СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы продуктивного взаимодействия школы и родителей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная организация может использовать любые формы взаимодействия с родителями, отвечающие условиям функционирования образовательной организации, особенностям воспитанников и их родителей, педагогическим компетенциям педагогов и всем прочим условиям, опосредующим процесс взаимодействия.

Просмотр содержимого документа
«Формы продуктивного взаимодействия школы и родителей.»

Формы продуктивного взаимодействия школы и родителей.



Семья и образовательная организация являются двумя важными социальными институтами, оказывающими влияние на воспитание и социализацию ребенка.

Семья является функционирующим социальным институтом, который закладывает основные ценности (добро, дружба, семья, ЗОЖ, патриотизм, гражданственность, социальная активность, саморазвитие и др.). Именно она закладывает основы для интеграции детей в коллективы, молодежные организации, трудовые и культурные объединения посредством создания условий для освоения ими определенного уровня культурных ценностей, духовно-нравственных норм и реализации своей активности, саморазвития.

Семья создает личность или разрушает ее, семья может укрепить или подорвать психическое здоровье всех ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семью можно назвать одним из важных институтов воспитания и наиболее влиятельной средой для формирования личности. Родители в первую очередь должны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Именно та среда, которую создает семья, имеет самый важный воспитательный потенциал для становления личности. От этой среды зависит формирование ценностных ориентиров ребенка: его отношение к государству, жизни, дружбе, семье и др., которые определяют его деятельность.

Образовательная организация — это один из основных образовательных институтов, воздействующих на развитие личности детей.

Образовательная организация выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно дошкольный и школьный опыт должен помогать ребенку осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.).

Образовательная организация получает ребенка из среды как развивающуюся личность, формирование которой уже начато семьей, микросредой, и жизнь образовательной организации часто является продолжением общественной жизни. Многие истоки успехов и издержек современного воспитательного процесса лежат в поле взаимодействия образовательной организации и семьи ребенка.

Воспитателям и педагогам необходимо иметь представление о современной российской семье, чтобы понимать, с какими особенностями в процессе взаимодействия им придется столкнуться. Полноценное воспитание возможно при продуктивном взаимодействии сотрудников образовательной организации и родителей (законных представителей). Взаимодействие педагогов и родителей происходит в образовательной организации. В центре этого взаимодействия — всегда ребенок.

Успешность воспитания зависит от двух векторов этого взаимодействия:

  1. первый направлен на достижение единства ценностей и смыслов

воспитания;

  1. второй основан на единстве понимания и принятия целей воспитания.

Лишь при единстве понимания целей и ценностей родителями и педагогами возможно качественное осуществление процесса воспитания.

Необходимо помнить, что у образовательных организаций и у родителей могут быть изначально различные взгляды на сущность воспитания.

Как показывают проведенные исследования, чаще всего родители видят цель воспитания в приобщении ребенка к моральным и нравственным нормам, в подготовке ребенка к жизни в обществе, в социализации, в передаче ценностей, традиций, в приобщении ребенка к культуре, а также в привитии любви, понимания и уважения внутри семьи. В соответствии с данными целями, под основными задачами воспитания родители понимают:

  • формирование нравственности;

  • обучение, как определять добро и зло;

  • воспитание ребенка человеком «во всех смыслах слова»;

  • формирование понимания того, «что такое хорошо и что такое плохо»;

  • формирование бережного отношения к планете;

  • формирование у ребенка доброты, самостоятельности, самодостаточности, честности, справедливости и уважения к людям;

  • передачу ребенку в процессе воспитания каких-либо полезных знаний;

  • подготовку ребенка к социальным взаимодействиям в частности и к вхождению в общество в целом;

  • гармоничное/всестороннее воспитание счастливого человека;

  • сохранение здоровья ребенка (как физического, так и психического).

  • воспитание ответственности за свои поступки и действия; - формирование базовых ценностей и моральных устоев.

