СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсальных учебных действий на уроках физики

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий на уроках физики»

МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа»




















«Формирование универсальных учебных

действий на уроках физики»


(выступление на педагогическом совете)














Автор: Романова Евгения Ильинична

учитель физики и математики












2021 г.

При организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО  «особенностью содержания современного основного общего образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности». Поэтому общеобразовательные организации должны подготовить выпускников, умеющих выстраивать собственные индивидуальные пути саморазвития, умеющие ставить цели, решать возникающие перед ними задачи, творческого и поискового характеров, способные не только решать возникающие перед ними проблемы, но и проводить самоанализ и рефлексию своим действиям и поступкам, совершаемых на пути достижения поставленных целей. В связи с этим в нашей стране определились новые тенденции образования, выраженные в Федеральных образовательных стандартах, которые предполагают развитие индивидуальных особенностей всех обучающихся. Согласно ФГОС метапредметными результатами обучения физике в общеобразовательной школе являются универсальные учебные действия, поэтому основной задачей школы является формировании этих универсальных учебных действий (Далее - УУД).

УУД - это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, а также умение организовать этот процесс.

В широком значении УУД - умение учиться, способность к саморазвитию путем активного поиска и усвоения знаний. Процесс освоения обучающимися универсальных учебных действий происходит в совокупности разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и приобретать компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Выделяют четыре группы УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

К личностным УУД относиться личностное самоопределение, жизненные ценности, следование своим целям. Соотношение своих поступков и поведения с принятыми этическими нормами общества. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают личностное, профессиональное и жизненное самоопределение обучающихся. Личностные УУД способствуют установлению обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Регулятивные универсальные учебные действия - действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:

- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

- планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий);

- прогнозирование (заранее озвучен результат и уровень его усвоения);

- контроль (сравнение озвученного результата и способов его выполнения с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);

- коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае расхождения с эталоном);

- оценка (осознание качества и уровня усвоения);

- волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, к преодолению препятствий. К регулятивным УУД относится: целепологание, планирование целей, прогнозирование, коррекция целей и задач, их оценка, саморегуляция. Регулятивные УУД обеспечивают организацию своей учебной деятельности учащимися

Коммуникативные универсальные учебные действия:
действия обеспечивающие социальную компетентность и позицию других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные универсальные учебные действия:
действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Что дают универсальные учебные действия?

- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения в ситуации выбора, ставить учебные цели в различных видах деятельности (при проведении эксперимента, исследования и т.п.), искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность, в том числе и при работе в группе и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со  взрослыми и сверстниками;

- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. 


Формирование УУД на уроках физики.

Физика – это предмет, формирующий у учащихся систему знаний об окружающем мире, понимание того, какие физические законы раскрывают те или иные физические явления. Для формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Личностные УУД на уроках физики ориентированы на развитие личности ученика, личного и ценностного отношения учащихся к окружающим, к физике, к себе. При этом ученик видит закономерность изучаемого явления, целостную картины окружающего мира.

Формируется самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений, готовность к выбору своего жизненного пути, ценностное отношение к себе и окружающим, к приобретению новых знаний, отношение к физике, как элементу общечеловеческой культуры, уважение к творцам науки и техники.

Регулятивные универсальные учебные действия лучше всего формируются на уроках физики при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач. 

При обучении физике деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, включает в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов. В конечном итоге можно говорить об усвоении экспериментального метода познания физических явлений.

Познавательные УУД На уроках физики ребята учатся воспринимать, перерабатывать, предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. Знакомство с любой новой физической величиной предусматривает действие со знаково-символическими средствами. Большой опыт на уроке физике ребята приобретают в кодировании и декодировании  приобретенной информации с помощью формул.

Особую роль в формировании познавательных УУД играет проектная и исследовательская работа. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот вид работы органично сочетается с групповой деятельностью. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, которое предусматривает, с одной стороны, использование в совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Элементы формирования коммуникативных УУД можно рассмотреть на примере урока конференции. Урок-конференция - особая форма учебного занятия, сочетающая индивидуальную работу каждого ученика (подготовка сообщения и выступление с ним на уроке) с активной работой всего класса (конспектирование выступлений, обсуждение докладов, оценивание выступлений).  На уроке - конференции ребята с одной стороны являются выступающими, с другой стороны оценивают труд своих товарищей, задают вопросы, участвуют в дискуссии, проводят самооценку своей работы. 

Следовательно, появляется возможность формирования у ребят умения активно защищать свою позицию, высказывать и доказывать свою точку зрения.

Примеры-задания, используемые для формирования УУД на уроках физики:

 

  1. «Исключи лишнее».

Цель:  формирование личностных качеств: внимательность,  логическое мышление.

Форма выполнения задания: индивидуальная или  парная.

Контроль: самопроверка или взаимопроверка

Описание задания: Данное задание учит «слушать и слышать» друг друга,  терпению при работе в паре и в то же время умению не терять при общении свою индивидуальность, т. е. также способствует формированию представлений о ценности человеческой личности.

Материалы: карточка с заданием, карандаши.

Инструкция: В этом задании учащиеся должны каждый самостоятельно найти лишний термин и вычеркнуть его, а работая в паре проверить товарища и объяснить друг другу ошибки.

