СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование навыков беглого и правильного чтения, как условие успешности обучения учащихся в начальной школе» Из опыта работы учителя начальных классов I квалификационной категории Антоненко Марии Ивановны

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наш век развития высоких технологий, телевидения и мобильной связи, все труднее и труднее становится «сеять разумное, доброе, вечное», то самое, что воспитывали в предыдущих поколениях россиян книги. Некогда самая читающая в мире страна, давно сдала свои позиции. Место семейных библиотечек заменяют видеотека, компьютер, компьютерные игры.

На сегодняшний день особенно остро встал вопрос о способах развития полноценного навыка чтения, в том числе и беглости чтения.

Просмотр содержимого документа
««Формирование навыков беглого и правильного чтения, как условие успешности обучения учащихся в начальной школе» Из опыта работы учителя начальных классов I квалификационной категории Антоненко Марии Ивановны»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БРАСОВСКОГО РАЙОНА

ЧАЯНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА











«Формирование навыков беглого и правильного чтения, как условие успешности обучения учащихся в начальной школе»



Из опыта работы учителя начальных классов

I квалификационной категории

Антоненко Марии Ивановны













23.11.2022г.

с.Чаянка

«Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти»

Оноре де Бальзак

Антоненко Мария Ивановна

Образование: средне-специальное,

Трубчевское педагогическое училище, 1983 год

Специальность: преподавание в начальных классах общеобразовательной школы

Квалификация по диплому: учитель начальных классов

Стаж работы в должности: 39 лет

Место работы: МБОУ Брасовского района Чаянская ООШ

Категория: первая, 2018 год

Курсы повышения: апрель 2022 год БИПКРО

Награды: Медаль «В честь подвига партизан и подпольщиков»

16.10.2010 года

СОДЕРЖАНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ

1.1.  Актуальность выбранной темы.

1.2.. Цель работы.

1.3. Задачи работы.

Глава II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Техническая и смысловая сторона навыка чтения

    2. Современное состояние проблемы беглого чтения у учащихся начальных классов

Глава III. ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

3.1. Практические упражнения по развитию навыка чтения

3.2. Преодоление трудностей при обучении чтению

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

V. ЛИТЕРАТУРА

VI. ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. ВВЕДЕНИЕ

     1.1.   Актуальность выбранной темы.

 

                         «Нет детей бесталанных, неспособных.

И талант, и способности ребенка можно развить» И.Т.Федоренко.

 

Сейчас в начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяет успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивностью формирования у него общеучебных умений и навыков. От умения школьников читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению, и какую ответственность он несет перед учеником, его родителями, учителями средней школы. Зачастую именно средняя школа упрекает начальную в том, что учащиеся, перешедшие в пятый класс, читают медленно, не умеют пересказывать, рассуждать и оценивать прочитанное.

Как писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н.Ф. Бунаков, «Чтение – главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность».

Чтение, книга – это мощное средство образования и развития: умственного, речевого, языкового, информационного, говоря шире – интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей. Книга –  это властелин дум, книга – воспитатель, она содействует формированию общественного и нравственного лица человека. Социальная значимость книги в жизни любого человека и общества в целом огромна. Книга – ключ к открытию мира людей: добра и зла, силы и слабости, покорности и борьбы.

Почему же происходит снижение интереса взрослых и детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии? В чем же причина низкого интереса к читательской деятельности?

В наш век развития высоких технологий, телевидения и мобильной связи, все труднее и труднее становится «сеять разумное, доброе, вечное», то самое, что воспитывали в предыдущих поколениях россиян книги. Некогда самая читающая в мире страна, давно сдала свои позиции. Место семейных библиотечек заменяют видеотека, компьютер, компьютерные игры.

На сегодняшний день особенно остро встал вопрос о способах развития полноценного навыка чтения, в том числе и беглости чтения.

Как показали исследования ученых из 40 факторов, влияющих на успеваемость школьников,  важнейшим, который по своему значению превосходит все остальные вместе взятые, является темп чтения.

Дети, читающие со скоростью 150 слов в минуту, учатся на «5», 120 слов – на «4», 90 слов – на «3». То есть, кто читает медленнее, вообще не в состоянии учиться в школе. Ребенок, который не умеет читать, имеет низкую скорость чтения, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он  будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.

Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании, обучении детей, изучив взгляды учёных на эту проблем, я пришла к пониманию необходимости разработки оптимальных методов и форм работы с учётом возможностей и психологических особенностей младших школьников, гарантирующих качество образования. 

