СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование творческой активности младших школьников средствами учебного предмета «литературное чтение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из содержательных компонентов предмета  является «опыт литературно-творческой деятельности». Учитель должен конструировать содержание образования в соответствии с принципом «практической направленности и творческого характера обучения», который «вытекает из природы литературы как вида художественного творчества и предполагает …включение учащихся в самостоятельную литературную творческую деятельность…

Просмотр содержимого документа
«Формирование творческой активности младших школьников средствами учебного предмета «литературное чтение»»

Отдел образования, спорта и туризма Лепельского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Боровская средняя школа Лепельского района»










ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕКСОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТАВАМИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»







Компанеец Елена Валерьевна,

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

+375295923048

e-mail: [email protected]







Боровка, 2017


Тема опыта

Формирование творческой активности младших школьников средствами учебного предмета «Литературное чтение».

Актуальность опыта


В концепции учебного предмета «Литературное чтение», утверждённой приказом Министерства образования Республики Беларусь 29.05.2009 № 675, в качестве задачи обучения определено следующее: «развитие эмоциональной отзывчивости, воссоздающего воображения, критического мышления и творческой активности младшего школьника».[ ] Одним из содержательных компонентов предмета является «опыт литературно-творческой деятельности». Учитель должен конструировать содержание образования в соответствии с принципом «практической направленности и творческого характера обучения», который «вытекает из природы литературы как вида художественного творчества и предполагает …включение учащихся в самостоятельную литературную творческую деятельность…»[ ]

С.И. Ожегов в своем «Толковом словаре» характеризует творчество как процесс человеческой деятельности, создающий новые духовные и материальные ценности. Учащиеся, в особенности на I ступени общего среднего образования, наиболее склонны «творить»: они рисуют, поют, лепят, сочиняют, играют.

Сегодня в обществе особый спрос на людей инициативных, творческих, способных найти неординарные пути решения проблем в различных сферах человеческой деятельности, создавать нечто новое. Превратить ребёнка из объекта педагогического воздействия в субъект, которому позволено творить, представлять свой взгляд на окружающий мир, - вот главная задача учителя начальных классов. Формирование и развитие творческой активности детей - одна из актуальных проблем современной педагогики, которая особенно остро стоит перед учителями, работающими с младшими школьниками. Ведь именно в этом возрасте у детей закладывается умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к разрешению проблем. 

Среди разнообразных средств формирования творческой активности младших школьников особая роль отводится урокам литературного чтения.

Цель опыта заключается в обосновании эффективности используемых в педагогической практике приёмов формирования и развития творческой активности учащихся в образовательном процессе по учебному предмету «Литературное чтение».

Задачи опыта:

1.Научно обосновать роль учебного предмета «Литературное чтение» в формировании творческой активности учащихся; выявить сущность понятия «творческая активность».

2. Описать организационно-педагогические условия формирования творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения.

3. Оценить эффективность и результативность опыта по формированию творческой активности младших школьников.

Ведущая идея опыта состоит в том, что использование различных способов организации учебной деятельности на уроках литературного чтения способствует развитию творческой активности младших школьников.

Длительность работы над опытом

Мой педагогический опыт – итог многолетней работы, совершенствования и углубления знаний по методике преподавания предмета «Литературное чтение". В процессе совершенствования своей дидактической системы я пришла к выводу, что разнообразие форм организации деятельности учащихся при изучении литературных произведений способствует формированию креативного мышления, развитию творческой активности. Этапы работы: начальный (сентябрь 2014 – январь 2015); организационный (февраль 2015- октябрь 2015); основной (практический) (ноябрь 2015 – апрель 2016), заключительный (май – 2016).

Научно-методическое обоснование

Изучением проблемы развития творческой активности младших школьников занимались педагоги Г.И.Щукина, Ш.А. Амоношвили, В.Н. Дружинина; учёные Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн.

Л.С. Выготский занимался проблемой творчества и был не согласен с идеей «избранности творчества»: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всей в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» [1, с.32]. Вывод, который напрашивается из этого высказывания: творчеством могут заниматься все учащиеся.

