СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование интеллектуально - нравственной культуры учащихся на уроках английского языка посредством обучения в сотрудничестве

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание опыта работы учителя английского языка, который был представлен во время проведения районного этапа конкурса "Учитель года - 2014". В нем представлены следующие разделы: Введение, Технология опыта,  Результативность опыта, Заключение, Литература, Приложения к опыту (разработки уроков, проекта).

Просмотр содержимого документа
«Формирование интеллектуально - нравственной культуры учащихся на уроках английского языка посредством обучения в сотрудничестве»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»








«Формирование интеллектуально- нравственной культуры учащихся на уроках английского языка посредством обучения в сотрудничестве»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА







Кунченко Маргарита Петровна,

учитель английского языка









2013 г.


Содержание


1.

Введение

3

2.

Технология опыта

6

3.

Результативность опыта

12

4.

Заключение

13

5.

Литература

13


Приложения к опыту

14




































Введение


Тема опыта: «Формирование интеллектуально - нравственной культуры учащихся на уроках английского языка посредством обучения в сотрудничестве»

Идеи обучения в сотрудничестве на протяжении длительного времени развиваются усилиями многих педагогов во многих странах мира, ибо сама идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по самой своей сути, и, следовательно – педагогична. Сущность данной работы заключается в создании условий для формирования интеллектуально- нравственной культуры учащихся посредством обучения в сотрудничестве на уроках английского языка, раскрытия творческого потенциала учащихся через привлечение их к изучению иноязычной культуры, через реализацию технологий коммуникативного обучения, развития критического мышления. Ведущей является идея максимальной помощи ученику в познании через организацию творческой деятельности, коммуникативного общения, самоутверждения.

С 2010 года я работаю по теме «Формирование интеллектуально- нравственной культуры учащихся на уроках английского языка посредством обучения в сотрудничестве».

Я в своей работе опираюсь на то, что каждый человек уже от природы наделен большим потенциалом возможностей, и задача педагога заключается не только в том, чтобы выявить эти творческие задатки, но и помочь учащимся в раскрытии их творческого потенциала. Свою работу я строю по схеме развития исследовательских навыков у школьников, которая включает в себя следующие этапы их формирования:

- постановка коммуникативной задачи;

- предположительное решение этой задачи – логическая догадка;

- исследование догадки путём проверки на учебном материале;

- разрешение коммуникативной задачи и проверка.

Это даёт возможность школьнику проявлять самостоятельность в планировании, организации, контроле и самооценке собственной деятельности в процессе обучения. Метод обучения в сотрудничестве вызывает большую инициативу обучающихся, превращает «сухую» учебу в нечто жизненное и близкое к их интересам, развивает у школьников потребность к самостоятельной познавательной и творческой деятельности. Кроме этого у учащихся естественным образом формируются универсальные учебные действия.

Чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, я выбираю такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя – активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Для этого я использую следующие технологии: обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов. Они помогают реализовать системно-деятельностный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей учащихся и их уровня обученности.

Я обучаю учащихся с разным уровнем языковой подготовки. При изучении иностранного языка все учащиеся не имеют возможности общаться с носителями языка, слышать настоящую английскую речь. « Как же их научить общаться на иностранном языке?» - часто задавалась я вопросом. С этой целью были созданы условия для активной совместной учебной деятельности в разных учебных ситуациях. И в этом во многом помогает обучение через сотрудничество. К тем ученикам, которые быстро и успешно усваивают материал, я «прикрепляю» учащихся со средними и слабыми знаниями по языку. Таким образом, образуются группы, где слабые учащиеся могут, не стесняясь, выяснить то, что они не поняли на уроке. Заодно и сильный ученик, помогающий усвоить трудный для них материал, ещё раз более сознательно закрепит свои знания. Этот приём используется как в младших, так и в старших классах. В результате совместной учебной деятельности учащихся удаётся значительно увеличить время речевой практики каждого ученика на уроке, проводить индивидуализацию обучения, важно отметить, что ученик отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по группе, учиться вместе – главное в этом подходе. Кроме того, ученики привыкают работать самостоятельно, а учитель приобретает новую роль в учебном процессе – он организует самостоятельную учебно-познавательную, коммуникативную, творческую деятельность учащихся. В этом большую помощь оказывает технология обучения через сотрудничество.


Обучение в сотрудничестве – наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает системно-деятельностный подход. Целью обучения в сотрудничестве является не только владение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Используя в своей практике обучение в сотрудничестве, я могу отметить, что мои ученики становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но их доброжелательное отношение друг к другу, их симпатии и заинтересованность в успехах других переходят на их жизнь и вне школы, становятся качествами их личности. А это – уже успехи нравственного воспитания. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Используемый в моей работе УМК «Счастливый английский.ру» / “Happy English.ru” авторов К.Кауфман и М.Кауфман, позволяет эффективно применять технологию обучения в сотрудничестве.

Диапазон опыта включает в себя систему уроков:

    • уроки-защиты проектов;

    • игровые и ролевые уроки;

    • уроки-экскурсии;

    • уроки-дискуссии;

    • видеоуроки


и методы обучения:

  • исследовательские;

  • поисковые;

  • проблемного изложения;

Особое внимание я уделяю работе по формированию умений учащихся творчески подходить к работе с медиаматериалами, создавать свои презентации и проекты, обосновывать свой выбор.


Чтобы понять суть обучения в сотрудничестве, следует обратиться к пониманию слова «ошибка». Скорее всего, ошибку можно определить как неверное действие или утверждение, исходящее из неверного суждения, неадекватного знания или невнимания. По-моему, ошибки – это всего лишь индикатор того, нуждается ли ученик в помощи, в дополнительной практике. Учитель не в состоянии оказать во время урока действенную помощь каждому конкретному ученику в классе. Эту ответственность ученики в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу.


Новизна опыта заключается в системном подходе к обучению в сотрудничестве. Для этого мною создано следующее учебно-методическое обеспечение:

  • разработки дидактического материала по английскому языку для разных ступеней обучения;

  • использование медиапродукции и Интернет;

  • система нетрадиционных уроков и презентаций к ним;

  • система приемов коллективного способа обучения.


Практическая ценность работы состоит в создании и опытной апробации методики обучения в сотрудничестве на уроках английского языка.


  1. Методическая разработанность опыта (приложения)


Приложение 1

- "Визитная карточка" проекта «Обычаи и традиции Великобритании»



Приложение 2

- Методическая разработка урока английского языка “Путешествие по Англии и Шотландии» в 8-м классе

Приложение 3

- Разработка открытого урока английского языка в 9 классе "Читать или не читать" (To read or not to read)



Технология опыта


Целью обучения в сотрудничестве является развитие творческого потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям, навыков экспериментально-исследовательской работы; культуры учебной деятельности; самореализация и самоактуализация личности в условиях учебного процесса.

Задачами данной работы являются:

  • Выработка навыков общения на основе принципов коммуникативности

  • Обучение иноязычной культуре в диалоге культур

  • Раскрытие творческого потенциала учащихся

  • Выявление вариантов комплексного использования компьютеров в конкретных сферах учебной деятельности

Работая над темой «Формирование интеллектуально-нравственной культуры учащихся на уроках английского языка» применяю интерактивные формы через обучение в сотрудничестве. Что позволяет развивать коммуникативные умения и навыки учащихся, их творческие способности, обеспечивает необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность, развивать общие учебные умения. Дети учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях.

Методика обучения в сотрудничестве является мощным инструментом развития мотивации на уроках английского языка. Метод обучения в сотрудничестве имеет возможность организовать учебно-воспитательный процесс по нескольким вариантам. Каждый из этих вариантов в той или иной степени я использую в своей работе.


