СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Родительское собрание «Развиваем внимание» как форма взаимодействия семьи и школы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание на тему «Развиваем внимание»

 

Цель: освоение педагогически обоснованных приёмов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания.

Задачи:

1. Осмысление важности развития внимания младших школьников для продуктивной учебной деятельности.

2. Выявление проблем развития внимания.

3. Обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию у них произвольного внимания.

Форма проведения: организационно-деятельностная игра.

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка

занимательным – вот задача обучения»

К. Д. Ушинский

Просмотр содержимого документа
««Родительское собрание «Развиваем внимание» как форма взаимодействия семьи и школы»»

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования




Итоговая работа

по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Взаимодействие семьи и школы по достижению качества начального общего образования в свете ФГОС»

по теме:

«Родительское собрание «Развиваем внимание» как форма взаимодействия семьи и школы»

Сроки обучения: с 21. 04 по 25. 04. 2014 года



Выполнила: Волкова Татьяна Вячеславовна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 162








Самара, 2014

Родительское собрание на тему «Развиваем внимание»


Цель: освоение педагогически обоснованных приёмов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания.

Задачи:

1. Осмысление важности развития внимания младших школьников для продуктивной учебной деятельности.

2. Выявление проблем развития внимания.

3. Обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию у них произвольного внимания.

Форма проведения: организационно-деятельностная игра.

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка

занимательным – вот задача обучения»

К. Д. Ушинский

Здравствуйте, уважаемые родители! Часто обращаясь к детям, вы призываете: «Будь внимательнее!». Нередко я говорю вам, что многие ошибки ваших детей – от невнимания. Но все ли вы представляете, что это такое и что следует делать для того, чтобы внимание развивалось. Так что же такое внимание и каковы его свойства? На доске, текстом внутрь закреплено несколько карточек. На центральной из них написано: «Внимание – это важно!» переворачиваем и читаем: «Внимание - избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Действительно, представьте себе многословный шум где-нибудь в многолюдном помещении, мы не выделяем для себя в нём ничего. Но вот вдруг звучит наша фамилия, и орган нашего слуха почему-то сразу различает важную для нас информацию. Что произошло? Звуковые волны долетали до нашего слуха достаточно долго, но только при звуке фамилии процесс восприятия мгновенно перестроился из «слушаю» в «слышу», то есть возникла концентрация сознания, то есть внимание.

Переворачиваем следующую карточку, на которой написано «Механизм». Итак, «слушаю» - не обязательно «слышу», «смотрю» - не обязательно «вижу». При получении соответствующего сигнала (в нашем случае фамилии) чувствительность возрастает (лучше слышу, лучше вижу).

Открываем следующую карточку «Особенность внимания». Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления. То есть, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить.

Открываем следующую карточку «Виды внимания». Существует два вида внимания: произвольное и непроизвольное. Представим себе, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернётесь в его сторону. Это – непроизвольное, непреднамеренное внимание, оно не контролируется волей и, вероятно, диктуется генетически заложенным в человеке инстинктом быть готовым к опасности и избегать её. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребёнка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффективность работы школьника.

Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребёнок с хорошо развитым произвольным вниманием отрешается от окружающих раздражителей и с увлечением работает.

Предлагаю вам, уважаемые родители, освоить несложные упражнения на развитие произвольного внимания, их можно с успехом использовать в практике семейного воспитания самостоятельно.












Упражнения по развитию произвольного внимания

(методика Р. В. Овчаровой)

Упражнение 1. «Запоминай порядок»

1. Играющим показать 6 – 7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спросить о последовательности их расположения.

2. Пять – шесть человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Водящий на 30 – 40 секунд отворачивается в сторону и перечисляет, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.


Упражнение 2. «Заметить всё»

Положить в ряд 7 – 10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребёнку перечислить всё.

Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8, спросить у ребёнка, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два каких-либо предмета, показать все предметы секунд на 10. Предложить ребёнку уловить, какие два предмета переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.


Упражнение 3.

В течение 10 – 15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т. п.), по сигналу один начинает другие его дополняют.









