СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональные разновидности языка. Стили речи. (8 кл)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока научить учащихся  различать стили речи и определять жанровые особенности текстов; развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения ; воспитывать сознательное отношение к языку как средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Функциональные разновидности языка. Стили речи. (8 кл)»

Функциональные разновидности языка. Стили речи.

8 класс

Цели: научиться различать стили речи и определять жанровые особенности текстов;

развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения ; воспитывать сознательное отношение к языку как средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Словарный диктант

Давным-давно, видимо-невидимо, волей-неволей, точь-в-точь, бок о бок, мало-помалу, нимало, никак, нисколько, ничуть, почтальон, возражение, квитанция, подлинный, вдребезги, галерея, медленный, внимательный, священный, нечаянный, аккуратный, невиданный, неслыханный.

Свяжите по смыслу понятия из левой и правой колонок.

  1. Основная мысль, тема, микротема;

  2. описание, повествование, рассуждение;

  3. последовательная и параллельная.

содержание высказывания;

способы связи предложений в тексте.

Типы речи;


Ответ.

1. Основная мысль, тема, микротема — содержание.

2. Описание, повествование, рассуждение - типы речи.

3. Последовательная и параллельная - способы связи предложений.

Свяжите по смыслу понятия из левой и правой колонок.

Согласование, управление, примыкание;

описание, повествование, рассуждение;

последовательная и параллельная; глагольные, именные, наречные;

основная мысль, тема и микротема.

Виды словосочетаний;

типы связи слов в словосочетании;

содержание высказывания;

типы речи;

способы связи предложений в тексте.


Ответ.

1.Согласование, управление, примыкание - типы связи слов в словосочетании.

2.Описание, повествование, рассуждение - типы речи.

3. Последовательная и параллельная - способы связи предложений в тексте.

4. Глагольные, именные, наречные — виды словосочетаний.

5. Основная мысль, тема и микротема - содержание высказывания.

б) объяснение нового материала

СТИЛИ РЕЧИ

Артисты говорят в гримерной,
Твой друг беседует с тобой –
Стиль это просто ... (разговорный),
А не какой-нибудь иной.
Рассказ читаешь или стих,
Роман, поэму, пьесу –
Знай, в них ... (художественный) стиль,
Стиль очень интересный.
Еще есть стиль... (публицистический) –
Статей в журнале политическом,
Газетных очерков, заметок –
Запомни также стиль и этот.
А биографию открой – ... (официально-деловой).
А правила когда мы учим,
Употребляем стиль ... (научный).

1. Рассмотрите таблицу.

2. 2. Охарактеризуйте названные стили по следующим параметрам:

– сфера использования; – цель использования; – языковые средства; – жанры.

Стиль

Разговорный

Официально-деловой

Публицистический

Научный

Художественный

Сфера использования

Общение в быту

Общение граждан с учреждениями и учреждений между собой

Агитационно-массовая деятельность

Научная деятельность

Литературно-художественное творчество

Цель использования

Общение, обмен мыслями, впечатлениями.

Передача информации.

Воздействие на читателей и слушателей.

Сообщение , объяснение научных результатов.

Пробуждение у читателей мыслей и чувств.

Языковые средства

Нейтральные и сниженные языковые средства, просторечные слова,слова с переносным значением, обращения,повторы,слов,неполные предложения.

Нейтральные языковые средства, слова в прямом значении, стандартные выражения.

Нейтральные, высокие,торжественные слова и фразеологизмы, риторические вопросы, восклицания, повторы.

Специальные слова, специальная фразеология, сложные синтаксические конструкции.

Все языковые средства.

Форма реализации (жанры)

Диалог

Устав, кодекс, протокол, указ, приказ и др.

Статья, очерк, выступление, памфлет, фельетон.

Монография,статья, диссертация, отзыв, рецензия, аннотация, учебник, лекция.

Проза, поэзия, драма (которые делятся на соответсвующие жанры).

закрепление нового материала. Задание1: Выпишите ответы совы в два столбика: 1. В научном стиле. 2. В разговорном стиле.

