СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках литературы (5-9)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой таблицу, в которой отражены тематические разделы по учебному предмету "Литература", распределены основные виды деятельности учащихся при изучении каждого раздела, расписаны ключевые компетенции, формируемые при изучении каждого раздела. данная таблица была разработана к программе на уровень основного общего образования 5-9 классы (ФГОС)

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках литературы (5-9)»

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Формирование ключевых компетенций

НРК, межпредметные связи

Раздел 1. Русский фольклор



1. Малые жанры фольклора

Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение. Загадка как метафора, вид словесной игры.

2. Сказки (волшебные, бытовые, о животных)

Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, о животных). Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках.

3. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Воплощение в образе богатыря национального характера: нравственные достоинства героя. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству

Различать пословицы и поговорки.

Использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях.

Различать сказки волшебные, бытовые и сказки о животных.

Выявлять характерные для народных сказок и былин художественные приемы (постоянные эпитеты, троекратные повторы).

Пересказывать самостоятельно прочитанную сказку.

Читать выразительно фрагмент былины.

Характеризовать героя былины как воплощение национального характера

Связь с историей, искусством, культурой, музыкой, кинематографом

Проект «Сравнительный анализ пословиц и поговорок разных народов»

Проект «Герои былин в современных мультипликационных фильмах»

Исследование «Илья Муромец: правда и вымысел образа богатыря»

НРК «Русские и хакасские пословицы и поговорки с точки зрения лексического значения »

ИКТ: создание ММ презентации для представления и защиты проекта

Способы фиксации звука, работа с изображением, набор и редактирование текста средствами Word

Приемы смыслового чтения: синквейн, кластер, ментальная карта, анализ структуры текста , выделение ключевых слов

Раздел 2. Древнерусская литература



1. «Слово о полку Игореве»

«Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова...».

2. «Житие Сергия Радонежского» (фрагменты)

Духовный путь Сергия Радонежского. Идейное содержание произведения. Соответствие образа героя и его жизненного пути канону житийной литературы. Сочетание исторического, бытового и чудесного в житии. Сила духа и святость героя. Отражение композиционных, сюжетных, стилистических особенностей житийной литературы в историческом очерке Б. К. Зайцева

Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале.

Читать выразительно фрагменты произведений древнерусской литературы.

Характеризовать героя древнерусской литературы.

Выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить содержание жития с требованиями житийного канона.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

Связь с историей, культурой, живописью, кинематографом

ИКТ: создание ММ презентации для представления и защиты проекта

Способы фиксации звука, работа с изображением, набор и редактирование текста средствами Word

Приемы смыслового чтения: двойные дневники, бортовые журналы, синквейн, кластер, инсерт, таблица-синтез

Проекты: Сравнительный анализ переводов «Слова о полку Игореве…», «Типичные черты героя в разных произведениях древнерусской литературы»


Раздел 3. Русская литература XVIII в.



1. Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» (фрагменты)

Социальная и нравственная проблематика комедии. Сатирическая направленность. Проблемы воспитания, образования гражданина. «Говорящие» фамилии и имена, речевые характеристики как средства создания образов персонажей. Смысл финала комедии.

2. Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»

Своеобразие проблематики произведения. Отражение художественных принципов сентиментализма в повести. Конфликт истинных и ложных ценностей. Изображение внутреннего мира и эмоционального состояния человека.

3. Г. Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

Жизнеутверждающий характер поэзии Державина. Тема поэта и поэзии

Воспринимать текст литературного произведения.

Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы XVIII в.

Характеризовать героя русской литературы XVIII в.

Выявлять характерные для произведений русской литературы XVIII в. темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить содержание произведений русской литературы XVIII в. с особенностями русского Просвещения и классицизма.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина, Н. М. Карамзина, Г. Р. Державина

Межпредметные связи: история, культура, театр

ИКТ: создание ММ презентации для представления и защиты проекта; использование сети Интернет для поиска информации

Способы фиксации звука, работа с изображением, набор и редактирование текста средствами Word

Приемы смыслового чтения: синквейн, кластер, таблицы, ключевые слова, мозговой штурм, древо предсказаний, шапка вопросов

Проекты: Сравнительный анализ стихотворений «Памятник» Г. Державина и А. Пушкина. Сравнительный анализ произведений эпохи сентиментализма русских и зарубежных авторов (Шиллер «Братья-разбойники»)

Раздел 4. Русская литература XIX в. (первая половина)



1. И. А. Крылов. Басни «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»

Жанр басни, история его развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определенных качеств человека. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы ее воплощения. Своеобразие языка басен Крылова.

