СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование самостоятельности учебной деятельности младших школьников. Кенке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование самостоятельности учебной деятельности младших школьников. Кенке»

Тема практического занятия: Изучение опыта формирования самостоятельности учебной деятельности младших школьников


1) Какие качества включает в себя самостоятельность школьника?
Инициатива, элементы прогнозирования, самооценка, самоконтроль, самопрезентация.
2) Опишите, с помощью каких методов и приемов формируется самостоятельность учащихся на уроке?
При формировании учебной самостоятельности необходимы самооценка и самоконтроль. Только при наличии этих качеств возможен переход от бытовой самостоятельности к учебной.
Инициативное принятие и удержание учебной задачи. Учебная задача, с которой знакомиться ребенок, которая ему поручена извне, должна быть мотивирована. Важно, чтобы этот мотив удерживался ребенком в процессе всего цикла решения учебной задачи. Если у ребенка нет внутренней инициативы, нет осознаваемого мотива действий, то эту ситуацию мы создаем. Мы мотивируем ребенка к выполнению действий сначала извне, со временем ребенок либо привыкает, и мы понимаем, что ситуация риска возникает (появится более значимый мотив), либо мы поддерживаем эту ситуацию, если понимаем, что у ребенка есть какие-то трудности в учении, в удержании мотивации. Сначала мы её поддерживаем явно в дальнейшем только время от времени, обращаемся к ребенку, с вопросами: «Чем ты сейчас занимаешься? Чем тебе помочь? На что ты обратил внимание?» Т.Е. мотивации, которые поддержат ребенка в учебном процессе и отсутствие которой для ребенка, понимающего важность учения, понимающего важность доведения дела до конца просто – не нужна.
Также, инициатива проявляется и в отношении к инструкциям учителя. Инструкция учителя не должна быть единственным стимулирующим средством для того, чтобы ребенок приступил и стремился к инициативному решению учебной задачи. Если же ребенок не готов работать с инструкцией учителя, и ему нужны пошаговые комментарии учителя, нужна реакция на каждое выполненное действие, то здесь мы можем говорить о том, что ребенок сам инициативу проявлять не будет. В таком случае, нам нужно предпринимать какие-то шаги: предлагать какие-то задания, упражнения, чтобы ребенок учился быть инициативным, учился брать на себя ответственность за выполнение какой-то части всей работы, выполнял одношаговые задания. И здесь мы обращаем внимание на то, что он сделал это сам, что он сам захотел это сделать. То есть, мы поручаем ему задание и говорим о том, как важно то, что он будет делать, как важен резултьтат и вклад его действия в общее решение. Такие задания хорошо предлагать детям для парной\групповой работы или поручать отдельное задание в процессе коллективной уже известной работы. Например, читать по строчке. Благодаря чему ребенок переводит это внешнее поручение от учителя в лично-значимую для него ситуацию. Для инициативы крайне важно принятие ребенком решение о способе, который он будет использовать для построения хода решения задания.
Элементы прогнозирования – это принятие цели учебной задачи как результаты деятельности. Если ребенок понимает цель, может ее сформулировать, просто перефразировав вопрос, который к нему обращён в этом задании, то у него появляется возможность двигаться к этой цели. Говоря о прогнозировании ,мы говорим о том, может ли ребенок предвидеть затруднения.
Самооценка проявляется в отношении предстоящей деятельности и при анализе результатов.
Самоконтроль выражается в том, что ученик выполняет какие-то действия, которые ему поручает учитель.
Самопрезентация – качество самостоятельности, очевидно вытекающее из того, что ребенок, который что-то сделал сам должен получить отзыв на эту свою самостоятельность. Но чтобы получить его, он должен кому-то и в каком виде сообщить о своих достижениях. Именно поэтому, коммуникативная операция, умение работать с моделями, умения представлять результаты своего труда в разной форме с разной степенью обобщенностью позволяет показатьи доказать важность и значимость того, что он делает


3) Охарактеризуйте особенности заданий, направленных на формирование характеристик самостоятельности?
Специальные рубрики в учебниках и тетрадях. Если ребенок получает возможность по результатам контрольных и самостоятельных работ осуществлять оценку своих результатов, сравнивать с эталоном, делать вывод о том, какой результат он получил, то у него формируется самооценка и самоконтроль, что в быту помогает ему принимать правильные решения, придерживаться волевых установок.
Вместо того ,чтобы в какой-то определенный момент прекратить отрабатывать однотипные задачи, можно ввести такую замену как обсуждения задания, т.е. – что мы будем делать? Как мы будем делать? И что мы будем делать если условия изменятся? Эти изменения может предложить как учитель, так и дети, т.к. у них есть опыт. И как раз обобщение этого опыта направлено на то, чтобы ребенок искал эти способы и готов был описать эти способы, которые в дальнейшем помогут ему выстроить решения.
4) Как Вы оцениваете уровень (этап) развития самостоятельности учащихся в прикрепленном классе? Приведите примеры, подтверждающие Ваши выводы.
Для 1 класса, уровень самостоятельности в классе, к которому я была прикреплена, был довольно высок. Во время работы с текстом, ученики читали по предложению, по цепочки и справлялись с этим довольно хорошо.

5) В чем по Вашему мнению заключается особенность подхода к формированию самостоятельности младшего школьника у ведущего вебинара?
На мой взгляд, особенность подхода к формированию самостоятельности младшего школьника у ведущей вебинара заключается в том, что она говорит о том, что учитель несомненно должен оказывать влияние на развитие этого навыка у детей и иметь непосредственное к этому отношение, но не привычными «топорными» методами, а при помощи ненавязчивой помощи. Педагог должен направлять ученика таким образом, чтобы это не выглядело явным насаждением необходимых инструкций. Ученик должен думать ,что это результат его личных усилий, в которых появляется ученическая самостоятельность, при этом находясь под непосредственным контролем педагога.
6) Какие из предлагаемых рекомендаций Вы хотели бы применить в будущей профессиональной деятельности и почему?
Особенно хочется отметить рекомендацию, в которой говорится о том, что, если у ребенка нет внутренней инициативы, нет осознаваемого мотива действий, то эту ситуацию мы создаем. Мы мотивируем ребенка к выполнению действий сначала извне, со временем ребенок либо привыкает, и мы понимаем, что ситуация риска возникает (появится более значимый мотив), либо мы поддерживаем эту ситуацию, если понимаем, что у ребенка есть какие-то трудности в учении, в удержании мотивации. Сначала мы её поддерживаем явно в дальнейшем только время от времени, обращаемся к ребенку, с вопросами: «Чем ты сейчас занимаешься? Чем тебе помочь? На что ты обратил внимание?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!