СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование классного коллектива

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

( разработана доцентом А.А.Андреевым)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен

3 – согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

Просмотр содержимого документа
«Методика Социально-психологическая самоаттестация коллектива»

Методика “Социально-психологическая самоаттестация коллектива”

Цель: определить эталонность общности в восприятии ее членов.

Необходимо для проведения. Каждый учащийся должен иметь бланк со следующим текстом:

“Давай поразмышляем о твоем классе. Является ли он дружным, сплоченным коллективом? Это можно выяснить, если ответить на вопрос, сколько ребят твоего класса обладают перечисленными качествами.

Перед каждым выражением стоят буквы. Обведи кружком ту из них, которая означает ответ, соответствующий твоей точке зрения.

Буквы означают:

н - никто

м- меньшинство

п-половина

б-большинство

в-все

НМПБВ

 

Свои слова подтверждают делом

НМПБВ

 

Все вопросы решают сообща

НМПБВ

 

Правильно понимают трудности, стоящие перед классом

НМПБВ

 

Радуются успехам товарищей

НМПБВ

 

Помогают новичкам, ребятам из младших классов

НМПБВ

 

Не ссорятся, когда распределяют обязанности

НМПБВ

 

Знают задачи, стоящие перед классом

НМПБВ

 

Требовательны к себе и другим

НМПБВ

 

Личные интересы подчиняют интересам коллектива

НМПБВ

 

Принципиально оценивают успехи коллектива

НМПБВ

 

Искренне огорчаются при неудаче товарища

НМПБВ

 

К своим ребятам и новичкам из других школ предъявляют одинаковые требования

НМПБВ

 

Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе

НМПБВ

 

Знают итоги работы коллектива

НМПБВ

 

Сознательно подчиняются дисциплине

НМПБВ

 

Не остаются равнодушными , если задеты интересы класса

НМПБВ

 

Одинаково оценивают общие неудачи

НМПБВ

 

Уважают друг друга

НМПБВ

 

Радуются успеху новичков и ребят из других классов

НМПБВ

 

Если надо, принимают на себя обязанности других членов коллектива

НМПБВ

 

Хорошо знают, чем занимаются учащиеся других классов.

НМПБВ

 

По-хозяйски относятся к общественному добру

НМПБВ

 

Поддерживают принятые в классе традиции

НМПБВ

 

Одинаково оценивают справедливость наказаний

НМПБВ

 

Поддерживают друг друга в трудные минуты

НМПБВ

 

Не хвастаются перед ребятами из других школ и классов

НМПБВ

 

Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях

НМПБВ

 

Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга”

На доске изображается шкала возможных ответов

Ход проведения. После тщательного объяснения исследователем задания испытуемые заполняют бланк. Если кто-то из учащихся испытывает затруднения, то исследователь помогает ему ответить на первые два-три вопроса. Важно, чтобы испытуемые ответили на все вопросы, тогда повышается достоверность и облегчается обработка получаемых результатов.

Обработка и интерпретация полученных данных.. для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала:

в- 4 балла

б-3 балла

п-2 балла

м-1 балл

н-0 баллов

Затем составляется матрица, куда заносятся ответы в баллах всех участников эксперимента.

Матрица для определения эталонности общности

Фамилия, имя

ответы

Сумма баллов

Кол-во ответов

 

1

2

3

4

27

28

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показателем эталонности общности в восприятии ее членов (М) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов учащихся на количество ответов учащихся на данный вопросник.

Принято считать, если М составляет не менее 75 : от максимально возможной оценки ( в нашем случае М  3), то можно констатировать высокий уровень эталонности общности; если же М составляет 50-74 % ( 2

 

Просмотр содержимого документа
«Обработка социометрических исследований»

Обработка социометрических исследований.