2. В. А. Жуковский. Баллада «Светлана»

Жанр баллады в творчестве Жуковского. Источники сюжета баллады «Светлана». Образ Светланы и средства его создания. Национальные черты в образе героини. Своеобразие сюжета. Фантастика, народно-поэтические традиции, атмосфера тайны, пейзаж. Мотивы дороги и смерти. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала баллады. Баллады западноевропейских поэтов в переводах Жуковского.

3. Стихотворения «Море», «Невыразимое»

Основные темы и образы поэзии Жуковского. Лирический герой романтической поэзии и его восприятие мира. Тема поэтического вдохновения. Отношение романтика к слову. Романтический образ моря. Своеобразие поэтического языка Жуковского.

4. А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»

История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова.

5. А. С. Пушкин. Стихотворения «Няне», «И. И. Пущину», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Анчар», «Туча», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Осень», «Два чувства дивно близки нам...»

Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворенность и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Тема поэта и поэзии. Вдохновение как особое состояние поэта. Философская глубина, религиозно-нравственные мотивы поздней лирики Пушкина. Особенности ритмики, метрики, строфики пушкинских стихотворений. Библейские и античные образы в поэзии Пушкина. Традиции классицизма, романтические образы и мотивы, реалистические тенденции в лирике поэта. Образы, мотивы, художественные средства русской народной поэзии в творчестве Пушкина. Образ Пушкина в русской поэзии XIX—XX вв.

6. Баллада «Песнь о вещем Олеге»

Интерес Пушкина к истории России. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Традиции народной поэзии в создании образов «Песни...». Смысл противопоставления образов Олега и кудесника. Особенности композиции произведения. Признаки жанра баллады в «Песни...». Художественные средства произведения, позволившие воссоздать атмосферу Древней Руси.

7. Роман «Дубровский»

История создания произведения. Картины жизни русского поместного дворянства. Образы Дубровского и Троекурова. Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе. Нравственная проблематика произведения. Образы крепостных. Изображение крестьянского бунта. Образ благородного разбойника Владимира Дубровского. Традиции приключенческого романа в произведении Пушкина. Романтический характер истории любви Маши и Владимира. Средства выражения авторского отношения к героям романа.

8. Роман «Капитанская дочка»

История создания романа. Историческое исследование «История Пугачева» и роман «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю. Изображение исторических деятелей на страницах романа (Пугачев, Екатерина II). Главные герои романа. Становление, развитие характера, личности Петра Гринева. Значение образа Савельича. Нравственная красота Маши Мироновой. Образ антигероя Швабрина. Проблемы долга, чести, милосердия, нравственного выбора. Портрет и пейзаж в романе. Художественная функция народных песен, сказок, пословиц и поговорок. Роль эпиграфов в романе. Название и идейный смысл произведения.

9. Повесть «Станционный смотритель»

Цикл «Повести Белкина». Повествование от лица вымышленного героя как художественный прием. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести.

10. Роман в стихах «Евгений Онегин»

Замысел романа и его эволюция в процессе создания произведения. Особенности жанра и композиции «свободного романа». Единство лирического и эпического начал. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Сюжетные линии произведения и темы лирических отступлений. Автор и его герои. Образ читателя в романе. Образ Онегина, его развитие. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Татьяна как «милый идеал» автора. Художественная функция эпиграфов, посвящений, снов и писем героев романа. Картины жизни русского общества: жизнь столиц и мир русской деревни. Картины родной природы «Онегинская строфа». Особенности языка, органичное сочетание высокой поэтической речи и дружеского разговора, упоминания имен богов и героев античной мифологии и использование просторечной лексики. Реализм пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин» в русской критике.

11. Трагедия «Моцарт и Сальери»

Цикл маленьких трагедий — пьес о сильных личностях и нравственном законе. Проблема «гения и злодейства». Образы Моцарта и Сальери. Два типа мировосприятия, выраженные в образах главных героев трагедии. Образ слепого скрипача и его роль в развитии сюжета. Образ «черного человека». Сценическая и кинематографическая судьба трагедии.

12. М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Парус», «Листок», «Тучи», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Пророк», «На севере диком стоит одиноко...», «Ангел», «Три пальмы»

Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца «Звуки небес» и «скучные песни земли». Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Своеобразие художественного мира поэзии Лермонтова. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема Родины, поэта и поэзии. Романтизм и реализм в лирике поэта.

13. Стихотворение «Бородино»

Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события. Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

14. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI в., их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Образ Ивана Грозного и тема несправедливой власти. Защита Калашниковым человеческого достоинства. Авторская позиция в поэме. Связь поэмы с художественными традициями устного народного творчества. Сопоставление зачина поэмы и ее концовки. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

15. Поэма «Мцыри»

«Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения к нему. Смысл финала поэмы.

