СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование оценочной самостоятельности учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях реализации ФГОС система оценивания занимает особое место. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, при котором учебная деятельность невозможна без оценочной деятельности (самомстоятельности)

Просмотр содержимого документа
«Формирование оценочной самостоятельности учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС»


Формирование оценочной самостоятельности учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС.


В последнее время мы часто говорим, что нашему российскому  обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, инициативные и самостоятельные. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. И важно это умение формировать  с первого класса. Российская школа не одно десятилетие существует в условиях пятибалльного оценивания. С определенного момента такое оценивание стало фактором, тормозящим развитие системы образования. Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, чаще получают отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. Учителю необходимо стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. Ни одного участника образовательного процесса традиционная система  не удовлетворяет. В условиях ЕГЭ потускнел и образ «5», отличная отметка в аттестате не котируется с результатами единого государственного экзамена. Практика показывает низкий уровень развития умений самооценивания у большинства школьников. Причина данного явления в том, что оценка как компонент учебной деятельности осуществляется учителем, а ученик освобождается от необходимости самостоятельно оценивать её. Поэтому, по словам Ш.А. Амонашвили, отметка становится для одних детей «доброй феей, а для других – Бабой Ягой».

        Введение федерального государственного стандарта основного общего образования требуют переосмысления педагогической деятельности вообще и  оценочной практики в частности.

Слайд 2. В условиях реализации ФГОС система оценивания занимает особое место. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, при котором учебная деятельность невозможна без оценочной деятельности (самостоятельности).


Понимание  ФГОС как общественного договора  проявляется в согласованности потребностей и интересов государства, общества и личности. Проецируя  это положение на систему оценки, мы понимаем, что на всех уровнях должна быть согласована оценочная политика.                                                                                                                           На уровне государства интересы и потребности в достоверной и содержательной информации  о результатах школьников  сформулированы и зафиксированы в виде требований к планируемым результатам освоения ООП ООО и системе оценки их  достижения.                                                        

 На уровне образовательного учреждения оценочная политика должна быть согласована между всеми педагогами и администрацией школы.

На уровне общественности оценочная политика должна быть понятна и социальным партнерам, заинтересованным в эффективной деятельности образовательного учреждения, и родителям обучающихся.

На уровне личности обучающегося оценочная политика также должна быть согласована. Ученику должно быть понятно: что и каким образом будет оцениваться. Более того, ученик должен выступать как полноправный субъект оценочной деятельности.    


Слайд 3. Ключевые вопросы, возникающие при системе оценивания.

Что оценивать?

- ЗУН

- степень изменения ребёнка в процессе обучения

- учебную деятельность

- УУД

Как оценивать?

- Критериально.

Критериями оценки будут являться планируемые результаты, т.е. чему хочу научить, то буду оценивать.

Зачем оценивать?

- Чтобы сформировать у ребенка умение не только себя оценивать, но и развивать.

       

Несколько лет начальная школа осуществляет введение ФГОС нового поколения. В связи с этим мы старались уделять внимание формированию оценочной деятельности.

Но оценочную деятельность младших школьников мы должны рассматривать как деятельность, сознательно направленную на регуляцию производимого действия и сличение результатов реализации этого действия с заданным эталоном; на оценку результата своей деятельности согласно оценочным критериям; на анализ причин, способствующих успеху или неудаче, и коррекцию результатов.


Фрагмент урока.

Организация оценочной деятельности на уроке русского языка – 3 класс.

Слайд 4.

Упр. 368. Определи, какой частью речи является каждое слово.


Лиса, журавль, гости, зовёт, обед, наварила, высокий, съела, кувшин, узкое, горлышко, стоит, длинный, нос, пришла, дружба, кончилась.


Напиши слова в три столбика.




Учитель: - Прочитайте задание к упр. 368.

Уч-ки: читают.

Уч-ль: - Прокомментируйте, что нужно сделать в этом упражнении.

Уч-ки: 1. Прочитать.

2. Определить, какой частью речи является каждое слово.

3. Записать слова в три столбика.

Уч-ль: - Что необходимо знать, чтобы выполнить это задание?

Уч-ки: 1. Какие бывают части речи.

2. На какие вопросы они отвечают.

Уч-ль: - Поднимите руки те, кто сможет справиться с этим заданием самостоятельно.

….

Уч-ль: -У кого возникают проблемы?

- Почему вы так считаете?

- Что можно с этим сделать?

Уч-ки: - Чтобы узнать, какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и определить, что обозначает слово: предмет, признак предмета, действие предмета.

Уч-ль: Давайте подумаем, по каким критериям можно оценить это задание.


Слайд 5. Оценочный лист


Критерии

Я сам

Учитель

1. Понял задание

+


2. Вспомнил части речи

+


3. Вспомнил вопросы, на которые отвечают эти части речи.

+

--


4. Правильно распределил слова по группам

--



Уч-ль: -Выполните задание в тетрадях.

Проверка.

- Заполните свой оценочный лист.

- Прочитайте свой оценочный лист.

Уч-ки: например:

- Я умею внимательно читать задание. Я вспомнил части речи, но ещё не всегда могу правильно подобрать вопросы к словам, поэтому не все слова правильно распределил по группам.

Уч-ль: Как вы считаете, что с этим делать?

(Уч-к сам комментирует, какую работу ему нужно провести, чтобы в дальнейшем устранить недочёты, одноклассники помогают при необходимости)


Работа по самооцениванию закончена, когда ребёнок прокомментировал и понял, какую работу надо выполнить,

Чтобы не было пробелов.


В чем заключается преимущество данного вида оценивания?

  1. Критериальная таблица позволяет ученикам регулировать свои достижения и дает возможность влиять в ходе урока на оценку, а так же настраивает на здоровое соревнование.

  2. Ученики видят свои плюсы и минусы и не подвергают сомнению критерии и результаты оценивания.

  3. Благодаря этому у учеников формируется самостоятельность.

  4. Такое оценивание способствует развитию позитивной самооценки, так как оценивается не один аспект деятельности, а несколько.

  5. Формируется наблюдательность.

  6. При коллективной работе: Формируются навыки сотрудничества.

  7. Если в группе кто-то работает, а кто-то нет, в графе “умение сотрудничать” появляется “–”. Тогда ученики сами стараются вовлечь в работу того, кто в ней не принимает участия.

  8. Развивается чувство ответственности.

  9. Работа в группах, состоящих из слабых учеников, позволяет им стать активными участниками, а не сторонними наблюдателями учебного процесса, как это часто бывает при фронтальной работе с целым классом. Такие ситуации способствуют повышению самооценки слабых учеников, их познавательного интереса.

При совместном оценивании решается проблема объективности выставленной отметки, так как дети фактически ставят ее себе сами, с помощью своих же одноклассников. При этом у учеников вырабатывается умение правильно оценивать. В дальнейшем это пригодится им в жизни при оценке любых явлений, работы, ситуации. Они будут знать, что в основе любого оценивания лежат определенные критерии. И чем точнее критерии, тем объективнее оценивание.

В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать своё решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!