СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование культурной личности школьника как важный этап становления самосознания» Формирование классного коллектива.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цель работы по формированию классного коллектива: формирование личности  школьника через создание  и развитие классного коллектива.

Просмотр содержимого документа
«Формирование культурной личности школьника как важный этап становления самосознания» Формирование классного коллектива.»


«Формирование культурной личности школьника как важный этап становления самосознания»

Формирование классного коллектива.

 

Цель работы по формированию классного коллектива: формирование личности школьника через создание  и развитие классного коллектива.

Культура поведения - это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.
Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии.

Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутреннего смысла культуры поведения, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности. Стиль поведения подростка складывается под влиянием общественного мнения, поэтому важно, чтобы в сферу общественных оценок вошла культура поведения. Большое значение имеют культурные национальные особенности, сложившиеся в результате нравственного развития многих поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.

Вежливым можно назвать человека, который знает и соблюдает правила поведения, правила этикета. Слово "этикет" происходит от французского "etiquette" - ярлык, поведение. Действительно, манера поведения человека - это его своеобразная визитная карточка.

Школьный коллектив – это второй коллектив, в котором живёт ученик при условии, если он посещал детский сад. Разумеется, задача учителя – сделать всё, чтобы этот «сырой» материал превратился в замечательную «фигуру». И с первых дней обучения начинается кропотливая, целенаправленная работа по формированию, а затем развитию детского коллектива. В чём же заключается эта работа? Каковы её психологические и педагогические аспекты? Учитель составляет план, разрабатывает серию мероприятий, а иногда действует стихийно в зависимости от ситуации, т.к. обладает большим опытом работы с детьми. Какие же мероприятия помогут учителю сформировать дружный и сплочённый коллектив?

На мой взгляд, все формы работ способствуют задуманному. Свою работу я начинаю с установления традиций класса. День именинника, календарные праздники (День Знаний,праздник Осени, для девочек  - 8 Марта, для мальчиков - День Защитника, Новый год, Масленица, День Победы), экскурсии, викторины, конкурсы. На мой взгляд, такие мероприятия, как ничто иное сплачивает детей. Здесь можно увидеть ребёнка совсем с другой стороны, которая ранее никогда не проявлялась. А это очень важно для учителя. Вместе с тем большое значение для формирования сплочённого коллектива являются различные психологические тренинги, которые провожу на классных часах или во внеурочное время.  

Один детский коллектив не похож на другой. Бывает так, что в одном классе подбираются дети дружные, внимательные друг к другу, вежливые, но иногда класс вызывает беспокойство педагога: дети подсмеиваются над ошибками другого, или высмеивают того или другого ученика. Дети проводят в школе достаточно много времени, и желание идти в школу с удовольствием часто зависит не только от выполненных или невыполненных домашних заданий, но и от того, как тебя встретят одноклассники, а самое главное, как тебя встретит учитель. Ведь специфика начальной школы состоит в том, что дети постоянно находятся рядом с учителем. А в средней школе, начиная с 5 класса, учителей становится больше.

 Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с именем классного руководителя. И если этот человек сочетает  в себе качества педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешить конфликты, ему доверяются детские тайны.

То есть, на мой взгляд, сплочённость и сформированность детского коллектива  зависит не только от перечня запланированных мероприятий, психологических тренингов, а в первую очередь от личностных качеств учителя.

Я предлагаю перечень заповедей классного руководителя, в соблюдении которых и проявляется его личность.

Заповеди классного руководителя:

1.Будь требователен к себе.

2.Владей грамотной речью.

3.Показывай пример во всём.

4.Не будь равнодушным.

5.Доверяй, но проверяй.

6.Пообещал – сделай.

7.Не раздражайся, будь терпелив и настойчив.

8.Будь добрым, но не добреньким.

9.Умей поставить себя на место ребёнка.

10.Помни: максимум поощрения, минимум наказания.

11.Не заводи любимчиков.

12.Не требуй от ребёнка больше, чем он умеет.

13.Давай воспитаннику посильные задания.

14.Сумей смотреть с родителями в одну сторону.

15.Люби детей, чего бы тебе это ни стоило.

16.   Помни, человек сложен, даже если ему 10-11 лет.

17.    Научись не приказывать, а просить, тогда ребенок все сделает.

18.    Умей выслушать и услышать каждого ребенка.

19.    Умей признавать свои ошибки.

20.   Старайся видеть успехи детей и радоваться каждому из них.

21.    Всегда нужно найти то, за что похвалить.

22.   Не делай ничего за ребенка, а делай вместе с ним.

23.    Будь готов понять интересы ребят, их взгляды, настроение.

Основная цель в работе классного руководителя – оказание помощи учащимся в реализации ими своих социальных функций и решении возникающих социальных проблем.

На всех стадиях развития классного коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания учащихся. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

В традициях можно выделить большие и малые. Большие традиции – это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед классным коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными – это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.

