая бумага краснела от любви принцессы. Ничто не могло помешать влюбленным.

Их чувства слились в единое целое. Фенолфталеин обесцветился, а в водном растворе родилась Соль. Ярко засияло солнце. И теперь каждый знает, почему соль и солнце – однокоренные слова. Солнце дарит свет и тепло, а соли лечат, строят и даже кормят. Великая слава вечной любви!

Составить генетические ряды, написанные в сказке.

Какие вещества являются родоначальниками генетических рядов?


I вариант – Ca Металл

В общем виде:

II вариант – S Неметалл


Вывод: металлы и неметаллы образуют генетические ряды.


Между веществами в пределах генетического ряда возникает генетическая связь.


Почему появляется такая возможность?

(Такая возможность появляется, потому что вещества содержат в своём составе одинаковые атомы или группы атомов, которые могут переходить из одного вещества в другое)


Какие атомы в генетических рядах?


I вариант – Ca


II вариант – S


Задание классу


Написать уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанную цепочку превращений.

Определить тип реакции.


II вариант

I вариант

Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaSO3


S → SO2 → H2SO3 → CaSO3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!