1.Орг.момент (1 мин) | - Здравствуйте, ребята, проверьте у себя на столах: учебник, тетрадь и пенал. - Я рада видеть всех вас, надеюсь на нашу совместную, продуктивную деятельность, садитесь. | - Проверяют наличие всего необходимого. - Садятся | - Применяется метод беседы, настрой обучающихся на урок, создание позитивной атмосферы. |
2. Актуализация знаний. (6 мин) | - Какие части речи вы знаете? - Что такое существительное? - Открывайте тетради, записывайте дату: Четвертое марта., Классная работа. Не забываем подчеркивать опасные места, где мы можем допустить ошибки. - Прописываем сочетание Ме. - Сейчас мы с вами повторим падежи существительного. Мы возьмем слово – Местоимение и распишем его по падежам, кто хочет к доске? - С чего мы начинаем? - Хорошо, а вы, ребята у себя в тетрадях это записываете. - Что мы делаем дальше? - Почему задали вопрос что? - Хорошо, молодец, садись. | - Существительное, местоимение, глагол. - Это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет, и отвечающая на вопросы: Кто? Что? - Открывают тетради, записывают даты. - Прописывают сочетание Ме. - Ученики поднимают руки. 1 ученик выходит к доске. Все остальные работают у себя в тетрадях. - Мы записываем падежи: И. п.; Р. п.; Д. п.; В. п.; Т. п.; П. п. в столбик. - Работают в тетрадях, ученик у доски. - И. п. - задаем вопрос к слову, (что?) - местоимение, выделяем окончание – е.; - Так как местоимение – неодушевленный предмет. Р. п. – (Чего?) местоимения ; Д. п. – (чему?) местоимению – окончание ю; В. п. – (что?) местоимение; Т. п. – (чем?) местоимением; П. п. – (о чем?) о местоимении | - Актуализация знаний о падежах имени существительного, подготовка к теме урока. |
3. Определение темы и постановка цели (3 мин) | - Как вы думаете, почему мы разбирали по падежам слово – местоимение? - Верно, что такое местоимение? - Значит, что мы сегодня на уроке будем делать? | - Так как мы на предыдущих уроках начали изучать часть речи – местоимение. - Самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет или лицо, не называя его. Местоимения используются вместо имени. - Продолжать изучение и повторении местоимения. | - Определение темы, дальнейшей деятельности на уроке. |
4.Тренировка и закрепление изученного материала (25 мин) 5. Физминутка (2 мин) (при необходимости - в середине этапа) | - Сейчас будет небольшая самостоятельная работа на карточках. Сейчас я раздам карточку каждому из вас, возьмите ее и подпишите свое имя и фамилию. - На работу я даю вам 10 минут. - Заканчиваем выполнять работу, сдаем листочки на 1 парту. - Давайте немного дадим отдохнуть нашим пальчикам: Мы писали, мы писали, наши пальчики устали, мы немного отдохнем, и опять писать начнем. - Следующее задание: нужно заменить имена существительные подходящими местоимениями. Определить лицо и число. Кто хочет к доске? - Кира, выходи. - Записывай слово- здание, каким местоимением можно заменить это существительное? - Определи лицо и род у местоимения. - Верно, следующее слово – изба. - Молодцы, следующее задание, посмотрите на эти слова на слайде: А) я, они, на, ты; Б) но, оно, она, они; В) я, Яна, ты, вы - Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? - Верно, нужно зачеркнуть в каждой строчке лишнее слово. - Какое слово лишнее в 1 строчке? - Верно, под Б) лишнее слово? - И под буквой В) - Правильно. - Маша, выходи к доске, записывай предложение. - С чего мы начинаем разбор предложения? - По цели высказывания, какими еще могут быть предложения? - По интонации? - Распространенное или нет? - Выписываем словосочетания, начиная с…? | - Берут карточки и подписывают. - Выполняют самостоятельную. - Сдают листочки. - Повторяют движения, дают пальцам отдохнуть. - Поднимают руки. - Ученица выходит. - Записывает слово – здание - оно. - Оно (3 л. ед. ч.). - Изба - она (3 л. ед. ч.); Гнезда – они (3 л. мн. ч); Улей – он (3 л. ед. ч.): Хата – она (3 л. ед. ч.); Дома – они (3 л. мн. ч.) - Смотрят слова. - Зачеркнуть лишнее слово. - На – это предлог, а все другие слова – это местоимения. - Но – так как это не местоимение, а союз. - Яна, так как это существительное, а все другие слова местоимения. - Прозрачный красный шарик на нитке я держу. - Определяем, какое это предложение по цели высказывания. Это предложение повествовательное. - Вопросительными, побудительными. - Не восклицательное. - Это предложение простое, так как тут одна грамматическая основа – я держу. Я – подлежащее, держу – сказуемое. - Распространенное, так как можно выписать словосочетания. - Подлежащего. С подлежащим нет словосочетаний, значит, ищем словосочетания со сказуемым. - Держу (что?) шарик (глагол + сущ.); Держу (где?) на нитке (глагол + сущ.); Шарик (какой?) прозрачный, красный (сущ. + прил.). | |
6.Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин) | - С какими частями речи мы работали сегодня на уроке? - Как делятся местоимения по лицам? - Что вам интересно было на уроке? - Какие трудности возникли? - Спасибо за урок, вы хорошо поработали. | - Местоимение, существительное. - 1 л. – я, мы; 2 л. – ты, вы; 3 л. – он, она, оно, они. - Исправлять ошибки, заменять существительные местоимениями. - Ответы детей. | - Подведение итога, определение деятельности на уроке, выявление трудностей. |