16. Роман «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» как первый психологический роман в русской литературе. Нравственно-философская проблематика произведения. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии характера Печорина. Особенности повествования. Особое внимание к внутренней жизни человека, его мыслям, чувствам, переживаниям, самоанализу, рефлексии. Портретные и пейзажные описания как средства раскрытия психологии личности. Главный герой и второстепенные персонажи произведения. Любовь и игра в любовь в жизни Печорина. Смысл финала романа. Черты романтизма и реализма в романе Печорин и Онегин. Роман «Герой нашего времени» в русской критике.

17. Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством»

Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов. Изображение конфликта темных и светлых сил. Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма.

18. Повесть «Тарас Бульба»

Эпическое величие мира и героический размах жизни в повести Гоголя. Прославление высокого строя народной вольницы, боевого товарищества, самоотверженности и героизма. Единоверие, честь, патриотизм как основные идеалы запорожцев. Герои Гоголя и былинные богатыри Тарас и его сыновья. Принцип контраста в создании образов братьев, противопоставления в портретном описании, речевой характеристике. Трагизм конфликта отца и сына (Тарас и Андрий). Борьба долга и чувства в душах героев. Роль детали в раскрытии характеров героев. Смысл финала повести.

19. Повесть «Шинель»

Развитие образа «маленького человека» в русской литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном, неуютном мире, тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного холода, отчужденности, бездушия. Роль фантастики в идейном замысле произведения. Гуманистический пафос повести.

20. Комедия «Ревизор»

История создания комедии и ее сценическая судьба. Поворот русской драматургии к социальной теме. Русское чиновничество в сатирическом изображении: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества и казнокрадства, лживости. Основной конфликт комедии и стадии его развития. Особенности завязки, развития действия, кульминации и развязки. Новизна финала (немая сцена). Образ типичного уездного города. Городничий и чиновники. Женские образы в комедии. Образ Хлестакова. Хлестаковщина как общественное явление. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик. Ремарки как форма выражения авторской позиции. Гоголь о комедии.

21. Поэма «Мертвые души»

История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Чичиков как «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о России. Жанровое своеобразие произведения, его связь с «Божественной комедией» Данте, плутовским романом, романом-путешествием. Причины незавершенности поэмы. Авторские лирические отступления в поэме, их тематика и идейный смысл. Чичиков в системе образов поэмы. Образы помещиков и чиновников, художественные средства и приемы их создания, образы крестьян. Образ Руси. Эволюция образа автора от сатирика к проповеднику и пророку. Своеобразие гоголевского реализма. Поэма «Мертвые души» в русской критике

Воспринимать текст литературного произведения.

Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

Характеризовать героя русской литературы первой половины XIX в.

Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XIX в. темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).

Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Конспектировать литературно-критическую статью.

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения или на их театральные или кинематографические версии.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя

Межпредметные связи: история, культура, живопись, музыка, скульптура (памятники писателям и героям из произведений), кинематограф, русский язык, биология.

НРК: Памятники А. Пушкину в Хакасии и Сибири, творчество хакасских поэтов 19 века.

ИКТ: создание ММ презентации для представления и защиты проекта; использование сети Интернет для поиска информации

Способы фиксации звука, работа с изображением, набор и редактирование текста средствами Word

Приемы смыслового чтения: пересказ, свертывание текста, таблица ЗХУ, шапка вопросов, синквейн, кластер, ментальная карта

Проекты: сравнительный анализ басен И. Крылова и зарубежных баснописцев (Эзоп, Лафонтен, Лессинг). Сравнительный анализ баллад В. Жуковского и Шиллера (перевод баллад).

Исследование: А. Грибоедов – автор одного произведения.

















Проекты: История и вымысел (на основе баллады о Вещем Олеге). А.Пушкин – писатель-историк.

























Проект: черты реализма и романтизма в романе «Дубровский»











Проект: История на страницах романа «Капитанская дочка».

Роль портрета и пейзажа в произведении (на основе романа «Капитанская дочка»).

Роль фольклорных произведений в романе «Капитанская дочка»









Проект: отражение библейских мотивов в произведениях А. Пушкина







Проект: Эпиграф как идейно-структурная часть текста.

Проект: Роль снов в характеристике героя.













Проект: Судьба гения (на примере жизни А. Пушкина, М. Ломоносова и др.)





Проект: сравнительный анализ стихотворений о предназначении поэта и поэзии на основе произведений А. Пушкина и М. Лермонтова













Проект: История и вымысел в стихотворении «Бородино»







Проект: Признаки фольклорных произведении в поэме













Проект: Контраст как художественно-изобразительное средство в поэме «Мцыри».







Исследование: Хронология событий в композиционной структуре романа.

