Формирование математических представлений у детей 5- 6 года жизни.
Деление целого на части.
(Из опыта работы)
Материал, содержащийся в данной статье, представляет собой опыт работы развития математических способностей воспитателя с детьми 5- 6 года жизни. Программа «Детство», по которой работает наше дошкольное учреждение определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников и направлена на формирование развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей [1].
Программа «Детство» обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста[1].
Программа «Детство» предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра[1].
И в математической деятельности программой «Детство» предусмотрено развитие логической мыслительной деятельности и математических представлений посредством создания познавательных игровых ситуаций, направленных на активизацию деятельности ребёнка. Одной из задач воспитания и развития детей в разделе «Делаем первые шаги в математику» стоит ознакомление с понятием « часть и целое». Для детей эта тема оказалась сложной, так как она абстрактна, а для меня интересна. Но всё по порядку.
С делением предмета на части дети постоянно сталкиваются в играх, быту. Решая эту проблему дети познают закономерности в вещах, явлениях; у них происходит формирование логического мышления, развитие умения находить причинно- следственные связи, в результате делая вывод об исходных данных; готовятся к решению арифметических задач и освоению дробных чисел.
В младшем возрасте дети сталкивались с делением целого на части, но при этом решали задачу определения количества элементов, но не рассматривали отношения между частями и целым. Это простые деревянные кубики с картинками, разделённые на 4- 6 частей, пазлы с мультипликационным содержанием, разрезные картинки…. С целью освоения свойств и отношений в игротеку предлагались развивающие игры типа «Составь картинку»: «Чудо-крестики», «Чудо- соты»; альбомы «Чудо- кубики», «Уникуб» и игры на знакомство с понятием «Часть и целое». Очень детям нравились игровые ситуации «Как друзья встречали Новый год», «Как Алёша рассматривал цветок»…
Опираясь на область «Познание» в программе «Детство», составила задачи работы на средний, старший дошкольный возраст для формирования представлений об отношении целого и части:
- Познакомить с различными способами деления целого на равные части на основе использования предметов.
- Развивать умение видеть принадлежность части целому предмету.
- Дать представление о сравнении целого и части, об их отношениях: целое всегда больше своей части; чем на большее количество разделён предмет, тем меньше часть; чем больше предмет, тем больше его часть.
- Подвести детей к пониманию дробных чисел и их сравнению на наглядной основе, способствовать развитию умения называть часть целого с помощью слов половина, четверть, одна третья, одна из трёх, целое, часть.
- Познакомить с понятием мерка для деления предметов, совершенствовать навыки измерительной деятельности.
- Вызвать желание использовать навыки деления целого на части в практических ситуациях.
Наблюдая за детьми во время самостоятельной деятельности, можно сделать вывод, что дети:
1 воспринимают часть как отдельность, не зависимую от целого предмета.
2 пересчитывая части, дети слова одна третья, одна четвёртая относят только к последней, не зная, как называются другие: «Сколько частей?-4. Покажи одну четвёртую (показывают только последнюю)».
3 При установлении равенства частей, часто устанавливают взаимно однозначное соответствие (путают вопросы поровну ли? Равны ли?).
На 1 этапе дети овладевали понятиями части, целое, делить, половина. Практическое деление детьми множеств и предметов в повседневной деятельности, происходило через использование ролевых игр, чтение литературных произведений, театрализацию(«Два жадных медвежонка», «Мы делили апельсин», «Яблоко» В. Сутеева).
На 2 этапе дети знакомились с делением фигур на равные части путём складывания, соблюдая правила: совмещение углов и сторон. Сначала формировались представления о половине. Затем делили фигуры на 4, 8 равных частей разными способами складывания бумажных моделей. Детям очень нравились простые задания с «Игровым квадратом» В.В.Воскобовича.
Для закрепления материала задавались вопросы и предлагали выполнить задания:
- Что сделали?
- Сколько получилось частей? Покажи каждую.
- Как они называются? (половины, одна из четырёх, одна четвёртая…)
- Какой формы части?
