СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Последовательная отработка познавательных учебных действий в 1-4 классах на уроках литературного чтения

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения»

Развитие у младших школьников познавательных учебных действий на уроках литературного чтения

По мнению А. В. Федотовой, универсальные учебные действия - это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».

Универсальные учебные действия по федеральным государственным образовательным стандартам — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

1) личностные;

2) регулятивные, включающие также действия саморегуляции;

3) познавательные;

4) коммуникативные.

Универсальные учебные действия носят метапредметный характер, то есть их не относят к какому-либо определенному предмету. Универсальные учебные действия формируют психологические, (собственно познавательные), способности обучающихся и находятся в основе любой деятельности обучающегося. К познавательным способностям относятся: умение воспринимать информацию, логически осмысливать ее, запоминать, обобщать и т.д.

Пониженный уровень сформированности учебных познавательных действий младших школьников, как правило, проявляется в новой образовательной среде – средней школе. Наряду с умениями осознанного, беглого, безошибочного чтения (общеучебными действиями) от выпускников начального звена потребуются на II второй школьной ступени образования, сформированные в 1-4 классах: знаково-символические и логические действия. К знаково-символическим действиям относятся: действия моделирования-преобразование информационного объекта (художественного, научного, публицистического текста) в модель (таблицу, план, схему) и логические действия-анализ объекта (выделение существенных признаков изучаемых литературных явлений), синтез (составление целого из частей, плана пересказа произведений), установление причинно-следственных связей и другие мыслительные операции. Поэтому учителю начальных классов не обойтись без методических, психологических знаний и применения их при формировании познавательных УУД в преподавании литературного чтения. Таким образом, с учетом программного материала, мною проводятся уроки-рефлексии, обобщающие уроки «Проверь себя» и др. с использованием моделирования и развития логических действий. Учащиеся индивидуально, а также в парной, групповой формах не только выполняют творческие задания, составляют кроссворды, таблицы, схемы по изученным произведениям, а вновь прочитывают и воспринимают по-новому художественный и научный тексты, намечают список книг для дополнительного образования, что является необходимым для развития познавательного интереса к чтению детской литературы. Добрая половина выпускников 1-4 классов, которые проходят такую учебу на уроках - рефлексии в начальной школе легче адаптируются к новым условиям предметной системы в среднем звене, т.к. продолжают свою учебу в лицее, не снижая своего качества читательского умения и функциональной грамотности.

На уроках литературного чтения в начальной школе закладываются основы познавательных универсальных действий. Начинается данная работа во II полугодии 1 класса - это начало изучения учебного предмета «Литературное чтение». Первоклассники впервые знакомятся с составлением читательского дневника, который ведется в форме таблицы. Успешнее формируются знаково-символические и логические действия у хорошо читающих учеников, т.к. они могут по частям и в целом понять суть текста, определить тему, главную мысль прочитанного.

В своей практике в 4 четверти 1 класса провожу уроки «Толстой-детям». Вывожу все изученные на уроках обучения грамоте, небольшие тексты Л.Н. Толстого на карты – задания, чтобы ребята могли учиться делать свои первые пометки, выделять главную мысль, ключевые слова. Как правило, такой обобщающий урок провожу в малых группах (4-5 чел.), старшим по группе назначаю успешно читающего ученика. Предлагаю самый простой табличный вариант анализа текста: автор, название произведения, главные герои, главная мысль (о чем, о ком хотел сказать автор?). При заполнении таблицы участвуют способные к письму ученики. В целом, группа справляется со своим первым заданием, рассказывают о своих первых результатах работы с текстом. К концу 1 класса младшие школьники умеют проводить рефлексию, подытоживать свои достижения. Например, помогают учителю выполнить действия самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности на уроках литературного чтения. Учащиеся выполняют карточки рефлексивного характера с утверждениями: «Я могу назвать авторов изученного раздела, сопоставить строки произведения с иллюстрацией, перечислить, чему меня научил раздел» и другие, «Я умею расставить события по порядку, выразить главную мысль сказки при помощи пословицы или поговорки, оценить свое чтение» и т.д. Обязательным элементом рефлексии по итогам изучения литературного чтения в 1 классе является выбор самопожелания: «Это отличный результат», «Мне еще надо потрудиться, поучиться почитать», «Я не боюсь трудностей». Последнее утверждение выбирают слабоуспевающие ученики. Высказывание, которое предполагает перспективу дополнительного чтения на летних каникулах. Например, первоклассники могут выбрать одно из высказываний: «Мне надо почаще заглядывать в учебник, вдумчиво перечитывать текст, учиться пересказу» и т.д. Учитель начальных классов при проверке техники чтения обязательно посоветует первокласснику, какие учебные действия необходимо совершенствовать, наметит перспективу развития читательской компетентности ребенка с родителями на консультациях и собраниях. Определит список обязательного дополнительного чтения на лето.

Во 2 классе подобная работа продолжается. Усложняются задания – вводится самостоятельная работа со стихотворным текстом. Тема обобщающего урока: «Маршак-детям». В маршрутном листе добавляются задания: определи жанр (поэзия), выдели рифму строфах (подчеркни), придумай рифму с заданными словами. Также во 2 классе учатся не только разгадывать кроссворды, но и составлять по прочитанным произведениям свои головоломки. Учащиеся с удовольствием придумывают вопросы-высказывания для своего кроссворда, проделывают большую логическую работу повторного анализа текста. Презентуют свои творческие варианты кроссвордов своим одноклассникам. Таким образом, познавательное учебное действие – представлять, проговаривать свое творческое задание позволяет второклассникам в полной мере закреплять развитие как устной, так и письменной речи.

