СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Функциональная грамотность на уроке биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация создана на основе интернет ресурсов, для выступления на городском методичческом объединении. Задание на логическое мышление, применение знаний на практике можно применять на уроке в 6-7 классе.

Просмотр содержимого документа
«"Функциональная грамотность на уроке биологии"»

«Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии»  Учитель биологии  МОАУ СОШ №16 Осадчева С.М.

«Развитие естественнонаучной грамотности

на уроках биологии»

Учитель биологии

МОАУ СОШ №16

Осадчева С.М.

Цель: Расширить познания в области определения типа заданий для формирования естественнонаучной грамотности как важнейшего фактора уровня образования общества

Цель: Расширить познания в области определения типа заданий для формирования естественнонаучной грамотности как важнейшего фактора уровня образования общества

Актуальность проблемы 1.Важной характеристикой уровня образования общества и его готовности к инновациям является естественнонаучная грамотность. 2.Согласно результатам международных исследований ( PISA ) естественнонаучная грамотность российских школьников является низкой. 3.Формирование естественнонаучной грамотности учащихся основной школы во многом совпадает с задачей реализации требований ФГОС к результатам образования.

Актуальность проблемы

1.Важной характеристикой уровня образования общества и его готовности к инновациям является естественнонаучная грамотность.

2.Согласно результатам международных исследований ( PISA ) естественнонаучная грамотность российских школьников является низкой.

3.Формирование естественнонаучной грамотности учащихся основной школы во многом совпадает с задачей реализации требований ФГОС к результатам образования.

Что такое естественнонаучная грамотность? Естественнонаучная грамотность – это способность человека не только освоить естественнонаучные знания, но и уметь их применять в жизни. Она определяется как набор определенных компетентностей. Компетентность проще всего определить, как способность учащихся применять полученные в школе умения и знания в жизненных ситуациях.

Что такое естественнонаучная грамотность?

Естественнонаучная грамотность – это способность человека не только освоить естественнонаучные знания, но и уметь их применять в жизни. Она определяется как набор определенных компетентностей. Компетентность проще всего определить, как способность учащихся применять полученные в школе умения и знания в жизненных ситуациях.

Компетентности ЕН грамотности Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов Научное объяснение явлений Применение методов ЕН исследования

Компетентности ЕН грамотности

Интерпретация данных и

использование научных

доказательств для

получения выводов

Научное

объяснение

явлений

Применение

методов

ЕН исследования

Научное объяснение явлений Распознавание, выдвижение и оценка объяснений для природных и техногенных явлений, что включает способности:  1.Вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные  знания; 2. Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и  представления; 3. Сделать и подтвердить соответствующие прогнозы; 4. Предложить объяснительные гипотезы; 5. Объяснить потенциальные применения естественнонаучного знания  для общества.

Научное объяснение

явлений

Распознавание, выдвижение и оценка объяснений для природных и техногенных явлений, что включает способности:

1.Вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные

знания;

2. Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и

представления;

3. Сделать и подтвердить соответствующие прогнозы;

4. Предложить объяснительные гипотезы;

5. Объяснить потенциальные применения естественнонаучного знания

для общества.

Применение методов ЕН исследования Описание и оценка научных исследований, предложение научных способов решения вопросов, что включает способности:   Распознавать вопрос, исследуемый в данной естественнонаучной работе; 2. Различать вопросы, которые возможно естественнонаучно исследовать; 3. Предложить способ научного исследования данного вопроса; 4. Оценить с научной точки зрения предлагаемые способы изучения  данного вопроса; 5.Описать и оценить способы, которые используют учёные, чтобы  обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений.

Применение методов ЕН исследования

Описание и оценка научных исследований, предложение научных способов решения вопросов, что включает способности:

  • Распознавать вопрос, исследуемый в данной естественнонаучной работе;

2. Различать вопросы, которые возможно естественнонаучно исследовать;

3. Предложить способ научного исследования данного вопроса;

4. Оценить с научной точки зрения предлагаемые способы изучения

данного вопроса;

5.Описать и оценить способы, которые используют учёные, чтобы

обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений.

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов Анализ и оценка научной информации, утверждений и аргументов и получение выводов, что включает способности:  1.Преобразовать одну форму представления данных в другую; 2.Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие  выводы; 3. Распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных  текстах; 4. Отличать аргументы, которые основаны на научных доказательствах,  от аргументов, основанных на других соображениях; 5. Оценивать научные аргументы и доказательства из различных  источников (например, газета, интернет, журналы).