В это самое утро прилетела Сова, чтобы узнать, как поживает ее друг Кристофер Робин.
– Слушай, Сова, – сказал Кристофер Робин, – до чего здорово! Я живу на острове!
– Атмосферные условия в последнее время были несколько неблагоприятными, – сказала Сова.
– Что, что?
– Дождик был, – пояснила Сова.
– Да, – сказал Кристофер Робин, – был.
– Уровень паводка достиг небывалой высоты.
– Кто? 
– Я говорю – воды кругом много, – пояснила Сова.
– Да, – согласился Кристофер Робин, – очень много.


В научном стиле

В разговорном стиле

Атмосферные условия в последнее время были несколько неблагоприятными.

Дождик был.

Уровень паводка достиг небывалой высоты.

воды кругом много,

Ответьте на вопросы, выполните задания к тесту.

Вопросы и задания:

1. Объясните, почему данный документ вызывает смех.
2. Найдите ошибки, исправьте их соответственно официальному стилю и запишите получившийся вариант.

Записка сына, обращенная к матери

Настоящим довожу до Вашего сведения, что мною, учеником 9-го класса Ивановым Александром Сергеевичем, проживающим в кв. 85 дома № 110 по ул. Молодежной, сегодня, 18 апреля, произведена закупка пищевых продуктов в магазине № 42 горпромторга на сумму 33 (тридцать три) рубля 21 копейка.

Ответ.

Мама, я сегодня купил продукты на оставленные мне деньги.

Переведите» диалог с литературного языка на разговорный. Запишите новый вариант текста в разговорном стиле.

– Скажите, пожалуйста, который час?
– Сейчас половина седьмого.
– Может быть, вы знаете, на какой путь прибывает пригородный поезд до Ростова?
– Да, конечно. Он прибывает на третий путь.
– Очень вам признателен.
– Не стоит благодарности.

Ответ.

- Скажите, пожалуйста, сколько сейчас времени?
– Сейчас половина седьмого.
– Вы не скажете, на какой путь прибывает пригородный поезд до Ростова?
– Да, конечно. Он прибывает на третий путь.
– Большое спасибо.

- Пожалуйста.

Ответьте на вопросы, выполните задания.

Вопросы и задания:

1. Объясните, почему данный документ вызывает смех.
2. Найдите ошибки, исправьте их соответственно официальному стилю и запишите получившийся вариант.

1. Заявление служащей начальнику.

Дорогой Иван Иванович!

Отпустите меня на три дня в деревню, так как пора копать картошку, а мои родители старенькие, сами не справятся, да и мне стыдно будет, что я не смогла помочь им.

С приветом, Ксения Петрова.
25 сентября 2010  г.

Ответ.

Уважаемый Иван Иванович!

Прошу предоставить мне неоплачиваемый отпуск сроком на три дня по семейным обстоятельствам.

Петрова К.С.
25 сентября 2010  г.

Письменно укажите особенности разговорного стиля речи.

– Я на автобусе, вы тоже? 
– Нет, мне сейчас в магазин муки купить .
– Может, все-таки со мной на двадцатом? 
– Нет-нет, надо еще сына с музыки забрать, он здесь занимается. 
– Ну, до свидания !
– Счастливо!

Ответ.

  1. Сфера использования: общение в быту.

  2. Цель: используется в общении с окружающими людьми.

  3. Языковые средства: общеупотребительная(обиходно-бытовая ) лексика.

  4. Синтаксис: Простые короткие предложения, неполные предложения, вопросительные и побудительные предложения, повторы слов, слова-предложения, свободный порядок слов, нарушение логической последовательности речи.

Сравните два текста о дожде. Определите, к какому стилю относится каждый из них.

Письменно докажите свою точку зрения.

1. Дождь – жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков. Диаметр капель от 6–7 до 0,5 мм; при меньшем размере осадки называют моросью.

2. Сумерки и шум дождя за окном располагали ко сну. 
Весь день шел дождь порывами, переходя то в ливень, то в изморось.

Ответ.

Первый текст относится к научному стилю, т. к. :

1. Для него характерны логичность изложения, информативность, точность, отвлеченность и обобщенность.

2. Цель: сообщение научной информации о природном явлении. Сфера употребления: наука.

3. Тип текста: описание дождя.

4. Подобный текст может использоваться в научной работе, статье, учебнике, лекции, монографии, рецензии.

5. Лексика: Использование слов стилистически нейтральных (общеупотребительных), общенаучных (встречающихся в языке разных наук ), узкоспециальная лексика ( термины), употребление слов в прямом значении .

