Можно говорить о необходимости планомерного и систематичного формирования у ребят графических умений и навыков на уроках технологии.
Фундамент графической грамотности должен создаваться путем последовательного, поэтапного построения необходимых знаний и умений, а пространственное воображение - формироваться путем систематического сопоставления чертежа (эскиза) с реальным изделием на протяжении всего изучения учебного курса «Технологии»
Актуальность опыта
Графика- древняя, понятная, удобная и наглядная форма общения. Графика является средством создания человеком материальных, духовных, интеллектуальных и художественных ценностей.
Основными видами графических изображений являются: эскизы, технические рисунки, чертежи, технологические карты, схемы.
Изучение графики помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира, имеет большое значение для подготовки их к практической деятельности, помогает глубже познать технику и технологию современного производства. Графическая деятельность реализует такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, пространственное воображение, мышление оказывает влияние на воспитание внимания, наблюдательности, аккуратности в работе, самостоятельности, плановости.
Процесс изготовления изделий складывается из следующих операций:
1) изучение инструкционных и технологических карт;
2) изучение чертежа будущего изделия;
3) выбор размера заготовки и разметка ее по чертежу;
3) обработка материала (опиливание, строгание, вырезание, сверление и т.д.);
4) проверка (контроль) размеров изделия по чертежу.
Всем перечисленным операциям предшествует работа, связанная с чтением чертежа, при котором у школьников формируется представление о будущем изделии. Кроме того, по чертежу ученик должен определить, какие способы обработки, соединения деталей он должен применить и какой должна быть точность изготовления детали.
Это делает актуальной проблему чтения чертежа на уроках технологии (5-8 классы) в условиях, когда черчение в школьном курсе изучается только с 8 класса.
Учителя технологии (технического труда) одни из первых в образовательной школе приобщают учеников к графическим навыкам, знакомят с гостами и стандартами, конструкторской документацией, к которой относят: чертежи деталей, сборочные чертежи, технический рисунок, электромонтажные схемы и инструкции.
Черчение (графика)- часть учебного курса «Технология». На изучение данного раздела в программе 5-7 классов отводится только 12 часов, по 4 часа в каждом классе. Однако учащиеся практически с первых уроков сталкиваются с необходимостью использования элементов графической грамоты, будь то столярная или слесарная обработка или художественная обработка материала. Поэтому, в процессе изучения технологии, учителем попутно сообщаются сведения, которые должны формировать стройную, последовательную систему изучения графической культуры.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, способствующих формированию графических умений и навыков на уроках технологии как одно из средств повышения творческих способностей учащихся.
Теоретическая база опыта
Немецкий философ, психолог и педагог И. Ф. Гербарт считал, что целью обучения является, прежде всего, формирование интеллектуальных умений учащихся, их умственное развитие, выполнение упражнений и применение новых знаний и умений на практике.
Проблема формирования умений у школьников давно привлекает внимание ученых. Этой проблемой занимались такие известные психологи и педагоги как Фридман Л. М., Рубинштейн С.Л. , Талызина Н. Ф. , Хуторской А. В. Они выделяют несколько типов умений: двигательные, познавательные, теоретические, практические, интеллектуальные, исследовательские, коммуникативные, общение.
Фридман Л. М. определяет умение как системные образования, устойчивые целостности в структуре деятельности субъекта, включающие тактики и стратегии ориентировки во внешней и внутренней обстановке деятельности знания, навыки исполнения и гибкой перестройки деятельности в зависимости от меняющихся условий. Внешне умение обнаруживается в успешном, легком решении профессиональных или жизненных задач. Он считает, что ошибочно сводить умения только к исполнительной стороне поведения и недооценивать познавательную и мотивационную основу, которая обеспечивает это поведение. (14)
Наряду с понятием «умение» Рубинштейном С. Л. и Фридманом Л. М. рассматривается понятие «навыки», так как они неразрывно связаны между собой. Ученый-педагог Фридман отмечает, что способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью и автоматизировано – у ученика образуется навык в выполнении этого действия, то есть умение переходит в навык. (14)
Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений – навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющимися под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход в практически любой ситуации.
Фридман считает, что умения всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование графических умений и навыков на уроках технологии как одно из средств повышения творческих способностей учащихся»
Формирование графических умений и навыков на уроках технологии как одно из средств повышения творческих способностей учащихся
Условия возникновения и становления опыта.