- Равны ли по величине? Как проверить?
- Покажите целое. Что больше, половина или целое?
- Сколько раз сложили, чтобы получилось 4 части?
- Сколько четвёртых частей в целом?
- Одинаковы ли по величине половина большого круга и половина маленького круга? Почему? Проверь.
Дети на практике наблюдали за формой частей, их величиной, количеством сгибов. Складывание фигур приёмом оригами способствовало их развитию умений и навыков. А также дети закрепляли полученные знания о части и целое в играх: В.В.Воскобовича «Чудо-цветик», «Геоконт», «Геовизор», «Логоформочки», двухцветный и четырёхцветный «Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат».
На наглядной основе сравнивают дробные числа. Использовались игры «Дроби» («Оксва»), «Чудо- цветик» (В.В.Воскобович).
На 3 этапе дети по линиям сгиба разрезали геометрические фигуры, анализировали части и целое, затем путём наклеивания вновь целое составляли из частей. В дальнейшем после деления целого на части и их анализа, придумывали, составляли и наклеивали свои изображения- фигурки (животные, строения, насекомые, цветы).
Также задавались вопросы для выявления полученных знаний и усвоения материала.
- Какую фигуру я разделила, если это одна из двух? (например, показать часть квадрата, сложенного пополам по диагонали)
- Сколько раз нужно сложить квадрат, чтобы получилось 4 части? Какой формы они должны быть?
- Если я попрошу дать одну четвёртую квадрата, на сколько частей вы его разделите?
- Сколько четвёртых частей в прямоугольнике?
На основе выводов планировалась индивидуальная работа.
На 4 этапе отрабатывались умения делить на части любые предметы и величины. Предлагались упражнения:
- Разделить сок между тремя детьми поровну (рассматривались разные способы)
- Разделить «бревно» пополам.
- Нарисовать геометрическую фигуру, линией разделить на 2(4, 6, 8) частей; заштриховать одну вторую, три восьмых
- Разделить отрезок на 2(4) части разными способами.
С помощью игр и дидактических пособий детям интереснее было воспринимать новый материал. Для достижения успеха, не требовалось дорогостоящее оборудование. Всё, что было нужно- это предметы окружающей действительности, иллюстрации, модели, схемы как фабричного производства, так и собственного изготовления. Для вызова и поддержания интереса к процессу познания математики частыми гостями были герои мультфильмов и герои «Фиолетового Леса»(игровой дидактический материал к авторским играм В.В.Воскобовича).В конце каждой темы, для закрепления полученных знаний, проводились математические досуги. К детям приходили сказочные герои, с которыми приключались различные истории, и просили помочь им. Считаю высоким результатом то, что дети применяли свои знания не только в организованной воспитателем деятельности и предложенным им заданиям, но и в самостоятельной деятельности.
Маленькие советы, которые Вы все знаете:
Организованные образовательные ситуации желательно проводить по подгруппам. Это способствует улучшению качества ознакомления и формированию творческой личности. Вы так же сможете осуществить индивидуальную работу при формировании групп детей разного уровня развития (дозируется нагрузка в виде дополнительного материала). Объединения детей в пары, тройки помогает активно включиться в коллективную игру, успешно выполнить творческие задания. Для закрепления математических знаний и умений, создавайте игровые математические ситуации в свободное от организованной деятельности время. Некоторые задачи области «Познания» лучше усвоятся во время организации сюжетно- ролевых, дидактических игр и на прогулке.
Надеюсь, что мой опыт поможет Вам сформировать у детей представление об отношениях целого и части при делении предмета на несколько частей.
Используемая литература:
- Программа «Детство» СПб Детство- Пресс 2011
- «Развивающие игры в ДОУ» Г.М.Бондаренко Воронеж 2009
- «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста» З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина, Т. Г. Харько СПб Детство- Пресс 2011
- «Математика- это интересно» З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина СПб Детство- Пресс 2008
Просмотр содержимого документа
«Формирование математических представлений у детей 5- 6 года жизни. Деление целого на части. (Из опыта работы)»
Формирование математических представлений у детей 5- 6 года жизни.