Проект: Сравнительный анализ мнений русских критиков о романе







Проект: Черты фольклора в образах повести

Проект: Разграничение жанров фантастики и фэнтези (на примере произведений Гоголя и Толкиена)







Исследование: История на страницах повести «Тарас Бульба»

Проект: Конфликт «отцов и детей» в повести









Проект: Образ «маленького человека» в русской литературе («Станционный смотритель» и «Шинель»)









Исследование: История постановки комедии «Ревизор» на сцене

Проект: Сатирическое изображение действительности (Комедия «Ревизор» и басни И. Крылова )









Исследование: Связь поэмы с «Божественной комедией» Данте

Проект: Сравнительный анализ мнений русских критиков о поэме «Мертвые души»

Раздел 5. Русская литература XIX в. (вторая половина)



1. Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной...», «С поляны коршун поднялся...», «Фонтан»

Философская проблематика стихотворений Тютчева. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания.

2. А. А. Фет. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом...», «Учись у них — у дуба, у березы...»

Философская проблематика стихотворений Фета. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания.

3. И. С. Тургенев. Повесть «Муму»

Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России. Образ Герасима. Особенности повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя. Образ Муму. Смысл финала повести.

4. Рассказ «Певцы»

Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении.

5. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Два богача»

Особенности идейно-эмоционального содержания стихотворений в прозе. Своеобразие ритма и языка. Авторская позиция и способы ее выражения.

6. Н. А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети»

Изображение жизни простого народа. Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.

7. Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»

Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.

8. А. П. Чехов. Рассказы «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника»

Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций. Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказах. Роль художественной детали. Смысл названия

Воспринимать текст литературного произведения.

Читать выразительно фрагменты выразительно произведений русской литературы второй половины XIX в.

Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы второй половины XIX в.

Характеризовать героя русской литературы второй половины XIX в.

Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XIX в. темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины XIX в. с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).

Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Конспектировать литературно-критическую статью.

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова

Межпредметные связи: русский язык, история, живопись, музыка (романсы), кинематограф

НРК: творчество поэтов Сибири и Хакасии (проект: Сравнительный анализ стихов А. Кыштымова и Ф. Тютчева о природе)

ИКТ: создание ММ презентации для представления и защиты проекта; использование сети Интернет для поиска информации

Способы фиксации звука, работа с изображением, набор и редактирование текста средствами Word

Приемы смыслового чтения: филологический анализ стихотворений, синквейн, кластер, древо предсказаний, мозговой штурм, шапка вопросов, таблица ЗХУ, двойные дневники, ключевые слова



Исследование: Образа Герасима – реальность и вымысел.







Проект: Возможно ли поэтический текст сделать прозаическим (на материале стихов Тютчева, Фета, Некрасова)



















Проект: Художественная деталь как средство характеристики героя (герои Чехова и, например, Эрюль Пуаро и Шерлок Холмс)


















Раздел 6. Русская литература XX в. (первая половина)



1. И. А. Бунин. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»

Особенности изображения природы. Образ оленя и средства его сочинения. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта.

2. Рассказ «Подснежник»

Историческая основа произведения. Тема прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя рассказа. Приемы антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия.

3. А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор»

Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Смысл названия. Тема служения людям и добру. Образ доктора в русской литературе.

4. М. Горький. Рассказ «Челкаш»

Образы Челкаша и Гаврилы. Широта души, стремление к воле. Символический образ моря. Сильный человек вне истории. Противостояние сильного характера обществу.

5. И. С. Шмелев. Роман «Лето Господне» (фрагменты)

История создания автобиографического романа. Главные герои романа. Рождение религиозного чувства у ребенка. Ребенок и национальные традиции. Особенности повествования.

6. А. А. Блок. Стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...», «Родина»

Лирический герой поэзии Блока. Символика и реалистические детали в стихотворениях. Образ Родины. Музыкальность лирики Блока.

7. В. В. Маяковский. Стихотворения «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Словотворчество и яркая метафоричность ранней лирики Маяковского. Гуманистический пафос стихотворения. Одиночество лирического героя, его противопоставление толпе обывателей. Тема назначения поэзии. Своеобразие ритмики и рифмы.

8. С. А. Есенин. Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная...», «Нивы сжаты, рощи голы...»

Основные темы и образы поэзии Есенина. Лирический герой и мир природы. Олицетворение как основной художественный прием. Напевность стиха. Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина.

9. А. А. Ахматова. Стихотворения «Перед весной бывают...», «Родная земля»

Основные темы и образы поэзии Ахматовой. Роль предметной детали, ее многозначность. Тема Родины в стихотворении.

10. А. П. Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок»

Основная тема и идейное содержание рассказа. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Философская символика образа цветка.

