СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент внеурочного занятия по эстетическому воспитанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

шнагевш 6в8шни кквп гшашп нашща

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент внеурочного занятия по эстетическому воспитанию»

Диагностика учащихся с задержкой психического развития


Диагностика мышления «Классификация картинок»


Отставание в развитии мышления — одна из основных черт, отличающая детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников. Вместе с тем интеллектуальная задержка этой категории детей коренным образом отличается от нарушений в мыслительной деятельности детей-олигофренов: при коррекционно-развивающей помощи интеллектуальная задержка преодолевается, дети успению овладевают мыслительными операциями.

Для оценки уровня сформированности словесно-логического мышления может быть использована методика классификации предметных картинок по принципу их обобщения. Данная методика позволяет оптимально выявить уровни сформированности мыслительной деятельности учащихся. Успешность решения учащимся интеллектуальных задач по данной методике зависит, в основном, от особенностей протекания процессов анализа, синтеза, абстракции и обобщения. В процессе анализа учащиеся должны выделить все имеющиеся признаки воспринимаемого объекта, как общие, так и единичные (частные); в процессе синтеза — объединить все признаки объекта в целостный образ. В ходе абстракции происходит выделение только существенных признаков; обобщение связано с объединением предметов в группы лишь по существенным признакам. Только владение этими операциями позволяет учащимся правильно решить задачи на классификацию предметных картинок, поэтому степень успешности решения мыслительных задач на классификацию предметных картинок может дать определенное знание об уровне сформированности мыслительных операций анализа и синтеза, абстракции и обобщения.

Диагностическое обследование педагог проводит с каждым учащимся индивидуально. Время выполнения задания не регламентируется. В качестве стимульного материала используется набор из 60 картинок:

посуды (например, чашка, тарелка, кастрюля, нож, сковорода, кувшин), овощей (капуста, огурец, морковь, помидор, лук, свекла),

фруктов (яблоко, груша, апельсин, банан, сливы, виноград),

продуктов питания (сыр, молоко, колбаса, хлеб, сахар, печенье),

учебных принадлежностей (тетрадь, книга, портфель, линейка, ручка, альбом), зверей (заяц, еж, олень, белка, медведь, лиса),

 птиц (утка, сова, петух, гусь, голубь, воробей),

средств транспорта (грузовик, корабль, самолет, автобус, троллейбус, велосипед),

одежды (кофта, варежки, пальто, платье, брюки, юбка),

 игрушек (лошадка, зайчик, мяч, кукла, кубики, пирамидка).

Все изображения должны иметь достаточное для распознавания количество лишенных стилизации, ярко выраженных внешних признаков натуральных объектов,

Правильное выполнение задания предполагает образование из 60 предложенных картинок 10-ти групп (каждая из шести картинок), правильное обозначение каждой группы соответствующим родовым понятием: посуда,» овощи, фрукты, продукты питания, учебные принадлежности, звери,: птицы, транспорт, одежда, игрушки.

Укрупнение групп, при котором повышается уровень обобщения (овощи + фрукты + продукты питания = пища; звери + птицы = животные), при котором ребенок, верно, называет эту новую группу и входящие в нее, позволяет уменьшить количество групп до семи.

Таким образом, при выполнении этих условий задания может быть образовано 7-10 групп.

Инструкция: «Разложи картинки на группы, какая к какой подходит». При затруднениях предусматривается оказание поэтапной помощи (от минимальной до максимальной).

  1. вид помощи (минимальная) — указание взрослого на ошибку. Например, взрослый говорит: «Ты неверно начал складывать группы. В этой группе есть картинка, которая не подходит к остальным».

  2. вид помощи — составление взрослым в качестве образца для ученика одной-двух понятийных групп без их словесного обозначения. Например, взрослый составляет понятийную группу из предметных картинок с изображениями медведя, лисы, белки, зайца, не называя ее родовым понятием. Ученику предлагается самостоятельно продолжить образование данной группы из других предметных картинок, назвать ее обобщающим понятием.

Ш вид помощи — совместное с учеником составление понятийных групп по наводящим вопросам взрослою, направленным на выделение существенных признаков предметов. Например, при анализе изображений голубая, совы, скворца, утки посредством наводящих вопросов выделяются признаки, существенные для группы «птицы»: особенности строения тела, оперение.

IV вид помощи (максимальный) — составление взрослым понятийной группы в качестве образца и обозначение ее обобщающим понятием. Например, взрослый составляет из 3-4 картинок  группу,  называет ее,  предлагает ребенку дополнить эту   группу   другими   предметными   картинками,   подходящими по родовой принадлежности.

Все виды помощи направлены на то, чтобы ученики могли на основе полученной помощи при образовании нескольких понятийных групп осуществлять положительный перенос операции обобщения в мыслительной деятельности на создание последующих понятийных групп, а педагог смог увидеть степень восприимчивости ребенка к помощи со стороны.



Успешность выполнения задания оценивается по следующим параметрам.

