Функциональная грамотность на уроках географии по ФГОС нового поколения в 5 классах.
Учитель географии: Пивоварова Г.И.
Термин «функциональная грамотность» впервые был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 году.
Тогда, 60 лет назад, функциональная грамотность понималась как совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
2022 год. Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт.
Функциональная грамотность формируется по трем основным направлениям:
- - читательская грамотность
- - естественнонаучная
- - математическая
В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:
- - работу с текстом
- - работу с географической картой
- - работу со статистическими данными.
Читательская грамотность, это способность ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. - создание схематичного рисунка по тексту - нахождение географических ошибок в предложенном тексте - заполнение текста пропущенными словами; - составление кроссвордов - чтение и анализ художественного текста из произведений
- Текст
- Фернан Магеллан родился примерно в 1480 году в португальской дворянской семье. В молодости он участвовал в военных экспедициях в Азию и Африку. Вернувшись в Португалию, Магеллан занялся изучением астрономии и навигации. 20 сентября 1519 года флотилия из пяти кораблей («Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго») вышли из порта Санлукар-де-Баррамеда. Магеллан, как капитан-генерал (адмирал), командовал «Тринидадом». Точная численность экспедиции неизвестна — по разным данным, она составляла от 265 до 300 человек. В конце 1519 года флотилия достигла берегов Южной Америки. Открыла Магелланов пролив, остров Огненная Земля и вышла в Тихий океан. Вскоре Магеллан и его спутники первыми из европейцев достигли Филиппинских островов. Ввязавший в распри, Магеллан на Филиппинских островах, был убит. На одном корабле, 18 человек, обогнув Африку, м. Доброй Надежды, вернулись в Испанию. Экспедиция была сочтена успешной, поскольку достигла своей цели — проложила западный путь в страны Востока и дала Испании основание претендовать на изрядную долю богатств Востока
«Смысловое чтение на уроках географии, как один из способов формирования функциональной грамотности».
Задание1. Опираясь на текст, поясните, почему Магеллан родившийся в Португалии, совершил путешествие, которое снарядил король Испании?
Задание 2. Расположите перечисленные в тексте географические объекты в том порядке, в котором экспедиция их достигала.
Задание 3. Составьте план текста «Первое кругосветное путешествие»
Задание 4. Магеллан открыл пролив в Южной Америке. Изменилось ли его название в настоящее время?
Задания на формирование читательской грамотности
- Прочитайте текст.
- В 1819 году по предложению Фаддея Беллинсгаузена была организована первая русская антарктическая экспедиция, в состав которой вошли судна «Восток» и «Мирный». Капитанами этих кораблей стали сам Беллинсгаузен и лейтенант Михаил Лазарев. 27 января 1820 года им удалось обнаружить шестой континент Земли. Моряки наблюдали берег в районе, который сейчас известен как шельфовый ледник Беллинсгаузен. Ещё раз россияне увидели землю 2 февраля, а 17 и 18 числа им удалось подплыть к побережью почти вплотную. Чуть позже экспедиция открыла остров Петра I, Землю Александра I и ряд островов в районе Антарктического полуострова. Однако высадиться на берег континента морякам так и не удалось. Тем не менее «Восток» и «Мирный» смогли полностью обогнуть Антарктиду, плывя только в южных широтах выше 60 градуса. В начале XX века нашлись двое смельчаков, которые рискнули достичь Южный полюс. Это норвежец Руаль Амундсен (1872-1928) и англичанин Роберт Скотт (1868-1912). 14 декабря 1912 года на Южном полюсе уже развевался норвежский флаг. Южный полюс был покорен! Английская экспедиция погибла на Антарктиде
- С территории какого государства отправилась в большое плавание команда Беллинсгаузена и Лазарева?
- Объясните, почему период с декабря по март наиболее благоприятен для проведения исследовательских работ экспедиции.
- Почему путешественники не смогли высадится на материк?
- Какие недостатки были в экспедициях Роберта Скотта и Руаля Амундсена?
- Какие объекты открыты на территории Антарктиды?/работа с картой/
Развивать естественно-научную грамотность на уроках географии, помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Для этого надо проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.
Работа с картами Условные обозначения /географический диктант/
Определи стороны горизонта.
Работа с планом местности
Определи азимут Игра: «Найди клад»-учащиеся выполняют карту самостоятельно.
Определи материк. Определи океан.
Тема урока: «Ориентирование на местности»
Старые сосны в лесу под напором ветра склоняли свои кроны к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь, по лесу шёл турист. Встречный ветер грозил снести уму шляпу, и он придерживал её рукой. Пройдя, некоторое расстояние он вышел на лесную поляну. Сделав, несколько шагов он наткнулся на пень, возле которого возвышался муравейник. Здесь он повернул налево и продолжал свой путь перпендикулярно пройденной дороге. Через некоторое время турист вдруг заметил, что заблудился. Он остановился и стал определять направление своего пути. Компаса он не имел. После некоторого раздумья турист сказал: «Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по-моему, к западу отсюда». И он сделал крутой поворот вправо на 90 градусов, так как решил, что западное направление именно это. Стемнело. На небе появились звёзды. Турист продолжал свой путь в лагерь.
Задание 1. Правильно ли определил направление пути турист?
Напишите в ответе “да” или “нет” и обоснуйте свою точку зрения
Задание 2. Как определить по муравейнику стороны горизонта?
Задание 3. Как должен турист определить направление своего пути по Полярной Звезде?
Задание 4. Выберите один вариант ответа
В каком направлении двигалась группа туристов, если Полярную звезду они видели справа от себя
Глобальные компетенции Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач.
- Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре.
- Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей. способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.
Глобальные компетенции
«Я синоптик»
«Я путешественник»