СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование опыта исследовательской деятельности на уроках химии и во внеурочное время»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал из опыта работы по теме самообразования "Формирование опыта исследовательской деятельности на уроках химии и во внеурочное время". Даны примеры различных заданий исследовательского типа.

Просмотр содержимого документа
««Формирование опыта исследовательской деятельности на уроках химии и во внеурочное время»»

Из опыта работы Лабко С.Л. по теме самообразования «Формирование опыта исследовательской деятельности на уроках химии и во внеурочное время»


"Не следует ложиться спать прежде,

чем не скажешь себе,

что за день ты чему-то научился..."

Г. Лихтенберг


Лабко Сергей Леонидович, учитель химии и биологии МБОУ «Гамалеевская средняя общеобразовательная школа № 2» Сорочинского городского округа Оренбургской области


Тема работы «Формирование опыта исследовательской деятельности на уроках химии и во внеурочное время»

Причиной становления данного опыта является стремление автора разрешить ряд проблем и противоречий, наиболее остро проявившихся в практической деятельности за последние годы. Эти проблемы можно условно разделить на общесоциальные или общепедагогические и частные, т.е. непосредственно касающиеся преподавания химии.


Общесоциальные проблемы:

    • Острая необходимость эффективной реализации Концепции модернизации российского образования.

    • Ужесточение требований социальных заказчиков (работодатель, армия, ВУЗы и т. д.) к выпускнику средней школы.

    • Необходимость создания «образа» современного выпускника.

    • Резкое увеличение доли выпускников, стремящихся к получению высшего образования и овладению навыками самообразования.

    • Реализация идеи гуманизации и гуманитаризации образования. Необходимость развития и широкого распространения знаний, направленных на человека, его деятельность, механизм познания, уважение личности и человеческого достоинства.

    • Необходимость широкого распространения научных подходов к решению проблем возникающих в современном обществе.

Частные проблемы:

  • Сложность освоения программы по химии из-за интегрированности курса

  • Слабое развитие способности учащихся получать, интерпретировать, оценивать и принимать увеличившиеся потоки информации.

  • Стремление учащихся к самостоятельности и неумение организовать свою учебно-познавательную деятельность.

  • Настоятельная необходимость развития творческого потенциала личности и отсутствие условий для индивидуальной работы с каждым учеником.

  • Потребность школьников быть активным участником учебного процесса и четко регламентированными взаимоотношениями ученик – учитель.


Анализ данных проблем позволил сформулировать ключевое противоречие: между имеющейся системой преподавания интегрированного курса химии, основанной на знаниевой парадигме, на всё возрастающем объёме информации о функционировании и развитии всех сторон экономики и жизни общества, и необходимостью формирования научного мышления, как основы стабильной мировоззренческой позиции личности в развивающемся обществе, основы формирования компетентностной парадигмы.

Цель исследования: определить и экспериментально проверить пути
эффективного формирования опыта исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Объект исследования: исследовательская деятельность учащихся

Предмет исследования: пути формирования опыта исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Гипотеза исследования:

формирование опыта исследовательской деятельности на уроках химии и во внеурочное время будет результативным, если:

  • формировать исследовательские навыки и умения на уроках химии;

  • осуществлять интеграцию общего и дополнительного образования
    школьников, способствующую преемственности данных образовательных систем в формировании опыта исследовательской деятельности учащихся и обеспечивающую выбор ими различных форм участия в учебно-исследовательской деятельности, представления ее результатов, а также экспериментальной базы;

  • педагогически целесообразно организовывать внеурочную деятельность учащихся, обеспечивая совместный выбор и определение школьниками и педагогами целей, задач, содержания, направлений, методов и форм их творческой и исследовательской деятельности;

  • осуществлять индивидуальный и вариативный подход к выбору содержания исследовательской деятельности, которые связаны с особенностями организации их поисковой деятельности;

  • предусматривать в процессе выполнения учащимися исследовательской работы, включение их в другие виды творческой совместной деятельности, реализуемые в годовом цикле деятельности НОУ и ориентированные на активизацию поисково-познавательной самостоятельности, формирование основ рефлексивной культуры и развитие коммуникативных умений школьников.