«Обучение в команде»

Этот метод уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работе каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой /проблемой / вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.

Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым её членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, так как заинтересована вся группа:

1) получают одну на всех отметку, поощрение, отличия, похвалу и другие виды оценки совместной деятельности. Для этого дети выполняют предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на её достижение;

2) успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого её члена. Это стимулирует детей следить за деятельностью друг друга и приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому заданию, проверке, которая может быть предложена учителем.

Свой урок я строю по этапам следующим образом: объясняю новый материал, а затем предлагаю ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. То есть организуется работа по формированию ориентировочной основы действий. Группам даётся определённое задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может как сильный ученик, так и слабый). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.

После завершения заданий всеми группами на каждом уроке организуется либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаковое для всех), либо рассмотрение заданий каждой группой, если задания были разные. Когда становится понятно, что материал усвоен всеми учащимися, то дается тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Над заданиями теста учащиеся трудятся индивидуально, вне группы. При этом можно дифференцировать сложность заданий для более сильных и менее сильных учеников. Это – чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым учеником.


Также организуется групповая работа в виде командно-игровой деятельности, объясняя новый материал. Учащиеся получают индивидуальное задание по результатам проведённого ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе, выполняя собственную работу, разные команды могут заниматься разной деятельностью. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных задач. У меня высвобождается время на индивидуальную работу с отдельными группами или учениками, нуждающимися в помощи.


Обучение в сотрудничестве чтению можно проводить следующим образом:

  • в группе из четырёх человек ученики разбиваются на пары. Пока учитель работает с одними парами чтецов, другие самостоятельно читают друг другу; составляют план пересказа, излагают прочитанные рассказы друг другу, выделяя главные мысли; пишут ответы на вопросы по тексту; практикуются в правописании, работают со словарём.

  • если класс не делится на однородные группы, то все учащиеся во всех группах работают совместно, стараясь определить главную идею текста и понять общий смысл рассказа при ответах на проблемные вопросы по тексту. Ребята трудятся единой командой. На уроках иностранного языка они тренируются в правописании, словарной работе, пересказе текста, редактировании и корректировании работ друг у друга, дети готовят свои сочинения, проекты.


Вся деятельность в группах осуществляется под контролем учителя. Тесты даются учащимся только тогда, когда учитель убеждается, что ребята готовы к нему.

Кроме этого по данному методу очень хорошо строить работу по организации изучения нового материала: составляются группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Например, в теме «Достопримечательности Лондона» можно выделить несколько подтем. Каждый член группы находит материал по своей части. Поскольку единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом узнать все достопримечательности – это внимательно слушать партнёров по команде и делать записи в тетрадях. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся группа в целом. На заключительном этапе учитель предлагает любому ученику группы ответить на любой вопрос по данной теме.

На своих занятиях я уделяю больше внимания вопросу комплектации групп (с учётом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разрабатываю задачи для каждой конкретной группы.

Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания (у каждого таким образом своя часть, своё подзадание): отслеживают правильность выполнения заданий партнёрами, мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, а также культуры общения внутри группы. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны – достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой – осуществление в ходе выполнения задания определённой культуры общения.


Исследовательская работа учащихся в группах также является разновидностью метода обучения в сотрудничестве. Здесь я опираюсь на самостоятельную деятельность учащихся. Они работают или индивидуально, или в группах до 6 человек. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой любого ученика. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется единая тема, которая и подлежит презентации на уроке перед всем классом.

При организации групповых дискуссий, в процессе работы над проектами, познавательная деятельность по технологии обучения в сотрудничестве становится как бы исходной, элементарной частицей самостоятельной коллективной деятельности учащихся в классе. А достигнутые успехи, с одной стороны влияют на результат групповой и коллективной работы, а с другой - вбирают в себя итоги работы других членов группы, всего коллектива. Каждый учащийся пользуется тем, что получено как при самостоятельной групповой работе, так и при коллективной. Однако уже на следующем витке, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, при выполнении следующего нового задания, учащиеся используют знания, полученные и обработанные усилиями всей группы.

Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. «Работа в группах, кроме всего прочего, позволяет научиться общаться с людьми, что очень полезно в жизни», - считают психологи.

Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения: учащихся друг с другом и учащихся с учителем. Такое общение социально, поскольку в процессе его учащиеся поочерёдно выполняют разные социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.


Главное в технологии обучения в сотрудничестве – одно задание на группу, распределение ролей, одно поощрение на группу. Совокупность всех указанных вариантов решения конкретных дидактических задач позволяет наиболее полно реализовать системно-деятельностный подход в различных педагогических ситуациях. Обучение в сотрудничестве позволяет самым эффективным образом подготовить учащихся к работе над проектом.

При работе над проектом необходимо хорошее знание материала всеми учащимися исследовательской, проектной группы. Обучение в сотрудничестве направлено на достижение именно этой цели. В ходе выполнения проекта приходится систематически вести дискуссии, обсуждать различные варианты решения проблемы, выстраивать логику исследования. Деятельность в малых группах по методу сотрудничества даёт возможность подготовить учащихся именно в этом направлении, сформировать необходимые интеллектуальные и коммуникативные умения. Я стремлюсь помогать ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. При таком подходе к обучению материала одного учебника и объяснений учителя оказывается абсолютно недостаточно. Самостоятельная работа над проблемой становится абсолютно привычным и приоритетным видом деятельности. Индивидуальная самостоятельная работа – совместная работа в группах – такова диалектическая взаимосвязь познавательного процесса при обучении в сотрудничестве.

На уроках постепенно я приучаю своих учеников:

  • взаимодействовать в группе с любым партнёром или партнёрами;

  • работать активно, серьёзно относясь к порученному заданию;

  • вежливо и доброжелательно общаться с партнёрами;

  • испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнёров, всего класса;

  • полностью осознавать, что совместная работа в группах – это серьёзный и ответственный труд.

Наиболее часты виды деятельности у меня на уроках это:

  • ознакомление с основным материалом (лекция, постановка проблемного задания, и пр.);

  • закрепление нового материала (работа учащихся в сотрудничестве; обсуждение результатов работы групп фронтально; предварительное тестирование для выяснения уровня осмысления нового материала);

  • применение нового материала (работа в сотрудничестве; обсуждение результатов работы групп фронтально; предварительное тестирование для выяснения уровня осмысления нового материала).

Главное - умело распределить время, необходимое для выполнения той или иной работы на уроке. Дети сами определяют, кто какую роль способен выполнять. Например, после введения новой лексики я разбиваю детей сначала на пары и даю упражнение на перевод словосочетаний. Каждый из партнёров имеет свой список словосочетаний (с ключом для проверки правильности ответов партнёра). Сначала один из партнёров даёт задание и проверяет правильность ответов другого по ключу в его карточке. Затем ребята меняются ролями. Далее пары объединяются снова в четвёрку и начинают работать над правописанием новой лексики или занимаются словарной работой (находят синонимы, антонимы новой лексике, образуют новые слова на основе словообразовательных элементов).

При выполнении упражнения на написание новых слов один ученик (обычно сильный) диктует, а все остальные члены группы (включая сильного ученика) пробуют записать его, затем сверяют правильность написания с образцом. Если оказывается, что кто-то из группы допустил ошибку, он воспроизводит это слово несколько раз, пока не запомнит его написание. В конце ребята «по вертушке» в произвольном порядке выполняют данное им письменное упражнение, которым и отчитываются.

Класс разбивается на группы по 2-3 человека. В каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученики, мальчики и девочки.

Ученикам предоставляется возможность самим определять функцию каждого при выполнении задания.