Содержание литературного чтения в 3 классе – это плодотворная почва для развития логических и знаково-символических познавательных действий младших школьников, т.к. практически каждый изучаемый текст, требует от учащихся: составления плана, характеристик героям, пересказа по частям, восстановления последовательности событий. Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь» развивает определять выразительные художественные средства (эпитеты, сравнение, олицетворение). Учащиеся в группах перечитывают изученные стихотворения, отмечают по тексту фразы, обосновывают то или иное художественное средство, которое выбрано автором произведения. Третьеклассники в графе таблицы «Вырази свое отношение к прочитанному произведению» свободно подытоживают свою работу со стихотворным текстом, которое приучает их к сложной логической операции-обобщению. Они учатся спорить и приходить к единому мнению по части заголовка, темы, главной мысли анализируемого стихотворного произведения.

Выпускной 4 класс изучения учебного предмета «Литературное чтение» формирует целый спектр познавательных учебных действий:

-давать определение литературным понятиям (жанры и их особенности, выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение);

-обобщать, интегрировать информацию по изученному разделу, части учебного пособия, учебника в целом;

-проводить группировку, сериации, классификацию прочитанных произведений;

-устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, делать выводы;

-преобразовывать информацию и модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы, рисунки и др.);

-ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;

-оценивать достоверность предложенной информации, строить оценочные суждения на основе текста;

-создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.

Моделирование - это введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов и моделей обложек книг. Позволяет включить каждого выпускника начальной школы в активную читательскую деятельность. Предоставить каждому ученику возможность работать в соответствии со своими возможностями, способностями и литературной, либо творческой одаренностью. Создает игровую ситуацию при овладении читательскими умениями. Модель учащиеся могут нарисовать, вырезать из бумаги, то есть слушание и говорение можно сочетать с практической деятельностью обучающихся. Это позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно для юного слушателя. Также дает возможность включить каждого ученика в активный познавательный процесс и в формирование специальных читательских умений (умение ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения), то есть в полной мере решаются проблемы формирования общеучебных познавательных действий. Заместители вводятся постепенно по мере знакомства с разными жанрами и в уголке чтения обязательно помещается таблица «Виды моделей». Дополнительным заместителем служит цвет. Он раскрывает тему произведения. Мы составляем модель обложки по группам после прочтения произведения, серии произведений. Укрупняя единицы информации, можно предложить модель обложки литературного сборника, альманаха. Для повторения и сравнения изученных произведений в классе успешно используются готовые модели, а также рисованные обложки. Начитанность предполагает знание детьми фамилий авторов произведений, которые они читают, а также умение правильно называть произведения, определять их темы и жанры. Эти знания и умения даны как обязательные в государственном стандарте. Поэтому использую в своей практике следующие упражнения с моделями:

  • -подбор произведений к моделям,

  • -выбор нужной модели из нескольких к какому-то произведению,

  • -подбор произведений по темам в соответствии с моделью,

  • -заполнение модели обложки.

Их можно дополнить следующими упражнениями :

  • -расположи модели по порядку,

  • -определи, какую структурную часть сказки прочитал товарищ,

  • -прочти сказку и нарисуй к каждой части соответствующую модель,

  • -прочитай сказку, определи, какая часть отсутствует, сочини её сам,

  • -какие части сказки совпадают,

  • -нарисуй иллюстрацию к данной части сказки,

  • -составь несколько вопросов для самых внимательных читателей в предложенной части сказки,

  • -соотнеси иллюстрации с моделями,



Таблица 1

Виды моделей

  • формирование умения обучающихся анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию



  • формирование умения обучающихся правильно называть произведение, автора, определять жанр



  • Систематизировать знания обучающихся по определенной теме



  • -перескажи предложенную часть,

  • -соотнеси план пересказа с моделями,

  • -найди модель части сказки, в которой есть описание зимнего леса,

  • -определи, из какой части сказки взяты строки,

  • -соответствует ли отрывок сказки данной модели.

  • -разложи модели по тексту произведения;

  • -найди ошибку в наложении моделей на текст и другие.

Обобщенной моделью текста является – разбиение художественного текста на три крупные смысловые части (начало/вступление, основная часть/основные события, концовка/заключение, выводы). Учу пользоваться памяткой «В каком порядке составляется план текста?»

1) Прочитать текст, подумать о чем (ком) он?

2) Определить, сколько частей в тексте, о чем в них рассказывается?

3) Озаглавить каждую часть.

4) Записать план, уточнить последовательность событий.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие познавательных УУД в 1-4 классах способствует эффективному формированию самостоятельной читательской деятельности, потребности в чтении книг, ведении читательских дневников. Обучение с использованием рассмотренных форм учебной деятельности обеспечивает выпускнику начальной школы достаточный уровень для успешного изучения литературы и работы с тнкстом в среднем звене школы.


Учитель начальных классов/психолог: Горшкова А.В.

МОУ школа №32 г. Черемхово Иркутской области

Фото 1. Работа в группах


Фото2. Работа в парах

Фото 3. Работа с текстом. Прием «Читаем с пометками»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!