Выполнила : учитель истории и обществознания
Хоменко Н.Н
Исследовательский проект
Формирование социокультурного опыта школьников в процессе краеведческих исследований
( по материалам повседневной жизни сельского учителя.)
с. Луговское Зональный район Алтайский край.
Актуальность исследования:
Современная система образования находится на пути освоения идей гуманистической и самоактуализацию школьников.В этой связи вопросы социокультурного развития личности школьников являются ключевыми в современной педагогической теории и практики работы школы, требуется создание определенных условий по взаимодействию с социальными педагогике, поиска методов и средств, обеспечивающих саморазвитие, самоутверждение институтами ( библиотеки, музеи), обеспечивающие эффективность данного процесса . .
Объект ᴎᴄᴄледοʙания : социально-культурный опыт школьников.
Предмет исследования : условия формирования социально-культурного опыта школьников на краеведческих исследований повседневной жизни сельского учителя .
Цель исследования : теоретически обосновать и практически апробировать педагогические условия формирования социокультурного опыта школьников на элективном курсе по краеведению по теме «Повседневность сельского учителя ».
Задачи исследования:
- 1) на основе анализа основных проблем социализации школьников, раскрываемых в психолого-педагогической литературе и нормативно-правовых документах, выявить сущность и содержание понятий социально-культурный опыт и социально-культурные требования;
- 2) выявить исторические аспекты исследовательской модели для организации краеведческой работы элективного курса на примере изучения темы «Повседневность сельского учителя»;
- 3) провести экспериментальную работу по формированию социально-культурного опыта школьников на уроках элективного курса по краеведению на примере повседневности сельского учителя.
- 4) проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы .
Гипотеза исследования :
формирование социокультурного опыта школьников будет осуществятся с большей эффективностью, если:
актуализируется социализирующий потенциал содержания учебной деятельности ;
осуществится социально- ролевое расширение образовательной жизнедеятельности школьников;
обогащаются формы и методы инициативного включения обучающихся в социально- преобразующую деятельность .
В исследовании использовались следующие методы:
- теоретические (анализ различных источников по исследуемой проблеме);
- эмпирические (эксперимент, опрос, количественная и качественная обработка результатов
База исследования: Опытно – экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального Казенного образовательного учреждения Луговской средней образовательной школы Зонального района, Алтайского края. В эксперименте участвовали 12 школьников – учащиеся 9 класса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что собранный фактический материал, положения и выводы в дипломной работе, существенным образом дополняют и конкретизируют ряд разделов отечественной истории. Работа может быть использована в школе для элективных занятий краеведения и уроков истории
Школьное краеведение – это всестороннее изучение учащимися под руководством учителя природных, социально - экономических и исторических условий родного края. Краеведение мы предлагаем рассматривать как локальный аспект содержания Р(НР)К общего исторического образования с присущими ему научно-методическими характеристиками и образовательными ресурсами
Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции: 1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена; 2) "надстройка" профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;
3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой жизни
Глава I. Теоретические аспекты изучения социально-культурного опыта школьников
1.1. Понятие социально-культурного опыта в психолого-педагогической литературе
1.2. Общая характеристика нормативно-правовых документов для формирования социально-культурного опыта в изучении краеведения
Глава II. Исторические аспекты изучения темы «Повседневность сельского учителя
2.1. Обзор источников и историографии по теме «Повседневность сельского учителя
2.2. «Образ» сельского учителя и его общественная деятельность по материалам источников и научной литературы
Глава III Опытно-экспериментальная работа по формированию социально-культурного опыта школьников в процессе краеведческих исследований по материалам повседневной жизни сельского учителя .
3.1. Формирование социально-культурного опыта на уроках элективного курса по краеведению.
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Заключение.
Библиографический список
Глоссарий педагогических понятий и терминов
Приложения .
Подготовительный этап
- В результате опроса было выяснено, что ученики знают о повседневности ,образе, деятельности учителя очень мало, особенно в 1970-1980е годы. Для многих учеников стал вопрос о престиже учителя в 1970-1980е годы: почему он был высок, чем теперь? Данный этап выявил проблему, которую нужно было решить с девятиклассникам- изучить повседневность сельского учителя 1970-1980х годов и условия приобретения социокультурного опыта
Работа с историческими источниками
- Программа данного исследования содержит 3 направления, за каждое направление отвечала определённая группа ребят:
- 1) изучение печатных источников по теме исследования: статьи в газетах, печатные издания , работа с фотоматериалами ;
- 2) анализ неопубликованных источников;
- 3) сбор информации у жителей села.
- По первому направлению учащиеся работали с газетным материалом в музее села, с фотоматериалами.
- По второму направлению учащимся было предложено посетить Архивный отдел школы.
- Реализация третьего направления работы требовала анкетирование учителей жителей села.
Аналитический процесс
- На данном этапе учащиеся занимались поиском необходимой информации. Обращались к учителю с вопросам, вызывающие затруднения. Одни ученики посетили музей, другие вместе с учителем – архивный отдел Луговской школы , учащиеся третьей подгруппы провели анкетирование жителей села. Ученики работали в группах по 4 человека: они изучали печатные источники информации, полученные из материалов учителя, сети Интернет. По мере изучения ребята выделяли самое интересное для себя, отмечали главные мысли, которые были записаны в блокнот, сделаны ксерокопии материалов и закладки в книгах.
- Еще 4 ученика посетили архивный отдел Луговской школы, где они получили информацию о учителях, работавшие в 1970-1980х годах. Ребята записали необходимую информацию, анализировали статистические данные и посетили их , провели интервьюирование .
Овладение методами исследования
- Данный этап проводился уже на элективном занятии. Занятия проводились в виде деловой игры, лабораторная работа, фотовыставка, групповые и индивидуальные консультации с обсуждением по оформлению результатов исследовательской деятельности.
- Информация, полученная школьниками из печатных источников, также подверглась анализу.
Определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты
Создать мотивацию к познавательной деятельности и отношение каждого ученика к занятиям. На основе полученных данных корректируются: объём и степень сложности предъявляемых заданий .
учебное исследование должно быть выполнимым и соответствовать возрасту, способностям и возможностям школьников
Условия формирования социокультурного опыта
Подбор и изучение учебно-методической и научно-популярной литературы по теме.
Организовать детей в группы.
Корректировать написанный текст работы.
Обсудить темы и планы исследований.
Решать спорные вопросы при написании текста
учебно-познавательная компетентность, так как развиваются общие и специальные учебные умения, позволяющие совершенствовать учебную деятельность .
информационная компетентность, которая подразумевает умение отобрать, систематизировать и использовать необходимую информацию, так как исследователь имеет дело с массой различного рода источников и литературы .
формирование социокультурного опыта школьников
развивается коммуникативная компетентность, которая означает способность и готовность общаться в различных ситуациях деятельности, так как юному исследователю постоянно приходится вести диалог с научным руководителем.
процессе анкетирования происходит социализация личности, формируются личностные ориентиры и ценности. В результате успешной исследовательской деятельности, в конце концов, у школьников появляется интерес и мотивация в исследовательской работе, которая будет востребована при обучении на следующей ступени
благодаря знакомству с новыми объектами изучаемого мира происходит формирование и развитие социокультурной компетентности .