СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в 5-6 классах.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья.Приводятся примеры формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в 5-6 классах.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в 5-6 классах.»

Козменкина Юлия Александровна п. Тим 8-9202693741



Формирование познавательных универсальных учебных

действий на уроках биологии в 5-6 классах.

Современное общество требует совершенствование образовательного пространства, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формируется умение учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Актуальность вопроса формирования познавательного интереса в целом, познавательных универсальных учебных действий, в частности, обусловлена противоречием между потребностью современного общества в личности с активной познавательной позицией, способной к непрерывному образованию в течение всей жизни и недостаточным вниманием в школьном образовании к процессам, которые позволяют эту позицию формировать. В связи с этим педагог должен помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечивает успешное усвоение знаний, умений и навыков.

Остановлюсь на формировании познавательных универсальных учебных действий  на уроках биологии, В своей работе я хочу показать, как можно формировать познавательные УУД на разных этапах урока биологии в 5-6 классах, т.к. они позволяют учащимся выполнять такие мыслительные  операции как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно–следственных связей. Считаю, что ученик, владеющий данными умениями, будет конкурентоспособным членом современного общества: творческим, интеллектуально-образованным, ответственным, коммуникабельным, способным решать проблемы автономно, постоянно учиться всему новому самостоятельно и эффективно применять знания в жизненной практике, быту, учебной деятельности. Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

По стандартам второго поколения я работаю 2 год. Обучение веду в 5 классе по УМК Пасечника В.В. «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» - М.: Дрофа, 2014; 6 класс по УМК: «Биология 6 класс» учебник И.Н. Пономарева, О.А Корнилова, В.С.Кучменко, М.: Вентана-Граф, 2013 год.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические универсальные действия, действия постановки и решения проблем.

Рассмотрим некоторые приемы формирования познавательных УУД  в курсе биологии для 5-6 классов.

Для формирования  общеучебных универсальных действий  использую приемы поиска информации. Поиск информации – это такое универсальное учебное действие, которое позволяет быстро находить необходимый материал для решения конкретной учебной задачи. На своих уроках большое внимание уделяю работе с учебником  и использую разнообразные приемы работы с текстом учебника, которые играют важнейшую роль в формировании познавательных УУД: следующие приемы:

- найти место в учебнике, где описываются объекты, явления или процессы;

- разбить текст одного параграфа учебника на части и озаглавить их;

- придумать названия к тексту по изучаемой теме;

- найти смысловую ошибку в тексте: В одном из архивов была найдена древняя летопись, относящаяся, как считают историки, к XI веку. Ее достоверность стала предметом жарких споров. В летописи был описан пир у князя, где на стол подавали такие блюда: пареная репа, цветная капуста, рисовый суп, борщ из борщевика, макароны, картофельное пюре, ржаные лепешки, сушеные фиги, кукурузные хлопья, морковный чай, свекольный сахар, гречишный мед, березовый сок, томатный сок, перечная настойка, мухоморная настойка). Биологи, прочитав этот текст, установили, что рукопись – фальшивка. Какие из перечисленных блюд выдали подделку?

- заполнить «слепой» текст терминами из изучаемой темы. Например:

1)Клетка заполнена полужидкой ….., в которой находятся…, …. И другие внутриклеточные образования.

2)У листа различают следующие части: листовую пластину,….,…и основание, которым он прикрепляется к стеблю.

- выделить ключевые слова в отрывке текста, написать их в тетрадь;

- расскажи по опорным словам (разверни информацию);

-найти формулировку понятия.

В ходе обучения биологии - предлагаю сравнить объекты по рисункам, найти общее и различия. Например, по теме «Семя, его строение и значение» сравнивают строение семян однодольных и двудольных растений;

Для более эффективной работы с текстом  учебника или других источников предлагаю использовать прием  свертывания информации в таблицу или схему, который позволяет вести поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, определять основную  и второстепенную информацию и выполнять знаково-символическое моделирование.

