Истомина Татьяна Викторовна
Istominatan7@gmail.com
«Формирование навыков информационной безопасности субъектов образовательных отношений»
Сейчас в мире 85% детей не могут обойтись без гаджетов.
В частности, почти 70% детей говорят, что не смогут обойтись без своего смартфона. С возрастом этот показатель увеличивается и к 16-18 годам достигает 80%.
Почти половина детей признается, что скрывает от своих родителей что-то из своей интернет-жизни. Чаще всего это время, которое они проводят перед экраном и/или сайты, на которые они заходят.
Если рассматривать всех детей, то основными функциями интернета и гаджетов являются: игры, общение и получение развлекательного контента.
Учеба только на пятом месте.
Четверть всех родителей школьников утверждает, что их дети проводят все свободное время в гаджетах/интернете.
По мере взросления детей время, проводимое ими в интернете, увеличивается, а вот контроль со стороны родителей ослабевает.
7 сентября 2015г. стартовал Федеральный сетевой интернет-проект "Безопасность в сети Интернет" придуманный и созданный Истоминой Татьяной Викторовной и учениками МАОУ «Гимназия 67», МБОУ СОШ №149 г.Бор, МБОУ Гимназии №122 г.Казани .
Цель проекта формирование безопасной информационной образовательной среды школы, обеспечение информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании и пропаганда безопасного поведения в сети Интернет. Научить детей извлекать из ресурсов только лучшее и безопасное, делать осознанный и грамотный выбор..
Важно чтобы взрослые, и дети понимали, что в информационном пространстве есть свои плюсы и минусы, есть плохое и хорошее.
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста. С подключением доступа к сети Интернет в школе проведены следующие организационные мероприятия:
Назначен ответственный за работу «точки доступа к сети Интернет» в школе.
Работает контент-фильтрация
В школе разработаны и утверждены:
РЕГЛАМЕНТ по работе учителей и школьников в сети Интернет
ПРАВИЛА использования сети Интернет
ИНСТРУКЦИЯ пользователя по безопасной работе в сети Интернет.
Контроль использования учащимися сети Интернет осуществляется с помощью программно-технических средств и визуального контроля. Ведется журнал учета работы в Интернет.
Для решения вопросов безопасности Интернета в школе организован технический контроль, ведется профилактическая работа с обучающими и их родителями, доступны информационные ресурсы для всех участников образовательного процесса.
Профилактическая работа с обучающимися.
Работа с учащимися с учетом их возрастных особенностей. В виде бесед, ролевых игр, онлайн анкетирований https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfqbUHJpWjse7AwQFleizIB21yQDpxdFJmvA1_pD82rUvxgQ/viewform?c=0&w=1 , диспутов, тренингов, проектов, выпуска стенгазет, буклетов, участия в акциях, конкурсах (например: «Безопасный интернет от Ростелекома http://www.safe-internet.ru/) Включяет в себя ряд мероприятий, направленных на обучение учителей, родителей и детей правилам безопасного пользования Интернетом. Это классные часы по теме «Безопасность в сети Интернет»; выпускаются листовки с памятками для учащихся «Безопасность в Интернете» и т.д.( http://tatistomina.ucoz.net/index/diplomy_i_sertifikaty/0-52)., проходят Всероссийские уроки безопасности в сети интернет,( http://www.xn- -d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/index.php/kalendar-edinykh-urokov/item/7- edinyj-urok-po-bezopasnosti-v-seti-internet) также «Сетевечек» (http://xn--b1afankxqj2c.xn--p1ai/),.
Пример задания разбираемого с детьми на уроке:
Задание: Разделитесь на группы по 3 – 4 человека. Распределите по группам следующие вопросы по одному на каждую группу. У групп есть 5 минут на обсуждение полученного вопроса и 2 минуты на презентацию своей позиции в классе. Можете записать ключевые мысли на лист А4.
Чем опасно общение с незнакомыми людьми в социальных сетях?
Можно ли публиковать все, что угодно, если доступ к твоему аккаунту есть только у друзей?
При каких условиях можно общаться с незнакомыми людьми в интернете?
Допустимы ли встречи с незнакомыми людьми, с которыми ты общаешься только в интернете?
Представьте свою позицию классу и обсудите ее все вместе.
Профилактическая работа с родителями.
Формы работы с родителями различны – родительские собрания, индивидуальные беседы, лекции. Родители должны понимать, что никто так сильно не отвечает за безопасность детей в Интернете, как сами родители. Только они могут полностью контролировать своих детей.
Вот выдержка из аннотации к книге Заряны и Нины Некрасовых «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать», вышедшей в издательстве «София»: «Дети и подростки прирастают к розетке тогда, когда реальный мир не может предложить им других полноценных занятий. Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей - и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их. Просто посмотреть на все (в том числе и на компьютеры, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения) глазами детей и подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен».
Для разъяснения родителям опасностей Интернета проводятся родительские собрания «Безопасный интернет», публикуется информация на сайте учителя информатики Истоминой Т.В. и официальном сайте гимназии.
Для достижения положительных результатов проводится комплексная работа семьи гимназии. Именно преподаватели и родители смогут предостеречь детей от возможных опасностей и ошибок.
Существует ряд сайтов, посвященных безопасности детей в Интернете: www.saferunet.ru, www.detionline.org, www.interneshka.net, ресурсы которых оказывают огромную помощь, как взрослым, так и детям.
Также информация для родителей и детей по безопасной работе в Интернет размещена на официальном сайте гимназии : http://lingym67.nnov.ru/edinyj-urok-bezopasnosti-v-seti-internet/ ,сайте учителя информатики Истоминой Т.В. http://tatistomina.ucoz.net/index/bezopasnost_v_seti_internet/0-53 и в классных уголках.
Таким образом, в гимназии регулярно ведется работа по формированию безопасной информационной образовательной среды гимназии, обеспечению информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании, и пропаганде безопасного поведения в сети Интернет.
Формирование информационной культуры и безопасности - процесс длительный и сложный, но важный и необходимый. Интернет может быть и всемирной энциклопедией, объединяющей информационные ресурсы во всем мире. Задача взрослых (педагогов, родителей) - формирование разносторонней интеллектуальной личности, высокий нравственный уровень которой будет гарантией ее информационной безопасности. А для этого необходимо работать не вдогонку, а на опережение.
Видеоролики о безопасности в сети Интернет снятые учениками МАОУ «Гимназия №67» выложены на сайте Истоминой Т.В.
http://tat-istomina.ucoz.net/index/bezopasnost_v_seti_internet/0-53
Cписок использованной литературы:
Грушо А.А., Тимонина Е.Е. Теоретические основы защиты информации. – М.: Издательство
Агентства «Яхтсмен», 1996.
Серебряник Е. Э. Формирование информационно-личностной безопасности учащихся основой школы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Калининград 2011.
http://lingym67.nnov.ru/edinyj-urok-bezopasnosti-v-seti-internet/
http://tat-istomina.ucoz.net/index/bezopasnost_v_seti_internet/0-53
Презентация Константина Игнатьева, Руководителя отдела контентного анализа Лаборатории Касперского.