    1. Цель работы

Цель моей работы является анализ психолого-педагогической, методической литературы, опыта учителей-новаторов и выявление эффективных методов и приёмов, способствующих развитию навыка беглого, выразительного и сознательного чтения.

    1. Задачи работы

В процессе исследования мною решались следующие задачи:

-изучить техническую и смысловую стороны чтения;

-проанализировать современное состояние проблемы чтения в начальных классах;

-выявить эффективные приёмы и упражнения, способствующие выработке навыка беглого и правильного чтения у детей;

-апробировать выявленные методы и приёмы на практике.

В основу практического опыта моей работы положены рекомендации Зайцева по выработке беглого чтения, цифровые таблицы Шульте, таблицы Т.Г. Швайко, А.Т. Степанищева, зрительные диктанты И.Т. Федоренко, система тренировочных упражнений О.В. Джежжелей. и др.

Глава II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Техническая и смысловая сторона навыка чтения

Воспитание интереса к чтению, формирование навыка чтения – является актуальной проблемой в изучении литературного наследия нации. Вот почему в начальной школе столь большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения. Навык чтения – это и то, чему учат и одновременно то, посредством чего ученик сам учится. Народ давно подметил важность владения чтением, этим, как говорят о нем, общеучебным навыком, отразив свое отношение к чтению в пословицах и поговорках. Вот одна из них, древнейшая: «На азбуке осекся - и цифирь не далась».

Навык чтения относится к числу сложнейших психофизических образований. В нем уникально сплелись элементы и свойства, относящиеся к мыслительной и речевой деятельности; в процесс чтения вовлекаются волевые качества читающей личности, ее ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, способности, интересы, установки. Приводятся в активное состояние ранее накопленные представления и знания об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе, о ранее прочитанном, прослушанном, просмотренном по TV, в кино, театре, на улице. Мобилизуется лексика, тот запас слов, которым владеет читающий, накопленный им в процессе повседневных речевых, бытовых, индивидуальных и коллективных форм общения, активизируются модели словоупотреблений, словоизменений и словообразований, модели построения предложений, текста и др.

Так же под навыком чтения мы понимаем способ чтения (умение читать целыми словами, слогами или по буквам), темп чтения (скорость, беглость), правильность чтения (наличие или отсутствие технических ошибок: замена окончаний слов; повторение слога или слова при чтении; пропуски; добавления; искажения; ошибки ударения).

За последнее десятилетие немало работ было посвящено исследованию процесса чтения и особенностям его развития в начальной школе. Так, при автоматизации читательских умений младших школьников, одни авторы на первое место выдвигают необходимость развития оперативной памяти и внимания учащихся (И.Т. Федоренко), другие – систему особых упражнений и их многократный повтор (В.Н. Зайцев), третьи - информационно-ценностный подход (А.М. Кушнир), четвёртые – учёт особенностей развития разных качеств навыка чтения (М.И. Оморокова).

Чтение – это труд, и труд тяжёлый. Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя.

Цель обучения чтению в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного.

Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?

Из целого ряда причин на первое место следует поставить несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников на начальном этапе обучения.

Психологи утверждают, что большинство наших учеников являются холериками и сангвиниками (90 %), а флегматики и меланхолики составляют всего лишь 10 %. Отсюда вывод: большинству наших учащихся вполне доступна высокая техника чтения.

В целом навык чтения складывается из двух сторон – смысловой, которая обеспечивается процессом понимания читаемого, и технической, подчинённой первой и обслуживающей её. Ведущее место в этом комплексе занимает смысловая сторона, то есть осознанность, понимание читаемого текста. Смысловая сторона чтения - это совокупное понимание читающим:

  1. Значений слов, употреблённых в прямом и переносном смысле;

  2. Содержания каждого предложения;

  3. Содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, глав);

  4. Основного смысла всего содержания текста.

Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя все другие компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность, скорость (темп) чтения. Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности.

Способ чтения – важный компонент техники чтения, который влияет на другие её стороны. Выделяют пять основных способов чтения: первые 2 способа относятся к непродуктивным, необходимо отрабатывать продуктивные способы чтения: плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов.

Скорость (темп) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения.

Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, наоборот, допускает: замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повтор букв (звуков), слогов, слов, правильно или ошибочно делают ударение в словах, ошибки в окончании.