Деление целого на части.
(Из опыта работы)
Материал, содержащийся в данной статье, представляет собой опыт работы развития математических способностей воспитателя с детьми 5- 6 года жизни. Программа «Детство», по которой работает наше дошкольное учреждение определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников и направлена на формирование развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей [1].
Программа «Детство» обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста[1].
Программа «Детство» предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра[1].
И в математической деятельности программой «Детство» предусмотрено развитие логической мыслительной деятельности и математических представлений посредством создания познавательных игровых ситуаций, направленных на активизацию деятельности ребёнка. Одной из задач воспитания и развития детей в разделе «Делаем первые шаги в математику» стоит ознакомление с понятием « часть и целое». Для детей эта тема оказалась сложной, так как она абстрактна, а для меня интересна. Но всё по порядку.
С делением предмета на части дети постоянно сталкиваются в играх, быту. Решая эту проблему дети познают закономерности в вещах, явлениях; у них происходит формирование логического мышления, развитие умения находить причинно- следственные связи, в результате делая вывод об исходных данных; готовятся к решению арифметических задач и освоению дробных чисел.
В младшем возрасте дети сталкивались с делением целого на части, но при этом решали задачу определения количества элементов, но не рассматривали отношения между частями и целым. Это простые деревянные кубики с картинками, разделённые на 4- 6 частей, пазлы с мультипликационным содержанием, разрезные картинки…. С целью освоения свойств и отношений в игротеку предлагались развивающие игры типа «Составь картинку»: «Чудо-крестики», «Чудо- соты»; альбомы «Чудо- кубики», «Уникуб» и игры на знакомство с понятием «Часть и целое». Очень детям нравились игровые ситуации «Как друзья встречали Новый год», «Как Алёша рассматривал цветок»…
Опираясь на область «Познание» в программе «Детство», составила задачи работы на средний, старший дошкольный возраст для формирования представлений об отношении целого и части:
- Познакомить с различными способами деления целого на равные части на основе использования предметов.
- Развивать умение видеть принадлежность части целому предмету.
- Дать представление о сравнении целого и части, об их отношениях: целое всегда больше своей части; чем на большее количество разделён предмет, тем меньше часть; чем больше предмет, тем больше его часть.
- Подвести детей к пониманию дробных чисел и их сравнению на наглядной основе, способствовать развитию умения называть часть целого с помощью слов половина, четверть, одна третья, одна из трёх, целое, часть.
- Познакомить с понятием мерка для деления предметов, совершенствовать навыки измерительной деятельности.
- Вызвать желание использовать навыки деления целого на части в практических ситуациях.
Наблюдая за детьми во время самостоятельной деятельности, можно сделать вывод, что дети:
1 воспринимают часть как отдельность, не зависимую от целого предмета.
2 пересчитывая части, дети слова одна третья, одна четвёртая относят только к последней, не зная, как называются другие: «Сколько частей?-4. Покажи одну четвёртую (показывают только последнюю)».
3 При установлении равенства частей, часто устанавливают взаимно однозначное соответствие (путают вопросы поровну ли? Равны ли?).
На 1 этапе дети овладевали понятиями части, целое, делить, половина. Практическое деление детьми множеств и предметов в повседневной деятельности, происходило через использование ролевых игр, чтение литературных произведений, театрализацию(«Два жадных медвежонка», «Мы делили апельсин», «Яблоко» В. Сутеева).
На 2 этапе дети знакомились с делением фигур на равные части путём складывания, соблюдая правила: совмещение углов и сторон. Сначала формировались представления о половине. Затем делили фигуры на 4, 8 равных частей разными способами складывания бумажных моделей. Детям очень нравились простые задания с «Игровым квадратом» В.В.Воскобовича.
Для закрепления материала задавались вопросы и предлагали выполнить задания:
Что сделали?