Если задание предполагает ответы на задание по новому материалу, я формулирую по 2-3 вопроса каждому ученику группы, причём наиболее сложные – сильному ученику. Второй найдёт подтверждение или опровержение ответам первого ученика, а третий, например, эти ответы, запишет, найдёт в тексте или придумает примеры, подтверждающие или опровергающие высказанную мысль. Далее ученики по кругу меняются ролями. Выполнение такого задания требует уже более сложных интеллектуальных и коммуникативных умений, которые включают в себя и определённую формулировку заданий.

Можно интегрировать работу в группах самыми разнообразными способами: дать детям возможность поспрашивать новый или заданный на дом урок в парах, прежде чем предложить индивидуальное задание или потренироваться в группах перед контрольной работой или тестом. В каких-то случаях – наоборот. Время от времени давать детям возможность перед сдачей тетрадей проверять работы друг друга в группе.


Свою задачу я вижу не в уличении ученика в незнании и неумении, а в том, чтобы научить.


Девиз обучения в сотрудничестве – помогая другим, учимся сами.


Но любые технологи, и педагогические в том числе, сами по себе – ещё не гарантия успеха. Необходимо органичное соединение прогрессивных технологий и личности педагога. Я апробирую применение данной технологии, базируюсь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, но одновременно ориентируюсь на ситуацию, особенности собственной личности и своих учеников.


Преимущества методики обучения в сотрудничестве:

  1. При работе в группах ученики, в случае необходимости, выясняют все вопросы друг у друга и не боятся все вместе обратиться к учителю (что имеет место при индивидуальной работе).

  2. У детей развивается чувство взаимопомощи, товарищества.

  3. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.

  4. Учащиеся учатся видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.

  5. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.

  6. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся её аргументировать, отстаивать своё мнение.

  7. Учащиеся понимают, где и как они смогут применить полученные знания.

Сравнивая результативность обучения учащихся 6-х классов по традиционной методике и по технологии обучения в сотрудничестве, я увидела, что уровень осмысления материала и применения его для решений новых задач оказался заметно выше в 6 «Б» классе, где использовалось обучение в сотрудничестве.

Работая над этой темой, я пришла к выводу, что методика обучения через сотрудничество должна активно использоваться на уроках иностранного языка и в дальнейшем. Так как иностранный язык - это специфический предмет, и если ребёнок испытывает какие-то трудности в его изучении, то, как раз эта методика и может оказаться тем «спасательным кругом», который необходим ему.


Результативность опыта


Учащиеся:

  • учатся взаимодействовать в группе с разными партнёрами;

  • проявляют стойкий интерес к изучению английского языка;

  • вежливо и доброжелательно общаются с партнёрами;

  • имеют достаточно высокий индекс качества знаний по предмету;

  • участвуют в различных творческих конкурсах, олимпиадах;

  • проявляют навыки креативной работы при создании медиапрезентаций;

  • учатся работать с информацией из сети Интернет


Эффективность любой методики обучения определяется результативностью. Объективными показателями успешности использования метода обучения в сотрудничестве на уроках английского языка являются следующие показатели. Качество знаний по английскому языку за последние 4 года составило:

Таблица результативности по годам, %

учебный год

Традиционная методика обучения

Методика обучения в сотрудничестве

2010-2011

36

55

2011-2012

38

61

2012-2013

34,5

58

2013-2014, 1 четв.

37,8

63,4

Подобное качество знаний учащихся говорит о необходимости дальнейшего применения метода обучения в сотрудничестве по иностранному языку.

С целью изучить сформированность осознанного усвоения содержания обучения был проведён мониторинг выраженности факторов познавательной активности учащихся.

Для диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах я использовала опросник Спилбергера Ч.Д., направленный на изучение уровней познавательной активности и тревожности. http://forpsy.ru/methodology/izuchenie_temperamenta-_kharaktera/shkala_reaktivnoy_i_lichnostnoy_trevozhnosti_-oprosnik_spilbergera_ch-_adaptatsiya_khanina_yu-l-/




Заключение


Технология обучения в сотрудничестве при изучении иностранного языка более эффективно формирует интеллектуально-нравственную культуру учащихся. Эта методика обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции.

Необходимо постараться органично соединить прогрессивные технологии с личностью каждого ученика, что будет способствовать повышению качества знаний, формированию у школьников научного мировоззрения, воспитанию нравственности.

Эта технология открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования.

Можно отметить следующие положительные результаты:

  • расширяется и обогащается коммуникативный опыт и кругозор учащихся;

  • развиваются умения в говорении, чтении, понимании и письме на английском языке;

  • учащиеся включаются в разнообразные формы исследовательской деятельности, развивается их познавательная активность, творческий поиск;

  • повышается интенсивность учебного процесса;

  • реализовывается системно - деятельностный подход в обучении;

  • повышается уровень развития психологических механизмов (воображения, внимания, памяти)


Литература:

«Иностранные языки в школе» - №1, 2002.

«Иностранные языки в школе» - №5, 2008.

Макаревич И.Г. Первые шаги в Интернете. ИЯШ №2,2007

Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. – М.: Просвещение, 1991

Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ №2,3, 2001

Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. ИЯШ №2,3 2000

Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. ИЯШ №1, 2000

Полат Е.С.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., ACADEMA, 2007.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., «Народное образование», 2008.

Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. – М., Просвещение, 2006.

.




Приложения к опыту:

Приложение 1.

"Визитная карточка" проекта «Обычаи и традиции Великобритании»


Автор проекта

Фамилия, имя, отчество автора

Мишина Мария, Бадулина Лилия, Цагикян Артем, Коновалов Иван

Регион, в котором находится школа

Ставропольский край


Город, в котором находится школа

с.Круглолесское

Номер и/или название школы

МОУ СОШ № 5


Какова тема Вашего учебного проекта?

Какие из преподаваемых Вами учебных тем охватит Ваш проект. Запишите 2-3 подходящие учебные темы.

1. Обычаи и традиции Великобритании

2. Страна изучаемого языка

Какие дидактические цели преследует Ваш проект?

Под дидактическими целями понимается цель учебного процесса, который включает в себя проект, как метод достижения цели (например, дидактической задачей в проекте "Кислотные дожди" является формирование экологической грамотности учащихся).

1.Совершенствование лексико-грамматических навыков учащихся по теме «Обычаи и традиции Великобритании»

2. Воспитание уважительного отношения к обычаям и традициям другой страны

3. Формирование интереса к работе в Интернете с научно-исследовательской целью

4. Развитие навыков самостоятельной работы на компьютере.

Какие компетентности формирует Ваш проект?



Напишите краткую аннотацию проекта

Данный проект включает в себя изучение следующих тем: «Праздники Великобритании», «Обычаи и традиции», «Манеры поведения». Работа над данным проектом поможет учащимся более свободно использовать информацию об особенностях страны, ее праздниках и обычая, включать данный материал при изучении смежных учебных тем, страноведческого материала. Изученный материал будет способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности учащихся, совершенствованию лексико-грамматических навыков.

Какое время требуется для выполнения проекта (приблизительно)?