Для работы программы необходимо выбрать средний уровень безопасности. Для этого после загрузки электронной таблицы (файла Excel) в меню выберите Сервис-Макрос-Безопасность-Средняя. Закройте электронную таблицу и теперь при открытии файла электронной таблицы на вопрос о макросах Вы отвечаете так, чтобы МАКРОСЫ БЫЛИ ВКЛЮЧЕНЫ


Цель проекта

Рассмотрим ситуацию, которая может возникнуть при проведении социометрических исследований. В коллективе необходимо выявить лидеров и отстающих, антипатии и симпатии. Для этого членам коллектива задается вопрос типа «Кого бы Вы пригласили на день рождения», «С кем бы пошли в магазин» «Кого не хотели видеть за соседним столом» и т.д. Затем по полученным ответам (а каждый участник указывает не более 5-ти положительных и 5-ти отрицательных персон, меньше можно) составляется таблица и уже на основе этой таблицы проводится обработка данных. У нас в качестве испытуемых будет выступать лесной коллектив сказочных героев из фирмы «Тридевятое царство».

Структура таблицы.

Таблица размещена на рабочем листе «Table». В верхней строке и в первой колонке размещены фамилии испытуемых. Причем наверху фамилии тех, кто выбирает, а в столбце А – фамилии выбранных. Так сделано потому, что удобнее наверху выбрать столбик с фамилией Богатырь, и спускаясь по нему поставить «1» напротив его положительных выборов и «-1» - напротив его отрицательных выборов. Количество участников опроса автоматически определяется в ячейке «B2». В этой ячейке расположена формула, которая подсчитывает число фамилий. По этому поводу мы сделаем сразу два замечания – во-первых, мы не будем комментировать смысл табличных формул и будем считать это Вашей самостоятельной несложной задачей, а во-вторых, все ячейки, где находятся формулы, и менять их нельзя, обозначим каким-нибудь образом, например двойной красной рамкой.

В «нашем» коллективе 18 персон, но таблица рассчитана на 40 участников. Это видно из второй колонки и второго ряда, где расположены порядковые номера участников. За пределами этой зоны также расположены расчетные ячейки. В колонках AQ, AR, AS, AT для каждого участника подсчитывается количество «положительных» и «отрицательных» выборов в отдельности и в сумме. Кроме того, дублируется порядковый номер участника, а в колонке AU – его фамилия.

В 43 и 44 рядах также с помощью формул вычисляется, сколько положительных и отрицательных выборов сделал каждый участник. Причем, если участник «перебрал» в своих эмоциях (выбрал более пяти персон), то вследствие условного форматирования соответствующая ячейка будет выделена красным цветом.

Новые данные

На рабочем листе расположены две кнопки. Сначала поговорим о кнопке «Новые данные». Как часто бывает в практике общения с компьютером пользователю удобнее и понятнее использовать уже знакомую программу со старыми данными, чтобы поместить туда новые значения. (действия по образцу). Но при этом нужно очистить таблицу от старых данных, покрасить диагональные ячейки в светло голубой цвет и сохранить файл под новым именем.

Сохранение под новым именем необходимо для того, чтобы под старым именем остался исходный файл с исходной программой (шаблон, другими словами), которым всегда можно было бы воспользоваться. Поэтому, если Вы нажмете на кнопку «Новые данные», то Вы сотрете все сведения про жителей «Тридевятого царства» и если не сохраните файл под новым именем, то уже не сможете их восстановить. В случае сохранения под новым именем Вы просто продолжите работу с другим файлом, а исходный, «образцовый» файл останется нетронутым.

Но сейчас нас интересуют не новые данные, а та часть программы, которая обрабатывает уже внесенные значения. На эту часть мы возлагаем следующие задачи

  1. Определить пары (взаимный положительный выбор) и антипары (взаимный отрицательный выбор), раскрасить соответствующие ячейки таблицы соответственно в зеленый и желтый цвет, составить список пар и антипар на отдельном листе

  2. Отсортировать список участников по положительному, отрицательному и суммарному рейтингу, оставить список на отдельном листе

  3. Представить сведения для каждого участника, а именно его друзей и тех, кто его любит, а также его «врагов» и тех, кто его не любит. Подготовить распечатку для каждого участника с этими сведениями.

