СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков публичных выступлений у учащихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков публичных выступлений у учащихся»

«Формирование навыков публичных выступлений у учащихся с нарушениями речи на уроках развития речи и внеурочной деятельности» Из опыта работы Понаморчук Л. И., учитель русского языка и литературы ГОКУ СКШ №11 г.Иркутска

«Формирование навыков публичных выступлений у учащихся с нарушениями речи на уроках развития речи и внеурочной деятельности» Из опыта работы

Понаморчук Л. И.,

учитель русского языка и литературы

ГОКУ СКШ №11 г.Иркутска

План Публичные выступления .Определение; Виды публичных выступлений; Умение подготовить выступление;  формы и методы работы ; Проектная деятельность как продукт публичных выступлений; Практика речевого общения(Языковые упражнения, сочинения по картине); Из опыта работы

План

  • Публичные выступления .Определение;
  • Виды публичных выступлений;
  • Умение подготовить выступление;
  • формы и методы работы ;
  • Проектная деятельность как продукт публичных выступлений;
  • Практика речевого общения(Языковые упражнения, сочинения по картине);
  • Из опыта работы
Публичные выступления Публичное выступление — устная форма речи. И чем более ей свойственны все характеристики живого разговора, тем сильнее ее воздействие на слушателей. В то же время это речь подготовленная, базой для нее, как правило, служит написанный текст. Успешное публичное выступление требует многочисленных навыков

Публичные выступления

  • Публичное выступление — устная форма речи. И чем более ей свойственны все характеристики живого разговора, тем сильнее ее воздействие на слушателей. В то же время это речь подготовленная, базой для нее, как правило, служит написанный текст. Успешное публичное выступление требует многочисленных навыков
Умение подготовить выступление Хорошее выступление на публике предполагает множество различных умений: Умение подготовить выступление. На данном этапе необходимо определить: -Тему выступления. Она должна выражать главную мысль, которую следует донести до слушателей. -Цель выступления. Она должна выразить смысл и направленность действий выступающего, содержание выступления, отбор и накопление материала, знаний, сведений, которые обладают актуальностью, не повторяют известное, а имеют признаки новизны. — Материал должен быть обоснован сильными доводами, опираться на факты. Содержание выступления должно содержать в себе информацию, интересную и понятную аудитории. -Форму изложения материала: доклад, презентация, речь и т.д. В любом случае избранная форма должна представлять собой организованный и сгруппированный материал, способный содействовать концентрации внимания слушателей на значимых в профессиональной среде вопросах .

Умение подготовить выступление

  • Хорошее выступление на публике предполагает множество различных умений:
  • Умение подготовить выступление. На данном этапе необходимо определить:
  • -Тему выступления. Она должна выражать главную мысль, которую следует донести до слушателей.
  • -Цель выступления. Она должна выразить смысл и направленность действий выступающего, содержание выступления, отбор и накопление материала, знаний, сведений, которые обладают актуальностью, не повторяют известное, а имеют признаки новизны.
  • — Материал должен быть обоснован сильными доводами, опираться на факты. Содержание выступления должно содержать в себе информацию, интересную и понятную аудитории.
  • -Форму изложения материала: доклад, презентация, речь и т.д. В любом случае избранная форма должна представлять собой организованный и сгруппированный материал, способный содействовать концентрации внимания слушателей на значимых в профессиональной среде вопросах .
Виды публичных выступлений Публичная речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т.д.). По своему характеру она представляет собой монологическую речь, то есть рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции

Виды публичных выступлений

  • Публичная речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т.д.). По своему характеру она представляет собой монологическую речь, то есть рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции
Виды выступлений Доклад — развернутое сообщение, которое раскрывает или важную научную или общественно-политическую проблему, на определенную тему. Сообщение — небольшое по времени выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема.  Выступление — подготовленное сообщение при обсуждении какого- либо заранее объявленного вопроса. Тема может быть выбрана заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизационное выступление).