Социальный опрос показал, что большинство родителей стремятся к тому, чтобы их дети могли ориентироваться в сложном социальном мире и умели найти для себя нишу, в которой осуществлялась бы самая высшая потребность – развитие и активизация своего творческого потенциала. Возникновение опыта связано с созданием условий для развития творческих способностей школьников, практических навыков и умений, привития интереса к труду.
Развитие технического прогресса неразрывно связано с высокой графической культурой человека. Графическая культура – это совокупность знаний о способах, средствах, правилах отображения, сохранения передачи, преобразования информации и их использование в различных сферах жизни общества. Графически грамотный человек может использовать знания, навыки для активного участия в производственной и творческой деятельности.
Формирования графической грамотности играет огромную роль в развитии мышления, познавательных способностей, пространственных представлений и пространственного воображения учащихся, формировании практических умений и навыков.
С необходимостью прочитать чертеж, понять содержащуюся в нем информацию, выполнить рисунок учащиеся сталкиваются на многих занятиях по технологии.
Фундамент графической грамотности должен создаваться путем последовательного, поэтапного построения необходимых знаний и умений, а пространственное воображение - формироваться путем систематического сопоставления чертежа (эскиза) с реальным изделием на протяжении всего изучения учебного курса «Технологии».
Актуальность опыта
Графика- древняя, понятная, удобная и наглядная форма общения. Графика является средством создания человеком материальных, духовных, интеллектуальных и художественных ценностей.
Основными видами графических изображений являются: эскизы, технические рисунки, чертежи, технологические карты, схемы.
Изучение графики помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира, имеет большое значение для подготовки их к практической деятельности, помогает глубже познать технику и технологию современного производства. Графическая деятельность реализует такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, пространственное воображение, мышление оказывает влияние на воспитание внимания, наблюдательности, аккуратности в работе, самостоятельности, плановости.
Процесс изготовления изделий складывается из следующих операций:
1) изучение инструкционных и технологических карт;
2) изучение чертежа будущего изделия;
3) выбор размера заготовки и разметка ее по чертежу;
3) обработка материала (опиливание, строгание, вырезание, сверление и т.д.);
4) проверка (контроль) размеров изделия по чертежу.
Всем перечисленным операциям предшествует работа, связанная с чтением чертежа, при котором у школьников формируется представление о будущем изделии. Кроме того, по чертежу ученик должен определить, какие способы обработки, соединения деталей он должен применить и какой должна быть точность изготовления детали.
Это делает актуальной проблему чтения чертежа на уроках технологии (5-8 классы) в условиях, когда черчение в школьном курсе изучается только с 8 класса.
Учителя технологии (технического труда) одни из первых в образовательной школе приобщают учеников к графическим навыкам, знакомят с гостами и стандартами, конструкторской документацией, к которой относят: чертежи деталей, сборочные чертежи, технический рисунок, электромонтажные схемы и инструкции.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, способствующих формированию графических умений и навыков на уроках технологии как одно из средств повышения творческих способностей учащихся.
Теоретическая база опыта
Немецкий философ, психолог и педагог И. Ф. Гербарт считал, что целью обучения является, прежде всего, формирование интеллектуальных умений учащихся, их умственное развитие, выполнение упражнений и применение новых знаний и умений на практике.
Проблема формирования умений у школьников давно привлекает внимание ученых. Этой проблемой занимались такие известные психологи и педагоги как Фридман Л. М., Рубинштейн С.Л. , Талызина Н. Ф. , Хуторской А. В. Они выделяют несколько типов умений: двигательные, познавательные, теоретические, практические, интеллектуальные, исследовательские, коммуникативные, общение.
Фридман Л. М. определяет умение как системные образования, устойчивые целостности в структуре деятельности субъекта, включающие тактики и стратегии ориентировки во внешней и внутренней обстановке деятельности знания, навыки исполнения и гибкой перестройки деятельности в зависимости от меняющихся условий. Внешне умение обнаруживается в успешном, легком решении профессиональных или жизненных задач. Он считает, что ошибочно сводить умения только к исполнительной стороне поведения и недооценивать познавательную и мотивационную основу, которая обеспечивает это поведение. (14)
Наряду с понятием «умение» Рубинштейном С. Л. и Фридманом Л. М. рассматривается понятие «навыки», так как они неразрывно связаны между собой. Ученый-педагог Фридман отмечает, что способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью и автоматизировано – у ученика образуется навык в выполнении этого действия, то есть умение переходит в навык. (14)
Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений – навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющимися под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход в практически любой ситуации.
Фридман считает, что умения всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков.