СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование социокультурного опыта школьников в процессе краеведческих исследований

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация использована для защиты проекта" Повседневность сельского учителя"

Просмотр содержимого документа
«Формирование социокультурного опыта школьников в процессе краеведческих исследований»

Выполнила : учитель истории и обществознания Хоменко Н.Н Исследовательский проект Формирование социокультурного опыта школьников в процессе краеведческих исследований ( по материалам повседневной жизни сельского учителя.)  с. Луговское Зональный район Алтайский край.

Выполнила : учитель истории и обществознания

Хоменко Н.Н

Исследовательский проект

Формирование социокультурного опыта школьников в процессе краеведческих исследований

( по материалам повседневной жизни сельского учителя.)

с. Луговское Зональный район Алтайский край.

Актуальность исследования:    Современная система образования находится на пути освоения идей гуманистической и самоактуализацию школьников.В этой связи вопросы социокультурного развития личности школьников являются ключевыми в современной педагогической теории и практики работы школы, требуется создание определенных условий по взаимодействию с социальными педагогике, поиска методов и средств, обеспечивающих саморазвитие, самоутверждение институтами ( библиотеки, музеи), обеспечивающие эффективность данного процесса .  .        Объект ᴎᴄᴄледοʙания : социально-культурный опыт школьников.    Предмет исследования : условия  формирования социально-культурного опыта школьников на краеведческих исследований повседневной жизни сельского учителя .

Актуальность исследования:

Современная система образования находится на пути освоения идей гуманистической и самоактуализацию школьников.В этой связи вопросы социокультурного развития личности школьников являются ключевыми в современной педагогической теории и практики работы школы, требуется создание определенных условий по взаимодействию с социальными педагогике, поиска методов и средств, обеспечивающих саморазвитие, самоутверждение институтами ( библиотеки, музеи), обеспечивающие эффективность данного процесса . .

Объект ᴎᴄᴄледοʙания : социально-культурный опыт школьников.

Предмет исследования : условия формирования социально-культурного опыта школьников на краеведческих исследований повседневной жизни сельского учителя .

 Цель  исследования : теоретически обосновать и практически апробировать педагогические условия формирования социокультурного опыта школьников на элективном курсе по краеведению по теме «Повседневность сельского учителя ».   Задачи исследования: 1) на основе анализа основных проблем социализации школьников, раскрываемых в психолого-педагогической литературе и нормативно-правовых документах, выявить сущность и содержание понятий социально-культурный опыт и социально-культурные требования; 2) выявить исторические аспекты исследовательской модели для организации краеведческой работы элективного курса на примере изучения темы «Повседневность сельского учителя»; 3) провести экспериментальную работу по формированию социально-культурного опыта школьников на уроках элективного курса по краеведению на примере повседневности сельского учителя. 4) проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы .

Цель исследования : теоретически обосновать и практически апробировать педагогические условия формирования социокультурного опыта школьников на элективном курсе по краеведению по теме «Повседневность сельского учителя ».

Задачи исследования:

  • 1) на основе анализа основных проблем социализации школьников, раскрываемых в психолого-педагогической литературе и нормативно-правовых документах, выявить сущность и содержание понятий социально-культурный опыт и социально-культурные требования;
  • 2) выявить исторические аспекты исследовательской модели для организации краеведческой работы элективного курса на примере изучения темы «Повседневность сельского учителя»;
  • 3) провести экспериментальную работу по формированию социально-культурного опыта школьников на уроках элективного курса по краеведению на примере повседневности сельского учителя.
  • 4) проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы .
Гипотеза исследования : формирование социокультурного опыта школьников будет осуществятся с большей эффективностью, если: актуализируется социализирующий потенциал содержания учебной деятельности ; осуществится социально- ролевое расширение образовательной жизнедеятельности школьников; обогащаются формы и методы инициативного включения обучающихся в социально- преобразующую деятельность . В исследовании использовались следующие методы: теоретические (анализ различных источников по исследуемой проблеме); эмпирические (эксперимент, опрос, количественная и качественная обработка результатов

Гипотеза исследования :

формирование социокультурного опыта школьников будет осуществятся с большей эффективностью, если:

актуализируется социализирующий потенциал содержания учебной деятельности ;

осуществится социально- ролевое расширение образовательной жизнедеятельности школьников;

обогащаются формы и методы инициативного включения обучающихся в социально- преобразующую деятельность .