Виды выступлений

  • Доклад — развернутое сообщение, которое раскрывает или важную научную или общественно-политическую проблему, на определенную тему.
  • Сообщение — небольшое по времени выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема.
  • Выступление — подготовленное сообщение при обсуждении какого- либо заранее объявленного вопроса. Тема может быть выбрана заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизационное выступление).
монолог Монолог – развернутое и относительно завершенное по смыслу высказывание одного лица в адрес другого лица (группы людей, общества) с целью привлечения внимания, разъяснения или постановки проблемы. Монолог не требует ответа, он используется для самовыражения его автора.По способу изложения содержания различаются три типа монологов: описание, повествование, рассуждение

монолог

  • Монолог – развернутое и относительно завершенное по смыслу высказывание одного лица в адрес другого лица (группы людей, общества) с целью привлечения внимания, разъяснения или постановки проблемы. Монолог не требует ответа, он используется для самовыражения его автора.По способу изложения содержания различаются три типа монологов: описание, повествование, рассуждение
дискуссия 1) устная (реже письменная) форма организации публичной речи, в процессе которой сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения. 2) коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса или проблемы, в ходе которого познается объективная истина. Сущность дискуссии состоит в коллективном обсуждении спорного проблемного вопроса — обмене мнениями и идеями, высказывании собственных суждений и отношений, доказательстве или опровержении фактов и положений.

дискуссия

  • 1) устная (реже письменная) форма организации публичной речи, в процессе которой сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения.
  • 2) коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса или проблемы, в ходе которого познается объективная истина. Сущность дискуссии состоит в коллективном обсуждении спорного проблемного вопроса — обмене мнениями и идеями, высказывании собственных суждений и отношений, доказательстве или опровержении фактов и положений.
умения ученик должен уметь: – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; – адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; – представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; – убеждать своего собеседника в чём-либо; – устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать; – использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

умения

  • ученик должен уметь:
  • – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • – адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
  • – представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;
  • – убеждать своего собеседника в чём-либо;
  • – устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать;
  • – использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.
Диалогическая речь Развитию диалогической речи учащихся способствуют такие виды учебной деятельности: ролевая или деловая игра, инсценированные отдельных эпизодов и сцен, защита проектных работ и презентаций и др.; письменного диалога, включающего в себя грамотное оформление анкеты, заявления, резюме, написание эссе, сочинения — интервью и т.д.; групповая работа на уроках требует от ученика умения участвовать в дискуссии: спорить, отстаивая свою точку на различные вопросы, затронутые в дискуссии; монологической речи: давать развернутый ответ на вопрос, составлять словесное описание какого-либо события, исторического лица, рассуждение по заданной теме, выступление с устным сообщением, докладом, презентация проектной работы, проведение экскурсии в музее и т.д.; развитию письменной речи способствуют такие формы деятельности, как обучение конспектированию текста, составление плана ответа или статьи, эссе или сочинения на злободневную тему, составление памяток, инструкций, заполнение таблиц и др

Диалогическая речь

  • Развитию диалогической речи учащихся способствуют такие виды учебной деятельности: ролевая или деловая игра, инсценированные отдельных эпизодов и сцен, защита проектных работ и презентаций и др.; письменного диалога, включающего в себя грамотное оформление анкеты, заявления, резюме, написание эссе, сочинения — интервью и т.д.; групповая работа на уроках требует от ученика умения участвовать в дискуссии: спорить, отстаивая свою точку на различные вопросы, затронутые в дискуссии; монологической речи: давать развернутый ответ на вопрос, составлять словесное описание какого-либо события, исторического лица, рассуждение по заданной теме, выступление с устным сообщением, докладом, презентация проектной работы, проведение экскурсии в музее и т.д.; развитию письменной речи способствуют такие формы деятельности, как обучение конспектированию текста, составление плана ответа или статьи, эссе или сочинения на злободневную тему, составление памяток, инструкций, заполнение таблиц и др
 формы и методы работы  Для развития и формирования навыков публичных выступлений учащихся активно использую групповую форму работы. Эту форму работы можно использовать на любом этапе урока. Целью групповой работы является вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

формы и методы работы

  • Для развития и формирования навыков публичных выступлений учащихся активно использую групповую форму работы. Эту форму работы можно использовать на любом этапе урока. Целью групповой работы является вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
Проектная деятельность Необходимым качеством человека XXI века является владение навыками исследовательской работы. Чтобы решить поставленную задачу, учащиеся знакомятся с материалами справочников и энциклопедий. Результатом проекта должен быть публично продемонстрирован продукт работы в сопровождении устного сообщения, в котором четко излагается информация .