11. А. С. Грин. Повесть «Алые паруса» (фрагменты)

Алые паруса как образ мечты. Мечты и реальная действительность в повести. История Ассоль. Встреча с волшебником как знак судьбы. Детство и юность Грея, его взросление и мужание. Воплощение мечты как сюжетный прием. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса.

12. М. А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце»

Мифологические и литературные источники сюжета. Идея переделки человеческой природы. Образ Шарикова и «шариковщина» как социальное явление. Проблема исторической ответственности интеллигенции. Символика имен, названий, художественных деталей. Приемы сатирического изображения

Воспринимать текст литературного произведения.

Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в.

Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в.

Характеризовать героя русской литературы первой половины XX в.

Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XX в. темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).

Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Конспектировать литературно-критическую статью.

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве И. А. Бунина, А. И. Куприна, М. Горького, И. С. Шмелева, А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. А. Ахматовой, А. П. Платонова, А. С. Грина, М. А. Булгакова, А. Т. Твардовского

Межпредметные связи: русский язык, культура, религия, история, биология, кинематограф, живопись, музыка

НРК: стихи о животных поэтов Сибири и Хакасии (проект: Сравнительный анализ стихов ).

ИКТ: создание ММ презентации для представления и защиты проекта; использование сети Интернет для поиска информации

Способы фиксации звука, работа с изображением, набор и редактирование текста средствами Word

Приемы смыслового чтения: филологический анализ текста, синквейн, бортовой журнал, таблица-синтез, древо предсказаний, шапка вопросов, ключевые слова



















Проекты: Символизм в музыке и живописи. Футуризм в живописи и музыке.









Исследование : «Тема родины в творчестве хакасских поэтов и поэтов Серебряного века»

















Проект: Символы в литературе.







Проект: Романы-утопии

Раздел 7. Русская литература XX в. (вторая половина)



1. А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца»)

История создания поэмы. Изображение войны и человека на войне. Народный герой в поэме. Образ автора-повествователя. Особенности стиха поэмы, ее интонационное многообразие. Своеобразие жанра «книги про бойца».

2. М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

Изображение трагедии народа в военные годы. Образ Андрея Соколова. Особенности национального характера. Тема военного подвига, непобедимости человека. Воплощение судьбы целого народа в судьбе героя произведения. Особенности композиции рассказа.

3. Н. М. Рубцов. Стихотворения «Звезда полей», «В горнице»

Картины природы и русского быта в стихотворениях Рубцова. Темы, образы и настроения. Лирический герой и его мировосприятие.

4. В. М. Шукшин. Рассказ «Чудик»

Своеобразие шукшинских героев-«чудиков». Доброта, доверчивость и душевная красота простых, незаметных людей из народа. Столкновение с миром грубости и практической приземленности. Внутренняя сила шукшинского героя.

5. В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского»

Изображение трудностей послевоенного времени. События, рассказанные от лица мальчика, и авторские оценки. Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости. Нрав?????

6. В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»

Изображение становления характера главного героя. Самообладание маленького охотника. Мальчик в борьбе за спасение. Картины родной природы.

7. А. И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»

Историческая и биографическая основа рассказа. Изображение народной жизни. Образ рассказчика. Портрет и интерьер в рассказе. Притчевое начало, традиции житийной литературы, сказовой манеры повествования в рассказе. Нравственная проблематика. Принцип «жить не по лжи». Тема праведничества в русской литературе

Воспринимать текст литературного произведения.

Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы второй половины XX в.

Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы второй половины XX в.

Характеризовать героя русской литературы второй половины XX в.

Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XX в. темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).

Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием ?????

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Конспектировать литературно-критическую статью.

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения или на их театральные или кинематографические версии.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве М. А. Шолохова, В. М. Шукшина, Н. М. Рубцова, В. Г. Распутина, В. П. Астафьева, А. И. Солженицына

Межпредметные связи: история, кинематограф, русский язык, живопись

НРК

ИКТ: создание ММ презентации для представления и защиты проекта; использование сети Интернет для поиска информации

Способы фиксации звука, работа с изображением, набор и редактирование текста средствами Word

Приемы СЧ: синквейн, филологический анализ стихотворения, таблица-синтез, кластер, ключевые слова, ассоциации

Проект: Тема подвига и предательства в произведениях о войне

Проект: Герои-«чудики» в произведениях В. Шукшина















Межпредметные связи: география, ОБЖ, биология





Приемы СЧ: двойные дневники, древо предсказаний, бортовые журналы, видеомы, ментальные карты



Проекты: Тема праведничества в русской литературе (Горький, Лесков, Островский)

Раздел 8. Литература народов России



1. Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга»

Любовь к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга как «отрада из отрад», «путеводная звезда».