Задачи

Исходя из цели и гипотезы исследования, решались следующие задачи. Они представлены на слайде:

1. Выявить предпосылки и этапы формирования опыта исследовательской деятельности учащихся на основе анализа теории и практики отечественного образования.

2. Разработать методические материалы для развития исследовательских навыков и умений учащихся в курсе химии

3. Разработать образовательную программу «Химия чудес»

Исследование осуществлялось в период с 2011 по 2016 г. и включало несколько этапов.

На первом этапе (2011-2012 учебный год) определялась исходная позиция будущего исследования. Для этого, с одной стороны, изучались труды отечественных и зарубежных авторов по педагогике и психологии, раскрывающие основные теоретические вопросы. С другой стороны, цели будущего исследования обсуждались с учителями – практиками Сорочинского района. В результате был обозначен круг психолого-педагогической, методической литературы, послужившей основой для определения сущности структуры исследовательских технологий в рамках преподавания химии в школе.

На втором этапе (2013-2014 учебный год) были разработаны методические материалы для развития исследовательских умений и навыков на уроках химии и во внеурочное время, образовательная программа по курсу «Химия чудес», обоснованы методы проведения эксперимента, организация и проведение различных форм уроков и занятий, соответствующих формированию исследовательских умений и навыков.

Заключительный этап (2015-2016 г.) был посвящен анализу, обобщению и интерпретации результатов эксперимента, оформлялись материалы исследования.

База исследования – МОУ «Гамалеевская средняя общеобразовательная школа № 2» Сорочинского городского округа Оренбургской области

Современный учитель химии скорее педагог, чем предметник, так как сегодня нельзя «уходить с головой» в щелочи и кислоты, а учебный предмет химия должен помочь учащимся в реальной жизни. При этом изменяется традиционная роль учителя - проводника, он становится для своих учеников учителем – консультантом. А это органично сочетается с исследовательским методом обучения учащихся.

Главная цель формирования исследовательской деятельности – помочь учащимся освоить научный способ познания действительности

Проведенный мною опрос учащихся 7-11 классов показал, что большинство (72 %) желает заниматься исследовательской деятельностью. Как же помочь каждому ребенку реализовать себя на этом поприще?

Я хочу поделиться своим опытом работы по воспитанию юных исследователей. Подниматься к серьезным исследованиям мы будем по ступенькам.

I ступенька – воспитание творческих способностей

Психологами выявлено, что личность обладает творческим мышлением, если она: способна комбинировать информацию, определять причинно-следственные связи, планировать и выполнять практическую деятельность. Воспитание творческих способностей личности возможно лишь в том случае, если в процессе обучения преобладают творческие задания.

Для своих учащихся разработал различные творческие задания. Например: составить материалы для игры «Четвертый лишний». Учащиеся должны выбрать лишнее и объяснить, почему они так поступили. Так выглядят эти задания:

(задания на слайде)

  • «Вода, железо, стул, медь» – 8 класс,

  • «СаО + Н2О =, Al + O2 =, С + О2 =, Mg + S =» – 9 класс (ОВР),

  • «Н2О, СH4, СаО, СО2» – 10 класс (Хим. связь),

  • «С2H4, СH4, С2H6, С5H12» – 11 класс

С большим удовольствием учащиеся всех классов работают над созданием презентаций по разным темам.

Также ребятам 8-9 классов предлагаю составить химические сказки.

Например, при изучении темы «Вода» предлагаю составить сказку о путешествии капельки воды из села Гамалеевка.

Дополнительно можно усложнить задание, предложив учащимся составить доброе путешествие, когда вода в трех состояниях приносит пользу (укрывает посевы от морозов зимой, дает влагу растениям) людям и природе и наоборот (кислотные дожди, щелочные дожди и т.п.)