Обратимся к понятию "творчество", или "креативность" (от лат. "creatio" - созидание). Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: "Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта". Активность - качество личности, выраженное в усиленной деятельности, во внешнем проявлении взглядов и убеждений. 

Сущность опыта

На уроках литературного чтения, согласно концепции предмета, творческую деятельность учащихся можно организовать следующими способами:

  • понимать выразительность слова;

  • «рисовать словесную картину»;

  • давать свою оценку поступку героя, позиции автора;

  • составлять кадроплан небольшого эпизода;

  • составлять устный рассказ про героя произведения, выборочный пересказ, рассказ по картине или иллюстрации;

  • коллективно составлять творческий пересказ ( от имени одного из герое, творческим дополнением сюжета), рассказ по имеющемуся началу;

  • инсценировать;

  • заниматься литературным творчеством;

  • иллюстрировать эпизоды.[концепция]

Формируя творческую, учащихся я придерживаюсь следующих принципов:

Изменить роль учащегося: активное участие в процессе познания даёт возможность для реализации творческого потенциала личности.

Создать комфортную психологическую обстановку: ситуация успеха для каждого снижает уровень тревожности и рождает желание создавать, творить. Отрицательные эмоции на уроке ставят непреодолимую преграду для раскрытия творческого потенциала ребёнка.

Создать внутреннюю мотивацию к познанию нового материала средствами творческой деятельности. Тогда в процессе получения знаний у учащегося будет удовлетворяться не только сама познавательная потребность, он будет заинтересован самим процессом поиска, умственной активностью.

Корректно помогать ребенку. Творческое задание не имеет единственного правильного ответа, и важно, чтобы учащийся это понимал. Ребёнок должен достаточно верить в себя, чтобы не бояться озвучить свой вариант ответа, каким бы он ни был.

Сочетать несколько форм работы. Однообразная деятельность быстро утомляет, но чередование учителем с определенной периодичностью разных форм работы позволит ученику выбрать для себя оптимальную форму деятельности.

Создать условия для самостоятельного выполнения учащимся творческого задания. Для этого нужно подчеркнуть, что дети, которые не справились с заданием, не будут каким-то образом наказаны. Важно, чтобы дети понимали, что творческое задание имеет бесчисленное множество решение, и вероятность даже двух одинаковых ответов в одном классе невелика.

Предлагать разнообразные творческие задания. Задания должны быть разными не только по форме, но и по уровню сложности, ведь у каждого ребенка свой уровень, а цель учителя – подобрать каждому такое задание, которое ученику будет интересно выполнять.

Творческие задания «от случая к случаю» не принесут желаемого результата, необходимым условием является системность.

Только сочетание всего вышеперечисленного образует систему, в которой на уроках литературного чтения возможно развитие творческих способностей младших школьников.

Формирование и развитие творческой активности – долгий, трудный и последовательный процесс, который проходит в несколько этапов.

На начальном этапе у младших школьников формируются те личностные качества, которые становятся предпосылками творческих импульсов – это активность, наблюдательность, сообразительность, хорошая цепкая память, способность к анализу. Практически все дети обладают главной предпосылкой творчества – способностью увлекаться, и задача педагога на уроке – увлечь ребенка за собой и подтолкнуть к самостоятельному мышлению. Но вначале надо научить их чувствовать и понимать выразительность слова.

Чтобы на уроках литературного чтения выработать у детей эти качества, в своей профессиональной деятельности я использую игровые приёмы, потому что психологи говорят о том, что игра - ведующая деятельность детей в таком возрасте. Кроме того, игровая деятельность создает нужную творческую атмосферу и провоцирует ребенка на активность, участие, а значит, и творчество, позволяет ему увидеть себя в другой роли.

Например, языковая игра «Новые слова». Я предлагаю детям слово. На каждую букву учащийся должен придумать новое слово. Слово «ёлочка»-детям нужно придумать 6 слов. На выполнение задания отводится 2-3 минуты, после чего я предлагаю детям зачитать свои слова. Проводятся игры « Поры года», «Мой словарь», «Что общего?», «Хвостики», «Взгляд на жизнь», «Пара». (Приложение 1).