Безусловно, упражнения, проводимые в игровой форме, развивают ребёнка и тренируют его внимание. Однако не следует упускать и другие возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, движения по улице, езде в транспорте. Объектом тренировки внимания могут быть люди на остановке, машины, остановившиеся на перекрёстке (легковые, грузовые, разного цвета и пр.). Всегда побуждайте ребёнка наблюдать окружающий мир, задавая различные вопросы («Как ты думаешь, в автобусе в нашем ряду сидит больше мужчин или женщин?», «Смотри, как много людей сегодня надело тёплые шапки!»).

Конечно, вам хочется отдохнуть после работы. Но родительский труд – нелёгкая работа, приходится и по дороге домой заниматься воспитательным делом. И каждая его минута плодотворна. Предлагаю вам оценить себя как воспитателя собственного ребёнка (раздаётся тест).

Будьте откровенны, отвечая на его вопросы, потому, что результат будете оценивать только вы. Возможно, придётся задуматься и что-то перестроить в своих перестроить в своих подходах к воспитанию, а, может быть, вы утвердитесь в верности своей позиции.

Тест для родителей «Я и мой ребёнок»

Вопросы

Ответы

Можете ли вы

Могу и всегда так делаю

Могу, но не всегда так поступаю

Не могу

1. В любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком?

А

Б

В

2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?

А

Б

В

3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?

А

Б

В

4. Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?

А

Б

В

5. Сохранить самообладание, даже если ребёнок вывел вас из себя?

А

Б

В

6. Поставить себя на место ребёнка?

А

Б

В

7. Поверить хотя бы на минуту, что вы – добрая фея/прекрасный принц?

А

Б

В

8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющим вас в невыгодном свете?

А

Б

В

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

А

Б

В

10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

А

Б

В

11. Выделить ребёнку день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет и ни во что не вмешиваться?

А

Б

В

12. Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?

А

Б

В

13. Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз?

А

Б

В

Ключ к тесту:

Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» - в 1 очко.

Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относиться к нему с уважением. Придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребёнке для вас вопрос второстепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, а в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вас следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, и того и другого.

А сейчас мы обратимся к изучению свойств внимания (по мере изучения свойств переворачиваем лепестки).



устойчивость объём

Свойства внимания

концентрированность переключаемость

распределяемость


По мере рассказа родители должны заполнить таблицу.

Свойства внимания

Ваш совет по развитию каждого свойства внимания

Объём


Устойчивость


Переключаемость


Распределяемость


Концентрированность


Под объёмом внимания понимается количество символов, воспринимаемых нашим сознанием одномоментно. У младших школьников он не превышает трёх – четырёх символов, а у некоторых и ещё меньше. Объём внимания возрастает вместе с развитием мозга ребёнка. В младших классах ограничивается наглядность на уроке тремя – четырьмя пособиями.

Устойчивость внимания определяет время сохранения концентрации сознания на определённом объекте. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9 – 10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут. Для учителей и родителей это, прежде всего, означает, что объяснение нового материала со всей подготовительной работой не должно длиться более 7 минут. С точки зрения психологических возрастных особенностей, ошибочно было бы думать, что чем больше мы подберём упражнений, тем лучше ученики поймут тему. Это может быть верно, только в том случае, если лимит времени не превышен.

Под переключаемостью внимания понимается возможность отвлечь сознание от одного объекта и переместить его на другой Заме­тим, что переключение внимания у младших школьников происходит отнюдь не сразу. Так, дав следующее задание, учителя еще продол­жают выслушивать ответ на предыдущее. Будьте уверены: новое зада­ние дети не слышали. Для тренировки переключаемое внимания следует регулярно менять виды деятельности и виды заданий.

Распределяемость внимания означает наличие двух фокусов вниматм одновременно. Это свойство необходимо младшим школьникам при выполнении комментированного письма (ребенок должен од­новременно говорить, что именно он записывает, и осуществлять процесс письма), при проверке собственных работ (нужно читать написан­ный текст и одновременно искать орфограммы, проверять их и сверять с написанным), при проведении математических диктантов и т.д. Очень полезное и необходимое свойство. Но нужно помнить, что именно оно не формируется до 7 лет при нормальном психическом развитии ре­бенка. Поэтому дети в первом классе, отвечая у доски, способны сна­чала сказать, а потом записать предложение. К 8 годам распределение внимания становится нормой.