Традиции – проявление чести детского коллектива, и в этом их особая красота. Они вызывают в детях чувство гордости за свой коллектив.

Принципы формирования традиций в детском коллективе:

1.  Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.

2.  Беспристрастность в оценке поступков учащихся.

3.  Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.

4.  Диалогичность и полилогичность в общении с учащимися.

5.  Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.

6.  Использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.

7.  Исключение значимости своего настроения в общении с детьми.

Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили. Какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.

По мнению А.С. Макаренко, ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиции, конечно, не может быть хорошей школой, и лучшие школы – те, которые их накопили. И дети – удивительные мастера создавать такие традиции.

Традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности, воспитывать умение быть Человеком.

Коллектив, как всякий живой организм, рождается, развивается, проходит кризисные этапы, распадается, умирает и вновь способен к возрождению. Детский коллектив особенный: дети, вырастая, покидают воспитательное учреждение, идет постоянная смена лидеров, интересов, форм деятельности, иерархий ценностей. Динамичность осложняет работу педагога, однако если вырабатываются традиции коллектива, он при такой динамике долго живет.

Важным условием развития классного коллектива является организация самоуправления. Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром является актив. В актив входят воспитанники, выполняющие те или иные поручения коллектива и состоящие в его органах. В число активистов подбираются наиболее деятельные и пользующиеся уважением своих товарищей школьники. Естественно, что педагог не может стоять в стороне, поэтому изучение деловых и личных качеств воспитанников и их положения в коллективе является одним из существенных условий правильного подбора активистов и предотвращения появления во главе коллектива лидеров с отрицательной общественной направленностью.

Основными условиями успешной работы актива являются: четкое определение функций актива, постепенное развитие его самостоятельности, поддержание авторитета педагогами, работающими с коллективом, его преемственность, регулярное переизбрание. Органы самоуправления в процессе становления и развития коллектива выполняют очень большую и ответственную роль. Общественная активность школьников неоднородна. Она может проявляться как исполнительская активность, инициативность, самостоятельность. Лишь сочетание всех видов дает по-настоящему активного члена общества.

Как же следует проводить воспитательную работу с активистами, чтобы они хорошо выполняли свои общественные обязанности и способствовали развитию и укреплению коллектива?

Изучение опыта показывает, что воспитательная работа с активом может складываться из следующих видов педагогической работы: разъяснения прав, обязанностей и задач коллектива посредством инструктирования; оказания повседневной практической помощи в разработке стратегий коллективной деятельности; организация обмена опытом работы; контроля за исполнением поручений и привлечения внимания актива к качеству выполненной работы.

 

Кроме того, сплочению коллектива способствуют разнообразные внеклассные мероприятия, где активное участие принимают не только дети, но и родители.

Важную роль в формировании классного коллектива и установлении взаимоотношений в классе играют классные часы. На первом организационном классном часе (5 класс) необходимо познакомить детей с правилами в школе, рассказать о предметах, учителях, провести экскурсию по школе, показать кабинеты и познакомить с учителями, спланировать ближайшую внутриклассную работу. На следующем этапе необходимо спланировать работу класса, для этого необходимо принять и разработать законы классного коллектива.

В своём классе я провожу такие мероприятия: классные часы, беседы, КВН, брейн – ринг, Поле Чудес, эрудит-шоу, викторины, конкурсы, диспуты, дискуссии.

В работе по формированию классного коллектива и выявлению личностных качеств детей, определению формальных и неформальных лидеров в классе удобно проводить ситуационные классные часы. Формированию эффективного поведения для достижения согласия в классе помогают различные игры. Они позволяют сплотить коллектив, выявляют коммуникативный уровень детей, готовность к доминированию в группе. Кроме того, дети всегда активно отвлекаются на игровые формы общения.

Чтобы коллектив стал дружным, сплочённым, нужно раз в 2-3 месяца посещать театры, музеи.Театр - это прекрасная возможность для классного руководителя, да и для родителей сблизиться с детьми, лучше их понять и достичь взаимопонимания. Многие школьные библиотекари отмечают, что после посещения театра читательские интересы школьников активизируются и возрастает спрос на литературу, хотя бы косвенно связанную со спектаклем. А учителя-словесники говорят, что театр помогает ребятам анализировать то или иное произведение.

А также сплачивает коллектив и поездки по городам России, мероприятия с чаепитием.

Таким образом, задача современной школы – воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности.

     В отличие от младшего школьника жизнь подростка (12-17 лет) коренным образом меняется, он вынужден быть более самостоятельным, ответственным, должен уметь управлять собой. В его жизни возникают проблемы, каких не было раньше, успешность решения которых начинает определять и отношение к нему взрослых, и положение среди сверстников, и его собственную самооценку.     Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.     

         Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – вот главное условие успешного воспитания.   





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!