Игры, развивающие творческое воображение. Например, игра «Ракушки на берегу». Волшебник пришёл к морскому берегу и увидел на нём ракушки. Он превратил их в… ( Игры: «Что напоминает?», «Опиши мысли», «Что общего?», «Продолжи мысль», «Придумай продолжение») (Приложение 2).

Психологические игры для преодоления боязни высказывать собственное мнение. Например, игра «Рисую портрет». Ученик должен нарисовать портрет радости, счастья, любви, зависти . грусти, восторженности и т.д. (Игры: «Живые буквы», «Путешествие», «Отражение», «Узнаю по одежде», «Немое кино», «Плохие советы») (Приложение 3).

Литературные игры. Например, игра «Древо мудрости». Дети должны прочитать текст быстро, но внимательно. Потом каждый из них должен написать на листочке вопрос, который подходит к тексту. Листок прикрепляется к дереву. Когда на дереве уже много «листков», ученики по очереди подходят к нему, срывают листочки и отвечают на вопросы. Игры « Небылица», «Кто это?», « Дерево мудрости». (Приложение 4).

В качестве ролевых игр можно назвать инсценирование.

Исторический персонаж может участвует в уроке как помощник учителя (консультант).

-приём «Кто я?»- ученик в костюме персонажа рассказывает о нём, дети угадывают, кто он;

-сценически-игровые упражнения;

-драматизация.

Ещё одним приёмом при изучении литературных произведений является рассматривание книжных иллюстраций. Иллюстрирование может проводиться, как перед чтением произведения, так и по его окончанию.

Учащиеся получают следующие задания:

  • найди в тексте отрывок, который соответствует иллюстрации;

  • самостоятельно подбери подпись к иллюстрации;

  • сопоставь и сравни эпизод, изображённый в тексте с иллюстрацией;

  • перескажи по иллюстрации эпизод произведения;

  • составь рассказ по иллюстрации.

Когда проводится работа над созданием портрета героя, задаю следующие вопросы:

Какие черты характера героя можно узнать по иллюстрации? Почему ты так решил? Как передал художник черты характера героя? Как думаешь, что чувствует герой произведения в этот момент? Почему? Как вы думаете, как относится художник к персонажам своей картины? Почему?

На втором этапе формирования творческих способностей у младших школьников я использую сотрудничество в группах для, развиваю навыки вдумчивого чтения.

Я использую приём «Чтение с пометками», чтобы предотвратить возможное «пробегание глазами» по тексту. Учащиеся используют условные знаки на полях текста: «!» – это удивило меня, «?» - заставило задуматься, «-»- огорчило. Таким образом, во время прочтения текста ученики осмысливают информацию, подвергают ее анализу и приходят к какому-то выводу. После прочтения произведения в классе обсуждаются моменты, которые оказались новыми для детей и моменты, которые их удивили.

Таким образом определяется первичное восприятие текста – какие чувства вызвало произведения, кто понравился ПОЧЕМУ , ОБОСНУЙТЕ что запомнилось, что поразило.

Чтение текста с остановками. Текст читается небольшими отрывками, после каждого из них эпизод обсуждается коллективно. Дети отвечают на вопросы учителя, рассказывают о своих чувствах, ожиданиях и переживаниях, характеризуют героев. Чтение с остановками заставляет детей задуматься над сюжетом, формирует мировоззрение и нравственные качества. Например, при изучении рассказа В. Осеевой «Плохо» определяем, что значит поступать плохо. Структура организации работы с текстом рассказа следующая:

Чтение первого отрывка. Беседа по вопросам.

- Какие действия совершала собака? Почему котёнок прижимался к забору?

Проводится словарная работа над словами: нахохленный, взъерошенный, растрёпанный, клочковатый.

Чтение второго отрывка. Предлагаю детям придумать свои вопросы к прочитанному отрывку.

