Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Буныревская средняя общеобразовательная школа №14»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Буныревская средняя общеобразовательная школа №14»
301353 Тульская область, Алексинский район,
с.Бунырево, ул. Приокская, д.51
Формирование
познавательной активности
младших школьников
в учебной деятельности
(литературное чтение)
Локтионова Т.И.
учитель начальных классов
2021 год
1
1
Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к … интеллектуальной работе, самостоятельность, … вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами. Ш. А. Амонашвили
Чтение и современность
Россия – самая читающая в недавнем прошлом страна в мире, сегодня практически утратила интерес к этому базовому компоненту образования и развития культуры, к этому средству усвоения и поддержания духовных и мировоззренческих ценностей общества.
35 % населения никогда не читают, 43 % - от случая к случаю, лишь 22 % читают каждый день.
Читательская грамотность из разряда базовых перешла в разряд «элитарных» умений, которыми в совершенстве владеют лишь 3 % россиян. Оценивая сегодняшнее состояние чтения, эксперты, работавшие над Национальной программой поддержки и развития чтения, констатируют: «Современная ситуация в России может характеризоваться как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением» .
Оснащение
Учителя перегружены
Переполненные классы, билингвизм, ОВЗ…
Преемственность
Внутришкольный фактор
1-4 класс, литературное чтение
Работа со скороговорками:
- проговаривание скороговорок в разном темпе с разными интонациями (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, озабоченно, разочарованно…);
- проговаривание, сопровождаемое определенными действиями (хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями…);
- импровизационная инсценировка скороговорок;
- создание скороговорных приветствий;
- конкурс на звание чемпионов по скороговоркам;
- письмо скороговорок по памяти
Перепутанные цепочки предложений
Игра словами, развитие чувства художественной речи
Солнце спряталось за горку,
Ветер – в лес, а мышка – ___.
Кто остался на виду –
Убегай, искать ____.
4 класс Работа над изложением:
С именем героя.
Был канун Нового года. Коля и Жора навещали в соседней деревне больного товарища. Они отнесли ему подарок.
На обратном пути в поле мальчиков застала метель. Грозно завыл вихрь. Посыпался снег. Метель залепила глаза. Морозные иглы обжигали лицо.
Мальчики потеряли дорогу. Буря свалила Жору в снег. Товарищ поднял его, но Жора опять упал. Коля пытался ему помочь, но Жора уже замерзал. Он не хотел бороться со сном и слабостью. Коля потащил друга на себе. Но вихрь сбил его в сугроб. Коле стало страшно. Их ждёт гибель.
Вдруг мальчик вспомнил отважного лётчика, который много дней полз по снегу. Сильная воля помогла герою сохранить жизнь. Коля громко закричал: «Жорка! Вставай! Вспомни Мересьева!». У Жоры дрогнули белые ресницы. Он поглядел Коле в глаза. Сильным рывком он встал на ноги. Друзья шли сквозь метель. Они видели перед собой ползущего по снегу раненого лётчика.
А из села двигались сквозь мглу живые огни фонариков. Это односельчане шли на помощь товарищам.
(по В. Осеевой)
Работа над изложением
1. Пересказ текста по плану и опорным словам.
ПЛАН
ОПОРНЫЕ СЛОВА
навещали в соседней деревне
в поле застала метель
Потеряли; замерзал; потащил на себе; но вихрь сбил; стало страшно.
Вдруг вспомнил; сильная воля помогла
Коля громко закричал: «Жорка! Вставай! Вспомни Мересьева!»
Односельчане шли на помощь.
Дрогнули; поглядел в глаз; сильным рывком встал; шли сквозь метель; видели раненого.
2. Орфографическая подготовка.
н…в…щали
б...льного
д...ревня
з…стала
Коля
с…седний
мальч…ки
д...рога
Жора
лётч...к
х…тел
т…варищ?
Мерес?ев
м…тель
п...т...ряли
друз?я
вдруг
св…лила
г…рой
п...т…щил
п…гл…дел
Пересказ и смысловое чтение
Преодолеть механическое чтение, научить вдумчиво относиться к содержанию произведений во многом помогают различные виды пересказов:
- полный и сжатый пересказы;
- пересказ по плану;
- творческий пересказ от лица литературного персонажа;
- пересказ с элементами сочинения, додумывания своей концовки произведения,
- выборочный пересказ,
- а также пересказ по ролям с инсценированием;
- заучивание текстов наизусть.
И т.д.
Результаты работы