Проектная деятельность

  • Необходимым качеством человека XXI века является владение навыками исследовательской работы. Чтобы решить поставленную задачу, учащиеся знакомятся с материалами справочников и энциклопедий.
  • Результатом проекта должен быть публично продемонстрирован продукт работы в сопровождении устного сообщения, в котором четко излагается информация .
«каркас» будущего выступления «каркас» будущего публичного выступления: Определить мотивацию слушания людьми данного выступления. Для чего это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя? Выделить главную идею речи. Выделить подзаголовки, разделив идею на несколько составных частей. Определить ключевые слова, которые следует повторить несколько раз, чтобы присутствующие лучше запомнили, о чем им рассказывается. Необходимо тщательно продумать план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание) Подготовить необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного закрепления информации.

«каркас» будущего выступления

  • «каркас» будущего публичного выступления:
  • Определить мотивацию слушания людьми данного выступления. Для чего это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя?
  • Выделить главную идею речи.
  • Выделить подзаголовки, разделив идею на несколько составных частей.
  • Определить ключевые слова, которые следует повторить несколько раз, чтобы присутствующие лучше запомнили, о чем им рассказывается.
  • Необходимо тщательно продумать план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание)
  • Подготовить необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного закрепления информации.
Практика речевого общения использую приобретенные знания и умения в практической деятельности учащихся: Устные размышления (обсудим, поспорим, выясним истину (Оценка аргументации и культуры речевого поведения при обсуждении); Сообщение на свободную тему(Анализ и оценка выступления .Определение лучшего устного рассказчика)

Практика речевого общения

  • использую приобретенные знания и умения в практической деятельности учащихся:
  • Устные размышления (обсудим, поспорим, выясним истину (Оценка аргументации и культуры речевого поведения при обсуждении);
  • Сообщение на свободную тему(Анализ и оценка выступления .Определение лучшего устного рассказчика)
Публичные выступления    защита, например, сочинения, написанного в жанре репортажа ,интервью (Оценка содержания материала, способов воздействия на слушателя Анализ строения и языковых особенностей высказывания)

Публичные выступления

  • защита, например, сочинения, написанного в жанре репортажа ,интервью (Оценка содержания материала, способов воздействия на слушателя
  • Анализ строения и языковых особенностей высказывания)
Из опыта работы Сочинения по картине : Языковые упражнения; Задания для формирования монологической речи; Вопросно-ответные упражнения на говорение; Формы работы на говорении;

Из опыта работы

  • Сочинения по картине :
  • Языковые упражнения;
  • Задания для формирования монологической речи;
  • Вопросно-ответные упражнения на говорение;
  • Формы работы на говорении;
Сочинения по картине Картины, воздействуя на органы чувств, дают возможность воспринимать действительность более глубоко, способствуют развитию эмоциональной сферы человека, его мышления и на этой основе формированию мыслительных и речевых процессов. Работа по картине погружает учащихся в изображаемый художником мир, позволяет реализовать положение о соотношении языка и культуры, коммуникативности и культуроведения.

Сочинения по картине

  • Картины, воздействуя на органы чувств, дают возможность воспринимать действительность более глубоко, способствуют развитию эмоциональной сферы человека, его мышления и на этой основе формированию мыслительных и речевых процессов. Работа по картине погружает учащихся в изображаемый художником мир, позволяет реализовать положение о соотношении языка и культуры, коммуникативности и культуроведения.
Языковые упражнения Обучение видам речевой деятельности (говорению и письму, во-первых) с использованием живописи осуществляется успешнее при помощи языковых упражнений. Итак, вопросы для первичного восприятия картины: Что вы видите на картине? Что изображено в центре картины? Что вы видите на заднем плане? На каком фоне изображены предметы? Какое время года на картине изображено? Какой день показал художник? Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему? Какие цвета использовал художник? Какой цвет преобладает? Кто главный герой картины? Как вы догадались? Что можно сказать о главном герое? Почему художник дал такое название картине? Как бы вы ее назвали? Нравится ли вам картина? Почему? Какое настроение она вызывает? Почему?

