СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность на уроках географии в 5 классе.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотность на уроках географии в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность на уроках географии в 5 классе.»

 Функциональная грамотность  на уроках географии  по ФГОС нового поколения  в 5 классах. Учитель географии: Пивоварова Г.И.

Функциональная грамотность на уроках географии по ФГОС нового поколения в 5 классах.

Учитель географии: Пивоварова Г.И.

Термин «функциональная грамотность» впервые был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 году. Тогда, 60 лет назад, функциональная грамотность понималась как совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. 2022 год. Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт.

Термин «функциональная грамотность» впервые был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 году.

Тогда, 60 лет назад, функциональная грамотность понималась как совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

2022 год. Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт.

Функциональная грамотность формируется по трем основным направлениям: - читательская грамотность - естественнонаучная - математическая В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через: - работу с текстом - работу с географической картой - работу со статистическими данными.

Функциональная грамотность формируется по трем основным направлениям:

  • - читательская грамотность
  • - естественнонаучная
  • - математическая

В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:

  • - работу с текстом
  • - работу с географической картой
  • - работу со статистическими данными.
Читательская грамотность, это способность ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.    - создание схематичного рисунка по тексту  - нахождение географических ошибок в предложенном тексте  - заполнение текста пропущенными словами;  - составление кроссвордов  - чтение и анализ художественного текста из произведений

Читательская грамотность, это способность ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. - создание схематичного рисунка по тексту - нахождение географических ошибок в предложенном тексте - заполнение текста пропущенными словами; - составление кроссвордов - чтение и анализ художественного текста из произведений

  • Текст
  • Фернан Магеллан родился примерно в 1480 году в португальской дворянской семье. В молодости он участвовал в военных экспедициях в Азию и Африку. Вернувшись в Португалию, Магеллан занялся изучением астрономии и навигации. 20 сентября 1519 года флотилия из пяти кораблей («Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго») вышли из порта Санлукар-де-Баррамеда. Магеллан, как капитан-генерал (адмирал), командовал «Тринидадом». Точная численность экспедиции неизвестна — по разным данным, она составляла от 265 до 300 человек. В конце 1519 года флотилия достигла берегов Южной Америки. Открыла Магелланов пролив, остров Огненная Земля и вышла в Тихий океан. Вскоре Магеллан и его спутники первыми из европейцев достигли Филиппинских островов. Ввязавший в распри, Магеллан на Филиппинских островах, был убит. На одном корабле, 18 человек, обогнув Африку, м. Доброй Надежды, вернулись в Испанию. Экспедиция была сочтена успешной, поскольку достигла своей цели — проложила западный путь в страны Востока и дала Испании основание претендовать на изрядную долю богатств Востока

«Смысловое чтение на уроках географии, как один из способов формирования функциональной грамотности».

Задание1. Опираясь на текст, поясните, почему Магеллан родившийся в Португалии, совершил путешествие, которое снарядил король Испании?

Задание 2. Расположите перечисленные в тексте географические объекты в том порядке, в котором экспедиция их достигала.

Задание 3. Составьте план текста «Первое кругосветное путешествие»

Задание 4. Магеллан открыл пролив в Южной Америке. Изменилось ли его название в настоящее время?

Задания на формирование читательской грамотности

  • Прочитайте текст.
  • В 1819 году по предложению Фаддея Беллинсгаузена была организована первая русская антарктическая экспедиция, в состав которой вошли судна «Восток» и «Мирный». Капитанами этих кораблей стали сам Беллинсгаузен и лейтенант Михаил Лазарев. 27 января 1820 года им удалось обнаружить шестой континент Земли. Моряки наблюдали берег в районе, который сейчас известен как шельфовый ледник Беллинсгаузен. Ещё раз россияне увидели землю 2 февраля, а 17 и 18 числа им удалось подплыть к побережью почти вплотную. Чуть позже экспедиция открыла остров Петра I, Землю Александра I и ряд островов в районе Антарктического полуострова. Однако высадиться на берег континента морякам так и не удалось. Тем не менее «Восток» и «Мирный» смогли полностью обогнуть Антарктиду, плывя только в южных широтах выше 60 градуса. В начале XX века нашлись двое смельчаков, которые рискнули достичь Южный полюс. Это норвежец Руаль Амундсен (1872-1928) и англичанин Роберт Скотт (1868-1912).  14 декабря 1912 года на Южном полюсе уже развевался норвежский флаг. Южный полюс был покорен! Английская экспедиция погибла на Антарктиде
  • Ответьте на вопросы:
  • С территории какого государства отправилась в большое плавание команда Беллинсгаузена и Лазарева?
  • Объясните, почему период с декабря по март наиболее благоприятен для проведения исследовательских работ экспедиции.
  • Почему путешественники не смогли высадится на материк?
  • Какие недостатки были в экспедициях Роберта Скотта и Руаля Амундсена?
  • Какие объекты открыты на территории Антарктиды?/работа с картой/

Развивать естественно-научную грамотность на уроках географии,  помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Для этого надо проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.

Развивать естественно-научную грамотность на уроках географии, помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Для этого надо проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.

Работа с картами  Условные обозначения /географический диктант/

Работа с картами Условные обозначения /географический диктант/

 Определи стороны горизонта.

Определи стороны горизонта.

Работа с планом местности

Работа с планом местности

Определи азимут  Игра: «Найди клад»-учащиеся выполняют карту самостоятельно.

Определи азимут Игра: «Найди клад»-учащиеся выполняют карту самостоятельно.

Определи материк.  Определи океан.

Определи материк. Определи океан.

Тема урока: «Ориентирование на местности»

Старые сосны в лесу под напором ветра склоняли свои кроны к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь, по лесу шёл турист. Встречный ветер грозил снести уму шляпу, и он придерживал её рукой. Пройдя, некоторое расстояние он вышел на лесную поляну. Сделав, несколько шагов он наткнулся на пень, возле которого возвышался муравейник. Здесь он повернул налево и продолжал свой путь перпендикулярно пройденной дороге. Через некоторое время турист вдруг заметил, что заблудился. Он остановился и стал определять направление своего пути. Компаса он не имел. После некоторого раздумья турист сказал: «Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по-моему, к западу отсюда». И он сделал крутой поворот вправо на 90 градусов, так как решил, что западное направление именно это. Стемнело. На небе появились звёзды. Турист продолжал свой путь в лагерь.

Задание 1. Правильно ли определил направление пути турист?

Напишите в ответе “да” или “нет” и обоснуйте свою точку зрения

Задание 2. Как определить по муравейнику стороны горизонта?

Задание 3. Как должен турист определить направление своего пути по Полярной Звезде?

Задание 4. Выберите один вариант ответа

В каком направлении двигалась группа туристов, если Полярную звезду они видели справа от себя

Глобальные компетенции  Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач.  Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре. Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей.   способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

Глобальные компетенции Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач. 

  • Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре.
  • Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей.   способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.
Глобальные компетенции «Я синоптик» «Я путешественник»

Глобальные компетенции

«Я синоптик»

«Я путешественник»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!