Чтение третьего отрывка. Беседа по вопросам.

-Ожидаемые вами предположения оправдались? Если бы женщина не прогнала собаку, что могло произойти? Почему она сердито крикнула на мальчиков?

Чтение четвёртого отрывка. Беседа по вопросам.

-Почему мальчики удивились? Как вы расцениваете их поступок? Что случилось бы , если бы все так поступали?

Чтение пятого отрывка. Беседа по вопросам.

-Почему женщина так ответила мальчикам? Теперь вы знаете, что значит поступать плохо? В будущем, какими людьми вырастут эти мальчики?

Третий этап включает в себя творческое самовыражение учащихся. Это может происходить через разные виды деятельности: творческий пересказ, метод словесного рисования, создание рассказов и сказок, сочинение стихов, создание диафильмов.

В своей деятельности я использую индивидуально-творческие задания (Приложение 5). Подобные задания способствуют развитию артистизма.

Творческая деятельность может быть разной. Отталкиваясь от вида, можно выделить следующие методы и приемы, способствующие развитию творческих способностей:

Творческий пересказ. Потрясающие метод, который позволяет не только тренировать память, но и развивать творческие способности учащегося. Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления [6, с.42].

На уроках литературного чтения я использую следующие виды творческого пересказа:

  • пересказ от другого лица (от лица одного из персонажей) (для этого ученику нужно «проникнуться» героем, понять его поступки, мысли и чувства);

  • пересказ от третьего или от первого лица;

  • пересказ текста или фрагмента текста с изменениями и дополнениями (ученик выходит за рамки текста, и, подключая воображение, сам становится создателем литературного произведения).

Основываясь на опыте, могу утверждать, что творческий пересказ развивает воображение учащегося, помогает ему лучше вникнуть в содержание и разобраться в произведении, и, самое главное, заинтересоваться чтением.

Метод словесного рисования. Словесное рисование означает способность выразить свои мысли, прочитав литературное произведение. Очень важно использовать этот прием на уроках литературного чтения в младшей школе, поскольку это умение еще не раз пригодится детям в дальнейшем. В своей деятельности я использую задания по словесному рисованию (Приложение 6).

Создание рассказов и сказок. Когда дети что-то придумывают, у них вырабатывается способность излагать свои понятно, последовательно и интересно. На уроках литературного чтения в младшей школе я предлагаю детям сочинить устные рассказы и сказки, опираясь на предложенные мной слова и словосочетания, план или серию картинок. Читая произведения, дети подсознательно делают свои выводы о хорошем и плохом, правильном и неправильном. Свои представления о ценности поступков они воплощают в своих рассказах и сказках, которые они вслух рассказывают всему классу. Чтобы облегчить выполнение задание, я предлагаю ученикам памятку «Сочинителю сказок» (Приложение 7)

Сочинение стихов. К выполнению этого задания детей нужно подготовить, попросив для начала найти рифмы в другом стихотворении, придумать рифму к какому-то слову или вставить в стихотворение на место многоточий пропущенные слова, продолжить уже начатое стихотворение. После выполнения этих заданий ребенок уже готов к созданию своего небольшого литературного произведения. Важно, чтобы любые творческие старания детей непременно оценивались учителем – это может послужить дополнительной стимуляцией для творчества.

Прием «Создать диафильм».

Интересная работа проводится по созданию своих диафильмов на основе прочитанных произведений. Этот приём позволяет детям поработать в команде В процессе работы дети сотрудничают в разных направлениях: сообща определяют кадры, подбирают к ним титры.

Предлагаю различные задания.

- Подумайте, какие картинки вы нарисуете к сказке, какие слова подберёте.

- Для того, чтобы получился диафильм, создайте рисунки в нужной последовательности. Подпишите кадры словами из текста.

-Опишите рисунки к стихотворению. Найдите в нём строки, которыми бы вы смогли подписать свой рисунок.

Готовые диафильмы вывешиваются на стенд творческих работ в классе.

