СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсальных учебных действий при реализации проектной деятельности на уроках немецкого языка

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование УУД при реализации проектной деятельности на уроках немецкого языка

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий при реализации проектной деятельности на уроках немецкого языка»

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), имеющих приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками и лежащих в основе успешности обучения. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Роль универсальных учебных умений хорошо отражена в статье М. Ступницкой. Используя метод аналогий, автор сравнивает универсальные умения и способы деятельности с ферментами, которые необходимы для усвоения пищи. В противном случае разнообразие «кушаний» (учебных предметов, спецкурсов, факультативов и пр.) не принесет радости и наслаждения.

А. Асмолов указывает, что универсальные учебные действия служат решению основных четырёх задач: 1) личностной (решение жизненно важных задач в процессе обучения), 2) регулятивной (решение проблем управления и самоуправления в познавательной деятельности), 3) познавательной (совместный поиск и обработка информации), 4) коммуникативной (умение работать в коллективе).

Овладение учащимися универсальными учебными действиями может происходить в контексте разных учебных предметов.

Системообразующим компонентом системы освоения и иностранного языка, и универсальных учебных действий являются коммуникативные УУД, поскольку, с одной стороны, использование разных коммуникативных средств выступает в качестве существенного показателя развития учащихся и необходимо для формирования всех видов УУД, с другой стороны, коммуникативные универсальные учебные действия являются важным компонентом курса иностранного языка.

В современной западной концепции «шести ключевых умений» среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий. Это:

  • общение и взаимодействие (коммуникация): умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

  • работа в группе (команде): умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

В соответствии с такими целями большое значение придается проектным формам работы, ориентированным на совместное планирование деятельности учителем и учащимися, совместное учение в процессе решения задач (проблем), которые имеют непосредственную связь с практическими ситуациями из реальной жизни, и, что особенно важно, задачами, решаемыми не в колее узкопредметности, а на стыке многих областей знания (В этой связи уместно вспомнить высказывание В.И. Вернадского о том, что будущее человечества связано с развитием науки и образования не по отраслям, а по проблемам).

В целях оптимизации проектной деятельности на уроках иностранного языка целесообразно использовать блоки-модули. Модульно-блочное построение учебного материала даёт возможность согласования предметно-ориентированного и деятельностного подхода в учебном предмете. Как указывает Т.И. Шамова, «задания в модуле базируются на деятельностном принципе, проходят в зоне ближайшего развития, предполагают адекватность учебного материала целям, формируют навыки общения, ориентированы на само- и взаимоконтроль, позволяют проводить самодиагностику, обеспечивая таким образом самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс».

Модульные материалы, созданные нами для реализации проектных задач как отдельных этапов (этап поиска и выделения проблемы, этап прогноза решения проблемы, этап организации взаимодействия и коммуникации, этап поиска и работы с информацией, этап организации рефлексии процесса решения проблемы), имеют следующие особенности, обусловленные возможностью использования их и как формы диагностики формирования УУД на отдельных этапах проектной деятельности, так и как формы диагностирования соответствующих проектных умений как результата сформированности УУД:

1) В структуре модуля цели обучения на этапах отдельных проектных заданий сформулированы в виде результатов. Результат описывается глаголами в неопределённой форме и определяет, чему школьник должен научиться в процессе работы с модулем. Такая формулировка результата имеет практическую направленность;

2) Признаками, позволяющими оценить, каким образом достигается цель, являются способы диагностики в деятельности – выполнение конкретных учебных действий. Они также, в свою очередь, написаны предложениями в неопределённой форме и поясняют, как ученик продвигается к результату, тем самым можно проверить уровень качества его деятельности.

3) Модуль предусматривает наличие листа с чётко сформулированными требованиями, заполнение которого является свидетельством (доказательством) того, что учащийся овладел универсальными учебными действиями в соответствующем блоке решения проектных задач. Эти доказательства (перечень выполненных конкретных заданий) представляются и в устной, и в письменной форме. Уже сами задания формулировками, начинающимися со слов: опишите, составьте, ответьте, изложите и т. д., с одной стороны, ориентируют учащихся на осуществление конкретных учебных действий, а с другой, представляют собой конкретное содержание образования, которое необходимо усвоить по предмету.

