СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование географических компетенций в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на Краевом семинаре учителей географии

Просмотр содержимого документа
«Формирование географических компетенций в начальных классах»

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ 

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

учитель начальных классов высшей категории

МАОУ СОШ № 20 поселка Псебай

Бушуева Ольга Михайловна


Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.
В. А. Сухомлинский


Общеизвестен повышенный интерес детей ко всему новому, невиданному, необычному. Этот интерес заставляет учащихся настораживаться во всех случаях, когда им предстоит увидеть или услышать что – то яркое, поражающее воображение, дающее пищу фантазии.

Сообщение учащимся начальных классов элементарных географических представлений необходимо для понимания ряда явлений природы и жизни людей, для усвоения курса «География» в среднем звене. Этому отводится важное место в курсах «Окружающий мир» и «Кубановедение». Одна из содержательных линий курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированию первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.

На уроках по формированию первоначальных географических понятий развивается мышление ученика, умение его самостоятельно работать, культура его речи. Занятие географией, как на уроках, так и во внеурочное время воспитывают в ребенке активность и любознательность, наблюдательность и живость воображения.

В начальных классах учащиеся знакомятся со сведениями из физической географии (горные породы, поверхность, водоемы, полезные ископаемые, физическая карта и др.) и из экономической (использование воды, воздуха человеком; охрана природы и т.д.). Очень важным является материал о географических открытиях. Учащиеся не только знакомятся с тем, как расширились границы нашей Родины, но и получают представления о возникновении первых научных географических знаний о различных континентах Земли, природных зонах. Примеры деятельности людей за преобразование природы родной страны, а также примеры самоотверженной жизни путешественников и исследователей воспитывают в детях упорство в достижении цели, мужество и твердость характера. Дети получают первоначальные географические знания, некоторые умения по работе с картой и наблюдениям на местности.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении нового учебного оборудования для практических и лабораторных работ, которое сможет формировать умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Полученное оборудование помогает закладывать основы развития исследовательских способностей учащихся.

Появление документкамеры облегчило учителю, несомненно, демонстрационные моменты в курсе «Окружающий мир».

Цифровые микроскопы заинтересовали многих юных исследователей. Во-первых, до этого в начальной школе ребята редко сталкивались с микроскопом, лишь на уроке окружающего мира при знакомстве с предметом «микроскоп». Теперь же учащиеся могут принимать участие в наблюдениях. Во-вторых, с помощью цифрового микроскопа изображение в увеличенном виде выводится на экран. Увиденное можно сфотографировать и даже снять фильм.

В-третьих, часть микроскопа можно отсоединить и проводить наблюдение не только на стекле, но и непосредственно сразу в окружающей среде. Например, на уроках окружающего мира учащимся очень интересно было рассмотреть в увеличенном виде насекомых, монеты, карту, делали зарисовки.

Интерактивные учебные пособия по кубановедению представляют собой диски, на которых содержатся красочные, интересные плакаты к некоторым темам, помогающим формированию представлений географической направленности. К сожалению, данные диски только для 1 класса.

Обучающая настольная игра «Моя Кубань» помогает решить две задачи: занять учащихся на переменах, а также пополнять свои знания в области кубановедения, географии в игровой форме.

Комплект для практических работ «Фильтрация воды». Проводили опыты по очистке воды: подкрашивали воду, а затем пропускали через несколько слоев почвы, вода на выходе была прозрачная. Это на уроках окружающего мира при изучении свойств почвы и на занятиях экологического кружка.

Несмотря на появление нового оборудования, первостепенной все же остается и будет оставаться роль учителя, педагога. Оборудование работать само по себе не будет. Учитель в первую очередь должен изучить возможности применения оборудования, принципы работы, затем уже использовать его в работе с детьми.

Помогая ребенку, учитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Учитель выступает только как помощник и консультант.

При организации наблюдения важно опираться на жизненный опыт учащихся. Практика показывает, что учащиеся имеют часто весьма нечеткие, а подчас и совсем неверные представления о предметах, с которыми им приходится довольно часто сталкиваться. Например, многие ученики начальных классов при знакомстве с картой предполагают, что зелёный цвет указывает на поля, луга, леса, а коричневый - на горы.

