Урок 99
Фразеологические обороты,
их отличие от свободных словосочетаний
Цели:
Актуализация, расширение и закрепление знаний учащихся о фразеологических оборотах.
Ознакомление с устойчивыми образными выражениями как средством выразительности речи.
Формирование умений разграничивать фразеологические обороты и свободные сочетания слов; определять лексические значения фразеологизмов и речевые ситуации, в которых могут употребляться устойчивые выражения; грамотно использовать в речи устойчивые выражения.
Развитие речи, обогащение лексикона учащихся.
Совершенствование речевых умений и навыков учащихся.
Тип урока: комбинированный;
Учебно-методическое обеспечение:
Мурина, Л.А. Русский язык: учеб. пособие для 5 кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения. В 2ч. Ч.1 / Л.А. Мурина, Т.В. Игнатович, Ж.Ф. Жадейко. – Минск: НИО, 2019.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Упр. 242
Прочитайте названия новых слов из интернет-сферы. Подберите к ним объяснение. Составьте со словами предложения и запишите.
Софт – программное обеспечение (мне установили новый софт)
Пост- публикация в соцсетях
Лайк – отметка понравившейся публикации
Апгрейд- усовершенствование
Блог- интернет-дневник
Гуглить – искать в интернете
Мне понравился пост моей подруги, и я его лайкнула. Я сделал апгрейд своего героя в игре.
Лингвистическая разминка
Списать стихотворение, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.
Под н..гами в листопа..
Лист..я ж..лтые лежат.
Лист..я ж..лтые лежат,
А под лист..ями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шурш..нок—
Папа, мама и ребенок.
— Мы с вами уже изучили многозначные слова, антонимы и синонимы, устаревшие слова и неологизмы. Какие из перечисленных понятий вы нашли в этом стихотворении? (Неологизмы: Шурш, Шуршиха, Шуршонок)
— Могут ли слова мама и папа быть антонимами? (по принадлежности к полу да)
— Подберите синонимы к слову ребенок (малыш)
Изучение нового материала
Слово учителя
Вот представьте, живут себе спокойно слова, поживают, но один день вдруг объединяются, да так, что водой их не разольешь. И вот, что тогда получается (Работа с рисунками).
— Рассмотрите рисунки. Что на них изображено?
—Употребляете ли вы в своей речи выражение «кот наплакал»? Видели ли вы когда-нибудь плачущего кота? Когда вы так говорите?
—Может ли человек стоять на голове? Когда об учениках, сидящих за партами, говорят, что они стоят на голове?
—Ездят ли зайцы в общественном транспорте? Когда о человеке говорят, что он «едет зайцем»?
Работа с учебником. Правило на стр. 122-123.
Упр. 244 – устно объяснить значения устойчивых выражений.
—Какие новые термины вы вводим в нашу речь? (фразеология, фразеологизм, фразеологический оборот).
Упр. 245 – устно
Прочитайте шуточное стихотворение Алексея Шлыгина. Какой
фразеологизм помогает создать такое настроение? Каково его значение? Найдите в тексте синоним к нему.
Упр. 246.
1. Подберите к словам фразеологизмы-синонимы. Запишите.
2. Составьте 2 предложения с фразеологизмами из второй колонки.
Обманывать – водить за нос, ободрать как липку, пускать пыль в глаза, пудрить мозги, вешать лапшу на уши
Мечтать- витать в облаках, строить воздушные замки.
Запомнить – зарубить на носу, намотать на ус
Перекусить – заморить червячка, уплетать за обе щёки
Наказать- задать перцу, задать жару
Бездельничать- лежать на боку, бить баклуши
Баклуша — это обрубок древесины (чаще осиновой или берёзовой) , который обработали для изготовления различных предметов (чашек, ложек и другой деревянной утвари).
Обратите внимание - с.123
— Сравните два предложения:
Я намылил голову над тазом.
За это я намылил голову кому следует.
— Что обозначает словосочетание «намылил голову» в 1-м предложении? В 2-ом? В каком предложении фраз. оборот, а в каком – свободное сочетание?
Физкультминутка «Фразеологические загадки»
Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут и дёргают, заставляя высказываться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего (Язык).
Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими (Вода).
Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (Ветер).
Закрепление изученного материала
Игра «Замени фразеологизм одним словом» (письменно)
Как снег на голову – неожиданно, держать язык за зубами – молчать, намять бока – бить, хоть глаз выколи – темно, яблоку негде упасть – тесно.
Усложним задачу: замените слово фразеологизмом
Далеко – за три девять земель, у черта на куличках, заслушаться – развесить уши, убегать – сматывать удочки, странный – не от мира сего.
Слово учителя
Вы увидели, что фразеологизм можно заменить одним словом (именем существительным, именем прилагательным, глаголом). Поэтому фразеологизмы так же как и отдельные слова могут иметь антонимы и синонимы.
Задание: подобрать синонимы и антонимы к фразеологизму «кот наплакал».
Синонимы: с гулькин нос, капля в море, не густо, по пальцам пересчитать можно.
Антонимы: тьма-тьмущая, с три короба, хоть отбавляй, конца-краю нет.
Упр. 247 – устно
Работа по вариантам
Указать значение фразеологизма и придумать предложение с ним
1 вариант На всех парусах – очень быстро | 2 вариант Сгущать краски - преувеличивать |
Подведение итогов. Рефлексия
— Что такое фразеологизм?
— Объясните разницу между фразеологизмом и свободным сочетанием
Домашнее задание
§ 25. Упр. 248 — подобрать и записать устойчивые выражения со словами, данными в рубрике «Для справок». Составить и записать с ними предложения.