Плоды

Сухие

Сочные

Многосемянные

Односемянные

зерновка

ягода

боб

костянка

боб

костянка

ягода

желудь

коробочка

яблоко



стручок

тыквина



семянка




листовка




При изучении нового материала, повторении и обобщении использую биологические задачи. Считаю, что решение задач меняет характер познавательной активности от репродуктивной к поисковой, формирует общеобразовательные компетенции учащихся. Пример: Часто на берегах морей можно встретить деревья, кроны которых более или менее флагообразны. Иногда все дерево как бы пригнуто или прижато к земле, а корневая система вытянута в противоположную сторону. Почему вырастают деревья такой необычной формы и с чем связано такое развитие корневой системы? Или: в Бразилии, в тех местностях, где часто бывает засуха, встречаются деревья с бочкообразными стволами. Объясните значение этих необычных стеблей в жизни растений?

Включаю в учебный процесс познавательные игры. Они способствуют раскрытию творческого потенциала, активизируют мыслительную деятельность учащихся. В процессе игры происходит обучение действию посредством самого действия. Учебная игра осуществляет мотивационно - побудительную функцию, т.е. мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность обучающихся. Например, при изучении темы «Клетка» я предлагаю учащимся следующие игровые задания:

1)Переставь и добавь вместо пропусков буквы в словах так, чтобы получились названия частей клетки:

1.ЗАТОМАПЦИЛ (Цитоплазма)

2.КОУЛЬВА (Вакуоль)

3…..ОПЛА…(Хлоропласты)

4. .Д..О (Ядро)

2) Правильное ли утверждение?

1.Цитоплазма - бесцветное, густое, тягучее содержимое клетки(+)

2. Хлоропласты - это пластиды(+)

3.Клетка основная структурная единица организма растения(+)

4. В вакуолях находятся хромосомы(-)

5. Хлоропласты – это бесцветные пластиды(-)

На этапе осмысления и закрепления, полученных данных я использую следующие приемы, активизирующие познавательный интерес к учебному предмету:

- использую натуральные объекты в заданиях для учащихся.

Пример. Перед уроком обучающиеся получают раздаточный материал, с использованием которого на уроке выполняют следующие задания: рассмотрите корни у предложенных растений, определите типы корневых систем, найдите главный, боковые и придаточные корни (6 класс, тема «Корень. Внешнее и внутреннее строение корня»); рассмотрите растения засушливых районов и найдите признаки приспособленности к недостатку влаги (6 класс, тема «Характеристика основных экологических групп растений»);

- моделирование;

Пример: при изучении тем «Строение клетки», «Органы цветкового растения», «Простейшие» учащимся предлагаю, используя любой удобный материал, изготовить модели клетки … (изделия из пластилина, аппликация, вышивка).

Вопросы перевода ученика из пассивного объекта обучения к деятельной творческой деятельности достаточно эффективно решаются в процессе использования бригадной (групповой) формы организации познавательной деятельности учащихся. Именно так я провожу уроки-экскурсии (осень, весна) для учащихся 5-6 классов на пришкольном – опытном участке. Общая схема этих уроков следующая: учащиеся с разным уровнем знаний по предметам объединяются в группы по 4-6 человек и получают задания, содержание которых рассчитано на работу всего коллектива. По окончании урока бригада составляет отчёт и на следующем уроке выступает с сообщением о проделанной работе. Приведу пример заданий самостоятельной работы учащихся 5 класса при проведении экскурсии на пришкольный участок по теме «Осенние явления в жизни растений»:

Задания для 1-ой группы

1. На определённом участке территории найдите деревья. Подсчитайте, сколько их. Определите, как они называются. Какую окраску они имеют?

2. Найдите на одном дереве примеры смены окраски листьев? С чем это связано?

3. Составьте гербарий показывающий смену окраски листьев на деревьях.

Задания для 2-ой группы

1.На определённом участке территории найдите кустарники. Подсчитайте, сколько их. Определите, как они называются. Какую окраску они имеют?

2. Найдите на одном кустарнике пример смены окраски листьев? С чем это связано?

3. Составьте гербарий показывающий смену окраски листьев на кустарниках.