Географические карты формируют у детей пространственные представления о размерах различных участков земной поверхности и размещении на ней природных объектов. Первое знакомство детей с картой начинается уже во втором классе. К окончанию начальной школы учащиеся должны ориентироваться по карте, знать названия и уметь показывать материки и океаны. Младшие школьники получают первоначальные знания о карте России (границы, моря, главные реки, равнины, горы), учатся показывать природные зоны нашей страны.

В начальной школе ребята знакомятся с контурной картой. К сожалению, за 4 года обучения лишь на двух уроках предлагается такой вид работы. Этого, конечно же, мало.

Для понимания вопросов о форме Земли, о различном нагревании частей ее поверхности необходим глобус. Как известно, у учащихся начальных классов преобладает игровая деятельность, поэтому урок, на котором происходит знакомство с моделью Земли, очень интересен учащимся. Все перемены они не отходят от глобуса, рассматривают, читают, вращают.

Формы организации учебной деятельности – урочная и внеурочная:

  1. Урок как форма обучения признан основной формой организации учебной деятельности учащихся. На современном этапе остаются актуальными книги В. Бианки, М. Пришвина, И. Акимушкина, Н. Сладкова и др., раскрывающие перед читателем увлекательный мир живой и неживой природы, способствующие воспитанию бережного отношения и любви к ней.

  2. Без внеурочной работы необходимые краеведческие знания были бы добыты ребенком только в ходе работы с краеведческой литературой. Одной из отличительных особенностей обучения по ФГОС является введение внеурочной деятельности. В нашей школе с географической направленностью:

- Клуб «Родной край»

- Клуб «Забота»

- Факультатив «Экология для младших школьников»

- Клуб «Родной край» воспитывает учащихся патриотами, активными гражданами Кубани; развивает творческие способности детей; формирует у учащихся интерес к исследовательской работе, расширяет географические представления учащихся.

- Клуб «Забота» создаёт условия для развития познавательного интереса и творческой самореализации учащихся, учит анализу явлений действительности; помогает в осознании ответственности за свои поступки, мысли.

- Факультатив «Экология для младших школьников» формирует УУД, направленные на развитие экологического осознания природы, учит наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира; помогает овладеть нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

В нашей школе много поездок, экскурсий организуют учителя начальных классов. Родители, учащиеся с удовольствием это поддерживают. Конечно, спасибо родителям, поскольку без их материальной поддержки практически ни одна поездка не состоялась бы. Мы совершили поездки в цирк г. Краснодара, Сафари-парк, в к\т «Марс», театр драмы и комедии г. Армавира, на конфетную фабрику г. Армавира, в ДК п. Мостовского на выставки, концерты, спектакли, в к\т «Мир», в Эколого-биологический центр г. Лабинска, на страусиную ферму, на погранзаставу п. Перевалка, на Хлебозавод п. Псебай, в пожарную часть, в ДК «Меридиан» и другие. Например, учащиеся МАОУ СОШ № 20 после экскурсионной поездки на погранзаставу в посёлок Перевалка организовали «Экологический десант», очистив от мусора берег реки Малая Лаба. Образовавшаяся огромная куча удивила всех! Все были возмущены тем, насколько люди загрязняют природу. Ведь может не остаться мест для приятного отдыха. Это, несомненно, имеет и географическую направленность.

Экскурсии развивают образное мышление детей, способствуют накоплению достоверных фактических сведений об окружающей реальности. Разнообразная деятельность во внеклассной работе дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни.

Географические знания закладывают основы пространственного мышления, формируют экологическую культуру личности, способствуют формированию целостной картины мира.

Сформированность географических представлений во многом зависит от деятельности учителя, от его творческой и активной работы. Если педагог в своей деятельности использует разнообразные методы, приемы, формы и средства обучения, то, конечно же, уровень формирования географических представлений будет наблюдаться выше.

Путь ребенка к усвоению знаний лежит

через удивление, фантазию, любознательность.



Всякая попытка внести в ребёнка познание…,

минуя собственную деятельность ребёнка по овладению им,

подрывает…самые основы умственного и нравственного развития ребёнка,

воспитания его личностных свойств и качеств.

С. Л. Рубинштейн



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!