1.        Продуктивность логических операций:

а)        количество правильно образованных групп;

б)        принцип образования групп (существенные или несущественные признаки предметов выбраны учеником для обобщения их в группы).

2.        Вид помощи, который понадобился ученику для правильного выполнения задания:

а)        указание на ошибку;

б)        составление взрослым понятийных групп без их словесного обозначения;

в)        составление понятийных групп по наводящим вопросам;

г)        составление взрослым понятийной группы с последующим ее обозначением словом-понятием.

3.        Степень вербализации;

а)        правильное обозначение каждой группы соответствующим понятием;

б)        умение составить предложение с этим понятием;

в)        умение назвать объекты, соответствующие тому или
иному понятию, используя синонимы.

4.        Активность умственной деятельности

а)        интерес к выполняемой работе;

б)        самостоятельность;

в)        истощаемость.

Анализ данных по этим параметрам позволяет выявить индивидуальные особенности и уровень сформированности мыслительных операций у учащегося

Исходя из высоких и минимальных результатов выполнения  заданий  по классификации   предметных  картинок,  можно выделить четыре уровня актуального развития умственной деятельности: низкий, ниже среднего, средний, выше среднею.


Низкий уровень

Учащиеся образовывают большое (до 20) количество групп на основе выделения несущественных или случайных признаков сходства предметов. Оказание помощи от минимальной до максимальной не ведет к существенному улучшению результатов мыслительной деятельности. Степень вербализации низкая: ни самостоятельно, ни с помощью взрослою они не воспроизводят большую часть родовых понятий, не могут дополнительно назвать несколько объектов, относящихся к определенному родовому понятию. Никакого интереса к заданию ученик не проявляет. Нужна массированная стимуляция, чтобы побудить его произвести логические действия. Уже после выполнения двух-трех заданий учащийся устает, начинает зевать, ерзать на стуле, отвлекаться, отказываться, от работы.


Уровень ниже среднего

Учащиеся образовывают меньшее (до 14) количество групп. Из них формируют 5-6 групп на основе выделения существенных признаков предметов и верно обозначают их соответствующими родовыми понятиями. Другие группы образовывают на основе выделения несущественных признаков.

Оказание минимальной помощи (простое указание на наличие ошибки) не способствует улучшению деятельности. Нуждаются в развернутой помощи (демонстрация способа работы, наводящие вопросы). После этого учащиеся могут сами правильно составить несколько групп и обозначить их обобщающим словом-понятием.

Степень вербализации как хода работы, так и ее результатов низкая. Учащиеся употребляют довольно большое количество родовых понятий, однако их знание является диффузным» недифференцированным. Испытуемые неверно употребляют родовые понятия при самостоятельном составлении предложений. Они не могут по заданию назвать дополнительно несколько объектов, относящихся к понятийной группе. У учащихся проявляется эпизодический интерес к группам, наиболее понятным и близким к личному опыту. Самостоятельность минимальная, к составлению очередной группы без специального указания не приступают. Нуждаются в систематическом поощрении, эмоциональном поглаживании. Так же, как учащиеся первого уровня, быстро устают, истощаются.


Средний уровень

Учащиеся образовывают значительно меньшее количество групп (от 10 до 12), что свидетельствует о более высоком уровне развития процессов обобщения у этих учащихся. Большую часть групп составляют на основе обобщения существенных признаков предметов.

Для осознания принципа решения мыслительных задач, а также для коррекции ошибочных действий ученикам требуются виды минимальной помощи, такие как указание на наличие ошибки, образование педагогом одной понятг Й группы без обозначения словом-понятием.

Учащиеся проявляют интерес, особенно в начале работы, однако он неустойчив и угасает по мере накопления утомления. Устают к концу работы. Нуждаются в дополнительной стимуляции умственной деятельности в виде поощрения.

Вербализация проявляется в правильном употреблении большинства родовых понятий, в способности составить предложение с тем или иным родовым понятием, дополнительно к каждой группе назвать по 2-3 объекта. Однако требуется постоянное побуждение в виде вопросов, направленных на выявление понимания учеником того или иного родового понятия.



Уровень выше среднего

Учащиеся образовывают 7-8 понятийных групп на основе выделения существенных обобщенных признаков предметов.

Учащимся оказывается только минимальная помощь в виде указания на наличие ошибки. Данный вид помощи способствует полной коррекции ошибочных действий. Преимущественно же ошибки обнаруживаются и исправляются учащимися самостоятельно в ходе самопроверки.

Степень самостоятельной вербализации высокая, что проявляется в правильном употреблении родовых понятий, в умении разъяснить принцип объединения предметов в понятийную группу, назвать дополнительно несколько объектов, которые можно было бы в нее включать.

Проявляется живой интерес к работе: учащиеся охотно, без специальных приглашений приступают к очередному заданию. В основном самостоятельно выполняют последовательность действий, после того, как. усвоили суть задания. Нуждаются в эпизодической стимуляции. 3 спокойной обстановке сохраняют умственную работоспособность до конца задания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!