Выразительность чтения включает в себя умение правильно использовать паузы, делать логическое ударение, находить нужную интонацию, читать громко и внятно.

Как научить читать быстро, выразительно и в то же время правильно и сознательно? Предлагается в процессе навыка чтения вводить специальные тренировочные упражнения, условно разделённые на группы:

-психологические упражнения;

-упражнения на развитие зоркости;

-артикуляционная гимнастика;

-метод динамического чтения;

-упражнения на развитие антиципации (словесной догадки);

-упражнение на развитие речи без повторов;

-упражнения на развитие осознанности чтения.

    1. Современное состояние проблемы беглого чтения у учащихся начальных классов

Я изучила опыт учёных, педагогов-новаторов, психологов, работающих в этой области. Все используемые мной приём, упражнения описаны в литературе.

Современная методика чтения и развития речи использует ценный опыт методики чтения прошлого. Историковедческой базой моего исследования были работы ведущих психологов, занимающихся проблемой развития навыка чтения: философские концепции: И. Канта, Н. Бердяева, философско-педагогические идеи Л. Толстого, В. Розонова, К. Ушинского, И. Бунакова, В. Сухомлинского. Основные методики чтения были разработаны К. Ушинским. Он подчёркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали. Последователи К.Д. Ушинского разделяли его мысли о необходимости на смену образным упражнениям в технике чтения и в пересказе ввести новую систему интересных уроков, обогащающих ученика знаниями и развивающих его личность. Более серьёзное внимание стали уделять анализу текста.

В 60-70-е годы были внесены изменения в содержание классного чтения и методы обучения. Была усовершенствована методика анализа художественного произведения.

В 80-е годы усовершенствованы программы по чтению Авторы программ и новых книг для чтения В. Горецкий, Л. Климанова, Л. Пискунова, Л. Геллерштейн провели строгий отбор произведений, учитывая их познавательную ценность, художественное совершенство, воспитательную значимость, соответствие возрастным особенностям младших школьников.

СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА РАССМАТРИВАЕТ ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСТИТАНИЯ В ЕДИНСТВЕ. Особое внимание методика чтения уделяет приёмам формирования навыка самостоятельности в работе с текстом и книгой.

В.А. Сухомлинский, в своей книге «Разговор с молодым директором школы», писал, что беглое, нормальное чтение - это чтение в темпе 150-300 слов в минуту).

Интересную методику выработки беглого чтения разработал В.Н. Зайцев. Он считал, что совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. Н.А. Зайцев новатор-педагог, автор нескольких десятков пособий по чтению, письму и др. В книге В.Н. Зайцева даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать при определённых условиях:

  1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений

  2. Жужжащее чтение

  3. Ежеурочные пятиминутки чтения

  4. Чтение перед снов

  5. Режим щадящего чтения (если не любит ребёнок читать)

  6. Многократность чтения. Однако более 3-х раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующие упражнения система Федоренко – Пальченко (чтение в темпе скороговорки).

  7. Приём стимулирования учащихся (самозамер скорости чтения).

Начинать работу над беглостью чтения нужно с развития зрительной памяти, внимания. Хорошо развивают поле зрения цифровые таблицы Шульте, работа с которыми выполняется за 10 секунд. Наряду с таблицами Шульте можно использовать таблицы Т.Г. Швайко, А.Т. Степанищева.

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над её развитием ведётся с помощью зрительных диктантов И.Т. Федоренко

Глава III. ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

3.1. Практические упражнения по развитию навыка чтения

Для развития сознательности, беглости, правильности и выразительности я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его интересным и эмоциональным. Рассмотрю упражнения, характерные для развития каждого навыка отдельно.

В настоящее время первостепенное значение на уроках чтения уделяется осознания ребёнком содержательной стороны читаемого текста. Если ученик осмысленно воспринимает произведение художественной словесности, понимает их содержание, заключённое в художественных образах, то у него развивается воображение, творческая фантазия, способность к ассоциативному мышлению, применению языковых средств, пониманию стилей общения.

Поэтому в первую группу упражнений, направленных на осознанность чтения, включаю логические упражнения, где ребята учатся находить общие и отличительные признаки в различных связях, объединять в одно целое эти признаки, устанавливать связь между различными явлениями и понятиями. Упражнение «Составь новое слово». Даны слова: колос сани

Волга носки

было катки (1 класс)

Нужно составить новое слово, взяв из первого столбика первый слог, а из слов второго столбика второй слог (кони, волки, быки).