Результативность и эффективность опыта

Учащегося, обладающего творческими способностями, характеризуют как ребенка, способного к оригинальному и нестандартному мышлению, самостоятельному поиску и принятию решений, выражающего познавательный интерес в образовательном процессе. Мною была использована диагностика характеризующая когнетивный уровень развития творческих способностей (методика «Слова»), диагностика характеризующая мотивационно-потребностный критерий (методика «Рассказ о животном, которого не существует»), диагностика, характеризующая деятельностный критерий (методика « Фразы» ). ( Приложение 8.)

Результаты диагностики, приведенные в Приложении 9, доказывают результативность моей работы. Из таблицы мы видим, что наблюдается положительная динамика: у учащихся в третьем класса уровень творческой активности выше, чем годом ранее.

Проанализировав свою профессиональную деятельность, я пришла к выводу, что приемы, используемые мной в работе, дают следующие положительные результаты:

  1. Многие учащиеся стали положительно относится к заданиями творческого характера. В ходе работы они проявляют самостоятельность, делают выводы и грамотно отвечают на поставленные учителем вопросы.

  2. Научились осмысленному чтению литературных произведений, пониманию художественного замысла автора, различают языковые средства, успешно овладевают речевыми и читательскими навыками.

  3. Во время выполнения творческих заданий учащиеся выделяют в тексте информацию, необходимую для будущей творческой работы, улавливают особенности характера и поведения персонажей в произведении.

  4. Учащиеся изменили свое отношение к ошибкам и затруднениям, которые возникают в процессе выполнения творческих заданий, они настроены положительно, стремятся самостоятельно преодолевать сложности, возникающие в процессе поиска. Развилось стремление фантазировать и умение не растеряться в нестандартной ситуации.

  5. Повысился интерес к чтению, улучшилась техника чтения.

  6. Появился положительный эмоциональный настрой на учебные занятия.

Мои учащиеся активно участвуют во внеклассных творческих мероприятиях: в конкурсе « Журавлик», литературных гостиных, конкурсах стихов, в международном проекте «Большие гонки», «Интеллектуальные игры с Борисом Бурдой», где команда нашего класса «Знайки» заняла призовое место.

Примерами и подтверждениями результатов моей работы могут послужить стихи, сказки, рисунки и другие творческие работы, выполненные моими учениками на уроках литературного чтения.

Заключение

На основании проделанной мной работы можно утверждать, что правильно подобранные приемы обучения литературному чтению не только дают необходимые знания, но и способствуют развитию их творческой активности, формируют способность к самореализации, адекватную самооценку, раскрывают личностный потенциал.

Работу по формированию творческой активности надо проводить последовательно и системно.

Обладать творческими способностями должен учитель, чтобы стимулировать детское творчество, заниматься саморазвитием, следить за новыми тенденциями и не переставать любить свою профессию. Ведь творчество на работе возможно только тогда, когда искренне ее любишь!













Список использованной литературы ТОЛЬКО ТО, НА ЧТО ЕСТЬ ССЫЛКИ

  1. Ашевская, Л.А. Развитие творческих способностей учащихся / Л.А. Ашевская // Русский язык в школе. – 2001. – №6.

  2. Бронникова, Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников / Ю.О. Бронникова // Начальная школа. – 2003. – №10.

  3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: книга для учителя // Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991

  4. Загурская, Е.Л. Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками / Е.Л. Загурская. – Мозырь, 2006

  5. Иванова, Л.И. Развитие творческих способностей школьников / Л.И. Иванова // Начальная школа. – 1994. – №11.

  6. Козырева, А.С. Виды работ с текстом на уроках чтения / А.С. Козырева // Начальная школа. – 1990. – №3.

  7. Концепция учебного предмета «Литературное творчество», утверждённая приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 675.

  8. Романова, Л.И. Развивать у детей творчество / Л.И. Романова // Начальная школа. – 1985. – 10.

  9. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие /К. Фопель. – М., 2000.












