СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фразеологические обороты

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фразеологические обороты»

Урок 99

Фразеологические обороты,

их отличие от свободных словосочетаний

Цели:

  • Актуализация, расширение и закрепление знаний учащихся о фразеологических оборотах.

  • Ознакомление с устойчивыми образными выражениями как средством выразительности речи.

  • Формирование умений разграничивать фразеологические обороты и свободные сочетания слов; определять лексические значения фразеологизмов и речевые ситуации, в которых могут употребляться устойчивые выражения; грамотно использовать в речи устойчивые выражения.

  • Развитие речи, обогащение лексикона учащихся.

  • Совершенствование речевых умений и навыков учащихся.


Тип урока: комбинированный;

Учебно-методическое обеспечение:

Мурина, Л.А. Русский язык: учеб. пособие для 5 кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения. В 2ч. Ч.1 / Л.А. Мурина, Т.В. Игнатович, Ж.Ф. Жадейко. – Минск: НИО, 2019.



ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

Упр. 242

Прочитайте названия новых слов из интернет-сферы. Подберите к ним объяснение. Составьте со словами предложения и запишите.

Софт – программное обеспечение (мне установили новый софт)

Пост- публикация в соцсетях

Лайк – отметка понравившейся публикации

Апгрейд- усовершенствование

Блог- интернет-дневник

Гуглить – искать в интернете

Мне понравился пост моей подруги, и я его лайкнула. Я сделал апгрейд своего героя в игре.

  1. Лингвистическая разминка

Списать стихотворение, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.

Под н..гами в листопа..

Лист..я ж..лтые лежат.

Лист..я ж..лтые лежат,

А под лист..ями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шурш..нок—

Папа, мама и ребенок.

— Мы с вами уже изучили многозначные слова, антонимы и синонимы, устаревшие слова и неологизмы. Какие из перечисленных понятий вы нашли в этом стихотворении? (Неологизмы: Шурш, Шуршиха, Шуршонок)

— Могут ли слова мама и папа быть антонимами? (по принадлежности к полу да)

— Подберите синонимы к слову ребенок (малыш)

  1. Изучение нового материала

  1. Слово учителя

Вот представьте, живут себе спокойно слова, поживают, но один день вдруг объединяются, да так, что водой их не разольешь. И вот, что тогда получается (Работа с рисунками).

— Рассмотрите рисунки. Что на них изображено?

—Употребляете ли вы в своей речи выражение «кот наплакал»? Видели ли вы когда-нибудь плачущего кота? Когда вы так говорите?

—Может ли человек стоять на голове? Когда об учениках, сидящих за партами, говорят, что они стоят на голове?

—Ездят ли зайцы в общественном транспорте? Когда о человеке говорят, что он «едет зайцем»?

  1. Работа с учебником. Правило на стр. 122-123.

Упр. 244 – устно объяснить значения устойчивых выражений.

—Какие новые термины вы вводим в нашу речь? (фразеология, фразеологизм, фразеологический оборот).

Упр. 245устно

Прочитайте шуточное стихотворение Алексея Шлыгина. Какой

фразеологизм помогает создать такое настроение? Каково его значение? Найдите в тексте синоним к нему.


Упр. 246.

1. Подберите к словам фразеологизмы-синонимы. Запишите.

2. Составьте 2 предложения с фразеологизмами из второй колонки.

Обманывать – водить за нос, ободрать как липку, пускать пыль в глаза, пудрить мозги, вешать лапшу на уши

Мечтать- витать в облаках, строить воздушные замки.

Запомнить – зарубить на носу, намотать на ус

Перекусить – заморить червячка, уплетать за обе щёки

Наказать- задать перцу, задать жару

Бездельничать- лежать на боку, бить баклуши

Баклуша — это обрубок древесины (чаще осиновой или берёзовой) , который обработали для изготовления различных предметов (чашек, ложек и другой деревянной утвари).


Обратите внимание - с.123

— Сравните два предложения:

  1. Я намылил голову над тазом.

  2. За это я намылил голову кому следует.

— Что обозначает словосочетание «намылил голову» в 1-м предложении? В 2-ом? В каком предложении фраз. оборот, а в каком – свободное сочетание?


Физкультминутка «Фразеологические загадки»

  1. Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут и дёргают, заставляя высказываться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего (Язык).

  2. Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими (Вода).

  3. Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (Ветер).

  1. Закрепление изученного материала



Игра «Замени фразеологизм одним словом» (письменно)

Как снег на голову – неожиданно, держать язык за зубами – молчать, намять бока – бить, хоть глаз выколи – темно, яблоку негде упасть – тесно.

Усложним задачу: замените слово фразеологизмом

Далеко – за три девять земель, у черта на куличках, заслушаться – развесить уши, убегать – сматывать удочки, странный – не от мира сего.

Слово учителя

Вы увидели, что фразеологизм можно заменить одним словом (именем существительным, именем прилагательным, глаголом). Поэтому фразеологизмы так же как и отдельные слова могут иметь антонимы и синонимы.

Задание: подобрать синонимы и антонимы к фразеологизму «кот наплакал».

Синонимы: с гулькин нос, капля в море, не густо, по пальцам пересчитать можно.

Антонимы: тьма-тьмущая, с три короба, хоть отбавляй, конца-краю нет.

Упр. 247 – устно


Работа по вариантам

Указать значение фразеологизма и придумать предложение с ним

1 вариант

На всех парусах – очень быстро

2 вариант

Сгущать краски - преувеличивать


  1. Подведение итогов. Рефлексия

— Что такое фразеологизм?

— Объясните разницу между фразеологизмом и свободным сочетанием


  1. Домашнее задание

§ 25. Упр. 248 — подобрать и записать устойчивые выражения со словами, данными в рубрике «Для справок». Составить и записать с ними предложения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!