Аудиторное время

  1. Обсуждение темы проекта, состава творческих групп (1 час)

  2. Промежуточные консультации и контроль за ходом работы ( 1 час)

  3. Защита проекта (1 час)

Внеаудиторное время

  1. Поиск и анализ материала ( в библиотеке, Интернете) 2-3 часа

  2. Промежуточные консультации в компьютерном классе (1-2 часа)

  3. Оформление результатов работы (2-3 часа)

Итого 8-11 часов


Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта

Техническое оснащение (отметьте нужные пункты)

 Веб-камера

 CD-проигрыватель

 Видеокамера

 Компьютер(ы)

 Принтер

 Видеомагнитофон

 Цифровая камера

 Сканер

 Проекционная система

 DVD-проигрыватель

 Телевизор

 Другое:

 Доступ к Интернету

 Видео-, конференц-оборудование


Программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

 СУБД/электронные таблицы

 Программы обработки изображений

 Издательские программы

 Веб-браузер

 Программы электронной почты

 Программы работы с мультимедиа

 Мультимедийные энциклопедии

 Программы разработки веб-сайтов

 Текстовые процессоры

 Другое:


Материалы на печатной основе Учебники, методические пособия, справочники и другая учебно-методическая литература.

Другие принадлежности Принадлежности, которые нужно заказать или подготовить для использования в учебном проекте.

Интернет, ресурсы Список веб-адресов, необходимых для проведения проекта в учебном процессе.

Другое Кого нужно пригласить и что нужно организовать для успешного проведения учебного проекта в учебном процессе (гости, экскурсии и т. д.).

Как будет оцениваться деятельность учащихся?

Описание условий проведения контроля. Разработка критериев, процедур и инструментов оценивания успеваемости учащегося. Контроль может проводиться посредством: опросов, наблюдения, анализа письменных работ, тестов и итоговых творческих заданий. Оценка может проводиться учителем, другими учащимися или самим учеником.

Контроль оценивания учащихся будет проводиться посредством презентации проектных работ учащихся.


Ключевые слова

Ключевые слова включают в себя наиболее важные термины и понятия, названия тем и разделов, отражающие содержание учебного проекта.


To be proud of sweetheart

To keep tradition carefully to let of

To be rich in holidays garland

Banc and public holidays bonfire

Gifts and presents dummy

To celebrate hard-boiled

To gather at the table Christmas-tide

To have a carnival lent

To decorate Easter

To wear fancy costumes New Year

To greet with St. Valentine’s Day


Custom

Tradition

To keep carefully

To be proud of

To be conservative

Castle

Ceremony

Colorful bright

To be fond of

Changing the Guard

Buckingham Palace

Trooping the Colour

Parliament

Fireplace

























Приложение 2.

Методическая разработка урока английского языка “Путешествие по Англии и Шотландии» в 8-м классе

учителя английского языка МОУ СОШ №5

Кунченко М.П.


Урок «Путешествие по Англии и Шотландии» является заключительным по теме и проходит в форме презентации проекта. Проект по своей сути - это завершающая и наиболее привлекательная для детей часть работы по какой-либо теме, которая включает в себя набор языкового материала, накопление информации культурно-исторического характера и отработку отдельных навыков, например, искусства вести дискуссию, задавать вопросы, оформлять работу и т.д.


Тип урока: обобщающий.


Форма урока: презентация проектов


Основные технологии урока: коммуникативное обучение, технология использования в обучении игровых методов, обучение в сотрудничестве


Технология подготовительной работы: технология проектов.


Формы работы: индивидуальная, групповая.


Цели и задачи урока:
  • Обучающие: обобщение социо-культурных знаний о стране изучаемого языка, активизация лексических единиц, тренировка коммуникативных навыков, совершенствование навыков монологической и диалогической речи.

  • Развивающие: расширение кругозора, развитие языковой интуиции, речевых навыков и умений, способности к коллективной работе.

  • Воспитательные: воспитание интереса к традициям и обычаем страны изучаемого языка, воспитание толерантного отношения к представителям другой культуры.

Подготовка к уроку

Работа над проектом длилась шесть недель, включая осенние каникулы, когда дети собирались группами для оформления плакатов, репетиции сценок и других дел, и условно может быть разделена на следующие стадии:

  1. Ознакомление детей с информацией об Англии и Шотландии, включающей географическое положение, ландшафт, сведения исторического характера, традиции проведения праздников и их исторические корни, основные достопримечательности. На этой стадии ученики знакомятся с различными легендами (о Лох-Несском чудовище, о легенде, объясняющей выбор чертополоха в качестве национальной эмблемы Шотландии) слушают балладу о вересковом меде Р.Л.Стивенсона, смотрят фильм Window on Britain (festivals).

  1. Организационная – деление детей на группы, выбор внутренних тем. Здесь возможно несколько вариантов: если предполагается проводить работу внутри английской группы, то она делится пополам (на тех, кто выбирает Англию и тех, кто – Шотландию). При соревновании в представлении проекта между параллельными группами или классами, дети работают единым коллективом, делясь на подгруппы только для выполнения отдельных заданий, например оформления постера, составления кроссворда, подготовки театральной постановки, сбора информации по литературным источникам или Интернету, подготовки устного выступления и т.д.

  1. Сбор информации. Ученики собирают дополнительную информации о двух странах в Интернете, библиотеке, консультируются с учителями географии и истории. Придумывают кроссворды. Готовят сценки, отражающие обычаи и традиции двух стран.

  1. Практика в тренировке отдельных навыков, таких как умение держать себя на публике, говорить четко, ясно и громко, умение вежливо вести дискуссию , не теряться при ответах на вопросы.

  1. Обсуждение собранной информации между детьми и учителем, корректировка, советы, помощь со стороны учителя.

  1. Оформление материалов в виде плакатов, альбомов с фотографиями.

План урока
  1. Вступительное слово учителя

  2. Выступление команд – рассказ о представляемой стране. Презентация постеров.

  3. Вопросы команд друг другу

  4. Инсценировки

  5. Представление и разгадывание кроссвордов

  6. Игра-викторина

  7. Обсуждение

  8. Заключительное слово учителя

Ход урока
  1. Hello, girls and boys! Today we are going to talk about two parts of the United Kingdom – Scotland and England. You have learnt a lot about these countries, made beautiful posters, created crosswords and prepared some scenes connected with English and Scottish traditions.


I hope you’ll enjoy today’s lesson. And now both teams are ready to present their material.


2. Команда “Англия” представляет свою страну. Ученики рассказывают об ее географическом положении, климате, основных достопримечательностях (Лондон, Стоунхендж и др.). Особое внимание уделяется английским праздникам. Учащиеся подробно рассказывают о

  1. Рождестве и Новом годе

  2. Дне Св.Валентина

  3. Халлоуине

  4. Ночи Гая Фокса

В процессе рассказа звучит песня “Hallowe’en”

It’s Hallowe’en, the night is dark
The moon is in the sky.
We are going to play “Trick or trick”
Wait! Did you hear a cry?

What was that? Did something move?
Perhaps it’s just a dog
But can’t you see two yellow eyes
Shining through the fog?

Shut the door and lock it too
Close the windows tight.
It’s Hallowe’en, it’s cold and dark
We’re staying in tonight.

Рассказывая о дне Св.Валентина, дети зачитывают стихотворные варианты валентинок, например:
Roses are red
Violets are blue
Honey is sweet
And so are you.

Затем команда “Шотландия” выступает со своим постером и рассказом о стране. Здесь особое внимание уделяется истории борьбы шотландцев за независимость. Дети поют песню

My Bonnie is over the ocean
My Bonnie is over the sea,
My Bonnie is over the ocean,
Please, bring back my Bonnie to me…


Рассказывая о знаменитых людях Шотландии, ученики читают стихотворение Р. Бернса “My heart’s in the Highlands”

Ученики рассказывают о национальных особенностях это страны – волынках, кильтах, национальном блюде (Хаггис), о легенде, объясняющей выбор чертополоха в качестве национальной эмблемы, о Лох-Несском чудовище и т.д

3. You have heard the presentation of both teams and now you may ask any questions you want. Обе команды задают вопросы друг другу, уточняя представленную информацию или прося совета туристического характера ( в какое время года лучше приезжать и т.д.)