Второй текст относится к художественному стилю, т. к.:

1. Для него характерны Образность и использование изобразительно-выразительных средств речи.

2. Цель: создание художественных образов, эмоционально-эстетическое воздействие на воображение и душу читателя.

3. Сфера употребления: Используется в художественных произведениях, чтобы нарисовать живую картину, изобразить данное атмосферное явление, передать читателю эмоции автора.

4. Лексика и синтаксис: использование изобразительно-выразительных средств, эмоционально-экспрессивная лексика.

Ответьте на вопросы, выполните задания к тексту.

Вопросы и задания:

1. На чем основана шутка писателя В.Ардова? Какие языковые приемы он использует для создания юмористического эффекта?
2. Напишите данное объявление в соответствующем официально-деловом стиле. Расскажите об основных особенностях такого рода объявлений.

Замечено, что ученики портят учебники, каковые выдаются только во временное пользование таковым. Замечено, что таковые марают каковые посредством клякс, которые уменьшают ценность каковых, не давая возможности следующим группам таковых пользоваться каковыми. Также замечено, что из каковых вырываются страницы таковыми, что свидетельствует о недооценке каковых таковыми. Впредь если будут замечены таковые, портящие каковые, то из школы будут изыматься вместе с каковыми и таковые.

(В.Ардов)

Ответ.

Испорченные учащимися учебники будут у них изъяты.

5. Выходной контроль.

Выполните задания теста:

(А) За этой пестрядью не было видно черт его лица.

(Б) Спавший в углу долговязый парень лет семнадцати проснулся и сел по-турецки, тараща на меня глаза.

(В) Он был усеян веснушками разных видов и мастей: по золотистому фону размытых в сплошное поле конопушек была пущена мелкая россыпь темных точек, как будто его спрыснули дегтем сквозь частое сито.

(Г) Парень был огненно, немыслимо ярко-рыж и так конопат, как мне ни разу не доводилось видеть.

Задание 1.

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) АБВГ;
2) БГВА;
3) ВГБА;
4) ГВАБ.



2.Определите тип речи.

1) Повествование; 2) рассуждение; 3) описание; 4) рассуждение и повествование.

3. Определите стиль речи, к которому принадлежит данный отрывок:

1) Разговорный. 2) Официально-деловой. 3) Публицистический. 4) Художественный.

Ответы: 1 - 2; 2 — 3; 3 — 4.















Свяжите по смыслу понятия из левой и правой колонок.

  1. Основная мысль, тема, микротема;

  2. описание, повествование, рассуждение;

  3. последовательная и параллельная.

содержание высказывания;

способы связи предложений в тексте.

Типы речи;


Свяжите по смыслу понятия из левой и правой колонок.

Согласование, управление, примыкание;

описание, повествование, рассуждение;

последовательная и параллельная; глагольные, именные, наречные;

основная мысль, тема и микротема.

Виды словосочетаний;

типы связи слов в словосочетании;

содержание высказывания;

типы речи;

способы связи предложений в тексте.

  1. Выпишите ответы совы в два столбика: 1. В научном стиле. 2. В разговорном стиле.

В это самое утро прилетела Сова, чтобы узнать, как поживает ее друг Кристофер Робин.
– Слушай, Сова, – сказал Кристофер Робин, – до чего здорово! Я живу на острове!
– Атмосферные условия в последнее время были несколько неблагоприятными, – сказала Сова.
– Что, что?
– Дождик был, – пояснила Сова.
– Да, – сказал Кристофер Робин, – был.
– Уровень паводка достиг небывалой высоты.
– Кто? 
– Я говорю – воды кругом много, – пояснила Сова.
– Да, – согласился Кристофер Робин, – очень много.

2. Объясните, почему данный документ вызывает смех. Найдите ошибки, исправьте их соответственно официальному стилю и запишите получившийся вариант. Настоящим довожу до Вашего сведения, что мною, учеником 9-го класса Ивановым Александром Сергеевичем, проживающим в кв. 85 дома № 110 по ул. Молодежной, сегодня, 18 апреля, произведена закупка пищевых продуктов в магазине № 42 горпромторга на сумму 33 (тридцать три) рубля 21 копейка.

3.Переведите» диалог с литературного языка на разговорный. Запишите новый вариант текста в разговорном стиле.

