Организационный момент | - На экране зашифровано выражение, попробуйте его отгадать (1 слайд. Если ученики затрудняются, дать подсказку: нужно использовать таблицу умножения). На доске два словосочетания: - Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, используемые в перносном значении. | - «У страха глаза велики». - О фразеологизмах. Записывают в тетрадях. | Ученики самостоятельно формулируют тему урока. Организуют собственную деятельность в процессе урока. |
Изучение нового материала | Сравните словосочетания «Ехать без билета», Ехать зайцем», докажите, что одно из них является фразеологизмом. Продолжите четверостишья: Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь О них обычно говорят Водой … Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь… Мы исходили городок Буквально вдоль и… И так устали мы в дороге, Что еле … Выборочный диктант. Выписать только фразеологизмы: Деревянный стол, считать ворон, золотые зубы, письменный стол, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, готовить на кухне, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство, глухой старик. Фразеологизм можно заменить одним словом. Пробуйте: Рукой подать – Повесить нос – Кожа да кости – вылетело из головы – надуть губы – Найдите фразеологизмы – антонимы (3 слайд). Найдите фразеологизмы – синонимы (4 слайд). Значение народных фразеологизмов (5 слайд) . | Фразеологизмы имеют переносное значение. - Не разольёшь - Медвежью услугу Поперёк…волочили ноги. Записывают Близко, загрустить, худой, забыл, обидеться | Отвечают на поставленные вопросы. Актуализируют знания. |
Практическая деятельность | Выберите любое упражнение из учебника В.В. Бабпйцевой по теме «Фразеологизмы» и выполните его. На выполнение этой работы даётся 5 минут. Проверка выолнения. Рисунки-фразеологизмы, отгадайка (6-7 слайд). | Выполняют письменные задания. Ученики пробуют по изображению отгадать зашифрованный фразеологизм. | Работают с учебником и предложенными заданиями. Ищут ответы на заданные вопросы. |
Оценивание. Подведение итогов работы. Рефлексия. | Учитель подводит итог выполненной работе. Оценивает деятельность учащихся. Организует рефлексию учебной деятельности учащихся на уроке. -Закончите предложения: «На этом уроке мне удалось…», «Было трудно…», «Было интересно…», «Я понял, что…». | Осуществляют самооценку учебной деятельности. Соотносят цель и результаты своей деятельности. | Соотносят оценку учителя и оценку, выставленную самим учащимся. |