4. Now the teams are ready to play the scenes showing their countries.

Ученики представляют свои театральные постановки. Как правило, команда “Англия” придумывает сценку, связанную с каким-либо праздником, обыгрывая его особенности. Команда “Шотландия”, наряженная в национальную одежду, представляет инсценировку баллады Р.Л.Стивенсона “Вересковый мед” или легенды, связанные с чертополохом или Лох-Несском чудовищем.

5. Both teams have prepared some crosswords. I hope you know the material well and it will not be difficult for you to solve them.

Каждая команда заранее придумывает кроссворд по своей теме и предлагает команде противника его разгадать. Кроссворды выполнены на листах ватмана и украшены фотографиями и картинками.

Пример кроссворда, предложенного “шотландской ” командой.

Все слова пишутся по горизонтали:

  1. National emblem of Scotland

  2. Language which Scots speak

  3. National clothes

  4. In England it is “lake”, in Scotland - …

  5. Coloured woolen material

  6. Traditional Scottish dish

  7. Family group

  8. The capital of Scotland


Ответы: 1. thistle, 2. Gaelic, 3. loch, 4. tartan, 5. kilt, 6. haggis, 7. clan, 8. Edinburgh

По вертикали получится слово – Scotland

6. Учитель предлагает командами совместную игру.

Let’s play a game. I’ll show you some posters with 4 options and you should guess which the odd one is.

Варианты:

1. Aberdeen, 2. Edinburgh, 3. Manchester, 4. Glasgow (Manchester)

1. Fish and chips, 2. Turkey, 3. Pudding, 4. Roast potato (Fish and chips)

1. Ben Nevis, 2. Lock Ness, 3. Stonehenge 4. Edinburgh castle (Stonehenge)

1. Bonnie Prince Charles, 2. Tony Blair, 3. Mary Stuart, 4. Robert Bruce (Tony Blair)

1. Walter Scott, 2. A. Conan Doyle, 3. Charles Dickens, 4. Robert Burns (Ch. Dickens)


7. And now, let’s discuss our project. What did you like or, maybe, didn’t like in your classmates’ performance? What was the most interesting for you in today’s presentation?

Дети обсуждают особенности выступлений друг друга, обращают внимание на оформление плакатов, на способ представления кроссвордов, на артистичность актеров в театральных постановках.

8. Thank you very much for you work. Everything was done well.








Приложение 3.


Разработка открытого урока английского языка в 9 классе

"Читать или не читать" (To read or not to read)


Кунченко Маргарита Петровна,

учитель английского языка

МОУ СОШ № 5

 Аннотация урока


Социальный заказ общества в области обучения английскому языку выдвигает в настоящее время задачу развития духовной сферы учащихся, повышение гуманистического содержания обучения, более полную реализацию воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к личности каждого ученика. Поэтому основная цель обучения английскому языку в средней школе состоит в развитии личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой деятельности.
Для приобретения знаний и овладения умениями и навыками для непосредственного и опосредованного диалога культур, необходимо постепенное ознакомление через изучаемый язык с историей и современной жизнью страны, язык которой изучается, её традициями, культурой, литературой.
Данный урок по теме «Читать или не читать» проводится в 9 классе, как урок – «погружение» закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков учащихся по образовательной программе УМК «Happy English.ru» 9 класс К.Кауфман и М.Кауфман. Урок-«погружение»— это совместная активная работа учителя и учащихся, наполненная конкретным, реальным содержанием и смыслом. На нем не только лучше и глубже усваиваются знания, но и формируется способность к саморегуляции деятельности, ее самооценке, сотрудничеству, деловому общению, а также учащиеся учатся аргументировать свое отношение к книге как к источнику знаний и средству организации «диалога культур», знакомятся с творчеством великого британского драматурга и писателя В. Шекспира. В результате вырабатываются единые позиции, крепнет коллективный разум, развивается чувство долга, ответственности, формируются лучшие черты характера, необходимые для развития коммуникативной компетенции учащихся.


Описание урока


Представленный урок является частью программы обучения английскому языку по УМК «Happy English.ru» 9 класс К.Кауфман и М.Кауфман, реализуемой в 2-11 классах общеобразовательной школы. Урок проводится в 9 классе по образовательной программе Английский язык 9 класс как урок закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков учащихся. Полностью соответствуют авторской концепции учебника. Закрепление материала, совершенствование знаний, умений и навыков учащихся по английскому языку не расходится с тематическим и поурочным планированием в УМК. Данная разработка урока включает в себя мультимедийную презентацию, 4 приложения (тексты для чтения по теме «Уильям Шекспир», карточки для проверки навыков аудирования, опорные карточки для развития монологического высказывания). Методическая разработка «Читать или не читать» носит образовательный характер, т.е. содержит в себе совокупность творческой и познавательной деятельности. Урок сочетает в себе различные виды коммуникативной деятельности учащихся. На уроке используются фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы, ролевая игра, чередование различных видов деятельности помогают активизировать деятельность учащихся. Демонстрация результатов проектной работы с элементами исследования свидетельствует о личностно-ориентированном обучении английскому языку. Высказывание своего мнения о роли книг в жизни, даже полярного по отношению к другому, способствует развитию у учащихся навыков бесконфликтного общения при обсуждении проблемных ситуаций. Использованы на уроке разнообразные формы проверки знаний учащихся: тестирование, устная работа, самостоятельная работа, аудирование, чтение текста, выполнение грамматических заданий. Разнообразные методы оценки знаний и умений (взаимопроверка, самопроверка, консультирование учащихся–консультантов из числа наиболее мотивированных на учебу) способствует обучению корректности и объективности суждений по оценки навыков во всех видах деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение), подводит школьников к мысли о необходимости соблюдения этических правил при работе в группах и парах.
Урок имеет практическую направленность, учащиеся тренируются в выполнении заданий по аудированию в рамках ГИА.

Использование мультимедийной составляющей позволяет изучаемый материал визуализировать, сделать увлекательным и насыщенным, тем самым вызывая положительные эмоции у учащихся, создать условия для успешной деятельности каждого подростка.

К концу урока учащиеся в процессе коллективного, индивидуального обсуждения, аргументации своих позиций, чтения, исследовательской и творческой работы приходят к единому мнению о важной роли чтения в жизни людей, тренируются в выполнении заданий по аудированию в рамках ГИА, знакомятся с творчеством великого британского драматурга и писателя В. Шекспира. Считаю, что цели и задачи урока полностью выполнены .


Методическая записка


В данном уроке использованы инновационные педагогические технологии: ИКТ – технология проекта, здоровьесберегающая, проблемное обучение, игротехника, обучение в сотрудничестве, нестандартные формы работы. Педагогические технологии, ориентированы на формирование коммуникативных, информационных, интеллектуальных навыков.

Данный урок по теме «Читать или не читать» проводится в 9 классе, как урок – «погружение», урок закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков учащихся по образовательной программе УМК «Happy English.ru» 9 класс К.Кауфман и М.Кауфман. В соответствии с методикой "погружения", английский язык является единственным средством общения между преподавателем и учащимися на уроке. В классах, где проводится погружение, психологический климат становится более здоровым. Нестандартное начало урока через стихотворное обращение к классу вместо сухого «здравствуйте, садитесь», способствует развитию творчества уже на организационном этапе и актуализирует ее на протяжении всех 45 минут. Для того, чтобы обеспечить психологически комфортные условия при усвоении материала практикую на уроке также принципы педагогики сотрудничества: консультанты из числа учеников, успешно справившихся с выполнением работы оказывают помощь одноклассникам, затрудняющихся с выполнением задания. Технология сотрудничества – одна из новых педагогических технологий.