Учащиеся, имеющие математический склад ума, с удовольствием составляют различные задачи с экологическим содержанием. Например, задача, составленная ученицей 9 класса по теме «Кислород» свидетельствует о ее глубоких знаниях

Текст задачи: «Интенсивность движения автомобильного транспорта по федеральной трассе «Оренбург – Самара» в среднем 1500 автомобилей в сутки. Около 40 % транспорта составляют грузовые автомобили, потребляющие в среднем в 2,5 раза больше топлива, чем легковые автомобили. Протяженность трассы в черте села Гамалеевка составляет 3,5 км. Определите, сколько кислорода и воздуха сгорает за сутки вблизи трассы, если автомобили в среднем сжигают 0,5 л кислорода за 1 км пути».

II ступенька – исследовательские задания

Исследовательские задания – это творческие задания, при выполнении которых проводится теоретическое и/или экспериментальное исследование проблемы. При выполнении исследовательских заданий учащиеся создают элементы субъективно новых знаний (новых для себя).

Формы заданий могут быть разными: нестандартные задачи или задания, требующие от учащихся самостоятельного сбора данных. Исследовательские задания удачно вписываются в общую структуру учебного процесса.

Так, например, в 9 и 10 классе в теме «Коррозия металлов» уместно предложить следующее задание: Возьмите три стакана и три железных гвоздя. В первый – пустой стакан – положите гвоздь. Во второй стакан налейте воду и опустите гвоздь. В третий стакан налейте кипяченую воду, опустите гвоздь и плотно накройте. Через сутки посмотрите результат и сделайте вывод.

Ребята с удовольствием выполняют такое домашнее исследование.

Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения химии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает умениями, такими, как наблюдение, анализ и сопоставление проведенных экспериментов, установление причинно-следственных связей, чтение и анализ статистических материалов и т.п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников исследовательских навыков, трудолюбия, развитию самостоятельности, формированию критического мышления.

Так, например, в 8 классе в теме «Чистые вещества и смеси» учащиеся с большим интересом выполняют практическую работу «Очистка поваренной соли», где учащимся необходимо самим предложить способ очистки соли.

Для экономии времени на уроке разрабатываю инструктивные карточки по выполнению практических работ.

Особый интерес у учащихся вызывают практические работы экспериментального характера. Например, в 10 классе это экспериментальные задачи по теме «Вещества и их свойства»

Задание 1. Экспериментально докажите, что выданное вам вещество – серная кислота, хлорид железа III, фосфат натрия, сульфат цинка и др.

Задание 2. Экспериментально определите, какой из металлов – цинк или медь – находится в электрохимическом ряду напряжений до водорода.

Например, в 11 классе в теме «Решение экспериментальных задач» предлагаются такие задания:

Задание 1. Выданы пробирки с: а) этиловым спиртом; б) раствором глицерина; в) раствором уксусной кислоты; г) раствором ацетата натрия. Определите химическим способом каждое из указанным веществ.

Задание 2. Докажите опытным путем, что в спелых фруктах содержится глюкоза.

Приветствуются и коллективные ученические работы. В 9 классе обычно проводим исследование на тему «Вода и ее потребление в сельском доме». Учащимся предлагается определить, сколько литров воды они потребляют в день. Такая коллективная работа положительно влияет на мотивационную сторону обучения.

При работе с одаренными учащимися целесообразно пред­ложить задания повышенной сложности. Эта система включает в себя:

  • задания на группировку объектов;

  • задания на поиск причинно-следственных связей, в том числе и на составление причинно-следственных цепочек;

  • задания на узнавание веществ, явлений по данным при­знакам;

  • задания проверочного характера на развитие памяти, уме­ние представлять таблицу Менделеева;

  • задания на составление, сравнение изученных объектов;

  • задания на прогнозирование химических ситуаций.