Сколько получилось частей? Покажи каждую.
Как они называются? (половины, одна из четырёх, одна четвёртая…)
Какой формы части?
Равны ли по величине? Как проверить?
Покажите целое. Что больше, половина или целое?
Сколько раз сложили, чтобы получилось 4 части?
Сколько четвёртых частей в целом?
Одинаковы ли по величине половина большого круга и половина маленького круга? Почему? Проверь.
Дети на практике наблюдали за формой частей, их величиной, количеством сгибов. Складывание фигур приёмом оригами способствовало их развитию умений и навыков. А также дети закрепляли полученные знания о части и целое в играх: В.В.Воскобовича «Чудо-цветик», «Геоконт», «Геовизор», «Логоформочки», двухцветный и четырёхцветный «Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат».
На наглядной основе сравнивают дробные числа. Использовались игры «Дроби» («Оксва»), «Чудо- цветик» (В.В.Воскобович).
На 3 этапе дети по линиям сгиба разрезали геометрические фигуры, анализировали части и целое, затем путём наклеивания вновь целое составляли из частей. В дальнейшем после деления целого на части и их анализа, придумывали, составляли и наклеивали свои изображения- фигурки (животные, строения, насекомые, цветы).
Также задавались вопросы для выявления полученных знаний и усвоения материала.
Какую фигуру я разделила, если это одна из двух? (например, показать часть квадрата, сложенного пополам по диагонали)
Сколько раз нужно сложить квадрат, чтобы получилось 4 части? Какой формы они должны быть?
Если я попрошу дать одну четвёртую квадрата, на сколько частей вы его разделите?
Сколько четвёртых частей в прямоугольнике?
На основе выводов планировалась индивидуальная работа.
На 4 этапе отрабатывались умения делить на части любые предметы и величины. Предлагались упражнения:
Разделить сок между тремя детьми поровну (рассматривались разные способы)
Разделить «бревно» пополам.
Нарисовать геометрическую фигуру, линией разделить на 2(4, 6, 8) частей; заштриховать одну вторую, три восьмых
Разделить отрезок на 2(4) части разными способами.
С помощью игр и дидактических пособий детям интереснее было воспринимать новый материал. Для достижения успеха, не требовалось дорогостоящее оборудование. Всё, что было нужно- это предметы окружающей действительности, иллюстрации, модели, схемы как фабричного производства, так и собственного изготовления. Для вызова и поддержания интереса к процессу познания математики частыми гостями были герои мультфильмов и герои «Фиолетового Леса»(игровой дидактический материал к авторским играм В.В.Воскобовича).В конце каждой темы, для закрепления полученных знаний, проводились математические досуги. К детям приходили сказочные герои, с которыми приключались различные истории, и просили помочь им. Считаю высоким результатом то, что дети применяли свои знания не только в организованной воспитателем деятельности и предложенным им заданиям, но и в самостоятельной деятельности.
Маленькие советы, которые Вы все знаете:
Организованные образовательные ситуации желательно проводить по подгруппам. Это способствует улучшению качества ознакомления и формированию творческой личности. Вы так же сможете осуществить индивидуальную работу при формировании групп детей разного уровня развития (дозируется нагрузка в виде дополнительного материала). Объединения детей в пары, тройки помогает активно включиться в коллективную игру, успешно выполнить творческие задания. Для закрепления математических знаний и умений, создавайте игровые математические ситуации в свободное от организованной деятельности время. Некоторые задачи области «Познания» лучше усвоятся во время организации сюжетно- ролевых, дидактических игр и на прогулке.
Надеюсь, что мой опыт поможет Вам сформировать у детей представление об отношениях целого и части при делении предмета на несколько частей.
Используемая литература:
- Программа «Детство» СПб Детство- Пресс 2011
- «Развивающие игры в ДОУ» Г.М.Бондаренко Воронеж 2009
- «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста» З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина, Т. Г. Харько СПб Детство- Пресс 2011
- «Математика- это интересно» З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина СПб Детство- Пресс 2008