В исследовании использовались следующие методы:

  • теоретические (анализ различных источников по исследуемой проблеме);
  • эмпирические (эксперимент, опрос, количественная и качественная обработка результатов
База исследования: Опытно – экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального Казенного образовательного учреждения Луговской средней образовательной школы Зонального района, Алтайского края. В эксперименте участвовали 12 школьников – учащиеся 9 класса. Практическая значимость исследования заключается в том, что собранный фактический материал, положения и выводы в дипломной работе, существенным образом дополняют и конкретизируют ряд разделов отечественной истории. Работа может быть использована в школе для элективных занятий краеведения и уроков истории

База исследования: Опытно – экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального Казенного образовательного учреждения Луговской средней образовательной школы Зонального района, Алтайского края. В эксперименте участвовали 12 школьников – учащиеся 9 класса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что собранный фактический материал, положения и выводы в дипломной работе, существенным образом дополняют и конкретизируют ряд разделов отечественной истории. Работа может быть использована в школе для элективных занятий краеведения и уроков истории

Школьное  краеведение   – это всестороннее изучение учащимися под руководством учителя природных, социально - экономических и исторических условий родного края. Краеведение мы предлагаем рассматривать как  локальный аспект  содержания Р(НР)К общего исторического образования с присущими ему научно-методическими характеристиками и образовательными ресурсами Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции: 1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена; 2)

Школьное  краеведение   – это всестороннее изучение учащимися под руководством учителя природных, социально - экономических и исторических условий родного края. Краеведение мы предлагаем рассматривать как  локальный аспект  содержания Р(НР)К общего исторического образования с присущими ему научно-методическими характеристиками и образовательными ресурсами

Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции: 1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена; 2) "надстройка" профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой жизни

Глава I. Теоретические аспекты изучения социально-культурного опыта школьников 1.1. Понятие социально-культурного опыта в психолого-педагогической литературе 1.2. Общая характеристика нормативно-правовых документов для формирования социально-культурного опыта в изучении краеведения Глава II. Исторические аспекты изучения темы «Повседневность сельского учителя 2.1. Обзор источников и историографии по теме «Повседневность сельского учителя 2.2. «Образ» сельского учителя и его общественная деятельность по материалам источников и научной литературы Глава III Опытно-экспериментальная работа по формированию социально-культурного опыта школьников в процессе краеведческих исследований по материалам повседневной жизни сельского учителя . 3.1. Формирование социально-культурного опыта на уроках элективного курса по краеведению. 3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Заключение. Библиографический список Глоссарий педагогических понятий и терминов Приложения .

Глава I. Теоретические аспекты изучения социально-культурного опыта школьников

1.1. Понятие социально-культурного опыта в психолого-педагогической литературе

1.2. Общая характеристика нормативно-правовых документов для формирования социально-культурного опыта в изучении краеведения

Глава II. Исторические аспекты изучения темы «Повседневность сельского учителя

2.1. Обзор источников и историографии по теме «Повседневность сельского учителя

2.2. «Образ» сельского учителя и его общественная деятельность по материалам источников и научной литературы

Глава III Опытно-экспериментальная работа по формированию социально-культурного опыта школьников в процессе краеведческих исследований по материалам повседневной жизни сельского учителя .

3.1. Формирование социально-культурного опыта на уроках элективного курса по краеведению.

3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Заключение.

Библиографический список

Глоссарий педагогических понятий и терминов

Приложения .

Подготовительный этап В результате опроса было выяснено, что ученики знают о повседневности ,образе, деятельности учителя очень мало, особенно в 1970-1980е годы. Для многих учеников стал вопрос о престиже учителя в 1970-1980е годы: почему он был высок, чем теперь? Данный этап выявил проблему, которую нужно было решить с девятиклассникам- изучить повседневность сельского учителя 1970-1980х годов и условия приобретения социокультурного опыта

Подготовительный этап

  • В результате опроса было выяснено, что ученики знают о повседневности ,образе, деятельности учителя очень мало, особенно в 1970-1980е годы. Для многих учеников стал вопрос о престиже учителя в 1970-1980е годы: почему он был высок, чем теперь? Данный этап выявил проблему, которую нужно было решить с девятиклассникам- изучить повседневность сельского учителя 1970-1980х годов и условия приобретения социокультурного опыта
Работа с историческими источниками Программа данного исследования содержит 3 направления, за каждое направление отвечала определённая группа ребят: 1) изучение печатных источников по теме исследования: статьи в газетах, печатные издания , работа с фотоматериалами ; 2) анализ неопубликованных источников; 3) сбор информации у жителей села. По первому направлению учащиеся работали с газетным материалом в музее села, с фотоматериалами. По второму направлению учащимся было предложено посетить Архивный отдел школы. Реализация третьего направления работы требовала анкетирование учителей жителей села.