Дети учатся наблюдать и устанавливать связь между словами в упражнении «Найди четвёртое». Сначала нужно посмотреть, какая же логическая связь между первой парой слов. И на основе этой связи надо подобрать недостающее слово. А) Песня – композитор. Самолёт - ? (изобретатель, конструктор).

Б) Нож – сталь. Стул - ? (дерево).

В) Утро – ночь. Зима - ? (лето).

Ко второй группе по развитию осознанности чтения отношу игры со словами.

  1. Найди слово в слове. Гроза, шутка

  2. Закончи предложение.

По утрам у Айболита лечат зубы: з б р е ы , у ы з б р, и т г т р, в д р ы ы, о ы б б р.

Особенно нравится детям такое задание. Оно преподносится в такой форме: «Превратите ЛЕС в деревья, МАК в подарок, РАКа в пароход». Такое упражнение используется уже в конце 1 класса.

В упражнении «Найди животное» ученики должны найти спрятавшееся название животного среди строчек стихотворения.

НАСОС СОСЁТ РЕЧНУЮ ВОДУ.

И ШЛАНГ ПРОТЯНУТ К ОГОРОДУ. (осётр)

СРЕДИ КУСТОВ ЦАРИТ ПОКОЙ,

ЗДЕСЬ ХОРОШО БРОДИТЬ ОДНОЙ (овца). Это достаточно трудное упражнение, так как учащиеся должны не просто найти части этих слов, но и объединитьих, чтобы можно было прочитать слово.

Использование на уроках различных загадок, ребусов, шарад также относятся к этой группе упражнений.

В третью группу включаю упражнения по работе с деформированными, неоконченными предложениями, текстами. Использование этих упражнений является основой использования приёма антиципации или предвосхищения, т.е. смысловой догадки. Упражнение «Восстанови текст» ребята распределяют последовательность строк в стихотворении. С.В. Михалков «Чистописание»

Да! Стать учёным не легко

Корова молоко даёт,

Даёт корова молоко.

А надо всё наоборот: (2-я строка, 4, 3, 1)

Упражнение «Прочти, спроси, ответь!». Дети читают строчки:

Вдруг какой-то страшный зверь

Открывает лапой дверь… («Мой щенок»)

Перед ними вопросы: Кто? Как? Что? Что делает? Какой? Каждый ученик может попробовать себя в роли у4чителяи задать вопрос соседу, начало которого на доске.

К четвёртой группе упражнений отношу работу с текстом: упражнения «Чтение-разведка», тест «Экспресс-опрос» и др.

Для развития правильности чтения использую упражнения, в которых наиболее точно необходимо отразить признаки, свойства предметов, которые направлены на развитие запоминания, а, значит, развивают внимание, память учащихся. Упражнения «Опиши предмет», «Назови картинки», «Фотоглаз»: самостоятельно читают, запоминают слова с доски.

КОТ

РЕКА

СОРОКА

ИГЛА

КАРАНДАШ Я читаю предложения, в которых есть такие слова, а дети должны их услышать.

Заучивание наизусть стихотворений очень хорошо развивает память. Навык правильности чтения отрабатывается при чтении слов, отличающихся одной буквой.:

МЫШКА - МОШКА - МУШКА – МИШКА – МИСКА и др.;

При чтении слов, , где имеются одинаковые буквы: КУСТ – СТУК, СОСНА – НАСОС, МЫШКА – КАМЫШ, МАРКА – РАМКА и др.;

При чтении слов, имеющих одинаковые части: ПРИШЁЛ, ПРИНЁС, ПРИПЕВ.

Немаловажную роль при чтении отводится обучение беглости чтения.

Для развития беглости чтения необходимо расширять поле зрения учащихся и активизировать органы речи. Для повышения скорости чтения провожу работу по развитию периферического (бокового) зрения. Тренировка периферического поля зрения происходит только в те моменты, когда взгляд фиксируется в центре таблицы и стремится охватить её всю. Развитию поля чтения способствуют упражнения с таблицами Шульте, Т.Г. Швайко, А.Т. Степанищев «Читать можно быстрее». Вторая группа упражнений по развитию беглости чтения направлена на активизацию органов речи.