– Скажите, пожалуйста, который час?
– Сейчас половина седьмого.
– Может быть, вы знаете, на какой путь прибывает пригородный поезд до Ростова?
– Да, конечно. Он прибывает на третий путь.
– Очень вам признателен.
– Не стоит благодарности.

  1. Объясните, почему данный документ вызывает смех.2. Найдите ошибки, исправьте их соответственно официальному стилю и запишите получившийся вариант.


Заявление служащей начальнику.

Дорогой Иван Иванович!

Отпустите меня на три дня в деревню, так как пора копать картошку, а мои родители старенькие, сами не справятся, да и мне стыдно будет, что я не смогла помочь им.

С приветом, Ксения Петрова.
25 сентября 2017  г.

5.Письменно укажите особенности разговорного стиля речи.

– Я на автобусе, вы тоже? 
– Нет, мне сейчас в магазин муки купить .
– Может, все-таки со мной на двадцатом? 
– Нет-нет, надо еще сына с музыки забрать, он здесь занимается. 
– Ну, до свидания !
– Счастливо!

6.Сравните два текста о дожде. Определите, к какому стилю относится каждый из них. Письменно докажите свою точку зрения.

1. Дождь – жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков. Диаметр капель от 6–7 до 0,5 мм; при меньшем размере осадки называют моросью. 2. Сумерки и шум дождя за окном располагали ко сну.  Весь день шел дождь порывами, переходя то в ливень, то в изморось.

7.Ответьте на вопросы, выполните задания к тексту. 1. На чем основана шутка писателя В.Ардова? Какие языковые приемы он использует для создания юмористического эффекта? 2. Напишите данное объявление в соответствующем официально-деловом стиле.
Замечено, что ученики портят учебники, каковые выдаются только во временное пользование таковым. Замечено, что таковые марают каковые посредством клякс, которые уменьшают ценность каковых, не давая возможности следующим группам таковых пользоваться каковыми. Также замечено, что из каковых вырываются страницы таковыми, что свидетельствует о недооценке каковых таковыми. Впредь если будут замечены таковые, портящие каковые, то из школы будут изыматься вместе с каковыми и таковые.

8. Выходной контроль.

(А) За этой пестрядью не было видно черт его лица. (Б) Спавший в углу долговязый парень лет семнадцати проснулся и сел по-турецки, тараща на меня глаза. (В) Он был усеян веснушками разных видов и мастей: по золотистому фону размытых в сплошное поле конопушек была пущена мелкая россыпь темных точек, как будто его спрыснули дегтем сквозь частое сито. (Г) Парень был огненно, немыслимо ярко-рыж и так конопат, как мне ни разу не доводилось видеть.

1 В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) АБВГ; 2) БГВА; 3) ВГБА; 4) ГВАБ.

2.Определите тип речи.

1) Повествование; 2) рассуждение; 3) описание; 4) рассуждение и повествование.

3. Определите стиль речи, к которому принадлежит данный отрывок:

1) Разговорный. 2) Официально-деловой. 3) Публицистический. 4) Художественный.

Функциональные стили речи

Стиль

Разговорный

Официально-деловой

Публицистический

Научный

Художественный

Сфера использования

Общение в быту

Общение граждан с учреждениями и учреждений между собой

Агитационно-массовая деятельность

Научная деятельность

Литературно-художественное творчество

Цель использования

Общение, обмен мыслями, впечатлениями.

Передача информации.

Воздействие на читателей и слушателей.

Сообщение , объяснение научных результатов.

Пробуждение у читателей мыслей и чувств.

Языковые средства

Нейтральные и сниженные языковые средства, просторечные слова,слова с переносным значением, обращения,повторы,слов,неполные предложения.

Нейтральные языковые средства, слова в прямом значении, стандартные выражения.

Нейтральные, высокие,торжественные слова и фразеологизмы, риторические вопросы, восклицания, повторы.

Специальные слова, специальная фразеология, сложные синтаксические конструкции.

Все языковые средства.

Форма реализации (жанры)

Диалог

Устав, кодекс, протокол, указ, приказ и др.

Статья, очерк, выступление, памфлет, фельетон.

Монография,статья, диссертация, отзыв, рецензия, аннотация, учебник, лекция.

Проза, поэзия, драма (которые делятся на соответсвующие жанры).






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!