Языковые упражнения

  • Обучение видам речевой деятельности (говорению и письму, во-первых) с использованием живописи осуществляется успешнее при помощи языковых упражнений.
  • Итак, вопросы для первичного восприятия картины:
  • Что вы видите на картине?
  • Что изображено в центре картины?
  • Что вы видите на заднем плане?
  • На каком фоне изображены предметы?
  • Какое время года на картине изображено?
  • Какой день показал художник?
  • Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему?
  • Какие цвета использовал художник?
  • Какой цвет преобладает?
  • Кто главный герой картины? Как вы догадались?
  • Что можно сказать о главном герое?
  • Почему художник дал такое название картине?
  • Как бы вы ее назвали?
  • Нравится ли вам картина? Почему?
  • Какое настроение она вызывает? Почему?
Задания для формирования монологической речи Для формирования монологической речи целесообразны следующие задания: Рассмотрите внимательно картину, обратите внимание на… Составьте предложения на тему этой картины. Назовите признаки предметов картины (цвет, объем, формы). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связный текст. Составьте описание картины по плану, записанному на доске. Составьте описание картины по опорным словам, записанным на доске (можно попросить определить их самостоятельно). Выразите свое отношение к картине. Опишите ситуацию, изображенную на картине. Составьте план описания картины, выбрав подходящие фразы из предложенных

Задания для формирования монологической речи

  • Для формирования монологической речи целесообразны следующие задания:
  • Рассмотрите внимательно картину, обратите внимание на… Составьте предложения на тему этой картины.
  • Назовите признаки предметов картины (цвет, объем, формы). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связный текст.
  • Составьте описание картины по плану, записанному на доске.
  • Составьте описание картины по опорным словам, записанным на доске (можно попросить определить их самостоятельно).
  • Выразите свое отношение к картине.
  • Опишите ситуацию, изображенную на картине.
  • Составьте план описания картины, выбрав подходящие фразы из предложенных
Вопросно-ответные упражнения на говорение На следующем этапе вопросно-ответные упражнения на говорение носят более творческий характер: Почему художник захотел изобразить именно эти предметы? (это время года, этот пейзаж…) Почему художник использовал контрастные цвета в изображении? Как художник относится к своим героям? Докажите свое мнение. К какому жанру живописи вы отнесете эту картину? Почему? Необходимы упражнения и на развитие воображения, например: Составьте воображаемый диалог между персонажами картины. Вообразите дальнейшее развитие событий, изображенных художником. Расскажите о событиях, которые могли бы предшествовать изображенному на картине. В роли какого героя вы хотели бы оказаться и почему?

Вопросно-ответные упражнения на говорение

  • На следующем этапе вопросно-ответные упражнения на говорение носят более творческий характер:
  • Почему художник захотел изобразить именно эти предметы? (это время года, этот пейзаж…)
  • Почему художник использовал контрастные цвета в изображении?
  • Как художник относится к своим героям? Докажите свое мнение.
  • К какому жанру живописи вы отнесете эту картину? Почему?
  • Необходимы упражнения и на развитие воображения, например:
  • Составьте воображаемый диалог между персонажами картины.
  • Вообразите дальнейшее развитие событий, изображенных художником.
  • Расскажите о событиях, которые могли бы предшествовать изображенному на картине.
  • В роли какого героя вы хотели бы оказаться и почему?
Формы работы на говорение Речевая подготовка позволяет организовать разнообразные формы работы на говорение: Подготовленное заранее самостоятельное сообщение учащегося о творчестве художника с описанием картины. Неподготовленное заранее высказывание:

Формы работы на говорение

  • Речевая подготовка позволяет организовать разнообразные формы работы на говорение:
  • Подготовленное заранее самостоятельное сообщение учащегося о творчестве художника с описанием картины.
  • Неподготовленное заранее высказывание: "Вы посетили выставку картин: расскажите о картине, которая изображает ваше любимое время года так, чтобы ваш собеседник захотел ее увидеть".
  • Ситуативный диалог: вы пришли в картинную галерею и встретили там преподавателя изо и литературы. О чем вы будете говорить? Какие темы будут интересны вашим собеседникам?
  • Ролевая игра: "Я — экскурсовод", "Картина заговорила", "Художник пишет картину".
  • Интервью: журналист берет интервью у художника в день открытия его персональной выставки.
  • Интервью у посетителя выставки.
  • Интервью у директора музея.
  • Интервью у экскурсовода.
Практика Конкурсы чтецов ; Театрализованные действия; Проектная деятельность (выступление в классе, защита проектов на школьной научно-практической конференции, выступление перед аудиторией других школ); Экскурсии (сбор материалов для обсуждений).

