Разработка урока по русскому языку
Тема: Склонение личных местоимений.
Цели:
Образовательная: ознакомление с изменением местоимений по падежам, выработка умения употреблять нужную форму местоимений, умения понимать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач;
Развивающая: обучение анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать; развитие качества личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры труда (организация, планирование), формирование навыков самоконтроля и самооценки деятельности;
Воспитательная: привитие интереса к предмету.
Предметные результаты обучения: умение склонять личные местоимения и правильно употреблять их в речи; умение работать в группе.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, предвосхищают результат, осуществляют пошаговый контроль по результату, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других, вступают в речевое общение, строят монологическое высказывание, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, управляют поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; доказывают.
Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков.
Ход урока
Орг.момент.
Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Минутка чистописания.
Подберите синоним к слову рисовать (изображать, чертить, малевать, живописать, описывать.
Писать картину; иллюстрировать)
Актуализация знаний
- Прочитайте слова. На какие три группы их можно разделить?
она, в, на, ты, а, под, он, я, да, они, и, но, перед, оно.
- Запишите их в три столбика.
- Составьте предложение с однородными членами соединенными союзом. Графически их покажите.
- Составьте предложение с любым из предлогов. Разберите предложение по членам. Дайте характеристику предложению.
- Какая из этих частей речи имеет форму числа?
- Что вы знаете о местоимении? Составьте кластер (работа в группах)
- Для чего в речи употребляют местоимения? (они создают нам удобство, т.к. экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем их, чтобы не было повторения одного и того же слова.
Постановка учебной задачи и решение проблемы.
«Мозговой штурм»
- Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения.
1) Ветер, ветер!____ могуч! ___ гоняешь стаи туч. (А.С.Пушкин)
2) Взял____ вилы и топор и отправился в дозор. (П.П.Ершов)
3) Злой тоской удручена к муравью ползёт ____ (И.А.Крылов)
4) Всех ___ вас люблю сердечно,
Но другому ___ навечно отдана. (А.С.Пушкин)
5) «Ах ____, мерзкое стекло!
Это врёшь ___ ___ назло».
(А.С. Пушкин)
6)Не оставь___, кум милый.
Дай___ ____собраться с силой. (И.А.Крылов)
- Мы всегда готовы отправиться в волшебный мир сказок.
- Что заметили? Зачем это нужно? Где пригодится? Изменяются местоимения
- Какая учебная задача на уроке? Изменять местоимения по падежам.
- находить местоимения;
-определять их лицо и число;
-правильно определять падеж местоимений и правильно употреблять местоимения в речи.
«Открытие» нового знания
Рассмотрите таблицу. Прочитайте (вполголоса) каждый столбик. Вставьте пропущенные местоимения.
Понаблюдайте и сделайте вывод, как изменяется форма местоимения при склонении.
Склонение личных местоимений | |
ПАДЕЖ | 1-е лицо | 2-е лицо | 3-е лицо | |
| Ед.ч. | Мн.ч. | Ед.ч. | Мн.ч. | Ед.ч. | Мн.ч. | |
И.п. Кто? Что? | Я | МЫ | ТЫ | ВЫ | ОН ОНО | ОНА | ОНИ |
Р.п. Кого? Чего? | Меня | Нас | Тебя | Вас | | Ее | Их |
Д.п. Кому? Чему? | Мне | | Тебе | Вам | Ему | Ей | Им |
В.п. Кого? Что? | Меня | Нас | | Вас | Его | Ее | Их |
Т. П. Кем? Чем? | | Нами | Тобой | Вами | Им | Ею | Ими |
П. п. О ком? О чём? | Обо мне | О нас | О тебе | | О нем | О ней | О них |
Сделайте вывод.
Личные местоимения изменяются по ____________________. При склонении личных местоимений изменяется ________________________.
6. Применение нового знания и первичное закрепление
- Прочитайте предложения. Какие ошибки в них допущены?
-Как надо исправить? Запишите эти предложения.
Приплыла к он рыбка, спросила: «Чего ты надобно, старче?»
Перед она усердные слуги, она бьет они за чупрун таскает.
Как смеешь ты, мужик, спорить со я, со я, дворянкой столбовою.
- К нему – укажите морфологические признаки.
Составление алгоритма определения падежа личных местоимений
- Как определить падеж личного местоимения?
- Падеж какой части речи определяете по такому же алгоритму?
Упр. 132.
Игра «Заказ»
7.Рефлексия
-С какой конкретной задачей столкнулись?
- Решили ли учебную задачу?
1.Урок полезен. Всё понятно.
2. Лишь кое- что чуть- чуть неясно.
3. Ещё придётся потрудиться
4. Да, трудно всё- таки учиться!
8. Домашнее задание.
Упр. 131, 132
1.Урок полезен. Всё понятно.
2. Лишь кое- что чуть- чуть неясно.
3. Ещё придётся потрудиться
4. Да, трудно всё- таки учиться!
1.Урок полезен. Всё понятно.
2. Лишь кое- что чуть- чуть неясно.
3. Ещё придётся потрудиться
4. Да, трудно всё- таки учиться!
1.Урок полезен. Всё понятно.
2. Лишь кое- что чуть- чуть неясно.
3. Ещё придётся потрудиться
4. Да, трудно всё- таки учиться!
1.Урок полезен. Всё понятно.
2. Лишь кое- что чуть- чуть неясно.
3. Ещё придётся потрудиться
4. Да, трудно всё- таки учиться!
1.Урок полезен. Всё понятно.
2. Лишь кое- что чуть- чуть неясно.
3. Ещё придётся потрудиться
4. Да, трудно всё- таки учиться!
1.Урок полезен. Всё понятно.
2. Лишь кое- что чуть- чуть неясно.
3. Ещё придётся потрудиться
4. Да, трудно всё- таки учиться!
1.Урок полезен. Всё понятно.
2. Лишь кое- что чуть- чуть неясно.
3. Ещё придётся потрудиться
4. Да, трудно всё- таки учиться!
1.Урок полезен. Всё понятно.
2. Лишь кое- что чуть- чуть неясно.
3. Ещё придётся потрудиться
4. Да, трудно всё- таки учиться!
1.Урок полезен. Всё понятно.
2. Лишь кое- что чуть- чуть неясно.
3. Ещё придётся потрудиться
4. Да, трудно всё- таки учиться!
1.Урок полезен. Всё понятно.
2. Лишь кое- что чуть- чуть неясно.
3. Ещё придётся потрудиться
4. Да, трудно всё- таки учиться!
1.Урок полезен. Всё понятно.
2. Лишь кое- что чуть- чуть неясно.
3. Ещё придётся потрудиться
4. Да, трудно всё- таки учиться!
Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения.
1) Ветер, ветер!____ могуч! ___ гоняешь стаи туч.
2) Взял____ вилы и топор и отправился в дозор.
3) Злой тоской удручена к муравью ползёт ____ .
4) Всех _____ вас люблю сердечно,
Но другому ______ навечно отдана.
5) «Ах ______, мерзкое стекло!
Это врёшь ______ ______ назло».
6)Не оставь______, кум милый.
Дай______ _______собраться с силой.
Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения.
1) Ветер, ветер!____ могуч! ___ гоняешь стаи туч.
2) Взял____ вилы и топор и отправился в дозор.
3) Злой тоской удручена к муравью ползёт ____ .
4) Всех _____ вас люблю сердечно,
Но другому ______ навечно отдана.
5) «Ах ______, мерзкое стекло!
Это врёшь ______ ______ назло».
6)Не оставь______, кум милый.
Дай______ _______собраться с силой.