  1. Сила, ньютон, время, масса. (Время)

  2. Масса, километр, килограмм, дециметр.(Масса)

  3. Плотность, движение, время, скорость. (Движение)

  4. Миллиметр, динамометр, часы, спидометр. (Миллиметр)

  5. Термометр, весы, насос, динамометр, мензурка. (Насос)

  1. «Сравни графики»

Цель: Формирование познавательных навыков, мотивации учения, развитие интереса к физике, положительного отношения к процессу познания, формирование личностных качеств: трудолюбие, логическое мышление, заинтересованность.

Форма выполнения задания: индивидуальная.

Описание задания: учащиеся отвечают на вопросы письменно, придумывают новые параметры и строят графики.

 

1. В чем сходство и отличие двух графиков?

2. Какие физические величины можно найти из графика колебаний?

3. Какие физические величины можно найти из графика волны?

Изучаемый материал связывается воедино, развивается логическое мышление, навыки самостоятельной работы, повышается активность обучающихся, растет интерес к предмету.      

3. «Найди ошибки»

Решение специальных заданий на выявление ошибок различного уровня и вида:  логических, случайных и преднамеренных, математических вызывают у учащихся большой интерес, формируют положительное отношение к процессу познания, личностные качества: трудолюбие, логическое мышление, заинтересованность. Развивают  внимательность, навыки по быстрому и эффективному поиску логических ошибок, умение прислушиваться к аргументам других участников,

умение показать и отстоять правильность полученного ответа.

Форма выполнения задания: индивидуальная и работа в парах.

Карточка – задание.

Найти ошибки и исправить их. Объяснить, незнание какого материала их повлекло.

1. Электрический заряд можно делить бесконечно.

2. Протон – это частица, не имеющая заряда.

3. Атом в целом имеет положительный заряд.

4. Вблизи заряженных тел действие поля слабее, а при удалении от них поле усиливается.

5. В состав ядра атома входят частицы: протоны и электроны.

6. Атомы всех химических элементов одинаковы.

7. Главной характеристикой химического элемента является число нейтронов.

После выполнения задания, взаимопроверка, обсуждение ошибок.

5 . «Экспериментальная задача»

Тема «Закон сохранения энергии».

Решение экспериментальных задач, формирует у обучающихся  умение проводить наблюдения и описывать их, задавать вопросы и находить ответы на них опытным путем, т.е. планировать проведение простейших опытов, проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, представлять результаты измерений в виде таблиц, делать выводы на основе наблюдений, находить простейшие закономерности в протекании явлений.
Форма выполнения задания: групповая и индивидуальная.
Карточка – задание.

На сколько процентов уменьшится энергия свободно падающего упругого теннисного мячика, при одном соударении с поверхностью стола. Оборудование: штатив с лапкой, линейка, теннисный мячик.

Учащиеся работают в группах. Решают задачу, применяя закон сохранения энергии, получают физическую формулу, проводят эксперимент, делают необходимые измерения и представляют результат в числовом виде. По результатам опыта делают вывод.  Учащиеся отвечают на вопросы: Можно ли сказать, что эта часть энергии исчезла? Значит ли это, что закон сохранения энергии нарушается?

(Ответ: полная механическая энергия уменьшается и  переходит в теплоту, но всеобщий закон сохранения механической энергии выполняется всегда).



6. «Ситуативная задача»

Тема «Простые механизмы»

Цель: формировать положительное отношение к процессу познания, развивать умение анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, устанавливать аналогии.

Форма выполнения задания: индивидуальная и коллективная.

Постановка проблемной ситуации.

Ученикам дается тяжелая сумка предлагается воспользоваться палкой для облегчения переноса груза.

Вопрос: Покажите, как расположить палку, на которой весит груз, на плече  так, чтобы сила давления на плечо была наименьшей? Почему  вы считаете, что груз должен располагаться именно в этой точке?)
(Учащиеся пытаются решить  поставленную задачу. Правильно  объяснить результат не получается).
Изучаются теоретические вопросы: 1. Определение рычага. 2. Основные составляющие конструкции рычага.
Практическая ситуация
Ребятам, предлагается в ходе мини-эксперимента вывести условие равновесия рычага. 
Эксперимент:
У Вас на столах лежат линейки и гири. При помощи обычного карандаша и линейки получите качели и уравновесьте на них гири 10 г и 20 г. Получилось? Учитель демонстрирует учащимся рычаг, на котором уравновешены неравные силы.
Вопрос.  Как такое могло случиться, что сила 1 Н уравновесила силу в 2 Н?
Какую закономерность вы наблюдаете?
Ответ: плечи неравные.
Вопрос: Во сколько раз сила, приложенная к правому концу рычага больше? А плечо этой силы во сколько раз меньше?
Ответ: в 2 раза;

Вывод: Работа по сформированности УУД побуждает обучающегося включать в свою повседневную работу: поиск информации, умение строить диалог, умение писать, умение переводить информацию из бумажного в электронный формат. Когда обучающиеся готовятся или выполняют специализированные диагностические работы, происходит развитие навыков целеполагания, планирования и прогнозирования, способности к самоорганизации деятельности, развитие навыков оценки себя и собственной учебной деятельности, способности к рефлексии, личностно-образовательное самоопределение, способность самостоятельного проектирования жизни.



5. Литература. 

1  Стандарты  второго поколения “Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения” Основная школа. Москва “Просвещение”. 2011 г.

2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова -  М., 2008.

3.  Войтенкова Л.Г. “Исследовательская деятельность на уроках физики 
http://neretina-iv.my1.ru/publ/issledovatelskaja_dejatelnost_na_urokakh_fiziki/1-1-0-15

4. Лебедева Н.А. “Метод проектов на уроке физики” http://schools.keldysh.ru/

5. Андреева Л.В. статья «Развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке физики»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!