Формированию логических универсальных учебных действий способствуют следующие приемы.  

Прием сравнения - это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять).        

 

Пример. Очень часто дети объединяют и путают процессы дыхания и фотосинтеза, а это два абсолютно разных процесса. Предлагаю заполнить сравнительную таблицу. Затем провести сравнительный анализ процессов, используя результаты таблицы.


Вопросы для сравнения

Дыхание

Фотосинтез

Значение для организма






Что удаляется во внешнюю среду?



Что поглощается из внешней среды?



Где происходит?



Этот приём формирует  умение устанавливать черты различия.

Прием «Синквейн».

Пример. Структурной единицей всех живых организмов является клетка и все процессы жизнедеятельности  происходят на уровне клетки, поэтому целесообразно детям предложить выполнить следующее задание: составить синквейн  по теме «Клетка».

Результат выполненного задания:

1. Клетка.

2. Структурная, функциональная.

3. Дышит, питается, воспроизводит.

4. Основной элемент живой материи.

5. Жизнь.

Приём незаконченного предложения.

Этот прием способствует формированию умения устанавливать причинно-следственные связи.

Пример. При изучении темы «Ткани» учащимся  предлагаю задание: изучив содержание рисунка и текста учебника,   закончить предложения:

«Совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определенные функции……………….»

«Прочность растениям придают………….»

«На поверхности корней, стеблей, листьев……………»

«Мертвые, полые клетки, без перегородок…………»

 Пример. По любой теме предлагаю выполнить задание: изучив текст учебника,  составить предложения, используя следующие конструкции:

……….………., поэтому……………….

……………….., потому что ………….

………………., следовательно, ……….

………………., так как……………….

Например, по теме «Клеточное строение организмов» результатом работы учащихся по данному алгоритму могут быть следующие высказывания:

«В старой клетке обычно имеется одна большая вакуоль, поэтому цитоплазма, в которой находится ядро, прилегает к клеточной оболочке, а молодые содержат много мелких вакуолей».

«Разрезая спелый плод или другую сочную часть растения, вытекает жидкость, так как повреждаются клетки и из их вакуолей вытекает сок».

«Если раздавить семя подсолнечника на салфетке, появится жирное пятно, следовательно, в клетках семени содержится растительный жир»

Кроме установления причинно-следственных связей, данные упражнения направлены  на формирование умения работать с информацией, представленной в знаково-символическом виде.

  А на следующем уроке использую  прием «Интеллектуальной атаки»: в быстром темпе фронтально задаю  понятия, а учащиеся  их определение.

Прием -  найти «лишнее».

Пример. Найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее:

1. Клеточная стенка, поры, кустарник, пластиды

2. Хлоропласты, хромосома, лейкопласты, хромопласты.

 Задания такого  рода формируют мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.

Прием -  классификация.

Пример. В теме «Ткани» предлагаю учащимся выполнить задание:  пользуясь, рисунком учебника на странице 47 разделить ткани на пять групп, используя схему:   


                              Ткани

                                                     






После выполнения задания предлагаю ответить на вопросы:

- Какие виды тканей известны у растений?

-Что лежит в основе классификации растительных тканей?

Такие упражнения развивают умение классифицировать понятия и явления.

Прием на установление  соотнесения.  

Пример. При изучении темы «Вегетативное размножение растений» целесообразно предложить задание: «Установить соответствия между растениями  и формами вегетативного размножения».

Луковица         смородина

Стеблевой черенок        ландыш

Отводки         малина

Усы         ирга

Клубни         яблоня

Прививка          картофель

Корневые отпрыски       земляника

Корневище         крыжовник

Корневой черенок        тюльпан

Листовой черешок        фиалка

Данный прием способствует развитию таких мыслительных операций как анализ и  сравнение.

Действия постановки и решения проблемы:

- формулирование проблемы;

Прием постановка проблемного вопроса.

