Воропаева Ольга Леонидовна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д.Воробьёва» г. Курска
Тема урока: «Общая характеристика бактерий», ФГОС, 6 класс
«Сколько чудес таят в себе эти крохотные создания»
Антони ван Левенгук
Цели и задачи урока: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД):
1. Познавательных:
-посредством раскрытия понятий: прокариоты, бактерии, микроорганизмы, микробиология, гетеротрофы, сапротрофы, симбионты.
-формирования умений анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ графиков и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий), моделировать, сопоставлять.
-формирования умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий, опираться в поиске решений на собственный опыт, исследовательской деятельности.
2. Личностных:
-посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;
-создание условий для развития умений, связанных с планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, личностной рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;
-воспитывать бережное отношение к природе, своему здоровью;
-формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии живой природы;
3. Коммуникативных:
- посредством организации работы в группах;
- социально-трудовых, посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;
- личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе по алгоритму: - Я; - Мы; - Дело.
4 .Предметных:
- отрабатывать на уроке понятия биологических процессов и терминов;
- усвоение учащимися особенностей прокариот на примере бактерий;
5. Метапредметных:
- учить работать с материалом учебника;
- продолжить формировать умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
- развивать на уроке активную речевую практику;
- проводить биологические моделирования;
- показать черты отличия клетки бактерий от клеток растений;
Образовательная технология: технология работы в группах, проблемная технология.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- что бактерии – особое царство живых организмов;
- что бактерии – микроскопические одноклеточные организмы, не имеющие оформленного ядра;
- особенности жизнедеятельности бактерий (питания, размножения, переживания не благоприятных условий);
- какие условия благоприятны для размножения и жизнедеятельности бактерий, а какие нет;
- классификацию бактерий по формам, условиям и т.д.;
- значение бактерий для жизни на Земле;
- значение терминов микробиология, микроорганизмы, сапротрофы, паразиты, симбионты, анаэробы, аэробы, спора, прокариоты.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать графики, схемы, рисунки, тексты;
- работать с микроскопом, проводить простейшие исследования, оформлять отчёт.
Методы обучения: беседа, проблемно-поисковый, наглядный, моделирование, исследовательский.
Оборудование: препарат «Бифидумбактерин», набор стаканов, пластилин, компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный печатный материал для групп, набор цветных маркеров, презентация, микроскоп, бэйджики.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Учебно-методическая литература: Программа 5-9 классы, Д.И.Трайтак Н.Д.Трайтак «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс М.: Мнемозина. 2009
Ход урока:
I.Организационно-мотивационный этап(слайд)
- Звучит музыкальная заставка, на экране учащиеся класса и надпись «Биологическая Экспертная Служба» (БЭС) – эта служба занимается раскрытием наиболее сложных, значимых и интересных биологических объектов, и явлений. (Слайд БЭС)
Учитель: (Слайд-письмо) Внимание! Получено важное сообщение! Разыскиваются крошечные, невидимые простым глазом существа. Разрушают скалы и древесину, заквашивают капусту и способствуют образованию залежей полезных ископаемых, помогают животным переваривать пищу, вызывают болезни и от болезней защищают. Обитают в полярных льдах, знойных пустынях, в почве и толще скал, в водоёмах и телах живых организмов, их можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн. лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации. (Слайд-текст на экране)
- Что можно сказать об этих существах из полученного описания?
- С помощью маркера изобразите, как вы их себе представляете (рисуют ассоциации)
- Итак, что является объектом исследования лаборатории «БЭС» на сегодняшнем уроке? (бактерии)
-Бактерии –слово греческое и в переводе означает –«палочка»(Слайд-бактерия)
- Нам предстоит составить общий портрет изучаемого на уроке объекта. Отсюда, тема урока: «Общая характеристика бактерий» (Слайд-тема урока)
II. Проблемная ситуация и актуализация знаний.
Учащимся предлагаются вопросные слова: КАК, КТО, ЧТО, ГДЕ, КАКИЕ, ЧЕМ, с помощью которых составляют вопросы для составления портрета БАКТЕРИИ
Информация к размышлению: (Слайд) Жена немецкого сельского врача Роберта Коха Эмма, преподнесла ему на день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его последующие научные успехи. С лёгкой руки Эммы ему крупно повезло: вскоре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия – возбудительница туберкулёза. Что же подарила Коху его дальновидная супруга? (Подарком был микроскоп, с его помощью Роберт Кох открыл также возбудителей холеры, бубонной чумы, свиной болезни и столбняка, чем спас жизни миллионам людей).