С первого класса урок чтения начинается с речевой разминки, которая состоит из обучения учащихся правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произнесению звуков, слогов, слов, выражений.. Начинать нужно с дыхательной зарядки, ибо правильное дыхание – основа речи. Речевая зарядка состоит из нескольких этапов:

  1. Дыхательные упражнения – «Мы дышим»

  2. Артикуляционные упражнения – «Разомнём язычок»

  3. Произнесение сочетаний звуков – «Произнеси верно»

  4. Скороговорки – «Учимся скороговорить».

Речевую зарядку провожу в начале урока. (5 минут)

Очень эффективный и дающий хорошие результаты приём жужжащего чтения. Результативный потому, что все учащиеся читают одновременно, вслух, вполголоса, и, что важно, каждый со своей скоростью. Есть у меня и хоровое чтение, и чтение с учителем, чтение «Буксир», «Кенгуру», «Спринт».

К последней группе приёмов относятся упражнения на развитие выразительности чтения. Отрабатываю темп, постановку голоса и дыхания выполнением следующих упражнений:

Упражнение «Читай шепотом и медленно» (чистоговорки):

ра-ра-ра- начинается игра, ру-ру-ру – все игрушки соберу, ро-ро-ро- - бабушка несёт ведро, ри-ри-ри – в парке светят фонари, ры-ры-ры – мы повесили шары,

ре-ре-ре – заяц спрятался в норе, ла-ла-ла - наша Танечка мала, ли-ли-ли- плывут по морю корабли, ло-ло-ло- белка спряталась в дупло, лю-лю-лю- маму очень я люблю.

Упражнение «Читай тихо и умеренно»:

УРМА-УРТА

УМВУ-ОМВУ

ЗЕЛКА-ЗЕМКА

ЮДРА-ЕДРЫ

Упражнение «Читай громко и уверенно»:

ЗАРЬ-ВАРЬ-МАРЬ-ЛАРЬ-ФАРЬ-КАРЬ-ТАРЬ-БАРЬ;

ЗВЕРЬ-ДВЕРЬ-ЧЕРВЬ. Развитию выразительности чтения мне помогает чтение по ролям.

Совершенствование техники чтения осуществляется с помощью различных видов упражнений. Все предложенные упражнения ввожу с первого класса. На уроках невозможно взять все виды упражнений , поэтому я их комбинирую, варьирую в зависимости от темы урока, возраста учащихся.

3.2. Преодоление трудностей при обучении чтению

Не могу не отметить в своей работе трудности, возникшие в процессе работы над техникой чтения и тормозящие скорость чтения.

Существует много причин, препятствующих навыкам чтения,Ю среди которых можно выделить семь основных: природный темп, регрессии, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень развития памяти. Остановлюсь подробнее на каждом из перечисленных фарторов и предложу упражнения для работы над проблемой , если она существует.

  1. Природный темп деятельности.

Иногда мы замечаем, что ребёнок медлителен, если темп занятий высок, то не успевает и легко устаёт. И хотя темп деятельности и является врождённым устойчивым средством нервной системы, он в течение жизни, включаясь в самые разнообразные виды деятельности, может постепенно измениться. Это значит, что, используя следующие упражнения, я могу увеличить темп чтения:

А) многократное прочтение

Я читаю текст вслух. Затем ребёнок читает этот же рассказ в течение 1 минуты. Закончив чтение, ребёнок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребёнок отмечает количество прочитанных слов. Естественно, во второй раз удаётся прочитать больше. Пусть ребёнок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться..

Б) «Молния»

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния».

В) «БУКСИР»

Читаю текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 16 слов в минуту. Ребёнок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за мной. Я останавливаюсь на каком-либо слове и прошу ребёнка показать в тексте место остановки. Если моя скорость будет значительно превышать скорость чтения ребёнка, снижаю её. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту, т.е., если темп чтения ребёнка 20-25 слов, то мой темп чтения должен быть не выше 40-45 слов в минуту.

  1. Регрессии

Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток – самый распространённый . При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет. Определить, присутствуют ли регрессии в чтении ребёнка, можно с помощью наблюдения. Ребёнок читает незнакомый текст, а я слежу за движением его глаз и речью. Мои наблюдения показали, что при чтении у учащихся взгляд постоянно возвращается назад для перечитывания (сначала прочитывает слово про себя, а затем вслух) или он постоянно прочитывает несколько слов на строчке два-три раза для понимания, в чтении отсутствует плавность. Это значит – присутствуют регрессии. Бороться с регрессией помогает упражнение «Чтение с окошечком». С правого края прямоугольника вырезаю небольшое отверстие «окошечко», по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога в 3-4 буквы. Листок накладывается на строку и передвигается сначала мной, а потом самим ребёнком вдоль строки. Придвижении листка по строке взгляд ребёнка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное чтение будет исключено из-за того, что прочитанное будет закрываться. Постепенно ребёнок привыкнет при чтении скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания.