Задание на группировку объектов

Например, можно предложить такое задание: «Коля и Вова решили укомплектовать свою домашнюю лабораторию оксидами, основаниями, кислотами и солями. Они попросили Стаса купить реактивы и выслать по почте. Стас прислал две посылки с веществами:

А) BaCI2 , CuO, CaSO4 , HNO3 , Вa(OH)2

Б) ZnCI2 , H2SO3 , Fe(OH)2 , KBr, P2O5

Однако Стас забыл подписать класс веществ. Помогите им». Учащиеся называют классы неорганических веществ и дают им определения. Данное задание позволяет выявить уровень знаний учащихся по классификации неорганических веществ.

Задание на поиск причинно-следственных связей, в том числе и на составление причинно-следственных цепочек

Составьте причинно-следственную цепочку из следующих утверждений.

  1. Она способна разъедать ткани.

  2. Получили оксид серы VI.

  3. Образовалась серная кислота.

  4. Растворили его в воде

  5. Сожгли серу и окислили продукт.

Также позволяет осуществить индивидуальный подход в обу­чении применение карточек с заданиями, отличающимися по степени сложности.

Задания для учащихся

Задание на узнавание вещества по данным при­знакам

Например, такое задание: «Это жидкость. В состав молекулы входит водород. Способна взаимодействовать с металлами. Изменяет цвет индикатора метилоранжа на розовый цвет. Дает белый осадок с хлоридом бария».

Задание на сопоставление, сравнение изученных объектов

Например, такие задания: Какой элемент, натрий или калий активнее взаимодействует с водой? И почему? Какая из кислот более сильная: фосфорная или серная? Почему?

«Даны химические элементы аргон, хлор, неон, фтор. Распределите элементы в порядке возрастания атомного радиуса»

Задание на прогнозирование химических ситуаций

Например, можно предложить такое задание: «Подумайте, к каким последствиям приведёт хранение щелочных металлов в школьной химической лаборатории без слоя масла? Почему?»

Учитель проводит опыт «Кораблекрушение», просит учащихся к следующему занятию найти ответ на вопрос: «Что получится при взаимодействии металлического натрия с водой?».

Описание опыта «Кораблекрушение»:

Из бумажного фильтра изготовить кораблик и опустить его в воду. Кусочек металлического натрия, заранее приготовленный, опускаем на борт кораблика (не в воду!!!). И наблюдаем на расстоянии, возможен ожог.

Объяснения опыта. Когда фильтровальная бумага пропитается водой, металлический натрий начнёт вступать в реакцию с водой, кораблик сначала будет плавать, затем вспыхнет (так как идёт выделение энергии при взаимодействии натрия с водой), а потом потонет с кровавым следом (так как в результате реакции образуется щёлочь, а фенолфталеин в щелочной реакции становится малиновым).

III ступенька – исследовательские мини-работы

На этом этапе учитель обучает алгоритму построения исследовательской работы. Затем дети самостоятельно (без руководителя) находят темы для исследований. Главное, чтобы ребенок хорошо понимал: что он делает, зачем, какая проблема решается.

Учащиеся должны «пропустить» через себя все исследование, со всеми трудностями и проблемами. Ведь они уже имеет опыт работы с исследовательскими заданиями. На уроке-конференции каждый ученик может озвучить результаты своего труда. И здесь обязательно нужно поддержать каждого: ведь он выполнял такой труд самостоятельно, он сделал первый шаг в науку.

Такие уроки-конференции являются апогеем исследовательского метода в обучении. Обычно на такие уроки я приглашаю коллег-предметников.

IV ступенька – самостоятельные исследовательские работы

Так, ученик 8 класса, занимаясь туризмом, как-то сказал: «Да зачем мне ваша химия? Вот туризм – это класс!» Я же опроверг его высказывание, сказав, что туристу без химии – беда! Так и родилась тема для исследования.