Сотрудничество – это такой тип взаимодействия, дающий возможность максимально проявить интеллектуальную и социальную активность каждого ребёнка. Сотрудничество предполагает также равенство психологических позиций участников, личностно – ролевое участие, реализующее социальные стимулы и мотивы деятельности. Одним из рациональных способов организации общения на иностранном языке является работа в группах, где сильный ученик может взять на себя ведущую роль. Бывает, что сильный ученик по своему желанию помогает всем ребятам в усвоении материала, конечно, после того, как сам всё сделает. Работа в парах и группах обучает конструктивному диалогу, развивает умение слушать и слышать точку зрения другого. Парная работа на уроке формирует навыки использования лексического материала по теме «Книги в нашей жизни». Кроме ИКТ на уроке были использованы и другие инновационные технологии:

Проектная технология.(подготовка, показ и комментирование проектов-презентаций )

Здоровьесберегающие технологии (соблюдение техники безопасности, соблюдение требований СанПина, реализация двигательной активности, чередование различных видов деятельности, охрана психического здоровья)

Технология проблемного обучения (ученики проходят через четыре звена научного творчества: постановка проблемы, поиск решения, выражение решения, реализация продукта)

Обучение в сотрудничестве в малых группах (командная работа для активной совместной деятельности и снятия психологических барьеров)

Игротехника( ролевая игра )


Практическая реализация:

Проектный метод позволяет на уроке вовлечь учеников в интересную интеллектуальную деятельность, используя элементы исследования. Презентация учащихся «Есть ли место книге в нашей жизни?» преподносится в виде домашнего задания на итоговом уроке как результат исследовательской работы учащихся (конечно, наиболее подготовленных). Это, несомненно, способствует развитию креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
На этапе «рефлексии» происходит возврат к результатам, сравнение первоначальных знаний со знаниями после прочтения текста, и ребята присваивают себе добытые новые знания как собственные, совершенно не замечая этого. На этом этапе они анализируют преимущества того или иного средства, говорят об их недостатках. В своей практике я использую только некоторые приёмы технологий, которые, как показала апробация, считаю наиболее успешными, например, «Синквейна» или «Пятистишье», что способствует творческому развитию ученика, заставляет его самостоятельно мыслить, творить. Я использую такую структуру синквейна:

1.Первая строка - одно слово, описывающее тему (существительное).

2.Вторая строка – два слова, обычно это прилагательные.

3.Третья строка – три слова, выражающие действие по теме (глаголы).
4.Четвёртая – фраза из 4-х слов, показывающая отношение к теме (предложение).

5.Последняя строка – одно слово, синоним первого или итоговое слово.

При подведении итогов урока целесообразно высказывание самих учащихся, основанного на их личностном отношении к обсуждаемой на уроке проблеме.


Описание мультимедийного компонента урока

Данная разработка урока включает в себя мультимедийную презентацию. Применение мультимедийных средств было целесообразно на определенных этапах, так как подобранный иллюстративный материал способствует повышению эффективности усвоения учебного материала: погружение в тему урока; ученикам не надо отвлекаться на поиск необходимой иллюстрации, касающейся жизни и творчества Шекспира. Имеется анимация, звуковое сопровождение (слайд 13), это оживляет урок и активизирует внимание учащихся. Презентация, сопровождающая урок, является не только иллюстративным материалом к уроку, но и средством обратной связи с классом. На этапе контроля навыков чтения есть возможность увидеть правильный ответ (работают слуховая и зрительная опора), лексикологическая схема плана высказывания по теме «Моя любимая книга» для домашнего задания, а также учащиеся демонстрировали авторский проект с элементами исследования «Есть ли место книге в нашей жизни».


Задачи урока:

1) образовательная – расширение лингвострановедческого кругозора и эрудиции обучающихся; развитие устойчивой мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка

2) познавательная – ознакомление учащихся с творчеством великого британского драматурга и писателя В. Шекспира

3) развивающая – развитие умений и навыков учащихся аргументировать свое отношение к книге как к источнику знаний и средству организации «диалога культур»

4) воспитательная – привитие любви к чтению, формирование потребности расширять свои знания и кругозор через книги, развитие навыков самостоятельной и коллективной работы,

5) практическая – совершенствование лексических навыков говорения по теме «Книги в нашей жизни»; развитие умения учащихся понимать иноязычную речь на слух (при прослушивании текста , просмотре презентаций); практика учащихся в выполнении заданий по аудированию в рамках ГИА, активизировать изученные грамматические правила в чтении: перевод предложений в the Past Simple Passive, степеней сравнения имён прилагательных, отрицательные предложения в Past Simple.


Оборудование: компьютер, экран, видеопроектор, дидактический раздаточный материал (карточки с названиями произведений Шекспира), опорные карточки «Книги в нашей жизни» для развития монологической речи, задания для проверки навыков аудирования, лексики по теме, тексты для чтения по теме «В.Шекспир», презентация учителя «To read or not to read», ученическая презентация по итогам проектного задания «Есть ли место книге в нашей жизни»

Ожидаемые результаты: учащиеся смогут самостоятельно подготовить монологическое высказывание по теме « Книги в нашей жизни», узнают о творчестве великого британского писателя и драматурга В. Шекспира, научатся рассказывать (например, американскому ровеснику) о своих литературных вкусах; продолжат учиться работать в группе, расширят свой словарный запас, познакомятся со схемой выполнения задания по аудированию в рамках ГИА.


Продолжительность занятия: 45 минут


Ход урока:


I. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.


Teacher: Good morning, dear friends! How are you? I think you are all right. Today we are going to speak about the thing everyone has got at home. As for me, I can’t live and work without it. The riddle will help to understand what thing it is.


(Слайд 2).Учащиеся читают и отгадывают загадку.


The field is white,

Black is the seed.

And the sower who sowed it

Was clever indeed.

Pupil: I think it’s a book.

Teacher: Right you are. It’s a book.


II. Постановка цели занятия перед учащимися. Целеполагание. Мотивация учащихся.


Teacher: The theme of our lesson is “To read or not to read”. As the proverb says “Books are best teachers”. Учитель совместно с учащимися обсуждает организацию учебной деятельности в ходе урока, отдельных этапов урока, формулируют цели и задачи урока и способы их достижения.
But I should say that reading is not very popular nowadays among teenagers. And I’m very sorry about it. I hope this lesson will help you to answer this important question “To read or not to read” and you will speak about your attitude to reading, you also learn about one of the greatest English dramatist and playwright W. Shakespeare.


III. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.

1. Учитель дает описание жанра книги, а учащиеся называют жанр. Фронтальная работа.

Teacher: It seems to me reading is and will be part of our life. People can’t imagine their life without books. First we see them in our childhood; later at school we start reading with the first ABC book. And the books are with us almost every day. We study them, copy, translate, borrow and lend. What kinds of books do you know? Now let’s revise the words naming the books.


Teacher: a book about somebody’s life.

Pupil: a biography.

Teacher: a book that gives a list of words in alphabetical order and explains what they mean.

Pupil: a dictionary.

Teacher: a book published every year that tells you about what happened in a subject or activity

Pupil: an almanac

Teacher: a book based on people or events that took place in the past

Pupil: a historical novel.

Teacher: a book that tells an exciting story, especially about smth. dangerous like a crime.

Pupil: a thriller.

Teacher: a book about an exciting unusual and sometimes dangerous experience

Pupil: an adventure story

Работа с ЦОР http://fcior.edu.ru/card/6830/favourite-book-exercise-2-k.html


2. Групповая работа.


