СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование общих природоведческих представлений через проведение экскурсий.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Районный семинар по теме:

«Активные формы работы в экологическом воспитании обучающихся в учреждении дополнительного образования детей»

       

 

Формирование общих природоведческих представлений

через проведение экскурсий.

(Терновой Г.М. методист МКОУ ДОД Р ДЭЦ)

         Проблема охраны природной среды за последние десятилетия одной из важнейших глобальных проблем современности, превратившись из биологической в политическую, экономическую, социальную, педагогическую.

         Отношение человека к природе определяется тем, насколько глубоко ценностные аспекты мировоззренческого понятия «природа», взаимодействуют с системой его социальных ценностей. Лишь в том случае, когда экологические ценности включены в число социальных ценностей человека, они приобретают в его сознании соответствующую значимость, превращаются в начало, побуждающее его действовать в направлении сохранения и восстановления природы.

         В настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым экологическим взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека.

Детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, правильность отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям, как части природы. Такие отношения строятся на знаниях природоведческого характера. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, что всё в природе подчиняется определённым законам.

 

       Для наиболее эффективного использования в экологическом воспитании у детей склонности к подражательности в содержании учебно-воспитательного процесса необходимо включать педагогически организованное систематическое совместное общение взрослых и детей с природой. Для этого могут быть использованы походы и путешествия по родному краю, экскурсии в природу, совместный природоохранный труд взрослых и детей.

       Экскурсия – это форма занятия,  где дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач.

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

Попадания в природную среду во всем её многообразии предметов и явлений, обучающиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, т.е. изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов и книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы обучающихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях, как и на практических занятиях, у воспитанников  формируются навыки самостоятельной работы. Они знакомятся со сбором материалов и с сохранением сборов, а также с обработкой экскурсионного материала. Планируемое проведение экскурсий развивает у ребят  навыки изучения своего края.

  Экскурсии – очень важная органическая составная часть нормальной работы образовательного учреждения, они должны быть тесно связаны со всем ходом обучения и воспитания. Их нельзя рассматривать как случайное, эпизодическое явление, мало связанное со всем ходом преподавания, нечто вроде весенних прогулок. Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.

Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование:

-  навыков наблюдения и наблюдательности как таковой;

- сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.);

- мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности);

- воображения и творческих способностей.

 

         При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

        Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями. Это позволяет сформировать у воспитанников  представление о природе  как едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны. Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся воспитываются интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть её красоту, понимают необходимость бережного отношения к ней. Это так называемая эмоциональная сторона экскурсий. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Экскурсии  способствуют формированию экологического сознания. Весьма важной и наиболее распространенной формой деятельности являются экскурсии в природу. Сама по себе экскурсия достаточно традиционная форма учебной работы. Вместе с тем она весьма эффективна и способствует выработке определенных практических умений у учащихся, конкретизации теоретических знаний.

         Экологические экскурсии имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач решаются и экологические проблемы. Задача экологического воспитания состоит в том, чтобы наиболее полно преобразовать общественную необходимость охраны природы во внутренние потребности и интересы школьника. При этом педагоги подчеркивают, что осознание школьником общественной необходимости охраны природы может происходить на уровне знаний, чувств, убеждений, действий. Поэтому в целях эффективного формирования у школьников бережного, ответственного отношения к природе следует включить экологические проблемы во все сферы их сознания, то есть формировать у них экологическое сознание, поскольку каждый из данных уровней в отрыве от других не может обеспечить плодотворной экологической деятельности.  Жизнь требует не ограничиваться отдельными экологическими воспитательными делами, а соединить их в цепь непрекращающихся природоохранных действий. В экологическом воспитании школьников недопустима недооценка любого из компонентов бережного отношения к природе, обособление отдельных из них. В целях эффективности формирования у детей бережного отношения к природе педагогам необходимо так организовать этот процесс, чтобы все компоненты данного отношения развивались и формировались у школьников в тесном единстве и взаимосвязи.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование общих природоведческих представлений через проведение экскурсий.»