Концентрированностъ внимания - под нею понимается воз­можность удерживать сознание на одном объекте при наличии отвле­кающих факторов. Науке известны две причины, снижающие концен­трацию внимания: физиологическая и педагогическая. Первая, напри­мер, может быть связана с наличием у ребенка аденоидов, снижающих доступ кислорода к мозгу. К педагогическим факторам можно отнести телевизор, компьютер. Это связано с тем. что смена кадров при теле­визионном изображении требует поверхностного взгляда, концентри­рованный взгляд при длительном смотрении вызывает головную боль. Если дети много смотрят телевизор, у них вырабатывается поверхно­стный взгляд, который они переносят и на другие виды деятельности.

Свойства внимания

Ваш совет по развитию каждого свойства внимания

Объем

Не перегружать внимание детей во время за­нятий большим количеством предметов на столе

Устойчивость

Работа «блоками»: 7—10 минут занятий и ко­роткий отдых

Переключаемость

Разнообразить виды заданий

Распределяемость

Тренировка: одновременно говорить и писать

Концентрированностъ

Не злоупотреблять телевизором, компьюте­ром, лучше рисовать, лепить

Вы вооружили друг друга замечательными советами, а теперь освоим еще несколько приемов развития внимания у детей, причем обязательно выполним эти упражнения сами (родители выпол­няют задания, а затем получают их тексты для использования дома):



В конце «параллельной» работы учителя и участников в качест­ве одного из вариантов может быть озвучен следующий:


Упражнения по развитию внимания

(методика О. А. Сгпепановой)

Упражнение 1. «Пуговицы»

На листке из тетради в клетку по линиям клеток чертится квадрат в девять клеток,

и внутри любых клеток ставятся две пуговицы. Поглядев на рисунок 3 секунды, ребёнок должен воспроизвести его по памяти на такой же бумаге.

Как размер квадрата, так и количество пуговиц (которые располагают­ся хаотично) постоянно увеличиваются. Квадрат заменяется прямоугольни­ком (контуры фигуры проходят только ио линиям клеток). Игра усложняется если использовать пуговицы разного цвета. Усложняя рисунок, нужно соот­ветственно увеличивать количество времени на его рассматривание.

Упражнение 2. «Маленькие обезьянки»

Каждый из стоящих в раду (3-6 человек) принимает какую-либо позу Один из играющих, поглядев на них секунд 40-50 (руководствуясь сигнала­ми), копирует позу каждого, в то время как остальные стоят спокойно.



Упражнение 3. «Разложи по порядку»

Ведущий предлагает детям рассмотреть лежащий перед ним ряд картинок и запомнить расположение каждой из них. Во время короткой паузы когда дети закроют глаза, ведущий перемешивает картинки. Задача игроков - восстановить ряд картинок в той же последовательности. Выигрывает шрок, который правильно восстановит картинный ряд. Игра может проводиться неоднократно, при этом число картинок, которые предлагаются детям для запоминания, постепенно увеличивается.

Упражнение 4. «Какие буквы (цифры) изменили место?»

Ведущий предлагает детям запомнить расположение букв (цифр). Затем дети закрывают глаза, а ведущий меняет положение 1-4 букв (цифр). Открыв глаза, дети должны как можно быстрее определить, какие буквы (цифры) изменили свои места, и правильно восстановить все эле­менты ряда.

Уважаемые родители! Работая с детьми дома, имейте в виду, что, если это учебное занятие, то его общий итог будет состоять из нескольких частичных результатов;

Первый, самый очевидный, - это знание, которое он получит. Второй результат - менее очевидный, это тренировка общей способ­ности учиться, то есть учить самого себя. Третий результат - это эмо­циональный след от занятия: удовлетворение или разочарование, уве­ренность или неуверенность в своих силах. Четвертый результат - след ваших взаимоотношений с ним, если вы принимали участие в занятиях. Здесь итог может бьггь либо положительным, либо отрица­тельным (пополнилась копилка взаимных недовольств). Опасность состоит в том, что вы будете ориентироваться только на первый ре­зультат. А вот оставшиеся три гораздо важней! Если ваш ребенок пи­шет корявым почерком или не очень складно рассказывает о фильме, но при этом увлечен и сосредоточен - не критикуйте, не поправляйте его. А если вы проявите искренний интерес к его делу, то почувствуе­те, как усилится взаимное уважение и принятие друг друга, так необ­ходимые и вам, и ему.