Поскольку речь идёт о предмете «Немецкий язык», то модуль содержит также указания на тот языковой материал, который является средством достижения результата.

Как пример, опишем, какие конкретно учебные действия формируются в процессе работы с модулем на этапе организации взаимодействия и коммуникации (как наиболее значимом в контексте предметной подготовки).

Организация взаимодействия при решении проектной проблемы нацелена на результат, представленный двумя блоками умений: 1) научиться выстраивать отношения с другими участниками проекта, 2) научиться устной и письменной коммуникации.

К коммуникативным действиям относятся:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Результат деятельности на этом этапе проектной работы зафиксирован в модуле как перечень следующих конкретных учебных действий: 1) определять цель взаимодействия (для чего, по поводу чего организовано общение); 2) работать с различным количеством участников проекта (в паре, в группе, в команде); 3) обмениваться ролями в группе; 4) оказывать поддержку другим участникам проекта; 5) находить оптимальный для всех выход из затруднительных ситуаций; 6) договариваться с другими участниками проекта о проведении работы; 7) определять интересующую всех тему для дискуссии в группе; 8) выступать со своими сообщениями; 9) активно слушать сообщение других участников проекта; 10) использовать устную и письменную речь для коммуникации; 11) правильно использовать языковые и речевые нормы при передаче информации.

Следует сказать, что развивающий потенциал коммуникативных и речевых действий не ограничивается сферой своего непосредственного приложения – общением и сотрудничеством, но и напрямую затрагивает познавательные процессы, в также личностную сферу школьников, соответственно УУД в проекте формируются не изолированно друг от друга, а влияя и обуславливая взаимное развитие. Поэтому, необходимо указать, какие виды (типы) УУД, помимо собственно коммуникативных, могут формироваться при выполнении тех или иных заданий в модуле.

Достижение цели, т.е. формирование вышеперечисленных УУД, обеспечивается выполнением следующих учебных заданий: 1) написать цель общения (коммуникативные УУД); 2) объяснить выбор деятельностной позиции, какая деятельность интереснее (коммуникативные и регулятивные УУД); 3) изложить своё мнение, как преодолеть барьеры общения, почему самая большая – «роскошь человеческого общения» (в виде мини-реферата) (познавательные (общеучебные), коммуникативные и личностные УУД); 4) написать план выхода из затруднительной ситуации (познавательные (общеучебные), регулятивные, коммуникативные и личностные УУД); 5) написать «свод правил» речевого этикета (коммуникативные и личностные УУД); 6) перечислить нормы поведения в коллективе (в виде «кодекса чести») (коммуникативные и личностные УУД); 7) проанализировать конфликт, классифицируя все «за» и «против» (коммуникативные и личностные УУД); 8) написать эссе «Я – руководитель» (коммуникативные и личностные УУД); 9) письменно сформулировать основные темы для обсуждения (познавательные (общеучебные) и коммуникативные УУД); 10) изложить суть своего сообщения (познавательные (общеучебные) и коммуникативные УУД); 11) изложить суть сообщения других участников (в виде аннотации) (познавательные (общеучебные) и коммуникативные УУД); 12) прослушать отрывок и определить в нём «тему дня» для дискуссии (познавательные (общеучебные) и коммуникативные УУД); 13) определить по конкретному отрывку, какую коммуникативную функцию он выполняет: информативную, прагматическую (регулятивную, эмоционально-оценочную, этикетную), развивающую (мыслительные и другие способности в процессе коммуникации, стимулирующее интерес к ней (познавательные (общеучебные, логические) и коммуникативные УУД).

Основным критерием сформированности универсальных коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности учащегося, включающие в себя:

• желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);

• знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);

• умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; оформление собственных мыслей с использованием различных стилей и и жанров («Я способен! Я – сам!»).