  1. Антиципация

Антиципация – это смысловая догадка. Не раз я замечалаза детьми при чтении, что многие слова , которые они читают, они не дочитывают до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Для того чтобы определить владеет ли ребёнок приёмомантиципации, использует ли её при чтении, предлагаю ему следующий текст:

Родился зай.. в лесу и всего боял… Треснет где-ни… сучок, вспорх.. пти…, упадёт с дере.. ком снега – у зайчи.. душа в пят…

Фиксирую время, которое потратит ребёнок на чтение текста. Наблюдаю, как долго думает над окончаниями слова ученик. Затем предлагаю прочитать этот же текст, но уже без пропусков. При этом замечаю время. Сравниваю время. Если разрыв не превышает 15-20 секунд, значит при чтении ребёнок пользуется приёмом антиципации. Также использую упражнение, в котором пропущенное слово подсказывается несколькими буквами, однозначно его определяющими

САМ.Л.Т, КО.АБ.ИК

По пруду п.ы.ут жё.т.е, к.ас.ы. и о.а.жев.е ко.а.лик. . Все они п.и.ете.и сюда из рощи. П.и.е.ит ко.а.лик, о.ус.ит.я на воду, по..лывё. с по.ня.ым. .арус.ми.

Игра «Закончи предложение»

Дети ели ка…

На столе лежат бумага и кра…

В лесу растут гри…

Упражнение для развития смысловой догадки. Тексты с ошибками в содержании или несуразицами.

1.Дети не промокли под ливнем, так как спрятались под телеграфным столбом.

2.Поздней осенью, как обычно, зацвели буйно яблони.

Работа над развитием антиципации тесно связана с работой по развитию речи. Упражнения для расширения словарного запаса.

«Игра в слова». Я называю ребёнку слово, а он рассказывает, что этот предмет может делать:

Метель – метёт, а гром - … .

Ветер - …, а снег - … .

Дождь - …, а солнце - … .

Игра «Признак»

- Скажи, если предмет сделан из железа, то, как он называется. Какой он?

ЖЕЛЕЗО - …

БУМАГА – …

ДЕРЕВО - …

СНЕГ - …

Постоянное использование этих заданий способствует эффективному развитию антиципации. Кроме того, их польза состоит в развитии словесно-логической памяти.

Работа над развитием антиципации тесно связана с работой по развитию речи, что мы с вами все систематически проводим на уроках русского языка, математики, окружающего мира. Целью их является пополнение словарного запаса за счёт усвоения новых слов и их значений.

  1. .Артикуляция

Следующей причиной может быть недостаточная артикуляционная подвижность речевого аппарата (то есть артикуляционный аппарат не даёт возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова). Язык, губы, нижняя челюсть недостаточно согласованно работают при произношении звуков, при переключении с одного звука на другой. Для работы над артикуляцией использую упражнения с рифмой и ритмом.

  • Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

-а, о, у, ы, и, э.

АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ…

  • Чтение чистоговорок. Трёхкратное повторение слога в начале чистоговорки помогает правильно произнести этот же слог последним:

ЖА-жа-жа – есть иголки у ежа.

Стараюсь использовать те слоги, произношение которых у ребёнка вызывает трудности.

  • Чтение скороговорок в темпе. Соединяю вместе два требования: чёткую артикуляцию (особенно окончаний) и высокий темп. Ребёнок читает скороговорку, выполняя оба требования. Использую такие упражнения в качестве разминки перед основным чтением регулярно в течение 5-7 минут.



  1. Малое поле зрения.

Как показали исследования, глаза человека при чтении находятся в одном из двух состояний: фиксации (остановка) или смены точек фиксации (движение). Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации, глаз. Естественно, что скорость переработки информациив этих условиях зависит от того, какое количество будет воспринято в момент остановки взора. Таким образом, повышение скорости чтения - это увеличение объёма воспринимаемой информации при остановке глаз во время чтения. Разница между человеком, читающим быстро , и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения глаз, а в количестве материала, который воспринимается в момент фиксации. Поэтому для повышения скорости чтения необходимо уменьшить число остановок глаз на строке и их длительность. При этом важно увеличить число букв, слов, воспринимаемых за одну фиксацию, и не допускать регрессий. Кроме того, необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение.