Интерпретация данных и использование научных доказательств для

получения выводов

Анализ и оценка научной информации, утверждений и аргументов и получение выводов, что включает способности:

1.Преобразовать одну форму представления данных в другую;

2.Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие

выводы;

3. Распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных

текстах;

4. Отличать аргументы, которые основаны на научных доказательствах,

от аргументов, основанных на других соображениях;

5. Оценивать научные аргументы и доказательства из различных

источников (например, газета, интернет, журналы).

Соответствие между ЕН грамотностью и требованиями

ФГОС к результатам образования

Требования ФГОС ООО к результатам образования

Компетентности, определяющие естественнонаучную грамотность

понимание основных особенностей естественнонаучного исследования (или естественнонаучного метода познания)

приобретение опыта применения научных методов познания (предметный результат – физика) ;

приобретение опыта использования различных  методов изучения веществ (предметный результат – химия) ;

приобретение опыта использования методов биологической науки  (предметный результат – биология)

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (метапредметный результат образования)

умение объяснять или описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний, а также умение прогнозировать изменения

умение использовать научные доказательства и имеющиеся данные для получения выводов, их анализа и оценки достоверности

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы (метапредметный результат)

Типы заданий «Как узнать?» «Сделай вывод» «Попробуй объяснить» задания на формирование умения формулировать выводы на основе данных задания на применение методов познания задания на объяснение явлений и фактов

Типы заданий

«Как

узнать?»

«Сделай

вывод»

«Попробуй

объяснить»

задания на

формирование умения

формулировать выводы

на основе данных

задания на

применение

методов познания

задания на

объяснение

явлений и фактов

Таксономия Б. Блума Знания Воспроизведение или запоминание фактов, определений, терминов Понимание Перевод с одного языка на другой Применение Использование на практике Анализ Разбиение на части для видения структуры объекта Синтез Комбинирование, получение целого, обладающего новизной Оценка Суждение о ценности материала Типы заданий «Как узнать?» «Сделай вывод» «Попробуй объяснить» задания на формирование умения формулировать выводы на основе данных задания на объяснение явлений и фактов задания на применение методов познания

Таксономия Б. Блума

Знания

Воспроизведение или запоминание фактов, определений, терминов

Понимание

Перевод с одного языка на другой

Применение

Использование на практике

Анализ

Разбиение на части для видения структуры объекта

Синтез

Комбинирование, получение целого, обладающего новизной

Оценка

Суждение о ценности материала

Типы заданий

«Как

узнать?»

«Сделай

вывод»

«Попробуй

объяснить»

задания на

формирование умения

формулировать выводы

на основе данных

задания на

объяснение

явлений и фактов

задания на

применение

методов познания

Люди давно обратили внимание, что крокодилы умеют плакать крупными прозрачными слезами. Древние египтяне считали нильских крокодилов носителями божественного зла. Их кормили, к ним обращались с заклинаниями, чтобы усмирить их гнев. Кровожадность и коварство крокодилов послужили поводом для удивительных фантазий. Древнегреческий ученый Элиан в своем зоологическом тракте писал, что крокодил, набрав в рот воды, обливает ею крутые тропинки, по которым люди и животные спускаются к реке. Как только жертва подскользнётся и упадет, крокодил подскакивает к ней и пожирает.  «Крокодиловы слезы»  Съев очередную жертву, крокодил якобы оплакивает ее. Отсюда возникло крылатое  выражение «крокодиловы слезы» как символ высшего лицемерия. И только в наши дни  стала ясна их причина: у крокодила для удаления избытка солей развились особые  железы; выводные протоки этих желез расположены у самых глаз крокодила. Вот и  выходит: заработали эти железы – и крокодил «заплакал» горючими слезами

Люди давно обратили внимание, что крокодилы умеют плакать крупными

прозрачными слезами. Древние египтяне считали нильских крокодилов

носителями божественного зла. Их кормили, к ним обращались с

заклинаниями, чтобы усмирить их гнев. Кровожадность и коварство

крокодилов послужили поводом для удивительных фантазий.

Древнегреческий ученый Элиан в своем зоологическом тракте писал, что

крокодил, набрав в рот воды, обливает ею крутые тропинки, по которым

люди и животные спускаются к реке. Как только жертва

подскользнётся и упадет, крокодил подскакивает к ней и пожирает.