-Какая связь данной информации с сегодняшней темой урока? (Бактерии можно увидеть с помощью микроскопа) (Слайд-Левенгук)
Учитель: В 1673 году Левенгук первым из людей увидел микробов. Он рассматривал в микроскоп все, что попадалось на глаза: кусочек мяса, каплю дождевой воды или сенного настоя, хвостик головастика, глаз мухи, сероватый налет со своих зубов и т. п. В зубном налете, в капле воды и многих других жидкостях он увидел несметное множество живых существ. Они имели вид и палочек, и спиралей, и шариков. Иногда эти существа обладали причудливыми отростками или ресничками. Многие из них быстро двигались. Именно о них он сказал: «Сколько чудес в себе таят эти крохотные создания»
Учитель: (Слайд - учёные, немного истории)
- 1828 год Христиан Эренберг ввёл в употребление название «бактерии». 1850 год Луи Пастер разработал способы защиты от микробов – пастеризацию,вакциницию, прививки. 1905 год Роберт Кох сформулировал общие принципы определения возбудителя болезни, за что он был удостоен Нобелевской премии. Новая эпоха в изучении строения бактерий началась после изобретения электронного микроскопа.(Слайд)
- Бактерии изучает наука бактериология, которая является одним из разделов микробиологии.
(Слайд)
-«На нашей планете обитает великое множество самых различных организмов..»(см.эпиграф)
Посмотрите на фото, как они красивы как цветы…(слайд)
Учащиеся формулируют проблемный вопросы:
«Возможно ли бактерии отнести к Царству Растения, или их выделяют в отдельное Царство» и является ли эта группа организмов процветающей?
- Если это так, то нам предстоит это доказать.
III. Изучение нового материала. Работа в группах
Учитель: Каждая из групп лаборатории «БЭС» составляет часть портрета объекта, в конце урока составим общий портрет БАКТЕРИЙ
Работа в группах: (Слайд-задание)
I-я группа: Выясняет, в каких средах обитают бактерии и с чем связаны их названия; II-я группа: Выясняет, как устроены бактерии и чем их клетки отличаются от клеток растений; III-я группа: Выясняет способы питания бактерий; IV-я группа: Выясняет, какие условия благоприятны для бактерий, а какие нет; V-я группа: Выясняет, как размножаются бактерии. (задание для групп в приложении)
Учащиеся выполняют задание в группах, заполняют таблицы, анализируют графики, тексты учебника. Отчёт: построение графического портрета бактерий по методу «Фишбоун».
*Вывод: Бактерии выделяют в отдельное Царство по строению, способам питания, процессам жизнедеятельности. Это одноклеточные микроскопические организмы, не имеющие в клетке чётко оформленного ядра. Их объединяют в надцарство Прокариоты (доядерные). Остальные организмы – растения, животные, грибы относятся к Эукариотам (ядерным).
- Проблема, в какое Царство отнести Бактерии, решена – в Царство Бактерии.
Учитель: Почему бактерии процветающая группа организмов? (они широко распространены, высокая скорость размножения, занимают все среды жизни)
- Чем обусловлено широкое распространение бактерий в природе? (простое строение, способность переживать неблагоприятные условия, снижая процессы жизнедеятельности и образуя споры)
IV. Самостоятельное применение знаний.
-Учащиеся выполняют тест, осуществляют самопроверку.
V. Подведение итогов. Рефлексия
- Составление синквейна по теме «Бактерии» (по группам, на листах с помощью маркеров)
-Учащиес, выполняют рефлексивные действия по алгоритму.
Задание на дом: §55-56;
- Написать эссе, см. задание №1, стр.185
-Практическое задание (по выбору), задание №29, стр.84 (тетрадь на печатной основе)
VI. Заключение
- «На нашей планете обитает великое множество самых различных организмов, и всё это многообразие может быть отнесено либо к эукариотам (ядерным), либо к прокариотам(доядерным), особенности строения которых, необходимо знать»
- А для чего необходимо знать бактерии?
- Как будет звучать тема следующего урока? (сопоставление высказываний Левенгука и Вернадского)
- Новые открытия, исследования ждут нас в лаборатории «БЭС»
Ответы на тест:
1) 1 – Б, 2 – А, 3 – Г, 4 – В; 2) В; 3) В; 4) Г; 5) Г