Сведения для печати

Теперь наступила пора еще раз пройтись по таблице и для каждого участника перечислить тех, кого он выбрал в качестве друзей и врагов, а так же тех, кто выбрал его в таких же качествах.

Личные сведения

Личные сведения – друзья и враги каждого участника также представлены на листе itog правее рейтинговых списков. Представление этих данных организовано с помощью 5 элементов управления Поле со списком (ComboBox).. Пользователю дается возможность выбрать нужного для него участника и тогда запускается процедура, в которой номер участника запоминается под переменной j. Управление условным форматированием реализуется в ячейках I3:J3 этого листа.


Просмотр содержимого документа
«Методика Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива»

Методика “Выявление мотивов участия учащихся

в делах классного и общешкольного коллектива”

(модифицированный вариант методики О.В.Лишина)

Цель: определить мотивы участия учащихся в совместной деятельности.

Необходимо для проведения. У каждого учащегося должен быть бланк со следующим текстом:

“Как ты думаешь, сколько твоих одноклассников будут участвовать в делах, перечисленных ниже?

Чтобы правильно выполнить задание, необходимо обвести кружком стоящую перед номером вопроса букву, которая означает ответ, соответствующий твоей личной точке зрения. Ответы могут быть такими:

н - никто

м- меньшинство

п-половина

б-большинство

в-все

Сколько человек придет на классное собрание

НМПБВ

1.

Ради того, чтобы принять участие в обсуждении важных вопросов?

НМПБВ

2.

Чтобы лучше узнать о том, что радует и беспокоит одноклассников

НМПБВ

3.

Потому что собрание будут снимать для телевидения?

НМПБВ

4

Потому что вашему классу поручено оформление зала, где будет проходить общешкольное мероприятие?

НМПБВ

5

Если на собрании будут обсуждаться интересные вопросы?

НМПБВ

6

Если явка строго обязательна и будет проверка?

Сколько человек будут участвовать в трудовом десанте

НМПБВ

7

Ради того, чтобы купить на заработанные деньги игрушки для детского сада?

НМПБВ

8

Чтобы вместе потрудиться и после вместе отдохнуть?

НМПБВ

9

Чтобы поддержать честь своего класса, организующего этот десант?

НМПБВ

10

Ради денег, которые выплатят каждому участнику?

НМПБВ

11

Потому что работа будет интересной?

НМПБВ

12

Если явка строго обязательна и контролируется?

Сколько человек поедет в лагерь труда и отдыха

НМПБВ

13

Чтобы заработать деньги для перечисления их в детский дом?

НМПБВ

14

Чтобы и летом иметь возможность общения с одноклассниками?

НМПБВ

15

Ради денег, которые будут получены за работу каждым учащимся?

НМПБВ

16

Если в лагерь труда и отдыха решили ехать всем классом?

НМПБВ

17

Ради интересной жизни в лагере?

НМПБВ

18

Если поездка в лагерь обязательна?

Сколько человек пойдет в поход

НМПБВ

19

Если его цель – сбор краеведческого материала для музея?

НМПБВ

20

Ради того, чтобы побыть вместе на природе?

НМПБВ

21

Если каждый участник получит памятный значок туриста?

НМПБВ

22

Если поход – часть турслета, который организует ваш коллектив?

НМПБВ

23

Просто потому, что интересно?

НМПБВ

24

Если участие в нем строго обязательно и контролируется?

Сколько человек будут участвовать в подготовке и проведении вечера песни

НМПБВ

25

Потому что вечер запланирован ля ветеранов войны?

НМПБВ

26

Чтобы и после уроков побыть вместе?

НМПБВ

27

Если во время вечера будет устроено чаепитие?

НМПБВ

28

Если коллектив вашего класса приложил много сил для его подготовки?

НМПБВ

29

Потому что программа вечера очень интересна?

НМПБВ

30

Если явка строго обязательна?