Приложение 1

Игры со словами

Поры года

Детям предлагается называть слова, которые относятся к лету, зиме, осени, весне. Выигрывает ребенок, назвавший наибольшее количество «сезонных» слов подряд. Развивает фантазию, а также расширяет словарный запас.

Мой словарь

Детям предлагается составить словарь какого-то человека (мамы, папы, бабушки, учителя, Бабы Яги, Снегурочки, пластилинового человечка). На выполнение задания отводится 5-7 минут. Ученик понимает, что слова дифференцируются в зависимости от человека, которым они употребляются.

Хвостики

Ученику предлагается придумать слова на определенное окончание (например, «ть», «ость», «еньк»). На выполнение задания отводится 2-3 минуты, затем ученикам предлагают зачитать свои слова по очереди, не повторяя уже названные предшественником.

Взгляд на жизнь

Ученику предлагается представить себя кем-то другим и рассказать, что видит этот воображаемый герой. Например, медведи на Северном полюсе, крот под землей или Дед Мороз перед Новым годом. Задание может быть усложнено, если учитель попросит ребенка описать еще и чувства персонажа.

Пара

Задание, которое может быть выполнено перед тем, как ребенку предлагается сочинить стихотворение. В течении 5 минут ученик должен придумать как можно больших слов, которые имеют общие последние 2-3 буквы (например, структура-клавиатура).



Приложение 2

Игры, развивающие творческое воображение

Что напоминает?

Учитель называет различные предметы, ученику предлагается порассуждать, на что они похожи и почему. Предметы могут быть разными, например, утюг, швейная машинка, классная доска, окно и т.д.

Опиши мысли

Школьникам предлагается порассуждать, о чем думает рыбак на берегу реки, бездомная собака зимой, маленький ребенок, упавший в лужу, человек, который потерял мобильный телефон.

Без чего не может?

Без чего не может существовать цветок, мобильный телефон, ученик, учитель, снег, врач. Ученик должен аргументировать свой выбор.

Что общего?

Что общего у сухости и сырости? У блеска и тени? Дерева, стоящего у дороги, и цветка?

Продолжи мысль

Счастливая жизнь – это …

Если бы у меня была волшебная палочка, …

Когда я вижу свое отражение, …

Я думаю, добро и зло должны …

Придумай продолжение

Одним погожим днем один мальчик шел по дороге и увидел цветок с разноцветными лепестками, который валялся возле высохшей лужи. Он поднял его, и цветок засветился всеми цветами радуги. Оказалось, это волшебный цветок, и каждый его лепесток способен выполнить желание. Мальчик …

Слова «по теме». Каждому учащемуся предлагается своя тема, на которую он должен придумать как можно больше слов. Это могут быть праздничные, учебные, зимние, осенние, «дождливые» и любые другие слова.

Приложение 3

Игры на развитие внимания, наблюдательности и тренировку памяти младших школьников

Отражение. Дети разбиваются на пары. В каждой паре один – зеркало, второй – человек, который в нем отражается. Зеркало должно наиболее точно скопировать чувства и эмоции, которое «отражение» изображает на лице. После 3-5 минут роли в паре перераспределяются.

Живые буквы. Каждому участнику дается лист с какой-то одной буквой. Затем называется слово, и дети должны построиться таким образом, чтобы образовалось названное слово. Для того, чтобы игра была более интересной, детей можно поделить на две команды, которые соревнуются между собой.

Путешествие. Учитель предлагает место, по которому ученик отправляется в мысленное путешествие. Он описывает свои действия и то, что он видит по дороге. Затем путешествие продолжает другой ученик. .

Узнаю по одежке.На карнавале встречаются разные чувства (злость, любовь, ненависть, зависть, радость, грусть, печаль и т.д). В какие костюмы они могут быть одеты?

Что нравится? Ученик описывает то, что нравится маме, папе, бабушке, сестренке или братишке, подруге.

Немое кино. Класс делится на две команды. Одна половина показывает какие-то действия без слов, вторая пытается озвучить происходящее.

Говорю с собой.Приблизительные темы «Что я скажу кошке, которую обидел», «Разговор с крокодилом, который пытался меня съесть», «Что бы я сказал себе, если бы сейчас встретил себя взрослым?»

