СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование исследовательской компетентности в проектной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов один из ключевых методов работы с обучающими. В работе показана роль развития исследовательских компетентностей с помощью проектной деятельности и результаты работы.  

Просмотр содержимого документа
«Формирование исследовательской компетентности в проектной деятельности.»

Формирование исследовательской компетентности в проектной деятельности.

Архипова Марина Владимировна

учитель изобразительного искусства и технологии

Муниципального общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти

«Школа № 2 имени Героя Социалистического Труда И.В. Комзина»


Одна из главных задач в системе образования – формирование у учащихся основных ключевых компетентностей, овладение которыми позволит им в будущем сформироваться профессионально, адаптироваться в социальной среде.

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.

Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Цель: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Проектная деятельность - это приобретение новых знаний, умений на основе работы учащегося с учебным содержанием под руководством педагога, исполняющего роль союзника - консультанта, а на стадии презентации – эксперта.

Проект многогранен, эффективен, перспективен и неисчерпаем!

К примеру, одну и туже тему, каждый может увидеть по-своему, и реализовать с помощью других материалов и технологий.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию.

Актуальным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.

Проектирование - это содержание обучения. Оно стало частью учебных предметов «Технология» и «Изобразительное искусство».

Полноценный проект "не вписывается" в уроки. В 8 классе 1 час ИЗО в неделю, и 1 час технологии, за сорок пять минут ребенок успевает разложить материалы, настроиться и тут же необходимо убирать рабочее место. Природы проекта и урока - принципиально различны, и проектная деятельность может стать альтернативой внеурочной деятельности. Будущее школы - в балансе альтернатив. Такой альтернативой являются занятия в студии и в кружке «Вдохновение». Из года в год, число обучающихся по программам «Теория обработки конструкционных материалов» и «Возрождая - сохраняем» увеличивается.

Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Как показывает опыт проектной деятельности в школе, интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе появляется в среднем звене школы. Не все учащиеся 5-6 классов способны выполнять самостоятельно работу на уровне проектной деятельности, нет осознания значимости работы. В этом возрасте лучше выполнять групповые проекты, как по ИЗО, так и по технологии.

Подростки 7-9 классов обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель.

Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. По изобразительному искусству проект должен быть представлен не только теоретическим исследованием в области искусства, но и практической работой (живопись, графика, ДПИ).

По технологии, выбор темы проектов в большинстве выпадает на обработку текстильных материалов (по стандартной программе) и тестопластике, так как ряд занятий проходят по дополнительной образовательной программе элективных курсов «Основы тестопластики» и «Панно из соленого теста».


Кружок «Вдохновение»

Изостудия

Внеурочная деятельность по программе «Радужка» и «Возрождая - Сохраняем»


Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащиеся выполняют самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Проблема в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы.

Следующий шаг — как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.

Серьезные требования предъявляются к письменной части проекта. Это и оформление титульного листа, и библиография, и размещение иллюстраций. Освоив эти навыки, выпускник школы легче справится с требованиями в вузе.

При выполнении исследовательского проекта важно избежать его превращения в реферат. Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом исследовании, и учиться писать рефераты необходимо. Но создавать у детей представление о научной деятельности как о заимствовании чужих мыслей недопустимо. Мало изучить какие-то работы и грамотно изложить их содержание, - важно выработать и представить свою собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику. Проектно-исследовательская деятельность – способствует формированию универсальных учебных действий. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Для учителя самым ценным при решении задачи освоения программного материала является не просто давать детям новую учебную информацию, а вместе с ними искать способы добывания знаний. Так формируется исследовательская компетентность.

Развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Особенность проектно-исследовательской деятельности при изучении образовательной области «Технология» в том, что любой проект должен заканчиваться созданием продукта. В процессе изучения предмета большинство учащихся выполняют практико-ориентированные проекты. В рамках данных проектов школьники могут выбрать различные направления для проведения исследований. В ходе этих исследований учащиеся получают:

- сведения об изделии из других областей знаний;

- сведения о наличии материалов и инструментов, их свойства и достоинства, сведения о способах производства;

- сведения из истории развития промыслов и современное применение изделий в области дизайна.

Учитель контролирует знания и умения учащихся, а также содействует творческому развитию и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых навыков, воплощенных в конкретных изделиях.

Результатом проектной деятельности является оформление школы и практических выход на городской и Всероссийский уровень олимпиад, конференций и фестивалей.


Количество конкурсов, где учащиеся принимали участие:


Количество творческих и проектных работ принявших участие в различных уровнях фестивалей, конкурсов, олимпиад.

Эффективность педагогического опыта:

Организация исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом, развивает у учащихся самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, формирует навык планомерностей, технологической деятельности и способности к самореализации.


Наши творческие проекты


Ефимова Светлана

Проект «Преобразование текстильных материалов посредством экологического дизайна. Серия работ «Семь цветов счастья»














Щедрина Виктория

Проект «Текстильная пластика: образ и вымысел. «Сказочные девы»


















Манакова Ольга

Проект «Элементы декора интерьера, выполненные в технике биокерамики»














Куранова Наталья

Проект «Создание национального колорита в пространстве школы посредством возрождения старинной технологии Ляпочиха»

















Это маленькая часть результатов проектной деятельности в нашей школе.

Работы учащихся украшают 1, 3 и 4 этажи, последняя работа коллективная – оформление рекреации 4 этажа «Зимний сад»





Наш Зимний сад


Работая учителем, никогда не забудешь, что такое детство и как смотреть ни мир чистыми глазами. Дети могут научить многому, с ними чувствуешь себя вечно молодым и каждый последующий день не похож на предыдущий.




Список литературы

  1. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.  - М.: Аркти, 2005.

  2. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2005.

  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2000. – 272 с.

  4. Полат Е.С. Метод проектов. М.: Academia,2001.

  5. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. - № 6, 2003. – с.24-29.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!