Большое спасибо за ответы!

Если нет возможности подготовить для каждого ученика такие бланки, то вопросы можно задавать устно. В этом случае на доске целесообразно перечислить варианты возможных ответов на вопросы:

н - никто

м- меньшинство

п-половина

б-большинство

в-все

Ход проведения. Педагог подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая внимание на то, что напротив номера каждого вопроса должна быть обведена одна какая-либо буква. Затем следует привести наглядный пример. Если большинству учеников условия задания понятны, то они приступают к его выполнению. Осальным учащимся следует еще раз объяснить.

Обработка полученных данных. При обработке результатов теста предлагаемый вопросник следует разделить на шесть блоков. Каждый из них состоит из пяти вопросов, направленных на выявление одного из мотивов участия школьников в совместной деятельности. В соответствии с определенными мотивами можно выделить следующие блоки:

А) общественно полезная значимость ( вопросы 1, 7, 13, 19, 25);

Б) личная выгода (3, 10, 15, 21, 27);

В) интерес к общению ( 2, 8,14, 20, 26);

Г) значимость для коллектива ( 4, 9, 16, 22, 28);

Д) интерес к содержанию деятельности ( 5, 11, 17, 23, 29);

Е) обязательность как принуждение ( 6, 12, 18, 24, 30)

Для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала:

в- 4 балла

б-3 балла

п-2 балла

м-1 балл

н-0 баллов

В соответствии с выделенными блоками вопросов и шкалой оценок ответов оставляется матрица

Фамилия, имя

МОТИВЫ

 

Общественно полезная значимость

Обязательность как принуждение

 

1

17

13

19

25

Сумма

5

12

18

24

30

Сумма

Сумма баллов по каждому блоку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сопоставление полученных сумм баллов по каждому блоку позволяет выявить ведущие мотивы участия школьников.



Просмотр содержимого документа
«методика удовлетворенность школьной жизнью»

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

( разработана доцентом А.А.Андреевым)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен

3 – согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

  1. Я иду утром в школу с радостью.

  2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

  3. В нашем классе хороший классный руководитель.

  4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

  5. У меня есть любимый учитель

  6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

  7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

  8. У меня есть любимые школьные предметы

  9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меняя к самостоятельной жизни.

  10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных : показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.



Просмотр содержимого документа
«определения уровня развития самоуправления в ученическом»


Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе.

(разработана М.И. Рожковым)

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Ход проведения.


На доске дано смысловое значение цифровых кодов:

4 - «Да»,

3 - «Скорее да, чем нет»,

2 - «Трудно сказать»,

1- «Скорее нет, чем да»,

0 - «Нет».

Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:


1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше._____________________________________

4 3 2 1 0

2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

4 3 2 1 0

3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4 3 2 1 0

4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4 3 2 1 0

5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным дейст­виям.

4 3 2 1 0

6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.________________________________________

4 3 2 1 0

7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

4 3 2 1 0

8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.________________________

4 3 2 1 0

9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

4 3 2 1 0

10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собрани­ем или активом класса.

4 3 2 1 0

11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.________________________

4 3 2 1 0

12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей._____________________________________

4 3 2 1 0


Обработка результатов.

При обработке результатов 12 предложений разбиваются на 3 группы компонентов.

1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предло­жения 1-4);

2) организованность классного коллектива (5-8);

3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12).


По каждой группе подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на 16 -максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каж­дой группе.


Например, сумма баллов, выставленных 10 участниками опроса по первой группе, составляет 78. Тогда 78 : 10 : 16 = 0,4875.

Полученный коэффи­циент соотносится с интервальной шкалой:

Таблица

Низкий уровень развития ученического самоуправления в дет­ском коллективе (по компоненту 1)

0-0,5

Средний уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе (по компоненту 1)

0,51-0,8

Высокий уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе (по компоненту 1)

0,81-1

Аналогично высчитываются показатели для оставшихся двух групп. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в клас­се низкий.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!