Итак, обобщим наши представления о том, что важ­но в развитии столь значимого для перспективы ребенка свойства - внимания. Для этого я воспользуюсь вашими советами и обогащу их тем, что предлагают ученые. В результате получа­ется следующая картинка:




В завершении разговора предлагаю вам памятки по развитию внимания младших школьников. Они вместе с отработанными сегодня упражнениями, тексты которых вы тоже можете взять с собой, будут, я надеюсь, весьма полезными в вашей домашней «школе». Будьте терпеливы и настойчивы, и успех обязательно придет!


















Психологическая поддержка ребенка в процессе развития внимания

(А. Андреева)

Психологически поддержка - это процесс:

  • в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторо­нах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

  • который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

  • который помогает ребенку избежать ошибок;

  • который помогает ребенку при неудачах.

Чтобы поддержать ребенка необходимо:

    1. Опираться на сильные стороны ребенка.

    2. Избегать подчеркивания промахов ребенка,

    3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

    4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ре­бенку.

    5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

    6. Проводить больше времени с ребенком. :

    7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

    8. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

    9. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

    10. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, ко­торые разрушают его веру в себя. Слова поддержки:

  • Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо.

  • У тебя есть что сказать по этому поводу, я тебя с радостью выслушаю.

  • Это нелегко, но, я думаю, у тебя получится. Слова, вызывающие разочарование:

  • Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

  • Эту идею ты никогда не сможешь реализовать.




Игры на развитие восприятия и внимания

(методики О. А. Степановой)

Что продают в магазине?

В этой игре используются стилизованные рисунки - «вывески магазинов». Задача игроков - узнать, какие товары продают в том или ином магазине.

Угадай, чья тень?

Детям предлагается несколько картинок и одна силуэтная («тень», которую отбрасывает один из предметов). Нужно как можно быстрее и правильнее назвать, какому предмету принадле­жит тень.

Необычный алфавит



Взрослый предлагает детям сначала назвать буквы в таблице, а затем назвать с опорой на нее весь алфавит по порядку:

Е

Ц

О

Т

Л

Ч

Й

Я

Ё

Ж

В

П

А

Ю

Н

М

Щ

Г

У

В

Ш

З

Э

Д

Ф

Р

С

И

Х

К

От 1 до 20 и обратно

Ведущий предлагает детям с опорой на таблицу назвать по порядку числа от 1 до 20 и обратно:

4

9

10

2

5

7

1

14

11

17

12

16

20

3

18

19

8

13

15

6




______________________________________________________________________________________________________________________________________________

(название учреждения)




ПРОТОКОЛ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ №_____

_________________________________________________________

(общее название собрания)



Дата проведения:

«____» __________ 20___ г.


Повестка дня:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(укажите, что обсуждается на собрании)


Присутствовали ________ человек. Их них:


Представители школы:


  1. Классный руководитель _______________________


Родители:

  1. _____________________________________

  2. _____________________________________

  3. _____________________________________

  4. _____________________________________

  5. _____________________________________

  6. _____________________________________

  7. _____________________________________

  8. _____________________________________

  9. _____________________________________

  10. _____________________________________

  11. _____________________________________

  12. _____________________________________

  13. _____________________________________

  14. _____________________________________

  15. _____________________________________

  16. _____________________________________

  17. _____________________________________

  18. _____________________________________

  19. _____________________________________

  20. _____________________________________

  21. _____________________________________

  22. _____________________________________

  23. _____________________________________

  24. _____________________________________

  25. _____________________________________


Выступили:

  1. _____________________________________

  2. _____________________________________

  3. _____________________________________

  4. _____________________________________

  5. _____________________________________

  6. _____________________________________

  7. _____________________________________


Постановили (решение собрания):

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Классный руководитель _______________ _____________________

подпись ФИО

Секретарь собрания _______________ _____________________

подпись ФИО





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!