Плохие советы. Дети дают шуточные советы для упрямого малыша, который из вредности делает все наоборот. Советы на тему как вести себя в гостях, что нельзя делать за столом и т.д.

Золотая рыбка. Ученикам предлагается рассказать о трех желаниях, которые они загадали бы, если бы поймали золотую рыбку.

Приложение 4

Литературные игры

Небылица

Учитель пишет на листике какую-то фразу. Затем листик загибается и передается ученику. Ученик тоже пишет на листике фразу, и, загибая, передает следующему. Писать разрешается все, что угодно, при условии, что написанное должно по очереди отвечать на следующие вопросы:

Кто это?

Как он (она) выглядит?

Куда он пошел (она пошла)?
Кого он встретил (она встретила)?
Что ему сказал (сказала)?

Что ему (ей) ответили?

Что ему (ей) сделали?

Как она отреагировала (он отреагировал)?

Чем все закончилось?
Какой вывод?

Когда на все вопросы получены ответы, листик разворачивается, и учитель зачитывает то, что получилось.

Дерево мудрости

Дети должны прочитать текст быстро, но внимательно. Потом каждый из них должен написать на листочке вопрос, который подходит к тексту. Листок прикрепляется к дереву. Когда на дереве уже много «листков», ученики по очереди подходят к нему, срывают листочки и отвечают на вопросы.






Приложение 5

Интеллектуально-творческие задания

Необычное прочтение стихотворения

Попробуйте прочитать любимое стихотворение, как будто вы очень хотите отдохнуть, чувствуете зубную боль, смертельно испуганы, очень сильно продрогли, болеете.

Второе дыхание

Все мы привыкли использовать повседневные вещи, которые нас окружают, по их прямому назначению. Но иногда происходит и так, что у нас не оказывается нужной вещи, когда мы нуждаемся в ней. Придумайте для следующих вещей новое, дополнительное применение: зубная щетка, перегоревшая лампочка, простой карандаш, карманный календарик, прищепка для белья, школьная тетрадь.

Зеркальное отображение

Повторить увиденное изображение легче и получается у большего количества людей, чем просто что-то изобразить. Ученики разбиваются на пары. Один из пары изображает что-либо, а второй пытается это повторить.

Кино без слов

Игра по мотивам какого-нибудь известного литературного произведения. Ученик изображает героя (только он и учитель знают имя изображаемого героя), а класс отгадывает. Ученику запрещено использовать слова.

Узнаю по походке

Ученику предлагается изобразить походку человека, который очень устал, спешит, болеет, чего-то боится, обут в тесную обувь. Игра заставляет пробудиться наблюдательность и внимательность.





Приложение 6

Задания по словесному рисованию

1. Чтобы научить детей воспринимать прочитанное эмоционально и откликаться на него, учитель предлагает школьникам ответить на следующие вопросы:

- Что вы почувствовали, когда прочитали текст? (изумились, восхитились, порадовались, испугались, сочувствовали, восторгались)

- Для того, чтобы передать свои эмоции и переживания, автор использует в тексте определенные слова. Обратите на них внимание.

- Отыщите в тексте произведения слова, которые сообщают нам о настроении автора.

2. Чтобы пробудить фантазию и воображение учеников, им предлагается:

- Представить себе, что нужно нарисовать картину и подумать, какие краски и цвета нужно будет использовать, чтобы изобразить солнце, землю, дождь, небо, природу и т.д.

- Подобрать словесную иллюстрацию для всего произведения или отрывка из него.

- Найти в тексте произведения строки, которые подходят к словесной иллюстрации.

3. Чтобы детализировать представление о том, что такое эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, ученикам предлагается:

- Подобрать для какого-то слова эпитеты и потом сравнить изс эпитетами автора.

- Отыскать образные слова в стихотворении.

- Найти в тексте произведения эпитет вместе со словом, которое он определяет.

