СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование профессиональной самостоятельности обучающихся

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование профессиональной самостоятельности обучающихся»


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»















Тема : «Формирование профессиональной самостоятельности обучающихся»











Автор: преподаватель спецдисциплин

ОГБПОУ «КТАБ»

Хаткевич А.А.







Кожевниково 2021



Тема: Формирование профессиональной самостоятельности обучающихся.

Современный этап развития общества характеризуется стремительным возрастанием объема научной информации. В этих условиях обществу необходим человек, способный к активному творческому овладению знаниями, умеющий быстро и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию и прогнозировать развитие событий.

Образование уже сейчас должно дать человеку не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение самостоятельно воспринимать и осваивать новое: новые знания, новые виды и формы трудовой деятельности, новые приемы организации и управления, новые эстетические и культурные ценности.

Традиционное обучение учащихся отдавало приоритет предметному знанию, в основу образовательного процесса были положены научные положения. Однако сейчас недостаточно передать ученику определенную сумму знаний, основы науки. Образование должно формировать способность к творчеству, способствовать превращению творчества в норму, в инструмент свершений во всех сферах человеческой деятельности – в труде, науке, технике, культуре, искусстве, управлении, политике.

Современный педагог должен быть нацелен на такую организацию учебной деятельности обучющихся, которая предполагает самостоятельную работу школьников по самодобыванию знаний под руководством учителя, который соединяет познавательный процесс с заинтересованностью в результатах своего труда.

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования, т.е. внедрение средств информационных технологий в систему образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения. Применение информационных технологий, в свою очередь, способствует формированию самостоятельности в процессе обучения.

Самостоятельная работа представляет собой целостную взаимосвязанную систему деятельности учителя и обучающегося как субъектов образовательного процесса, целью которой является мотивирование и вовлечение обучающегося в самостоятельную познавательную деятельность, и создание условий для развития и формирования у обучающегося таких качеств и умений как способность к саморегуляции, самоактивации, самоорганизации, самоконтролю, которые в дальнейшем должны позволить им самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности .

Исходя из концептуальных положений теории личностно-развивающего образовании (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.И. Данильчук и др.), педагоги должны стремиться развивать у своих учеников познавательные интересы, мышление, умения самостоятельно находить, обрабатывать и использовать информацию, самостоятельно решать учебные и жизненные проблемы.

Задача формирования самостоятельности обучающихся как важнейшего элемента учебной деятельности, как одной из ведущих функций личности в современных условиях играет школа и профессиональные учреждения, коллективы преподавателей и мастеров производственного обучения.


В сельском профессиональном техникуме, где я работаю, мы строим процесс обучения таким образом, чтобы воспитать у обучающегося уважение и любовь к сельскохозяйственному производству, к трудовой деятельности в селе.

Эту задачу я решаю вот уже на протяжении более 40-ка лет, работая преподавателем в группах по подготовке: «Мастера сельскохозяйственного производства, Механизация сельского хозяйства» в рамках предмета «Технология производства продукции растениеводства».

Согласно действующему плану на его изучение отводится (у мастеров) 1476 часов: из которых 462 часа планируется на теоретическое обучение (т.е. Технология механизированных работ в растениеводстве 232 часа, Эксплуатация и техническое обслуживание СХМ и оборудования 230 часов), 324 часа на учебную практику, проводимую на полях учебного хозяйства техникума, 360 часов на производственную практику.

В связи с тем, что небольшая теоретическая часть предмета должна обеспечить высокое качество проведения учебной и производственной практик, особое внимание обращаю на теоретические аспекты подготовки обучающихся к работе, предлагая рассмотреть методы активизации их деятельности в процессе усвоения знаний, а также применения и совершенствования этих методов на практике, учитывая, что учебный материал в известной степени должен концентрироваться высокой степенью освоения содержания взаимосвязанных предметов. Так в процессе изучения первого раздела МДК 01.01 Технология механизированных работ в растениеводстве, Основы агрономии обучающиеся получают знания об условиях жизни культурных растений, основах почвоведения и земледелия, биологических особенностях сельскохозяйственных культур, системе научно обоснованных агротехнических приемов. Модуль МДК 01.02 «Эксплуатация и техническое обслуживание СХМ и оборудования» знакомит с устройством и регулировкой тракторов и сельскохозяйственных машин, применяемых для выполнения различных видов работ. К моменту начала занятий второго раздела МДК 01.01 Технология механизированных работ в растениеводстве у обучающихся техникума уже сформированы навыки индивидуального вождения тракторов, имеется определенный теоретический опыт по комплектованию агрегатов и регулировки машин.

При изучении эксплуатационных показателей машинотракторных агрегатов и вопросов их использовании большое значение имеет знание обучающимся механики из курса физики, использую материал по биологии культурных растений, усвоенный в школе.