Пример.  Изучая тему «Семя», спрашиваю у ребят: «Почему ваши мамы семена хранят в бумажных кулечках или в мешочках из ткани?», «Почему для посева мы используем крупные семена?». Тема «Корень»- «Почему песчаный карьер, расположенный напротив нашей школы не осыпается?» и другие вопросы.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Проблемные ситуации необходимо создавать с учетом реальных противоречий, значимых для учащихся. Для того чтобы учащиеся приняли поставленную проблему, то есть начали активный поиск ее решения, проблема не должна быть чрезмерно трудна, но должна находиться в зоне ближайшего развития учащегося, соответствовать его возможностям.

Пример. В теме «Рост и развитие растений» предлагаю решить следующую проблемную ситуацию: «Осенью, во время уборки урожая, зерно хранят в зернохранилищах. Время от времени зерно необходимо проверять. Предложите способы проверки сохранности зерна».

Прием - сообщение фактов, выдвижение гипотез, предположений;

Пример. Монстера, которая стоит в кабинете, имеет дыхательные корни, а еще ее называют деликатесной,  и она может предсказывать дождь. Подумайте, почему ее называют монстерой? Деликатесной? И как ей удается узнать, когда испортиться погода?

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от ее мотивации. Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация - один из критериев эффективности педагогического процесса.

На своих уроках я использую следующие приемы, способствующие развитию познавательного интереса учащихся:

Прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений и др.

Например при изучении темы «Внешнее и внутреннее строение стебля» учащимся предлагается небольшое сообщение, подготовленное учеником « Оладьи через 15 лет».

Жители Новой Гвинеи дороже всех ценят невысокую пальму Метроксилон. Пятнадцать лет растет пальма и не цветет. А потом выбрасывает огромную метелку цветов. Но жители не ждут, пока созреют плоды. «Хлеб» у пальмы внутри ствола. Цветение – сигнал: хлеб созрел. Пальму срубают, раскалывают ствол пополам, добывают оттуда крахмалистую сердцевину и пекут вкуснейшие оладьи. Островитяне едят оладьи почти каждый день – ведь одна пальма дает почти тонну оладий! А европейцы из сердцевины пальмы делают крупу саго, за что и пальму называют саговой. Далее учитель рассказывает о деревьях великанах: секвойях, эвкалиптах и ставится вопрос: что обеспечивает рост стебля, за счет чего стебли деревьев достигают таких величин? Таким образом, создается проблемный вопрос, ответ на который находится на протяжении урока.

Прием - дискуссия (учащимся задаются вопросы, требующие размышления, учащиеся высказывают мнения);  

Пример. Весной садовод обнаружил два поврежденных дерева - у одного   мыши кору частично погрызли, а у другого зайцы ствол объели кольцом. Какое дерево может погибнуть? Докажите. (Дискуссия проводится с опорой на знания учащихся по темам «Органы растения», «Ткани»). 

Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способностей. Значит, моя образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Предложенные приемы позволяют сформировать познавательные универсальные учебные действия, что приводит к следующим  результатам:

- учащиеся самостоятельно осуществляют деятельность учения; ставят учебные цели;

- результативно мыслят и работают с информацией;

- ориентируются в своей системе знаний, осознают необходимость нового знания;

- делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;

- добывают новые знания из различных источников и разными способами;

- перерабатывают информацию для получения необходимого результата - в том числе и для создания нового продукта;

- преобразуют информацию из одной формы в другую и вырабатывают наиболее удобную для себя форму;

- работая с информацией, умеют перерабатывать ее содержимое в сжатом или развернутом виде, составлять план текста, тезисы, конспект  и т.д.

         Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят, повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к  биологии. Использование рассмотренных приёмов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу «биология».











Список литературы:


1. Асмолов А.Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с. 2.

2. ГалееваН.Л. «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии», М. 2006.

3. Лернер Г.И. Стандарты нового поколения и формирование УУД // Биология в школе. – 2011.–№7.– с. 24–30.

4.Сонин Н. И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2010.

5.Татьянченко Д, Воровщиков С. Развитие общеучебных умений школьников //Народное образование. – 2003. – № 8. – с.115-1261.

6.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министра образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.



















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!