2. Мустай Карим. Поэма «Бессмертие» (фрагменты)

Героический пафос поэмы. Близость образа главного героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмы А. Т. Твардовского.

3. Расул Гамзатов. Стихотворения «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссорились, бывало...»

Тема любви к родному краю. Национальный колорит стихотворений. Изображение национальных обычаев и традиций. Особенности художественной образности аварского поэта.

4. Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...»

Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворениях балкарского поэта. Тема бессмертия народа, его языка, поэзии, обычаев. Поэт как вечный должник своего народа

Воспринимать текст литературного произведения.

Читать выразительно фрагменты произведений литературы народов России.

Характеризовать героя литературы народов России.

Выявлять характерные для произведений литературы народов России темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить содержание произведений литературы народов России с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).

Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии.

Сопоставлять оригинальные тексты произведении литературы народов России (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык

Межпредметные связи: история, география, культура, русский язык

НРК

ИКТ: создание ММ презентации для представления и защиты проекта; использование сети Интернет для поиска информации

Способы фиксации звука, работа с изображением, набор и редактирование текста средствами Word

Приемы СЧ: синквейн, диаманта, хокку, филологический анализ стихотворений, видеомы

Проекты: Образы-символы в стихах о войне


Раздел 9. Зарубежная литература



1. Гомер. Поэма «Одиссея» (фрагмент «Одиссей у Циклопа»)

Мифологическая основа античной литературы. Приключения Одиссея и его спутников. Жажда странствий, познания нового. Испытания, через которые проходят герои эпоса. Роль гиперболы как средства создания образа. Метафорический смысл слова «одиссея».

2. Данте. Поэма «Божественная комедия» (фрагменты)

Данте и его время. Дантовская модель мироздания. Трехчастная композиция поэмы. Тема поиска истины и идеала. Образ поэта. Изображение пороков человечества в первой части поэмы. Смысл названия.

3. У. Шекспир. Трагедия «Гамлет» (сцены)

Трагический характер конфликта. Напряженная духовная жизнь героя-мыслителя. Противопоставление благородства мыслящей души и суетности времени. Гамлет как «вечный» образ. Тема жизни как театра.

4. Сонет № 130 «Ее глаза на звезды не похожи...»

Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира.

5. М. Сервантес. Роман «Дон Кихот» (фрагменты)

Образы благородного рыцаря и его верного слуги. Философская и нравственная проблематика романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Конфликт иллюзии и реальной действительности.

6. И.-В. Гёте. Трагедия «Фауст» (фрагменты)

Народная легенда о докторе Фаусте и ее интерпретация в трагедии. Образы Фауста и Мефистофеля как «вечные» образы. История сделки человека с дьяволом как «бродячий» сюжет. Герой в поисках смысла жизни. Проблема и цена истинного счастья.

7. Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты)

Жанровое своеобразие романа. Образ Робинзона Крузо. Изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека. Образ путешественника в литературе.

8. Ж. Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (сцены)

Проблематика комедии. Основной конфликт. Образ господина Журдена. Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главного героя. Особенности изображения комических ситуаций. Мастерство драматурга в построении диалогов, создании речевых характеристик персонажей.

9. Дж. Г. Байрон. Стихотворение «Душа моя мрачна...».

Своеобразие романтической поэзии Байрона. «Мировая скорбь» в западноевропейской поэзии. Ощущение трагического разлада героя с жизнью, окружающим его обществом. Байрон и русская литература.

10. А. де Сент-Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц» (фрагменты)

Постановка «вечных» вопросов в философской сказке. Образы повествователя и Маленького принца. Нравственная проблематика сказки. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Непонятный мир взрослых, чуждый ребенку. Роль метафоры и аллегории в произведении. Символическое значение образа Маленького принца.

11. Р. Брэдбери. Рассказ «Все лето в один день»

Особенности сюжета рассказа. Роль фантастического сюжета в раскрытии серьезных нравственных проблем. Образы детей. Смысл финала произведения

Воспринимать текст литературного произведения.

Читать выразительно фрагменты произведений зарубежной литературы.

Читать выразительно наизусть фрагменты произведений зарубежной литературы.

Характеризовать героя зарубежной литературы.

Выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить содержание произведении зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).

Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Конспектировать литературно-критическую статью.

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии.

Сопоставлять оригинальные тексты произведении зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык

Межпредметные связи: история, культура, искусство

ИКТ: создание ММ презентации для представления и защиты проекта; использование сети Интернет для поиска информации

Способы фиксации звука, работа с изображением, набор и редактирование текста средствами Word

Приемы СЧ: инсерт, двойные дневники, таблица тонких и толстых вопросов, двойные дневники, древо предсказаний, ментальные карты



Проекты: Гипербола как средство художественной выразительности



























Проект: Образ путешественника в литературе























Проект: Роль метафоры в повести «Маленький принц»






Раздел 10. Сведения по теории и истории литературы



1. Литература как искусство словесного образа

Литература как искусство словесного образа. Литература и мифология. Литература и фольклор.