Ученик выполнил учебно-исследовательскую работу по теме «Химия на службе у туриста». В результате работы над проектом он узнал много нового, того, чего мы не проходили в школьном курсе химии. В результате проведенных экспериментов ученик убедился, что химия – это наука, умеющая творить чудеса. И как всякая наука требует к себе серьёзного, ответственного отношения.

Применяя различные методы и средства обучения, был сделан вывод, что на уроках химии наиболее эффективен исследовательский метод.

Исследовательская деятельность помогает нам развить у школьника следующие ключевые компетентности:

  • автономизационную – быть способным к саморазвитию;

  • коммуникативную – уметь вступать в общение;

  • информационную – владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;

  • продуктивную – уметь работать, быть способным создавать собственный продукт.

Данные компетентности, будучи сформированными у детей, помогут им грамотно войти во взрослую жизнь.

Таким образом, организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и на внеклассных занятиях, бесспорно, будет способствовать развитию исследовательских навыков учащихся, их творческих способностей и познавательного интереса, а, следовательно, соответствовать формуле:

ХИМИЯ + ИССЛЕДОВАНИЕ = «УЧЕНИЕ БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ».

Чтобы моим ученикам было интересно со мной рядом, постоянно занимаюсь саморазвитием. Прошел обучение в качестве слушателя программы Intel «Обучение для будущего». Прошел курсовую подготовку по проблеме «Основы применения ИКТ в профессиональной деятельности педагога». Принял участие в зональном этапе областного конкурса профессионального мастерства «Учитель Оренбуржья - 2008», награжден дипломом. Принял участие в областном конкурсе профессионального мастерства работников системы образования Оренбургской области «Учитель Оренбуржья – 2008», награжден дипломом. В 2009 году стал победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках ПНПО. Также в 2009 был награжден почетной грамотой Президиума Центрального Комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Продолжил совершенствовать навыки работы по овладению компьютерной грамотности, прошел курсовую подготовку по изучению офисного пакета OpenOffis для «Linux». Освоил компьютерную программу «Мой тест 3» и научился составлять компьютерные тесты. Продолжил изучение отдельных новых педагогических технологий и применял их в своей работе.

Материалы из опыта работы представлены на сайтах: (на слайде)

http://gamschkola2.ucoz.ru , http://gam-schkola2.narod.ru, http://gam-schkola2. ucoz.ru (сайты школы), http://www.sorroo41.ucoz.ru/ (сайт Сорочинского РОО), orenedu.ru. (сайт ГУ «РЦРО»).

Зарегистрирован на интернет-портале «Прошколу.RU», имею свою страницу по адресу  http://www.proshkolu.ru/user/LabkoSL/, являюсь модератором на странице нашей школы, принимаю активное участие в работе клубов портала (клуб учителей химии, клуб классных руководителей и других).

Зарегистрирован в сетевом сообществе учителей «Открытый класс», разместил материалы из опыта работы - http://www.openclass.ru/lessons/174983 , http://www.openclass.ru/lessons/174980

Разместил материалы из опыта работы по формированию исследовательской деятельности в интернет-государстве учителей Интергуру, получил 12 грамот и званий (учитель, учитель-специалист, учитель-профессионал, учитель-мастер 3, 2 и 1 гурии). Сегодня я – «Учитель-мастер 1 гурии». На достигнутом пришлось закончить, так как проект завершил свою работу, к сожалению. Но, к счастью, есть много других проектов.

Исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления. Поэтому связь между исследовательской направленностью человеческого мышления и воспитанием человека – мыслителя и творца – очевидна. Исследовательская деятельность приоритетным направлением является и во ФГОС.

И роль учителя в этом процессе огромна. Его задача – научить школьников смело и самостоятельно мыслить, считаясь не с расхожими мнениями, не с догмами, принятыми на веру, а с теми данными, которые открывает само исследование в процессе его проведения.

На достигнутом не собираюсь останавливаться. Не зря поэт Михаил Дудин сказал:

Движенью истина нужна,

Но если взвесить строго,

Важна не истина, важна

До истины дорога.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!