Практика

  • Конкурсы чтецов ;
  • Театрализованные действия;
  • Проектная деятельность (выступление в классе, защита проектов на школьной научно-практической конференции, выступление перед аудиторией других школ);
  • Экскурсии (сбор материалов для обсуждений).
Конкурс чтецов Необычайно важной стороной совершенствования устной речи учащихся являются упражнения по выразительному чтению художественных произведений, постепенное усложнение и разнообразие этих упражнений. 3 раза в год в школе провожу конкурс чтецов: «Краски осени», «Зимушка-зима», «День победы», обязательная номинация : «Художественное слово.Проза»

Конкурс чтецов

  • Необычайно важной стороной совершенствования устной речи учащихся являются упражнения по выразительному чтению художественных произведений, постепенное усложнение и разнообразие этих упражнений.
  • 3 раза в год в школе провожу конкурс чтецов: «Краски осени», «Зимушка-зима»,
  • «День победы», обязательная номинация :
  • «Художественное слово.Проза»
Формы и методы работы Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Развитие речи – процесс длительный, требующий различных форм и методов работы. При этом главное, чтобы учащиеся были заинтересованы в теме своего сообщения

Формы и методы работы

  • Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Развитие речи – процесс длительный, требующий различных форм и методов работы. При этом главное, чтобы учащиеся были заинтересованы в теме своего сообщения
Сценическое мастерство

Сценическое мастерство

Постановка сказки: «Путешествие Емели по сказкам»,5 кл.Руководители:Понаморчук Л.И.,Беляева Н.М.

Постановка сказки: «Путешествие Емели по сказкам»,5 кл.Руководители:Понаморчук Л.И.,Беляева Н.М.

Сочинение-репортаж по картине Сайкиной «Детская спортивная школа

Сочинение-репортаж по картине Сайкиной «Детская спортивная школа

Как готовиться к устному высказыванию (памятка)  Подумайте, с какой целью вы будете говорить.  Определите тему, основную мысль, основной тон вашего высказывания (торжественный, спокойный, возмущенный, критический и т. д.)   Соберите или отберите необходимый материал. Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании

Как готовиться к устному высказыванию (памятка)

  • Подумайте, с какой целью вы будете говорить. 
  • Определите тему, основную мысль, основной тон вашего высказывания (торжественный, спокойный, возмущенный, критический и т. д.)

 

  • Соберите или отберите необходимый материал.
  • Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании
Подбор материалов к сочинению-описанию  . Описание архитектурного памятника.  Урок развития речи. Описание действий.   Урок развития речи. Описание предмета. Обучающее изложение(На материалах краеведения) Урок развития речи. Описание природы Урок развития речи. Описание внешности человека Урок развития речи. Описание помещения Урок развития речи. Описание помещения   сочинение-повествование (по материалам экскурсии)   сочинение-описание фотографии «В краеведческом музее города».

Подбор материалов к сочинению-описанию

. Описание архитектурного памятника.

  • Урок развития речи. Описание действий.
  •   Урок развития речи. Описание предмета.
  • Обучающее изложение(На материалах краеведения)
  • Урок развития речи. Описание природы
  • Урок развития речи. Описание внешности человека
  • Урок развития речи. Описание помещения
  • Урок развития речи. Описание помещения
  •   сочинение-повествование (по материалам экскурсии)
  •   сочинение-описание фотографии «В краеведческом музее города».
Использованная литература Бадмаев Б. Ц. Выступление, беседа — всегда общение. М., 2003 Безменова Н. А. Теория и история риторики. М.: «Наука», 2001 Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. — Ростов н/Д, 2005 Гуревич С. С., Погорелко В. Ф., Герман М. А. Основы риторики. Киев, 2001 Дейл Карнеги. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично. М. Комета.1989

Использованная литература

  • Бадмаев Б. Ц. Выступление, беседа — всегда общение. М., 2003
  • Безменова Н. А. Теория и история риторики. М.: «Наука», 2001
  • Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. — Ростов н/Д, 2005
  • Гуревич С. С., Погорелко В. Ф., Герман М. А. Основы риторики. Киев, 2001
  • Дейл Карнеги. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично. М. Комета.1989
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!