2. Художественный образ. Персонаж

Художественный образ. Персонаж. Литературный герой. Героический характер. Главные и второстепенные персонажи. Лирический герой. Образы времени, пространства, природные образы. Образы предметов. «Вечные» образы в литературе.

3. Художественный мир

Художественный мир. Художественный вымысел. Правдоподобие и фантастика.

4. Сюжет и композиция. Конфликт

Сюжет и композиция. Конфликт. Внутренний конфликт. Эпизод. Пейзаж. Портрет. Диалог и монолог. Внутренний монолог. Дневники, письма и сны героев. Лирические отступления. Эпилог. Лирический сюжет.

5. Авторская позиция

Авторская позиция. Заглавие произведения. Эпиграф «Говорящие» фамилии. Финал произведения.

6. Тематика и проблематика

Тематика и проблематика. Идейно-эмоциональное содержание произведения. Возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое в литературе. Юмор. Сатира.

7. Художественная речь

Поэзия и проза. Изобразительно-выразительные средства (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола, антитеза, аллегория). Символ Гротеск. Художественная деталь. Системы стихосложения. Ритм. Рифма. Строфа.

8. Литературные роды и жанры

Эпос. Лирика. Драма.

Эпические жанры (рассказ, сказ, повесть, роман в стихах).

Лирические жанры (стихотворение, ода, элегия, послание, стихотворение в прозе).

Лироэпические жанры (басня, баллада, поэма).

Драматические жанры (драма, трагедия, комедия).

9. Литературный процесс

Традиции и новаторство в литературе. Эпохи в истории мировой литературы (античность, Средневековье, Возрождение, литература XVII, XVIII, XIX и XX вв.). Литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм).

10. Древнерусская литература

Жанры слова, поучения, жития, воинской повести. Тема Русской земли. Идеал человека в литературе Древней Руси. Поучительный характер произведений древнерусской литературы.

11. Русская литература XVIII в.

Классицизм и его связь с идеями русского Просвещения. Сентиментализм и его обращение к изображению внутреннего мира обычного человека.

12. Русская литература XIX в.

Романтизм в русской литературе. Романтический герой. Становление реализма в русской литературе XIX в. Изображение исторических событий, жизни русского дворянства и картин народной жизни. Нравственные искания героев русской литературы. Идеальный женский образ. Утверждение непреходящих ценностей (вера, любовь, семья, дружба). Христианские мотивы и образы в произведениях русской литературы. Психологизм русской прозы. Основные темы и образы русской трагедии XIX в. (человек и природа, родина, любовь, назначение поэзии). Социальная и нравственная проблематика русской драматургии XIX в.

13. Русская литература XX в.

Модернизм в русской литературе. Модернистские течения (символизм, футуризм, акмеизм). Поиск новых форм выражения. Словотворчество. Развитие реализма в русской литературе XX в. Изображение трагических событий отечественной истории, судеб русских людей в век грандиозных потрясений, революций и войн. Обращение к традиционным в русской литературе жизненным ценностям. Образы родины, дома, семьи. Основные темы и образы русской поэзии XX в. (человек и природа, родина, любовь, война, назначение поэзии)

Объяснять метафорическую природу художественного образа, его обобщающее значение и наличие оценочного значения в словесном образе.

Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета).

Находить общее и различное в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества.

Определять функции мифологических образов в классической и современной литературе.

Учитывать специфику происхождения, форм бытования, жанровое своеобразие двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной.

Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях различных жанров, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении.

Учитывать жизненную основу и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщенность художественного образа.

Различать образы лирического героя и автора в лирике, рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении.

Узнавать «вечные» образы мифологии и мировой литературы в произведениях писателей, учитывать знание основных характеристик этих образов при анализе художественного произведения.

Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей.

Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма).

Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах — от правдоподобия до фантастики.

Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения.

Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.

Соотносить персонаж и прототип, образы автора и биографического автора, лирического героя и поэта.

Давать общую характеристику художественного мира произведения. Определять тип конфликта в произведении и основные стадии его развития.

Определять тематику и проблематику произведения, выявлять авторскую самобытность в постановке общественно значимых проблем, возможную полемику с другими произведениями близкой тематики.

Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем.

Выявлять художественные средства создания образов прекрасных, возвышенных и их антиподов — образов безобразных и низменных.

