СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование социальной компетенции на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности по предмету

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад о формировании социальной компетенции на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности по предмету.

Просмотр содержимого документа
«Формирование социальной компетенции на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности по предмету»

Формирование социальной компетенции на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности по предмету

Петухова Татьяна Дмитриевна,

зам. директора по ВР,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №36

Добрый день, уважаемые коллеги!

Жизнь теряет всякий смысл, если не приносишь людям хоть какой-нибудь пользы.

С. Нацумэ.

Высказывание японского писателя Сосэки Нацумэ как нельзя лучше демонстрирует проявления позиции социальной активности. Деятельности, направленной на положительные изменения в социуме.

Целью государственной молодежной политики в современных условиях является вовлечение молодёжи в социальную практику и развитие ее созидательной активности. Поэтому одним из главных направлений в работе современного педагога должно являться формирование активной гражданской позиции у своих обучающихся, социальной компетентности. Ведущее место в этом вопросе отводится школе. Основной задачей которой является - выпускник духовно-нравственный, конкурентоспособный, владеющий ключевыми компетентностями. Именно это отражает концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и ориентирует учебно-воспитательный процесс в целом на активное включение учащихся в разные виды деятельности, что предполагает освоение ими структуры деятельности, умений правильно её организовывать: ставить стратегические цели, определять оперативные задачи, планировать, отбирать средства, анализировать результаты.

А важнейшая задача педагога – обеспечить процесс развития личности учащихся, через создание условий для «самостроительства» своей личности , умения «строить» свою личность – как личность социально активную, гражданственную, способную взаимодействовать с окружающим социумом.


Социальная компетентность включает в себя:

  • знания об устройстве и функционировании социальных институтов в обществе; о социальных структурах; о различных социальных процессах, протекающих в обществе;

  • знания ролевых требований и ролевых ожиданий, предъявляемых в обществе к обладателям того или иного социального статуса;

  • знания общечеловеческих норм и ценностей, а также норм (привычек, обычаев, традиций) в различных сферах и областях социальной жизни: национальной, политической, религиозной, экономической и др.;

  • восприятие себя как социального субъекта и т.д.;

  • навыки ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус;

  • умения и навыки эффективного социального взаимодействия (владение механизмами взаимопонимания в процессе общения).

 Воспитывая сегодня социальную активность у учащихся, необходимо помочь им убедиться в том, что те или иные ценности, которые предлагает взрослый, являются для них значимыми. Воспитание социальной активности создает учащимся условия для самостоятельного выбора и принятия решений, формирует способность противостоять внешнему давлению и отстаивать свое мнение, свою жизненную позицию. В сегодняшних условиях необходимо формировать личность, которая способна активно менять свою позицию, но не под давлением взрослых, а в результате всестороннего анализа изменяющихся обстоятельств.

Процесс социализации он длителен, поэтому его становление должно начинаться на уроке. Особое внимание следует уделить содержанию текста, обсудить освещенные в нем нормы общества, записать ключевые предложения и работать над ними уже с языковой точки зрения. Кроме того тексты социальной направленности, приобщающие к доброте, толерантности, вежливости, также способствуют развитию освещаемой компетенции. («Уроки доброты»). На уроках этому способствуют такие виды деятельности: анализ деятельности социальной тематики, работа в группах, например на уроках литературы пользуюсь для анализа небольшого по объёму произведения или отрывка текста групповой работой с выполнением социальных ролей: языковед, литературовед, анатом (если в тексте есть указания на части тела), художник, режиссёр. Можно состав ролей варьировать. Также интересен метод шести шляп, когда ребёнок примеряет на себя разные установки поведения: то он критически относится к информации, то воспринимает её творчески и т.д. Различные виды групповой деятельности на уроке формируют личную ответственность обучающегося за выбор собственного поведения в ситуации социального взаимодействия, за должное выполнение своей роли в коллективе. Переходящая роль координатора группы и распределение функционала остальных ее членов (к примеру, ответственные за сбор информации, дизайнер-оформитель проекта, члены группы, защищающие полученный продукт) помогут обучающимся адекватно оценить, соотнести конкретные условия и свои возможности по достижению предполагаемого результата в данной ситуации. Каждый участник группы должен осознавать, что его роль является важной, без ее выполнения невозможно получить итоговый продукт.

Отстаивать своё мнение учащиеся учатся через такие формы работы как дискуссии, дебаты и т.д. Применяю такую форму работы - студия. (Например, «В поисках счастья»).