Исходя из этого, определяю основные цели изучения модуля МДК 01.01 «Технология механизированных работ в растениеводстве» -

это:

- формирование у обучающихся системы необходимых знаний и умений;

- развитие профессионального мышления обучающихся, будущих рабочих;

- умение самостоятельно применять полученные знания на практике;

- формирование у будущих трактористов ориентировочную основу для предстоящих производственных действий и умение осуществлять самоконтроль действий;

- научить обучающихся работать с учебно-методической, производственной, справочной и инструкционно-технологической документацией и литературой.

Для реализации этих целей, профессионально значимого материала, я использую при подготовке уроков и рекомендую обучающимся учебные пособия, доступные инструкции , а также использование компьютерных технологий.

Если обучающийся знает, как учиться, способен достигнуть цели, если он умеет работать с книгой, получать знания от учителя, искать и находить необходимую информацию, чтобы решать проблемы, то ему легче будет повысить профессиональный уровень, переквалифицироваться, преобрести дополнительные знания.

В практике моей работы, конструируя систему уроков, я учитываю уровень подговленности в целом и каждого обучающегося в отдельности, обеспечиваю дифференциальное обучение, максимальную загруженность каждого ученика учебной работой, используя коллективные, групповые, индивидуальные формы обучения: - это бинарные уроки, уроки лекции, семинары, экскурсии. Нетрадиционные формы проведения урока (учебные игры, соревнования, конкурсы, уроки исследования, уроки КВН, уроки-конференции и т.д.)

Еще один способ заинтересовать обучающихся, предложить и помочь ему сделать какое – либо сообщение для урока, написать и защитить реферат, а также уметь пользоваться раздаточно-дидактическим материалом (тестовые задания, кроссворды, схемы, таблицы, опорные конспекты, и т.д.), который в достаточном количестве имеется по каждой изучаемой теме, постоянно дополняется, пополняется, систематизируется.

Методы и способы проводимых мною уроков не всегда приносили желаемый результат. Я чувствовала неудовлетворенность своей работой, хотя постоянно искала новые пути. Учитывая требования к работнику в новых социально-экономических условиях, когда становятся актуальными проблемы формирования активно ориентируемой личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовать цели, выходящие за предел подписанных стандартными требованиями, осознано оценивать свою деятельность на основе анализа. Эти требования можно реализовать, только меняя традиционные формы организации урока, меняя свою деятельность.

«Учить – значить показать то, что нужно делать». Именно эти требования заложены в новых педагогических технологиях, которые позволяют повысить качество обучения, интерес обучающихся к учебной деятельности, мотивацию к углубленному изучению выбранной профессии.

Пройдя обучения по новым педагогическим технологиям, я стала использовать некоторые из них. Из предложенных методик, мне наиболее близка методика направляющего текста.

Идея направляющих текстов – «Обучи себя сам». Суть ее в приучении обучающихся к самостоятельной работе, выработке социального поведения и навыков общения друг с другом.

Обучающие шаги методики таковы:

1. Знакомство с поставленной задачей. Исходным пунктом обучения является сформулированное профессионально-практическое задание «Обучающее задание».

2. Теоретическая работа: обучающиеся начинают работать над теорией, изучая информационные тексты, рассматривая схемы, таблицы и модели.

3. Оценка теоретической работы: после изучения теоретической информации у обучающихся возникает потребность обмениваться мнениями о прочитанном материале, чтобы проверить правильно ли они поняли информацию.

4. Планирование: обучающиеся должны определить свои шаги деятельности, выбрать инструменты, машины материалы и т.д.

5. Исполнение и контроль: после того, как создан план выполнения задания, начинается практическая деятельность. Обучающиеся в соответствии с разработанным планом выполняют задание.

6. Оценка и заключения: по окончании практической работе проводятся оценивание. При этом сначала обучающиеся самостоятельно оценивают свои результаты. Вспомогательными средствами служат оценочные и контрольные листы. Я сделала вывод, что для моих обучающихся особенно интересна взаимопроверка, возможность проверить своего товарища.

После самооценки я даю свою оценку. Она направлена на качество результата труда и процесса обучения.

При использовании этой методики повышается мотивация обучающиеся к обучению и изменяется функция преподавателя. Преподаватель выступает в роли консультанта.

Что меня радует?

То, что обучающиеся с удовольствием и ответственно работают в микрогруппах, повысилась дисциплина на уроке и интерес к предмету, а так же для меня результат – видеть удовлетворенность обучающихся процессом обучения, когда учебный труд удовольствие, а не нудное подневольное занятие. И нет ничего ценнее, чем то, что создается своими руками.

В процессе поиска новых знаний личность меняется, ставятся более сложные задачи, поиск углубляется, при этом личность обогащается, повышается и развивается.

Я считаю, что мои выпускники соответствуют тем ключевым профессиональным компетенциям, которые сегодня предъявляет рынок труда.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!