Работа с историческими источниками

  • Программа данного исследования содержит 3 направления, за каждое направление отвечала определённая группа ребят:
  • 1) изучение печатных источников по теме исследования: статьи в газетах, печатные издания , работа с фотоматериалами ;
  • 2) анализ неопубликованных источников;
  • 3) сбор информации у жителей села.
  • По первому направлению учащиеся работали с газетным материалом в музее села, с фотоматериалами.
  • По второму направлению учащимся было предложено посетить Архивный отдел школы.
  • Реализация третьего направления работы требовала анкетирование учителей жителей села.
Аналитический процесс На данном этапе учащиеся занимались поиском необходимой информации. Обращались к учителю с вопросам, вызывающие затруднения. Одни ученики посетили музей, другие вместе с учителем – архивный отдел Луговской школы , учащиеся третьей подгруппы провели анкетирование жителей села. Ученики работали в группах по 4 человека: они изучали печатные источники информации, полученные из материалов учителя, сети Интернет. По мере изучения ребята выделяли самое интересное для себя, отмечали главные мысли, которые были записаны в блокнот, сделаны ксерокопии материалов и закладки в книгах. Еще 4 ученика посетили архивный отдел Луговской школы, где они получили информацию о учителях, работавшие в 1970-1980х годах. Ребята записали необходимую информацию, анализировали статистические данные и посетили их , провели интервьюирование .

Аналитический процесс

  • На данном этапе учащиеся занимались поиском необходимой информации. Обращались к учителю с вопросам, вызывающие затруднения. Одни ученики посетили музей, другие вместе с учителем – архивный отдел Луговской школы , учащиеся третьей подгруппы провели анкетирование жителей села. Ученики работали в группах по 4 человека: они изучали печатные источники информации, полученные из материалов учителя, сети Интернет. По мере изучения ребята выделяли самое интересное для себя, отмечали главные мысли, которые были записаны в блокнот, сделаны ксерокопии материалов и закладки в книгах.
  • Еще 4 ученика посетили архивный отдел Луговской школы, где они получили информацию о учителях, работавшие в 1970-1980х годах. Ребята записали необходимую информацию, анализировали статистические данные и посетили их , провели интервьюирование .
Овладение методами исследования Данный этап проводился уже на элективном занятии. Занятия проводились в виде деловой игры, лабораторная работа, фотовыставка, групповые и индивидуальные консультации с обсуждением по оформлению результатов исследовательской деятельности. Информация, полученная школьниками из печатных источников, также подверглась анализу.

Овладение методами исследования

  • Данный этап проводился уже на элективном занятии. Занятия проводились в виде деловой игры, лабораторная работа, фотовыставка, групповые и индивидуальные консультации с обсуждением по оформлению результатов исследовательской деятельности.
  • Информация, полученная школьниками из печатных источников, также подверглась анализу.
Определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты Создать мотивацию к познавательной деятельности и отношение каждого ученика к занятиям. На основе полученных данных корректируются: объём и степень сложности предъявляемых заданий . учебное исследование должно быть выполнимым и соответствовать возрасту, способностям и возможностям школьников Условия формирования социокультурного опыта Подбор и изучение учебно-методической и научно-популярной литературы по теме. Организовать детей в группы. Корректировать написанный текст работы. Обсудить темы и планы исследований. Решать спорные вопросы при написании текста

Определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты

Создать мотивацию к познавательной деятельности и отношение каждого ученика к занятиям. На основе полученных данных корректируются: объём и степень сложности предъявляемых заданий .

учебное исследование должно быть выполнимым и соответствовать возрасту, способностям и возможностям школьников

Условия формирования социокультурного опыта

Подбор и изучение учебно-методической и научно-популярной литературы по теме.

Организовать детей в группы.

Корректировать написанный текст работы.

Обсудить темы и планы исследований.

Решать спорные вопросы при написании текста

учебно-познавательная компетентность, так как развиваются общие и специальные учебные умения, позволяющие совершенствовать учебную деятельность . информационная компетентность, которая подразумевает умение отобрать, систематизировать и использовать необходимую информацию, так как исследователь имеет дело с массой различного рода источников и литературы . формирование социокультурного опыта школьников развивается коммуникативная компетентность, которая означает способность и готовность общаться в различных ситуациях деятельности, так как юному исследователю постоянно приходится вести диалог с научным руководителем. процессе анкетирования происходит социализация личности, формируются личностные ориентиры и ценности. В результате успешной исследовательской деятельности, в конце концов, у школьников появляется интерес и мотивация в исследовательской работе, которая будет востребована при обучении на следующей ступени благодаря знакомству с новыми объектами изучаемого мира происходит формирование и развитие социокультурной компетентности .

учебно-познавательная компетентность, так как развиваются общие и специальные учебные умения, позволяющие совершенствовать учебную деятельность .

информационная компетентность, которая подразумевает умение отобрать, систематизировать и использовать необходимую информацию, так как исследователь имеет дело с массой различного рода источников и литературы .

формирование социокультурного опыта школьников

развивается коммуникативная компетентность, которая означает способность и готовность общаться в различных ситуациях деятельности, так как юному исследователю постоянно приходится вести диалог с научным руководителем.

процессе анкетирования происходит социализация личности, формируются личностные ориентиры и ценности. В результате успешной исследовательской деятельности, в конце концов, у школьников появляется интерес и мотивация в исследовательской работе, которая будет востребована при обучении на следующей ступени

благодаря знакомству с новыми объектами изучаемого мира происходит формирование и развитие социокультурной компетентности .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!