“Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться” Василий Андреевич Сухомлинский.
Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован…
Формирование мотивации учения- это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике. Она актуальна для всех участников учебно- воспитательного процесса: учащихся , родителей и учителей.
Мотивация одна – из сложнейших педагогических проблем. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию “Не хочу!” Можно ли учителю управлять развитием мотивационной сферы школьника
“В наше время дети относятся к учёбе совершенно безразлично”, “Дети невнимательны, равнодушны к учёбе, у них нет мотивации”... Действительно, отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспешности. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового?
Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации – это стремление понять как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели, почему проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные препятствия.
Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему . Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Многие формы и методы работы хорошо известны учителям.
Давайте вспомним, что же такое "мотив учения", и его составляющие компоненты : “смысл учения”, “постановка целей”, “эмоции”,“интерес”.
Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.
Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. (Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента: осознание ребенком объективной значимости учения; понимание ребенком субъективной значимости учения.)
Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. (Через постановку целей воплощаются мотивы учения )
Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. (Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка ).
Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. (Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.)
И вторая половина вопроса мотивация во внеурочной деятельности. В.А. Сухомлинский писал :
“Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков".
Наиболее полно потребности в коммуникациях, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности, в играх можно реализовать посредствам внеурочной деятельности. Эта деятельность с успехом может учитывать возрастные особенности и намного более свободна в выборе средств и методик, нежели учебная деятельность.
Формы внеурочной деятельности нам широко известны:
- Факультативы
- Элективные курсы, развивающие часы
- Кружки
- Проектная деятельность, деловые игры, предметные недели
- Научно-исследовательская деятельность и т. д.
Мотивация - волшебное слово для работы с детьми. Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Управлять развитием детей в процессе обучения- это значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования.
Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала. Превращение ребенка в субъекта, заинтересованного в самоопределении и в самоактуализации составляет основной результат совместной деятельности учителя и ученика.
Потребность – “Хочу”, мотив - “Зачем мне это надо?”, цель – “Что для этого надо сделать?” - вот путь, по которому ведет педагог-профессионал своего ученика, превращая его в субъекта деятельности по овладению содержанием образования.