Цель воспитания в школе: создание условий для личностного развития обучающихся, их самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Задачи воспитания в школе:

  • усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

  • формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

  • приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний.

При взаимодействии образовательной организации с родителями можно выделить три типа взаимоотношений.

1. Продуктивные отношения.

Продуктивные отношения — это система связей и отношений между сотрудниками образовательной организации и родителями, характеризующаяся направленностью на создание и удержание единого ценностно-смыслового пространства воспитания.

Ценностные основания:

  • базовые общенациональные ценности;

  • ценность детства как уникального периода жизни человека;

  • ценность воспитания как деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся.

Целевые ориентиры совместной деятельности:

  • личностное развитие ребенка;

  • приобщение воспитанников к базовым общенациональным ценностям; – решение возрастных задач развития ребенка.

Цель продуктивных отношений — личностное развитие воспитанников и создание условий для их воспитания и позитивной социализации на основе базовых общенациональных ценностей.

Основная задача продуктивных отношений — создание и удержание единого ценностно-смыслового пространства воспитания.

При продуктивном взаимодействии, при котором родители являются активными участниками жизни образовательной организации, между педагогами и родителями происходит активный обмен различными инициативами, присутствует обоюдное стремление к решению задач воспитания ребенка, преодолению возникающих сложностей, реализуются совместные проекты и события, выстраиваются совместные институты управления образовательной организацией.

Ключевая характеристика продуктивных отношений — доверие.

Продуктивные отношения характеризуются:

  • единым пониманием и принятием важности воспитания, ценностей, целей и задач воспитания;

  • готовностью к совместной деятельности и направленностью

взаимодействия на решение задач воспитания;

  • возникновением между участниками взаимодействия доверия, готовности к взаимопомощи и взаимоподдержке, ответственности друг перед другом и перед

ребенком, возникновением благоприятного устойчивого моральнопсихологического климата;

  • пониманием и принятием краткосрочных и долгосрочных перспектив взаимодействия;

  • высокой продуктивной активностью;

  • появлением команды (ядра) участников взаимодействия, вокруг которых выстраивается активность по реализации целей и задач воспитания;

  • зарождением норм и правил взаимодействия и поведения между родителями и педагогами.

Продуктивные отношения являются нормой отношений между родителями и образовательной организацией. Чаще всего это немногочисленное сообщество заинтересованных родителей и педагогов, объединенных идеей целостного обучения и воспитания ребенка. В реальности существуют и другие непродуктивные формы отношений между родителями и педагогами. Они могут оказывать негативное влияние на реализацию цели и задач воспитания.

2. Формальные отношения.

При формальных отношениях взаимодействие отличается непродуктивностью: родители могут не проявлять интереса к процессам воспитания в образовательной организации, быть не заинтересованными в целостном развитии ребенка, ограничиваться подчинением управленческим решениям и формальным участием в событиях и управлении образовательной организацией. Со стороны педагогов может отсутствовать желание или умение выстраивать продуктивное взаимодействие с родителями.

Ключевая характеристика отношений — безразличие.

Формальные отношения характеризуются:

  • отсутствием общей заинтересованности в воспитании детей;

  • непониманием родителями (может быть, даже и педагогами) возрастных задач развития ребенка;

  • безразличием к ценностям, целям и задачам воспитания, нормам взаимодействия, реализуемым в образовательной организации;

  • нежеланием активно участвовать в воспитании детей и событиях образовательной организации;

  • взаимным перекладыванием ответственности за воспитание детей либо на педагогов образовательной организации, либо на родителей;

  • отсутствием ресурсов взаимодействия (например, временных)

как со стороны родителей, так и со стороны педагогов; – приоритетом обучения над воспитанием.

В зависимости от особенностей сочетания множества внутренних и внешних условий формальное взаимодействие может измениться либо в сторону негативного, либо в сторону продуктивного взаимодействия.