Класс делится на 3 группы. В каждой группе есть «эксперт», который может оказать помощь любому ученику. Учащиеся читают отрывки из произведений и определяют, к какому жанру относится прочитанный текст; среди предложенных названий жанров есть одно лишнее. (см. Приложение 1). После выполнения задания учащиеся обмениваются ответами и производят взаимопроверку. Количество заработанных каждой группой баллов «эксперты» фиксируют.


Teacher: you are right. Well done. I see you know the definitions and now let’s see how you can guess the genres of the books. You will read some paragraphs from books and decide what genres of books they are from. You have 3 minutes.


3.. (Игра: составь и прочитай высказывания известных людей о чтении)
Teacher: Now, let’s play. Please, make up and read some quotations of the famous people about reading. (Слайд 3-10).


IV.Организация восприятия и осмысления новой информации.

Teacher: As you have seen, the world of books is enormous; a book is one of the greatest wonders of the world. It gives us a unique chance to link up with authors who lived hundreds and thousands of years ago. Thanks to books we can talk to people who lived in different ages and countries. Through reading books we hear voices, thoughts and feelings of those people who lived hundreds of years ago. Look at the blackboard, please. Read one more saying about books.

(слайд 11)


All books are divisible into two classes: the books of an hour, the books of all time.

John Ruskin

Teacher: Are there writers and poets of all time? Name them, please! What English poet and playwright were named as The Sweet Swan of Avon, Our national Bard, The Immortal Poet of Nature, and Great Unknown? (Слайд 12)

You are right. W. Shakespeare. And now read the text about W. Shakespeare and be ready to do some tasks and then tell us new facts of his biography. (Слайд 13)

Чтение. Reading comprehension. Учащиеся получают карточки с текстом о жизни и творчестве Шекспира. Вслух по цепочке читают текст.


V. Первичная проверка понимания.


1.Контроль навыков чтения. Учащиеся самостоятельно работают с карточками. Должны ответить «согласен» или «не согласен». Затем сверяют свои ответы cо слайдом 14.

Teacher: You have read the main facts of Shakespeare’s biography. Now I want you to agree or disagree to some statements. (Приложение 2).

Самостоятельная работа учащихся.

1.Shakespeare was born in the 17th century. Is it true? (No, it is not true. He was born in the 16th century in 1564.) William got a good education in London. (No, it’s not true. He got his education in the local grammar school in Stratford.)

Shakespeare had 3 children: a daughter Susanna and twin sons. (He really had 3 children, his daughter’s name was Susanna, but the twins were a daughter Judith and a son Hamlet.)

His wife Anne Hathaway loved theatre very much. (It’s not true.)

Shakespeare never acted on the stage. (It’s not true.)

Shakespeare died in London and was buried in Westminster Abby. (It’s not true. He died in Stratford.)


2. Выполнение заданий по грамматике на основе текста.
Find the sentences from the text:

-in Past Passive Simple;

-со степенями сравнения прилагательных

-отрицательные предложения в прошедшем времен


3. Групповая работа. Ученики в своих группах получают 14 карточек с названиями произведений Шекспира и делят их на две группы – комедии и трагедии.


Teacher: As you know W. Shakespeare wrote 37 plays. Some of them are comedies and some are tragedies. Try to divide the names of the plays into tragedies and comedies. (Students get 14 cards

where the names of Shakespeare’s plays are written. The cards are mixed.)

Comedies: “The Comedy of Errors”, “The Taming of the Shrew”, “All’s Well that Ends Well”, “A Midsummer Night’s Dream”, “Much Ado About Nothing”, “Twelfth Night”, “The Merry Wives of Windsor”.
Tragedies: “Hamlet, Prince of Denmark”, “Othello”, “King Lear”, “Macbeth”, “Romeo and Juliet”, “Julius Caesar”, “Antony and Cleopatra”


4..Индивидуальное задание. Хорошо подготовленный ученик читает монолог из пьесы Шекспира «Гамлет» Используется задание в качестве релаксации.
Teacher: Let’s listen to the most famous monologue from the most famous Shakespeare’s play.

“Hamlet, Prince of Denmark”.The pupil recites the extract from the play “Hamlet, Prince of Denmark”.
What’s the name of this young prince? Right you are, it’s Hamlet.


Teacher: “To be or not to be; that is the question”. This quotation is known to everybody, but there are a lot of other famous quotations and expressions from Shakespeare’s plays. Translate some of them.
The beginning of the end. - Начало конца.

The whirling of time – Превратности судьбы.

There’s the rub. – Вот в чём загвоздка.


All’s well that ends well. – Всё хорошо, что хорошо кончается.

Life is not all cakes and ale. – Жизнь прожить – не поле перейти.

Brevity is the soul of wit. – Краткость – сестра таланта.

Much ado about nothing. – Много шума из ничего.

Sweets to the sweet. – Прекрасное – прекрасной.


VI.Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении.

Teacher: Foreign literature, no doubt, is very rich and is associated with the name of the greatest writer W. Shakespeare. Have you learnt some more facts from his biography? Now please, tell us about W. Shakespeare.


Pupil: English writers stand high in world literature. I know many English writers: W.Shakespeare, G.G. Byron, P.S. Shelly, Ch. Dickens and others. I want to tell you about W. Shakespeare.


1. Монологическое высказывание

Рассказ ученика о биографии Шекспира (Слайды 15-17)


Teacher: Thank you very much. Well done. I think you would like to read more and more.

2. Аудирование. Задание дается в формате ГИА. (Приложение 3).

Teacher: Boys and girls, what about you? Is reading important for you and why? Now you will listen to the teenagers’ opinion on reading. Match the opinions of the teenagers and the statements corresponding to them. You have 3 minutes.

Now you have 30 seconds to compete the task

Now you will hear the recording again

Now you have 30 seconds to check your answers

Учащиеся прослушивают высказывания пяти молодых людей о чтении и устанавливают соответствие между высказываниями каждого говорящего 1-5 и утверждениями, данными в списке A-F. (В задании есть одно лишнее утверждение). Задание дается в формате ГИА. (Приложение 3). Результаты задания анализируются на следующем уроке.


VII. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.


1.Проводится деловая игра «Телемост «Россия – Британия». Класс делится на 2 группы: группа российских и группа британских школьников. У каждой группы своя эмблема, на парте флаг России и Британии. Ученикам предлагаются для высказываний опорные карточки с выражениями по теме «Книги в нашей жизни». (Приложение 4).

Teacher:. Do you want to know the British teenagers’ attitude to reading? Now imagine that you are Russian and British pupils on TV. We welcome you to our satellite link Russia – Britain “To read or not to read?” Everybody has an opportunity to express his or her opinion. I hope you will find something interesting and new for yourselves. I’m going to offer you the words and expressions from the key words cards. Have a look at them and start discussing the subject of our lesson.
Предполагаемые вопросы и ответы.

Gr1 (реплика российского школьника): Hello, friends! We are from Ershov. We are discussing a very important problem. It is reading, Are you interested in reading?

Gr2 (реплика британского школьника):: Hello friends! How are you? I am 15. I am from London. Yes, you are right. Reading is very popular in Britain now. First of all it helps to solve our problems and it’s never a waste of time. What about you?

Gr1 (реплика российского школьника): Of course, reading is never a waste of time because all kinds of books people read help everybody not only in education but in many spheres of life too.
Gr2 (реплика британского школьника): But as for me, I don’t like reading. My hobby is computer and I can find any information from the Internet. Nick, what about you?
Gr1 (реплика российского школьника): The possibilities of a computer are great and unlimited. It can find any information at a twinkle of an eye. But sometimes reading books is the most perfect way to relax and to spend free time. Do you agree with me, Jack?
Gr2 (реплика британского школьника): I think books are our real friends and they help us to discover a lot of new things and explore new ideas. You know, British literature is associated with the names of such great writers as Robert Burns, Jerome K. Jerome, Charles Dickens, George Eliot and many others. Do you know what books some of the British authors wrote?
Gr1 (реплика российского школьника): Of course, I know. They were “Three men in a boat” by Jerome K. Jerome, “David Copperfield” by Charles Dickens and many others. As for me, I like reading funny books, which make me laugh. At the moment I’m reading “Three men in a boat” by Jerome K. Jerome. I think reading is great!