  1. Упражнения на развитие периферического зрения.

Игра «Что вокруг?» Вешаю перед ребёнком на уровне глаз, на расстоянии1,5 – 2 метра от него лист бумаги с нарисованным кругом в центре. Круг небольшой, 1-2 см в диаметре. Эта точка будет помогать ребёнку фиксировать взгляд перед собой. Прошу ребёнка, чтобы он , глядя в эту точку , назвал те предметы, которые он видит справа и слева от себя. Использую это упражнение в разных вариациях, не повторяясь, чтобы ребёнок не мог запомнить имеющиеся вокруг предметы.

Уровень организации внимания. Роль внимания также велика при чтении, как и в других видах человеческой деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяет эффективность, результативность выполняемой работы.

Упражнения, направленные на увеличение объёма внимания. По сигналу «Внимание» ребёнку показываю материал, но не больше, чем на 2 секунды. Он должен постараться прочесть предъявленный материал и записать его. Если он записал больше 5 букв в двух самых длинных словах, то он выиграл.

Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания.

Игра «Найди спрятанное слово»

Среди буквенного текста вставлены слова. Ребёнок должен найти и подчеркнуть их.

БСОЛНЦЕИТРАВСТОЛРЮДЖЫМЕТОКНОГЩШЩАТМАШИНА

  1. Память

Различают четыре типа памяти. В связи с этим для тренировки памяти использую упражнения, напровленные на способность устанавливать связи между элементами материала.

Игра «Жили-были»

-Посмотрите внимательно на листок, где написаны названия животных. Представьте себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумайте историю, связывающую их между собой. Затем закрываю или переворачиваю написанное, а ребёнок на листке бумаги воспроизводит названия животных на их местах.

С МЕДВЕДЬ

О

Б ЛОШАДЬ

А

К ТИГР

А

П З

КОШКА Е Е

КРОТ Б

У Р

Х А

КОЗА

Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребёнка открыть мир книг. Развитие желания читать начинается с тех положительных эмоций, которые получает ребёнок во время



IV. Заключение.

 

Истории известны имена великих людей, которые поразительно быстро читали. Среди них называют имена Жан-Жака Руссо, Пушкина, Чернышевского, Горького, Ленина, Наполеона,  Бальзака. Последний читал со скоростью 4000 слов в минуту. Роман в 200 страниц он прочитывал за 20 минут.

В моей работе речь не идет о скорочтении, потому что скорочтение – это чтение 300 слов в минуту. Оно возможно только про себя. Скорочтение имеет смысл для научных сотрудников, руководящих работников. Речь идет об оптимальном чтении, то есть о чтении в темпе разговорной речи, в оптимальном темпе разговорной речи. И как показали исследования, это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Диапазон оптимального чтения (когда скорость чтения находится в пределах от 120 до 150 слов в минуту) – это диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат.

Я стремлюсь к тому, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников моего класса  имела высокую скорость чтения. Скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.  Эту особенность надо соотносить с требованиями сегодняшнего дня: чтобы не отставать от жизни в век высоких скоростей, достижения науки, техники, нужно быть эрудированным, образованным, культурным человеком, а для этого необходимо читать.

V. ЛИТЕРАТУРА

1.    Трубайчук Л.В. Программа по формированию беглого и динамического чтения у учащихся начальных классов – Челябинск, 1994 г.

2.     Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению /журнал Начальная школа, 1989 г., №12, с 27-31.

3.     Яшина Н.п. Учить читать трудно, но интересно /журнал Начальная школа, 2001 г., №6, с 24-45.

4.     Подколзина Т.А. Чтение текста одновременно с учителем /журнал Начальная школа, 2001 г., №9, с 99.

5.     Фомина Л.Н. Материалы к урокам чтения /журнал Начальная школа, 2001 г., №2, с 102-104.

6.     Горецкий В.Г. О проверке навыка чтения /журнал Начальная школа, 2001г., №8, с48-58.

7.     Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению – Москва, «Просвещение», 1991г.

8.     Волина В.В. Русский язык – Екатеринбург, АРД ЛТД, 1997 г.

9.     Аникина В.И., Шуклова Л.А. Формирование навыка чтения у младших школьников /Интернет.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!