«Крокодиловы слезы»

Съев очередную жертву, крокодил якобы оплакивает ее. Отсюда возникло крылатое

выражение «крокодиловы слезы» как символ высшего лицемерия. И только в наши дни

стала ясна их причина: у крокодила для удаления избытка солей развились особые

железы; выводные протоки этих желез расположены у самых глаз крокодила. Вот и

выходит: заработали эти железы – и крокодил «заплакал» горючими слезами

Задания Задание на применение методов познания Что означает выражение « крокодиловы слезы » ? 1.Выражение боли 2.Символ высшего лицемерия 3.Выражение радости Ответ: 2 Задание на объяснение явлений и фактов Почему у крокодилов появляются слезы? Ответ: Организм крокодила освобождается от излишков солей, поступивших с водой и пищей Задание на формирование умения формулировать выводы на основе данных Что произойдет с организмом крокодила, если он не будет плакать?  Ответ: в организме крокодила накопятся излишки солей; нарушится обмен веществ, и крокодил умрет Кто еще из животных также избавляется от излишков солей?  Ответ: у альбатросов, буревесников – соли выводятся через носовые отверстия; у морских рептилий – выводной проток выходит в угол глаза.

Задания

  • Задание на применение методов познания

Что означает выражение « крокодиловы слезы » ?

1.Выражение боли

2.Символ высшего лицемерия

3.Выражение радости

Ответ: 2

  • Задание на объяснение явлений и фактов

Почему у крокодилов появляются слезы?

Ответ: Организм крокодила освобождается от излишков солей, поступивших с водой и пищей

  • Задание на формирование умения формулировать выводы на основе данных

Что произойдет с организмом крокодила, если он не будет плакать?

Ответ: в организме крокодила накопятся излишки солей; нарушится обмен веществ, и крокодил умрет

Кто еще из животных также избавляется от излишков солей?

Ответ: у альбатросов, буревесников соли выводятся через носовые отверстия; у морских рептилий выводной проток выходит в угол глаза.

Водоросли, как и все растения, нуждаются в солнечном свете для фотосинтеза. Зеленые водоросли растут в пресных водоемах на небольшой глубине, однако, многие морские водоросли живут на больших глубинах, куда солнечный свет слабо проникает. Эти водоросли имеют красную и коричневую окраску. Бурые водоросли (например, ламинария) прикрепляются к твердому грунту на глубине 80 – 100 м. красные водоросли, или багрянки обитают на самых больших глубинах (до 200 м.), куда может проникать свет. Почему? «Морские водоросли»

Водоросли, как и все растения, нуждаются в солнечном свете для фотосинтеза.

Зеленые водоросли растут в пресных водоемах на небольшой глубине,

однако, многие морские водоросли живут на больших глубинах, куда

солнечный свет слабо проникает.

Эти водоросли имеют красную и коричневую окраску.

Бурые водоросли (например, ламинария) прикрепляются к твердому грунту

на глубине 80 – 100 м. красные водоросли, или багрянки обитают на самых

больших глубинах (до 200 м.), куда может проникать свет. Почему?

«Морские водоросли»

Ответ: потому что водоросли, как и все растения, нуждаются в свете для фотосинтеза, а на большой глубине света практически нет 2. Какие водоросли можно встретить на глубине меньше 100 м.? 1.Зеленые, 2.Бурые, 3.Красные Ответ: 1, 2 3. Как окраска водорослей связана с нарастанием глубины? Ответ: с глубиной солнечный свет рассеивается; на глубину до 100 м. проникают лучи красного, а на глубину до 200 м. – синего и фиолетового спектров; в бурых и красных водорослях кроме хлорофилла содержатся пигменты других цветов, улавливающие свет для фотосинтеза 4. Какие группы водорослей существуют в природе? Ответ: зеленые, бурые, красные

Ответ: потому что водоросли, как и все растения, нуждаются в свете для фотосинтеза, а на большой глубине света практически нет

2. Какие водоросли можно встретить на глубине меньше 100 м.?

1.Зеленые,

2.Бурые,

3.Красные

Ответ: 1, 2

3. Как окраска водорослей связана с нарастанием глубины?