4. Чтобы ученик выразил свое личностное отношение, ему предлагается ответить на следующие вопросы:

- Прослеживается ли в этом произведении настроение автора (если да, то какое)?

- Расскажи своим одноклассникам о впечатлениях, которые остались от прочитанного.

Памятка для детей «Словесное рисование»

  1. Прочитай отрывок из рассказа.

  2. Подумай, сколько картинок можно нарисовать. ( О чём каждая из них?)

  3. Что и кто будет изображён на этой картинке?

  4. Найди слова в тексте , которые помогут выполнить задание? Подчеркни их?

  5. Попробуй представить свою картинку.

  6. Расскажи о всех картинках.



















Приложение 7

Сочинителю сказок

  1. Реши, в какой последовательности будешь работать над сказкой.

  2. Определи главную идею сказки, мысль, которой она может научить.

  3. Придумай имена для героев произведения.

  4. Какие приключения ждут героев, какие события с ними произойдут?

  5. Какое в сказке волшебство (в виде волшебных предметов или героев, обладающих магическими способностями)?

  6. Какая злая сила будет мешать героям?

  7. Каким образом положительные персонажи победят козни отрицательных?



















Приложение 8

Методика «Слова». Этот тест в игровой форме оценивает нестандартное творческое мышление, смекалку и сообразительность. Учитель предлагает ребенку слово, которое состоит из определенного количества букв. В течении пяти минут ученик придумывает из этого слова новые слова. Обязательное условие – слово должно быть 1)существительным 2)нарицательным 3)в единственном числе именительного падежа.

Работа детей оценивается по следующим признакам: учитывается количество букв в придуманных словах, их оригинальность, а также скорость придумывания слов детьми. Каждый признак оценивается – ребенок получает от 2 до 0 баллов. Критерии следующие: 2, если придуманы интересные слова, 1, если используется простые слова, и 0, если слова бессмысленны. 2 балла за наибольшее количество букв, 1 балл за более короткие слова и 0 баллов за невыполненное задание. 2 балла, если ребенок придумал свои слова за 2-3 минуты, 1 балл, если задание выполнено за 5 минут и 0 баллов, если время выполнения превысило позволенное.

Методика характеризует когнитивный уровень развития творческих способностей, показывает на то, насколько ученик понимает суть творческих заданий.

Методика «Рассказ о животном, которого не существует». В течение 10 минут ребенок должен придумать рассказ о животном, которого не существует в природе и не встречалось в мультфильмах. Учитель оценивает рассказ и делает вывод о том, на каком уровне у ученика развиты творческие способности.

8-10 б. – Рассказ ребенка оригинален и необычен, он уложился в отведенное время.

5-7 б. – Ребенок не придумал нечто совершенно новое, но в его рассказе присутствует много элементов фантазии и творческого воображения, есть элемент новизны.

0-4 б. – Рассказ ребенка не оригинален, детали не продуманы.

Методика характеризует мотивационно- потребностный критерий, или то, насколько заинтересован ученик в выполнении творческого задания.

Методика «Фразы». Этот тест в игровой форме оценивает творческое воображение, логическое мышление, словарный запас. Учитель предлагает ученику три слова. Задача ребенка – за короткое время составить эти слова в осмысленные фразы, а эти фразы сложить в рассказ.

Критерии оценки результата: 5 баллов за оригинальную, небанальную фразу, 4 балла – сочетание слов логически правильное, но каждая фраза содержит все три слова, 3 балла – фраза неинтересная, банальная, 2 балла – не все слова имеют логическую связь, 1 балл – сочетание слов не имеет смысла. 4-5 баллов говорят о высоком уровне развития, 3 – о среднем и 1-2 о низком.

Методика характеризует деятельный критерий, то, насколько умеет ученик активировать свои творческие способности.





Приложение 9



Когнитивный

Мотивационно-потребностный

Деятельностный

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

2 класс

24%

59%

17%

30%

54%

16%

19%

60%

21%

3 класс

45%

53%

2%

50%

48%

2%

46%

51%

3%



Скачать

© 2017, 654 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!