Работа по преодолению формализма во взаимодействии родителей и педагогов строится на активизации интереса родителей и педагогов к целям и задачам воспитания и на формировании понимания базовых национальных ценностей, а также на выстраивании связей внутри этого сообщества. Основная проблема родителей состоит в отсутствии понимания собственного ребенка. Основная проблема педагогов состоит в отсутствии мотивации к работе по воспитанию детей.

Задачи работы с этой группой:

  • появление общей заинтересованности в воспитании детей с учетом индивидуальных интересов каждого члена сообщества;

  • развитие неформальных структур на основе симпатии;

  • направленность на положительную эмоциональную идентификацию большинства членов сообщества;

  • выстраивание отношений на основе доверия.

Формы работы с формальными отношениями.

Акцент должен ставиться на неформальные способы взаимодействия:

  • «семейные посиделки»;

  • клубная деятельность;

  • День матери и День пожилого человека;

  • экскурсии выходного дня;

  • ресурсный круг вместе с родителями.

Родители должны начать доверять педагогам, поверить, что они занимаются правильным делом. Для этого они должны увидеть и процесс, и результат.

3. Конфликтные (деструктивные) отношения.

Конфликтные отношения характеризуются негативным взаимодействием, при котором наблюдается низкая эффективность отношений, акцент ставится на взаимные претензии, жалобы и поиск проблем, участие родителей в событиях и управление образовательной организацией отличаются неконструктивным подходом.

Ключевая характеристика отношений — недоверие.

Деструктивные отношения характеризуются:

  • отсутствием понимания сущности, целей и ценностей воспитания;

  • наличием мировоззренческих противоречий;

  • отсутствием понимания значения воспитания для ребенка, ролей, функционала и вклада в воспитание ребенка семьи и образовательной организации как со стороны родителей, так и со стороны педагогов;

  • нежеланием участвовать в воспитании детей и событиях образовательной организации;

  • отсутствием навыков взаимодействия внутри образовательной организации (со стороны педагогов), между образовательной организацией и семьей (как со стороны родителей, так и со стороны педагогов);

  • отсутствием ресурсов взаимодействия

  • (например, временных)

как со стороны родителей, так и со стороны педагогов;

  • наличием проблем межличностных отношений участников взаимодействия, а также проблемных форм, способов и видов межличностного взаимодействия.

Работа по преодолению конфликтов во взаимодействии родителей и педагогов строится на создании условий для построения диалога, организации рефлексивных форм работы по осознанию смыслов и ценностей воспитания. Она предполагает постепенное создание функционального сообщества, при котором происходит обмен различной информацией, касающейся вопросов воспитания, между активными участниками (ядром продуктивных отношений)

и конфликтными родителями (или педагогами). Необходимо создать возможность для конфликтных участников быть услышанными и понятыми, важны возникновение внутри сообщества компромиссов, поиск взаимопомощи и взаимоподдержки.

Задачи работы с этой группой:

  • снятие через диалог эмоциональной напряженности, нарушающей процесс воспитания;

  • развитие неформальных связей и отношений на основе симпатии;

  • выстраивание отношений на основе доверия;

  • презентация родителям процесса и результата воспитывающей деятельности образовательной организации;

  • создание условий для появления общей заинтересованности в воспитании детей с учетом индивидуальных интересов каждого члена профессиональнородительской общности.

Родители должны начать доверять педагогам, поверить, что они занимаются правильным делом. Для этого они должны увидеть и процесс, и результат.

Формы работы с деструктивными отношениями.

Акцент на рефлексивные способы взаимодействия:

  • индивидуальные консультации и встречи;

  • ресурсный круг вместе с родителями;

  • системные общие проекты (дети, родители, педагоги); – информирование о целях и ценностях воспитания; – экскурсии выходного дня.

Образовательная организация может использовать любые формы взаимодействия с родителями, отвечающие условиям функционирования образовательной организации, особенностям воспитанников и их родителей, педагогическим компетенциям педагогов и всем прочим условиям, опосредующим процесс взаимодействия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!