Teacher: Boys and girls, as you’ve heard people read books for different purposes. Some read for more information, others read for fun or just to waste the time away. It’s rather difficult to give advice on reading. People’s interests are different, one enjoy reading romantic novels, other think they are boring and are keen on memories and biographies, still other enjoy poetry and find it marvelous.
2.Checking of the homework. (Домашнее задание)

Teacher: Boys and girls, it is known that different people like to read different books. There are a lot of famous Russian, American and British writers and poets who admire the readers.
(слайд 18)

A group of the pupils from our class has made some research work. They want to answer the question “Is there a place for a book in our life?”

3. Презентация учащихся (с элементами исследовательской работы) по теме «Есть ли место книге в нашей жизни»

VIII. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. Рефлексия.

Teacher: It’s rather difficult to give advice on reading. People’s interests are different, one enjoy reading romantic novels, other think they are boring and are keen on memories and biographies, still other enjoy poetry and find it marvelous. In modern society books have become overshadowed by cinema, TV, video as entertainment, and by computers as a source of information. But I think everybody can answer the question of our lesson now “To read or not to read?”

I want you to make a “синквей», to sum up our lesson.

Творческое задание.

Пример синквейна.

Reading
Exiting wonderful marvelous

Recite translate find information enrich develop

Enrich our experience develop our imagination captivate people

Value of books is great


IX. Подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок.
Teacher: Now sum u ,p. Ученики делают выводы и отвечают на главный вопрос урока о роли чтения в их жизни.

P1: During our lesson we have come to the conclusion about the necessity of reading books. Reading is to the mind what exercise is to the body.

P2: Books teach us to be noble, intelligent, industrious, to love nature, to understand other people’s feelings.
P3: Reading is to the mind what exercise is to the body. It enriches people’s mind and stirs imagination.
Teacher: I’m pleased with your wok today. I hope you know the answer to our question now. Your marks are excellent today. Thank you for the lesson.


X. Домашнее задание к следующему уроку.

Teacher: Your homework is to be ready to speak about your favorite book; using the plan of your topic” My favorite book”

План высказывания по теме «Моя любимая книга»
(слайд 19)

Title, author, genre

The plot of the book

Your attitude to this book


Our lesson is over. Thank you. Good-bye.


Приложение 1

A Romance novel

B Thriller

C Historical novel

D Science fiction novel

E Detective novel

F Autobiography

G Travel journal

    1. My childhood was a fairly happy one. My parents were a little strict, but they were fair and they certainly loved towards me. It was clear right from the start that they wanted the best for me, and also that they had high hopes for me.

    2. The room was completely dark. She left for the light switch but nothing happened. There was no power. She held her breath as she crept across the room, stretching her hand out in front of her. Suddenly, something grabbed her wrist. She screamed. A hand covered her face and she knew no more.

    3. Lady Matilda sat at her window and gazed down at the rolling green fields. From her room in the tower, she could see for miles around. There was not a living soul inside. Now she longed to see a horseman galloping towards the castle to rescue her.

    4. Spencer carefully picked up the bullet and placed it in a clear plastic bag. Handing it to Seargent Williams, he said, “Take that back to the forensics people. We’ll soon find out what kind of weapon this guy was using”

    5. “We need to be ready to attack’, said Lord Greenface. “I have received information from my spies about a plan to invade out planet and steal our research.” “Who is going to invade?” asked Kring, nervously clutching his laser gun. “And how did they find out about our research?”

    6. Amy jumped out of the taxi and ran towards the restaurant. She hated being late. What if Tom had already left? She pushed open the door and saw that the restaurant was lit with hundred of candles. There was only one other person there. He turned and saw her and his face lit up. “Amy”, he smiled. “I knew you’d come”.

Приложение 2 (Чтение)

William Shakespeare

The first facts of Shakespeare’s biography are that he was born on the 23rd of April, 1564 in Stratford-upon-Avon. His father John Shakespeare was a glover. He was a respected figure in Stratford. William’s mother, Mary Arden, was the daughter of a rich farmer in the village of Wilmcote. At the age of six William was sent to school. The best thing of all in William’s life was groups of actors who visited Stratford from time to time. He watched them and knew that he wanted to be an actor.

When he was 18 William married Anne Hathaway, who was 9 years older than himself. They had a daughter Susanna and twins – a son Hamlet and a daughter Judith. It is known that in 1567 Shakespeare went to work to London where he began writing plays. But the actors didn’t have their own theatre, that’s why they built a theatre and called it “Globe”. There was a sign on its main door: “All the world is a stage”. Shakespeare’s Globe was rather different from modern theatres. By 1592 he had been an important member of a well-known acting company.
It is known that only in 1611, at the height of his fame, Shakespeare returned to Stratford, where in April 23, 1616 he died. He was buried in a fine Holy Trinity Church in Stratford.

Приложение 3 (Аудирование)

A I like variety in my leisure activities.

B Reading fiction is my favorite pastime.

C I don’t have any free time because I study hard.

D I do things that keep me healthy.

E I have a lot of work, but I sometimes go out for coffee

F I work a lot, but I enjoy watching films.


Tape script.

Interviewer. I asked some young people to find out when and where they like to read. Here’s what they had to say.

Speaker 1. My favorite time to read is on Sunday mornings. I like to read the newspaper while I’m having breakfast.

Speaker2. Reading at bedtime is very relaxing. I find that I sleep better if I read a little before switching off. I can read a whole book in about a week that way.
Speaker 3. I have to read a lot in the college library so I tend not to read in me spare time. Actually, the only thing I read in the evening is the TV guide.

Speaker 4. I can’t read when I’m travelling by car or train because it makes me feel dizzy, but I can watch a video on a plane.

Speaker51.I rarely read books or newspapers any more because I gave the Internet. I can catch up on all the main news and read e-books too.

(Key: 1 B; 2 F; 3 C; 4A; 5 D)

Приложение 4

Books in our life

1. To play an important part in people’s life (books, reading)
2. To be keen on reading (many people, children)

3. Favorite books (to buy at a bookshop, to borrow from friends, to take out from libraries)

4. To expand the mind (books, reading)

5. To help (to solve a lot of life problems, to learn more about other countries and peoples of the world, to discover a lot of new things, to explore new ideas, to entertain oneself and feel comfortable, to be in the know of everything)

6. To enjoy reading or to be fond of (fiction, non- fiction, science-fiction)

7. To prefer reading (novels, poetry)

8. A good way to relax and to spend free time in a useful way (reading)

9. To tell a lot of information about (lives of famous people and politics, ancient times, latest discoveries, unusual plants and animal, teenagers’ problems)

10. To captivate people with the thrilling plot

11. To make people be impressed by the plot for a long time.

Используемая литература и источники:

ЦОР http://fcior.edu.ru/card/6830/favourite-book-exercise-2-k.htm l
- Ю.И. Верисокин. Развитие коммуникативных компетенций. Использование речевых опор. Волгоград, издательство «Учитель», 2009 г.

- О.В. Захарьина. Современные образовательные технологии. Г.Волгоград, издательство «Учитель», 2009 год.


- Нестандартные уроки английского языка в школе. Издательство «Феникс», г. Ростов – на- Дону, 2007 год.


28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!