Постепенное овладение умениями в этой сфере способствует закреплению процессов самоорганизации и самоуправления учебным процессом в проекте, и в этом смысле коммуникативные умения – одни из наиболее важных, развивающих компетентностный потенциал личности школьника.

Соответственно этапам проектной деятельности подбирается тематика проектных работ для каждого модуля, например, проектные работы по темам: «Моя семья», «Моя квартира» и подобным, выигрышны на этапе проблематизации (познавательные УУД – постановка проблем), для этапов прогнозирования могут быть использованы темы «Распорядок дня», «Моё свободное время» (отработка регулятивных УУД – прогнозирование деятельности). Для последующих этапов отбирается материал, представляющий в языковом отношении большую трудность: материал тем «Школа», «Праздники в России, Германии, Англии» использовался в качестве проектных задач на этапах работы с информацией и собственно исследования, т.е. такой деятельности, которая предполагала, помимо прочего, использование какого-либо метода научного познания, например, в данном случае, – сравнительно-сопоставительного анализа школ и традиций празднования в тех странах, языки которых школьники изучают в качестве родного, первого и второго иностранных языков, и сбор собственного материала о школах и праздниках в нашей стране (как проблемные в этих темах можно, например, выделить следующие вопросы: Можно ли построить Школу Мечты, соединив в ней всё лучшее из школы трёх стран?; Помогает ли знание традиций празднования лучше понять национальный характер?). Кроме того, эти темы благодатны и в отношении возможности отработки операций с информацией (обилие всевозможных источников) (способствует формированию познавательных – общеучебных, логических (использование метода сравнительно-сопоставительного анализа) УУД). Учебными заданиями на организацию взаимодействия и коммуникации стали темы «Курсы языка» и «Путешествия», «Мои друзья». Эти темы сами по себе представляют ценность и с точки зрения коммуникативной направленности и их социальной значимости для школьников этого возраста (ориентация на формирование коммуникативных УУД). Развитие способностей к рефлексии осуществлялось через проектную работу над темами «Я и окружающий мир», «Проблемы будущего», «Моя будущая профессия». Характер этих тем уже сам по себе предполагает рефлексивное начало, побуждает школьников к размышлению и самоанализу (формирование познавательных – общеучебных и личностных УУД).

В качестве учебных заданий, развивающих у учащихся собственно креативные способности, целесообразно использовать небольшие проекты, предполагающие при их решении использование эвристических методов: аналогии, ассоциации, эвристическое комбинирование, мозговые атаки и мозговые осады. К таковым мы отнесли проекты, темы которых учащиеся выбирали самостоятельно: «Мы принимаем гостей», «Как лучше отдохнуть в выходные», «Почему … твой любимый предмет». Эти проекты не столь затратны по времени, предполагают меньший объём самого тематического материала, но зато в большей степени отражают личностную заинтересованность подростков в разрешении этих проблем и побуждают их к быстрой смене мыслительных операций (последнее способствует формированию познавательных – логических и регулятивных УУД).

Курс на формирование у учеников в процессе проектной деятельности комплекса универсальных умений позволяет сделать учебный процесс насыщенным познавательной деятельностью, а это способствует улучшению качества знаний; даёт возможность каждому чувствовать себя умелой личностью, что в свою очередь повышает самооценку, мотивацию и интерес к занятиям, вызывает привычку к систематической учебной деятельности, к труду.

Библиографический список:

  1. Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А. Ступницкая. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 256с. (В помощь учителю).

  2. Теплоухова Л.А. Процесс формирования универсальных учебных действий в проектном обучении в основной школе / Л.А. Теплоухова // Материали за 8-а международна научна практична конференция, «Настоящи изследвания и развитие», – 2012. Том 13. Педагогически науки. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД – С. 72-80.

  3. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т.И. Шамова. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – С. 272-273.

  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.

Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова.–2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.–159 с.


8






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!