Ответ: с глубиной солнечный свет рассеивается; на глубину до 100 м. проникают лучи красного, а на глубину до 200 м. синего и фиолетового спектров; в бурых и красных водорослях кроме хлорофилла содержатся пигменты других цветов, улавливающие свет для фотосинтеза

4. Какие группы водорослей существуют в природе?

Ответ: зеленые, бурые, красные

«Грибы» Шампиньоны выращивают искусственно, а белые  грибы нет. Почему?   Ответ: потому, что Шампиньоны в отличие от других шляпочных грибов не образуют микоризу с деревьями, поэтому их можно выращивать в искусственных условиях. Для этого достаточно поддерживать необходимую температуру, влажность и обеспечить достаточное количество органических веществ в грунте.

«Грибы»

Шампиньоны выращивают искусственно, а белые грибы нет. Почему? Ответ: потому, что Шампиньоны в отличие от других шляпочных грибов не образуют микоризу с деревьями, поэтому их можно выращивать в искусственных условиях. Для этого достаточно поддерживать необходимую температуру, влажность и обеспечить достаточное количество органических веществ в грунте.

Использование научных методов для изучения биологических объектов, явлений Учёные когда-то заметили, что вирус коровьей оспы, которым часто заражались доярки при контакте с выменем коров, переносится человеком легче, чем вирус натуральной оспы. Кроме того, выяснилось, что после того, как человек переболел коровьей оспой, он не заражается натуральной оспой. Какой вывод можно сделать на основе этих наблюдений? Какая профилактическая процедура появилась вследствие этих наблюдений?

Использование научных методов для изучения биологических объектов, явлений

Учёные когда-то заметили, что вирус коровьей оспы, которым часто заражались доярки при контакте с выменем коров, переносится человеком легче, чем вирус натуральной оспы. Кроме того, выяснилось, что после того, как человек переболел коровьей оспой, он не заражается натуральной оспой.

Какой вывод можно сделать на основе этих наблюдений? Какая профилактическая процедура появилась вследствие этих наблюдений?

1.Переболев коровьей оспой, человек получает приобретённый иммунитет. 2.Введение вакцин — ослабленные частицы инфекционного агента.

1.Переболев коровьей оспой, человек получает приобретённый иммунитет.

2.Введение вакцин — ослабленные частицы инфекционного агента.

Задачи на определение энергозатрат  (практическая направленность) Пётр каждый вечер бегает трусцой в течение 1,5 часа. За два часа до этого он плотно ужинают. Сегодня Пётр съел 200 г гречневой каши, 60 г сырокопченой колбасы, 50 г сыра, 25 г хлеба и чай с сахаром. Используя данные таблиц 1, и 2 ответьте на следующие вопросы. 1) Какова энергетическая ценность ужина? 2) Покроет ли калорийность ужина Петра энергетические затраты на бег? 3) Какие вещества являются наиболее энергетически ценными?

Задачи на определение энергозатрат (практическая направленность)

Пётр каждый вечер бегает трусцой в течение 1,5 часа. За два часа до этого он плотно ужинают. Сегодня Пётр съел 200 г гречневой каши, 60 г сырокопченой колбасы, 50 г сыра, 25 г хлеба и чай с сахаром. Используя данные таблиц 1, и 2 ответьте на следующие вопросы.

1) Какова энергетическая ценность ужина?

2) Покроет ли калорийность ужина Петра энергетические затраты на бег?

3) Какие вещества являются наиболее энергетически ценными?

Выводы: 1.Развитие у учащихся понятийного мышления, самостоятельной познавательной деятельности. 2.Освоение учителями и учащимися различных техник учения. 3.Улучшение уровня грамотности чтения, естественнонаучной грамотности, математической. 4.Умение решать практические задания и ситуации с опорой на личностный опыт учащегося. 5. Развитие базовых, ключевых и предметных компетенций у учащихся через использование компетентностного подхода в деятельности. 6. Развитые рефлексивные умения у учителя и учащихся.

Выводы:

1.Развитие у учащихся понятийного мышления, самостоятельной познавательной деятельности.

2.Освоение учителями и учащимися различных техник учения. 3.Улучшение уровня грамотности чтения, естественнонаучной грамотности, математической.

4.Умение решать практические задания и ситуации с опорой на личностный опыт учащегося.

5. Развитие базовых, ключевых и предметных компетенций у учащихся через использование компетентностного подхода в деятельности.

6. Развитые рефлексивные умения у учителя и учащихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!