Выявлять характерные черты трагического и комического в литературе, объяснять причины очищающего и возвышающего воздействия на душу читателя трагического и комического в искусстве.

Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трехсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлабо-тонической системы стихосложения.

Характеризовать ритмико-метрические особенности произведений, представляющих тоническую систему стихосложения.

Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении.

Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы.

Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения.

Обосновывать жанровое различие рассказа, повести и романа на конкретных примерах изучаемых произведений.

Определять жанровые разновидности эпических произведений (приключенческий рассказ, автобиографическая повесть, исторический роман и т. п.).

Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений.

Выявлять жанровые особенности драмы, комедии и трагедии при изучении пьес русских и зарубежных авторов.

Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.).

Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определенной эпохи.

Анализировать литературное произведение с учетом идейно-эстетических, художественных особенностей основных литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).

Характеризовать художественную уникальность жанровой системы литературы Древней Руси, выявление идейного и художественного потенциала древнерусской литературы в новой и новейшей литературе России.

Знакомиться с канонами классицизма, национальной самобытностью отечественного классицизма, его гражданским, патриотическим пафосом.

Выявлять в тексте произведений особенности поэтики жанра оды, правила комедии классицизма. Выразительно читать оды, читать по ролям комедии.

Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя.

Выступать с развернутыми письменными сообщениями, обобщающими такие наблюдения.

Читать выразительно произведения романтической поэзии. Выявлять различия в характеристике художественного чтения произведений классицизма и романтизма.

Выявлять особенности русской реалистической литературы в сопоставлении с отечественной литературой предшествующих эпох и зарубежной литературой в форме развернутых устных или письменных ответов, сочинений литературоведческого характера.

Готовить исследование (коллективное под руководством учителя или индивидуальное по плану, предложенному преподавателем) особенностей реализма одного из программных произведений.

Готовить устные сообщения об основных модернистских течениях в русской литературе начала XX в. (символизм, акмеизм, футуризм), проводить индивидуальную работу по подготовке рефератов и докладов по проблемам русской литературы XX в. с последующим рецензированием несколькими учащимися и обсуждением наиболее интересных работ в классе

Межпредметные связи: история, искусство, русский язык

НРК: сопоставление героев прусских и хакасских произведений

ИКТ: создание ММ презентации для представления и защиты проекта; использование сети Интернет для поиска информации

Способы фиксации звука, работа с изображением, набор и редактирование текста средствами Word

Приемы СЧ: таблицы, кластеры, эссе, сочинение-5-минутки, диаманта, денотатнтные графы, фишбоун





























Проект: Алгоритм определения рода и жанра произведения















Проект: Хронологическая ветвь развития литературы

Раздел 12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования



1. Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся

Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале учебного года и выявление его последующей динамики.

2. Проверка усвоения навыков выразительного чтения

Проверка усвоения навыков выразительного чтения (в том числе наизусть), развитие элементов исполнительской интерпретации художественного произведения в чтении наизусть, инсценировании текста, чтении по ролям.

3. Различные формы пересказа

Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев-персонажей

4. Письменные высказывания, сочинения на литературные и публицистические темы

Письменные высказывания по литературной или нравственно-этической проблеме как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного произведения. Сочинения на литературные и публицистические темы.

5. Руководство самостоятельной и проектной деятельностью учащихся

Уроки-консультации по руководству самостоятельной и проектной деятельностью учащихся. Зачеты, семинары, коллоквиумы, другие формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся

Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному.

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать персонажей, давать их сравнительные характеристики, определять основной конфликт, группировку образов, основные этапы развития сюжета, характеризовать своеобразие языка писателя.

Читать выразительно художественный текст, в том числе наизусть, участвовать в инсценировании литературного произведения, чтении по ролям.

Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения), характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик, описаний внешности, действий, размышлений и т. д. (элементы исполнительской интерпретации произведения).

Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, чтение актеров.

Читать выразительно произведение с учетом его жанровой специфики.

Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции.

Владеть другими видами пересказа (сжатый пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика и др.).

Готовить развернутый устный или письменный ответ (составление плана ответа, подбор цитат из текста, необходимых фактов при рассказе о жизни и творчестве писателя, об истории создания произведения, убедительных аргументов при ответе на проблемный вопрос). Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную литературную или публицистическую тему.

Писать сочинения различных жанров (описание, сочинение по картине, устное иллюстрирование, характеристика, в том числе сопоставительная, литературных персонажей, отзыв, рецензия, анализ эпизода литературного произведения, ответ на проблемный вопрос, эссе, публицистическая статья, аналитическое сочинение литературоведческой направленности, опыт читательской интерпретации классического или современного произведения).

Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу.

Пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, поисковыми системами в Интернете.

Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы и коллективного образовательного проекта





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!