Районный семинар по теме:

«Активные формы работы в экологическом воспитании обучающихся в учреждении дополнительного образования детей»


Формирование общих природоведческих представлений

через проведение экскурсий.

(Терновой Г.М. методист МКОУ ДОД Р ДЭЦ)

Проблема охраны природной среды за последние десятилетия одной из важнейших глобальных проблем современности, превратившись из биологической в политическую, экономическую, социальную, педагогическую.

Отношение человека к природе определяется тем, насколько глубоко ценностные аспекты мировоззренческого понятия «природа», взаимодействуют с системой его социальных ценностей. Лишь в том случае, когда экологические ценности включены в число социальных ценностей человека, они приобретают в его сознании соответствующую значимость, превращаются в начало, побуждающее его действовать в направлении сохранения и восстановления природы.

В настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым экологическим взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека.

Детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, правильность отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям, как части природы. Такие отношения строятся на знаниях природоведческого характера. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, что всё в природе подчиняется определённым законам.


Для наиболее эффективного использования в экологическом воспитании у детей склонности к подражательности в содержании учебно-воспитательного процесса необходимо включать педагогически организованное систематическое совместное общение взрослых и детей с природой. Для этого могут быть использованы походы и путешествия по родному краю, экскурсии в природу, совместный природоохранный труд взрослых и детей.

Экскурсия – это форма занятия, где дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач.

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

Попадания в природную среду во всем её многообразии предметов и явлений, обучающиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, т.е. изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов и книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы обучающихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях, как и на практических занятиях, у воспитанников формируются навыки самостоятельной работы. Они знакомятся со сбором материалов и с сохранением сборов, а также с обработкой экскурсионного материала. Планируемое проведение экскурсий развивает у ребят навыки изучения своего края.

Экскурсии – очень важная органическая составная часть нормальной работы образовательного учреждения, они должны быть тесно связаны со всем ходом обучения и воспитания. Их нельзя рассматривать как случайное, эпизодическое явление, мало связанное со всем ходом преподавания, нечто вроде весенних прогулок. Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.

Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование:

- навыков наблюдения и наблюдательности как таковой;

- сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.);

- мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности);

- воображения и творческих способностей.


При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями. Это позволяет сформировать у воспитанников представление о природе как едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны. Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся воспитываются интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть её красоту, понимают необходимость бережного отношения к ней. Это так называемая эмоциональная сторона экскурсий. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания. Весьма важной и наиболее распространенной формой деятельности являются экскурсии в природу. Сама по себе экскурсия достаточно традиционная форма учебной работы. Вместе с тем она весьма эффективна и способствует выработке определенных практических умений у учащихся, конкретизации теоретических знаний.

Экологические экскурсии имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач решаются и экологические проблемы. Задача экологического воспитания состоит в том, чтобы наиболее полно преобразовать общественную необходимость охраны природы во внутренние потребности и интересы школьника. При этом педагоги подчеркивают, что осознание школьником общественной необходимости охраны природы может происходить на уровне знаний, чувств, убеждений, действий. Поэтому в целях эффективного формирования у школьников бережного, ответственного отношения к природе следует включить экологические проблемы во все сферы их сознания, то есть формировать у них экологическое сознание, поскольку каждый из данных уровней в отрыве от других не может обеспечить плодотворной экологической деятельности. Жизнь требует не ограничиваться отдельными экологическими воспитательными делами, а соединить их в цепь непрекращающихся природоохранных действий. В экологическом воспитании школьников недопустима недооценка любого из компонентов бережного отношения к природе, обособление отдельных из них. В целях эффективности формирования у детей бережного отношения к природе педагогам необходимо так организовать этот процесс, чтобы все компоненты данного отношения развивались и формировались у школьников в тесном единстве и взаимосвязи.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!