Тема практического занятия: Изучение опыта формирования самостоятельности учебной деятельности младших школьников
1) Какие качества включает в себя самостоятельность школьника?
Инициатива, элементы прогнозирования, самооценка, самоконтроль, самопрезентация.
2) Опишите, с помощью каких методов и приемов формируется самостоятельность учащихся на уроке?
При формировании учебной самостоятельности необходимы самооценка и самоконтроль. Только при наличии этих качеств возможен переход от бытовой самостоятельности к учебной.
Инициативное принятие и удержание учебной задачи. Учебная задача, с которой знакомиться ребенок, которая ему поручена извне, должна быть мотивирована. Важно, чтобы этот мотив удерживался ребенком в процессе всего цикла решения учебной задачи. Если у ребенка нет внутренней инициативы, нет осознаваемого мотива действий, то эту ситуацию мы создаем. Мы мотивируем ребенка к выполнению действий сначала извне, со временем ребенок либо привыкает, и мы понимаем, что ситуация риска возникает (появится более значимый мотив), либо мы поддерживаем эту ситуацию, если понимаем, что у ребенка есть какие-то трудности в учении, в удержании мотивации. Сначала мы её поддерживаем явно в дальнейшем только время от времени, обращаемся к ребенку, с вопросами: «Чем ты сейчас занимаешься? Чем тебе помочь? На что ты обратил внимание?» Т.Е. мотивации, которые поддержат ребенка в учебном процессе и отсутствие которой для ребенка, понимающего важность учения, понимающего важность доведения дела до конца просто – не нужна.
Также, инициатива проявляется и в отношении к инструкциям учителя. Инструкция учителя не должна быть единственным стимулирующим средством для того, чтобы ребенок приступил и стремился к инициативному решению учебной задачи. Если же ребенок не готов работать с инструкцией учителя, и ему нужны пошаговые комментарии учителя, нужна реакция на каждое выполненное действие, то здесь мы можем говорить о том, что ребенок сам инициативу проявлять не будет. В таком случае, нам нужно предпринимать какие-то шаги: предлагать какие-то задания, упражнения, чтобы ребенок учился быть инициативным, учился брать на себя ответственность за выполнение какой-то части всей работы, выполнял одношаговые задания. И здесь мы обращаем внимание на то, что он сделал это сам, что он сам захотел это сделать. То есть, мы поручаем ему задание и говорим о том, как важно то, что он будет делать, как важен резултьтат и вклад его действия в общее решение. Такие задания хорошо предлагать детям для парной\групповой работы или поручать отдельное задание в процессе коллективной уже известной работы. Например, читать по строчке. Благодаря чему ребенок переводит это внешнее поручение от учителя в лично-значимую для него ситуацию. Для инициативы крайне важно принятие ребенком решение о способе, который он будет использовать для построения хода решения задания.
Элементы прогнозирования – это принятие цели учебной задачи как результаты деятельности. Если ребенок понимает цель, может ее сформулировать, просто перефразировав вопрос, который к нему обращён в этом задании, то у него появляется возможность двигаться к этой цели. Говоря о прогнозировании ,мы говорим о том, может ли ребенок предвидеть затруднения.
Самооценка проявляется в отношении предстоящей деятельности и при анализе результатов.
Самоконтроль выражается в том, что ученик выполняет какие-то действия, которые ему поручает учитель.
Самопрезентация – качество самостоятельности, очевидно вытекающее из того, что ребенок, который что-то сделал сам должен получить отзыв на эту свою самостоятельность. Но чтобы получить его, он должен кому-то и в каком виде сообщить о своих достижениях. Именно поэтому, коммуникативная операция, умение работать с моделями, умения представлять результаты своего труда в разной форме с разной степенью обобщенностью позволяет показатьи доказать важность и значимость того, что он делает
3) Охарактеризуйте особенности заданий, направленных на формирование характеристик самостоятельности?
Специальные рубрики в учебниках и тетрадях. Если ребенок получает возможность по результатам контрольных и самостоятельных работ осуществлять оценку своих результатов, сравнивать с эталоном, делать вывод о том, какой результат он получил, то у него формируется самооценка и самоконтроль, что в быту помогает ему принимать правильные решения, придерживаться волевых установок.
Вместо того ,чтобы в какой-то определенный момент прекратить отрабатывать однотипные задачи, можно ввести такую замену как обсуждения задания, т.е. – что мы будем делать? Как мы будем делать? И что мы будем делать если условия изменятся? Эти изменения может предложить как учитель, так и дети, т.к. у них есть опыт. И как раз обобщение этого опыта направлено на то, чтобы ребенок искал эти способы и готов был описать эти способы, которые в дальнейшем помогут ему выстроить решения.
4) Как Вы оцениваете уровень (этап) развития самостоятельности учащихся в прикрепленном классе? Приведите примеры, подтверждающие Ваши выводы.
Для 1 класса, уровень самостоятельности в классе, к которому я была прикреплена, был довольно высок. Во время работы с текстом, ученики читали по предложению, по цепочки и справлялись с этим довольно хорошо.
5) В чем по Вашему мнению заключается особенность подхода к формированию самостоятельности младшего школьника у ведущего вебинара?
На мой взгляд, особенность подхода к формированию самостоятельности младшего школьника у ведущей вебинара заключается в том, что она говорит о том, что учитель несомненно должен оказывать влияние на развитие этого навыка у детей и иметь непосредственное к этому отношение, но не привычными «топорными» методами, а при помощи ненавязчивой помощи. Педагог должен направлять ученика таким образом, чтобы это не выглядело явным насаждением необходимых инструкций. Ученик должен думать ,что это результат его личных усилий, в которых появляется ученическая самостоятельность, при этом находясь под непосредственным контролем педагога.
6) Какие из предлагаемых рекомендаций Вы хотели бы применить в будущей профессиональной деятельности и почему?
Особенно хочется отметить рекомендацию, в которой говорится о том, что, если у ребенка нет внутренней инициативы, нет осознаваемого мотива действий, то эту ситуацию мы создаем. Мы мотивируем ребенка к выполнению действий сначала извне, со временем ребенок либо привыкает, и мы понимаем, что ситуация риска возникает (появится более значимый мотив), либо мы поддерживаем эту ситуацию, если понимаем, что у ребенка есть какие-то трудности в учении, в удержании мотивации. Сначала мы её поддерживаем явно в дальнейшем только время от времени, обращаемся к ребенку, с вопросами: «Чем ты сейчас занимаешься? Чем тебе помочь? На что ты обратил внимание?»