Использую приём составление алгоритмов на любом этапе урока, будь то постановка целей или разбор задания для самоподготовки, научит обучающегося планированию своей деятельности, четкому осознанию необходимости последовательно выполнять обозначенные задачи. В тоже время преподаватель может предложить обучающимся составить несколько планов действий по достижению конечной цели. Это даст возможность выбора наиболее эффективных и понятных конкретному учащемуся способов деятельности, вариантов поведения.

И другие формы работы.

Каким образом возможно формирование социальной компетенции проводить во внеурочной деятельности по литературе.

Внеурочная деятельность в ОУ строится по 5 основным направлениям:

спортивно-оздоровительное,

социальное,

духовно-нравственное,

общеинтеллектуальное,

общекультурное

В каком направлении вы видите свою деятельность как предметника?

Конечно, первичным для вас становится такое направление как общеинтелектуальное. И в рамках его мы проводим всевозможные факультативы, кружки по повышению интеллектуального уровня обучающихся по предмету. «Сложные вопросы синтаксиса», интеллектуальный клуб «Слово», подготовка к ГИА и т.д.

В рамках общекультурного направления - это прежде всего театральные студии , литературные гостиные, поэтические клубы и т.д. На базе нашего образовательного учреждения работает несколько театральных студий для начальной школы, средней и старшей. В студиях происходит не только развитие творческого потенциала ребят, но и социализация. Они представляют свой материал на обозрение другим. Грамотная речь, умение держаться перед публикой. В студии ребята выполняют разные роли (особенно старшая и средняя группа ): актёры, костюмеры, декораторы, звукорежиссёр , гримёры и т.д. А дальше выход с созданным спектаклем к сверстникам, младшим школьникам, родителям, жителям микроучастка.

По гражданско -патриотическому воспитанию в рамках духовно-нравственного направления можно реализовывать кружок «Моя малая Родина в книгах сибирских писателей» или «Творчество сибирских писателей и поэтов» и т.д. Изучение творчества сибирских писателей. И уже не тех, которые включены в программу по литературе, как В. Распутин, а современных: Альберт Кайтов, Владимир Шамов (про Обинушку), Михаил Щукин, Владимир Павлович Романов, Александр Антонович Кухно, можно Татьяна Снежина, Янка Дягелева, Татьяна Яковлева и другие. По возможности необходимо организовывать встречи с писателями современности, посещать их литературные гостиные.

Даже в спортивно-оздоровительном направлении вы можете реализовать себя как учитель -предметник.

В оздоровительном – постановка дыхания и речи. Риторика (скороговорки, упражнения на произношение разных звуков ), проведение фольклорных игр. А чтобы провести игры надо очень много поработать с фольклорным материалом: считалки, песни, тексты, сопровождающие данные игры и т.д.

А по социальному направлению предлагаю следующие варианты работы: очень действенным является такая форма как пресс-центр . Школьного или классного. У нас школьный пресс-центр «УЧУ» (Учитель- Ученик- Читатель») создан в 2002 году. В нём обучающиеся начиная работать с 5 класса от маленьких заметок, репортажей дорастают до статей. Учащийся социализируется, так как ему необходимо быть в центре событий школы, освещать данные мероприятия в газете, журнале. В пресс-центре создана модель, при которой каждый имеет свою роль: журналист, редактор, корректор и т.д. Также в газете отведена страничка для литературного творчества.

С 8 класса можно ещё вести курс «Основа рекламного дела». Копирайтинг даёт возможность ребятам тренироваться составлять рекламные тексты. На занятиях этого курса внеурочной деятельности ребята, опираясь на знания языка, пользуясь его богатством, создают рекламные тексты. Один из видов рекламы-социальная реклама. Здесь можно снимать видеоролики, буктрейлеры (небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств).

Сейчас большое место во внеурочной работе занимает проектная деятельность. Проект может быть разной направленности. Начиная от проекта однодневки до годового проекта. Например, День вежливости, для закрепления форм культуры поведения, проект «Самый читающий класс» (планируем запустить на следующий год).

Так на базе школы мною несколько лет реализовался проект «Играем вместе». Начался он с игр на перемене. (Учащиеся моего 7 класса были шефами у второклассников). А к концу года мы сделали проект по народным играм, используя и расширяя знания по фольклору. Провели в школе, на микроучастке, в районе, в городе. Стали победителями конкурса городских проектов. Ребятами был изучен огромный фольклорный пласт. В этом проекте отражены считалки, русские народные песни, песни к играм.

Мы в первую очередь должны научить обучающегося адекватно воспринимать действительность « должно относиться к окружающим, помочь ему найти свое место в этом огромном мире. Все это и входит в понятие социальная компетентность» - Ю. С. Дубко.

Удачи в работе!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!